План-конспект урока по литературе на тему О, как убийственно мы любим… (любовная лирика Ф.И.Тютчева) (для ОВЗ)


Урок по литературе:
«О, как убийственно
мы любим...»
(любовная лирика Ф.И.Тютчева)
Тема урока: «О, как убийственно мы любим..»Цель урока: знакомство с личной жизнью Ф.И.Тютчева и ее отображением в его поэтических произведениях
Методы: сообщения учащихся, чтение стихотворений
Ход урока
1. Орг.момент
Здравствуйте, дорогие ребята! Как ваше настроение? Кто сегодня отсутствует?
2. ЦелеполаганиеСегодня мы продолжаем говорить о творчестве замечательного русского поэта – Федоре Ивановиче Тютчеве. Имя Тютчева читатели открывают для себя как новый мир, как новую планету. Тютчев многогранен, и каждая грань его творчества сверкает первозданной красотой откровенного и чистого сердца. Он – поэт-философ, поэт-космист, поэт Любви и Нежности, Страдания и Счастья, Преданности и воплощенной в любви Вечности. Сегодня мы поговорим, пожалуй, о самой впечатляющей и в то же время трагической теме творчества поэта – о теме любви, познакомимся с его любимыми женщинами и почитаем незабываемые стихи о верности и счастье, о возвышенной любви и страсти, о гордости и глубокой скорби.
3. Проверка домашнего задания
Но для начала нам необходимо проверить, насколько хорошо вы усвоили творческую биографию поэта. Итак, в чем особенности биографии Тютчева?
Тест ( время на ответы – 5 минут)
1. Когда и где родился Ф.И.Тютчев?
1) 1803-1873, в Орловской губернии;
2) 1820-1892, усадьба Новоселки Мценского уезда;
3) 1826-1889, в Тверской губернии;
4) 1890-1960, в Москве
2. Какое образование получил Ф.И.Тютчев?
1) Словесное отделение Московского университета;
2) Юридическое отделение Московского университета;
3) Философское отделение Петербургского университета;
4) он обучался за границей
3. Поэт, критик, переводчик – наставник Тютчева
1) Белинский В., 2) Раич; 3) Чернышевский; 4) Добролюбов
4. какую профессию избрал после окончания университета Тютчев?
1) стал дипломатом; 2) учителем; 3) инженером; 4) врачом
5. В каком журнале были опубликованы первые стихи Тютчева?
1) «Москвитянин»; 2) «Отечественные записки»;
3) «Современник»; 4) Вестник Европы»
6. К какому литературному направлению следует отнести творчество Ф.И.Тютчева?
1) к реализму; 2) к романтизму;
3) к сентиментализму; 4) к модернизму
7. Сколько лет поэт провел за границей?
1) 22 года; 2) всю жизнь; 3) 3 года; 4) 5 лет
8. Русский поэт, высоко оценивший творчество Тютчева в своей статье «Русские второстепенные поэты»
1) А.А.Фет; 2) Н.А.Некрасов; 3) А.С.Пушкин; 4) М.Ю.Лермонтов
9. Творчество какого русского поэта оказало значительное влияние на поэзию Тютчева?
1) А.С.Пушкина; 2) М.Ю.Лермонтова;
3) В.А.Жуковского; 4) Е.А.Баратынского
10. Назовите стихотворение Ф.И.Тютчева, ставшее известным романсом
1) «Есть в осени первоначальной»
2) «О чем ты воешь, ветр ночной?»
3) «Я встретил Вас и все былое…»
4) «Как хорошо ты, о море ночное…»
4. Доклады подготовленных учащихся
1 уч-ся: Одной из центральных в зрелой лирике Тютчева стала тема любви. Любовная лирика отразила его личную жизнь, полную страстей, трагедий, разочарований.
2 уч-ся: В 1826г. Тютчев женился на вдове русского дипломата Элеоноре Петерсон, хотя незадолго до женитьбы был увлечен Амалией Лерхенфельд, который посвятил позднее стихотворение, ставшее романсом:
Я встретил вас – и все былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое-
И сердцу стало так тепло…
Как поздней осени порою
Бывают дни, бывает час,
Когда повеет вдруг весною
И что-то встрепенется в нас,-
Так, весь обвеян дуновеньем
Тех лет душевной полноты,
С давно забытым упоеньем
Смотрю на милые черты…
Как после вековой разлуки,
Гляжу на вас, как бы во сне,-
И вот – слышнее стали звуки,
Не умолкавшие во мне…
Тут не одно воспоминанье,
Тут жизнь заговорила вновь,-
И то же в вас очарованье,
И та ж в душе моей любовь!..
1 уч-ся: Через 7 лет начался роман Тютчева с Эрнестиной Дернберг. После нервного и физического потрясения (пожар на пароходе, на котором Элеонора с тремя детьми возвращалась из России в Италию), умирает жена Тютчева. По семейному преданию, «Тютчев, проведя ночь у гроба первой жены, поседел от горя».
2 уч-ся: Позднее Тютчев обвенчался с Эрнестиной Дернберг. Когда Тютчеву было 47 лет, началось любовное увлечение, обогатившее русскую поэзию бессмертным лирическим циклом. Денисьевский цикл – вершина любовной лирики Тютчева.
1 уч-ся: 24-летняя Елена Александровна Денисьева училась в Смольном институте с дочерьми Тютчева. Они полюбили друг друга и 14 лет были связаны узами гражданского брака и двумя детьми. Сложность ситуации состояла в том, что Тютчев по-прежнему любил вторую жену Эрнестину, семью.
2 уч-ся: В глазах высшего света связь с Денисьевой была скандальной, вся тяжесть осуждения и отвержения пала на плечи Денисьевой. Смерть Денисьевой от чахотки вызвала в поэте взрыв глубочайшего отчаяния, которое отразилось в стихах этого периода.
5. Слово учителя
Любовь для поэта – «и блаженство», «и безнадежность», и напряженное чувство, несущее человеку страдание и счастье, «поединок роковой» двух сердец. Все обстояло именно так: поэт в самом деле в продолжении долгих лет испытывал подлинную любовь одновременно к двум женщинам. При этом он постоянно страдал от острого чувства вины перед ними. Два милосердных существа, два ангела, охраняющие его творчество и жизнь. Эти звезды – две женщины – Эрнестина Дернберг и Елена Денисьева – Нести и Леля. Это их слезы. Чистые,как горное озеро, и горячие, словно огненная лава вулкана, обжигали душу поэта, заставляя ее страдать, очищаться и возноситься в поэтическое мироздание вселенского вдохновения.
Поэт – вне осуждения, он- выше. Только любовь женщины способна поднять Поэта на недосягаемые высоты. Тютчева боготворили две женщины, одухотворенные его строкой, возвеличенные его поэтическим гением и сброшенные его человеческой слабостью в бездну страданий, в море печали.
В минуты великой радости впору глубокого отчаяния у изголовья страждущего, больного духом и телом поэта склонялась верная Нести. Это она, в пору его великого горя после утраты Лели, сказала: «…его скорбь для меня священна, какова бы ни была ее причина». Величие и красоту души ее Тютчев оценил давно.
Не знаю я, коснется ль Благодать
Моей души болезненно-греховной,
Удастся ль ей воскреснуть и восстать,
Пройдет ли обморок духовный?
Но если бы душа могла
Здесь, на земле, найти успокоенье,
Мне благодатью ты б была –
Ты, ты, мое земное провиденье!..
Как-то он застал ее сидящей на полу, с глазами, полными слез. Вокруг были разбросаны письма, которые они писали друг другу. Почти машинально она брала их из пачек одно за другим, пробегала глазами дорогие ее памяти строки любви и признаний и так же машинально, словно заведенная механическая кукла, бросала в огонь камина тонкие, пожелтевшие от времени листки. Они корчились в пламени, пока черными клочковатыми обрывками их не затягивало внутрь вытяжной трубы.
Она сидела на полу
И груду писем разбирала,
И, как остывшую золу,
Брала их в руки и бросала.
Брала знакомые листы
И чудно так на них глядела,
Как души смотрят с высоты
На ими брошенное тело…
О, сколько жизни было тут,
Невозвратимо пережитой!
О, сколько горестных минут,
Любви и радости убитой!..
Стоял я молча в стороне
И пасть готов был на колени, -
И страшно грустно стало мне,
Как от присущей милой тени.
«Ах, насколько ты лучше меня, насколько выше! Сколько достоинства и серьезности в твоей любви, и каким мелким и жалким я чувствую себя рядом с тобой!.. Увы, это так, и я вынужден признать, что хотя ты и любишь меня в четыре раза меньше, чем прежде, ты все же любишь меня в десять раз больше, чем я того стою…» это строки из письма Федора Ивановича своей Несте. Письмо это было написано, когда история трагической, всепоглощающей страсти к молодой Елене Александровне только начиналась.
О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней…
Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!
Полнеба обхватила тень,
Лишь там, на западе, бродит сиянье, -
Помедли, помедли, вечерний день,
Продлись, продлись, очарованье.
Пускай скудеет в жилах кровь,
Но в сердце не скудеет нежность…
О ты, последняя любовь!
Ты и блаженство, и безнадежность.
У Тютчева любовь становится трагедией для людей не в силу виновности одного их них, а в силу несправедливого отношения общества, толпы к любящим. Его герои, не оторванные от жизни люди, а обыкновенные, хорошие, слабые и сильные одновременно, не способные распутать тот клубок противоречий, в котором они оказались. Прекрасно понимая, что именно он стал причиной падения своей возлюбленной Лели, что именно его страсть погубила ее и привела к полному одиночеству, чувствуя глубочайшую вину, все же поэт не мог отречься от своей любви.
О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
Давно ль, гордясь своей победой,
Ты говорил: она моя…
Год не прошел – спроси и сведай,
Что уцелело от нея?
Куда ланит девались розы,
Улыбка уст и блеск очей?
Все опалили, выжгли слезы
Горячей влагою своей.
Ты помнишь ли, при вашей встрече,
При первой встрече роковой,
Ее волшебны взоры, речи
И смех младенчески-живой?
И что ж теперь? И где ж все это?
И долговечен ли был сон?
Увы, как северное лето,
Был мимолетным гостем он!
Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь ее она легла!
Жизнь отреченья, жизнь страданья!
В ее душевной глубине
Ей оставались вспоминанья…
Но изменили и оне.
И на земле ей дико стало,
Очарование ушло…
Толпа, нахлынув в грязь втопталаТо, что в душе ее цвело.
И что ж от долгого мученья,
Как пепл сберечь ей удалось?
Боль злую, боль ожесточенья,
Боль без отрады и без слез!
О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
(Краткий анализ стихотворения)
Ф.И.Тютчев стремится показать красоту души своей возлюбленной. Его любимая предстает в стихах как подлинная героиня любви, совершившая подвиг. Тютчев утверждает за женщиной право на личное чувство, на любовь, на борьбу за нее. В любви героиня раскрывает себя, лучшие качества совей личности, свои возможности.
Не говори: меня он, как и прежде, любит,
Мной, как и прежде дорожит…
О нет! Он жизнь мою бесчеловечно губит,
Хоть, вижу, нож в руке его дрожит.
То в гневе, то в слезах, тоскуя, негодуя,
Увлечена, в душе уязвлена,
Я стражду, не живу…им, им одним живу я –
Но эта жизнь!.. О, как горька она!
Он мерит воздух мне так бережно и скудно…
Не мерят так и лютому врагу…
Ох, я дышу еще болезненно и трудно,
Могу дышать, но жить уж не могу.
В 1864 году, по прошествии 14 лет безумной любви, Елена Александровна Денисьева умирает. Болью, горечью утраты, глубочайшим страданием дышат строки стихотворения: «Весь день она лежала в забытьи…»
Весь день она лежала в забытьи.
И всю ее уж тени покрывали.
Лил теплый летний дождь – его струи
По листьям весело звучали.
И медленно опомнилась она.
И начала прислушиваться к шуму,
И долго слушала – увлечена,
Погружена в сознательную думу…
И вот, как бы беседуя с собой,
Сознательно она проговорила
(Я был при ней. Убитый, но живой):«О , как все это я любила!»
………………………………………
Любила ты, и так, как ты, любить –
Нет, никому еще не удавалось!
О Господи!.. и это пережить…
И сердце на клочки не разорвалось…
Пережитая поэтом драма не могла не отразиться на его здоровье. Но даже на смертном одре Поэт не переставал верить в силу любви. Любовь правит миром.
Бывают роковые дни
Лютейшего телесного недуга
И страшных нравственных тревог;
И жизнь над нами тяготеет
И душит нас, как кошемар.
Счастлив, кому в такие дни
Пошлет всемилосердный Бог
Неоценимый лучший дар –
Сочувственную руку друга,
Кого живая, теплая рука
Коснется нас, хотя слегка,
Оцепенение рассеет
И сдвинет с нас судеб удар,-
Воскреснет жизнь, кровь заструится вновь,
И верит сердце в правду и любовь.
В чем же особенности любовной лирики Ф.И.Тютчева?
1. Автобиографизм стихотворений;
2. Фрагментарность (каждое стихотворение читается как фрагмент, мгновение любовных ощущений);
3. Романтическая концепция любви (любовь как стихийная страсть и поединок роковой);
4. Лирический герой, его трагическое мироощущение и нравственный самокритицизм;
5. Лирическая героиня – подлинная героиня любви;
6. Психологический драматизм (любовь – борьба, отношения между людьми подвластны влиянию общества);
7. внутренний монолог как основная форма раскрытия темы любви.
6. Домашнее задание
Выучить стихотворение Ф.И.Тютчева на выбор
7. Орг.окончание урока
Спасибо вам за внимание. Оценки… До свидания!
Тест «Творческая биография Ф.И.Тютчева»
( время на ответы – 5 минут)
1. Когда и где родился Ф.И.Тютчев?
1) 1803-1873, в Орловской губернии;
2) 1820-1892, усадьба Новоселки Мценского уезда;
3) 1826-1889, в Тверской губернии;
4) 1890-1960, в Москве
2. Какое образование получил Ф.И.Тютчев?
1) Словесное отделение Московского университета;
2) Юридическое отделение Московского университета;
3) Философское отделение Петербургского университета;
4) он обучался за границей
3. Поэт, критик, переводчик – наставник Тютчева
1) Белинский В., 2) Раич; 3) Чернышевский; 4) Добролюбов
4. какую профессию избрал после окончания университета Тютчев?
1) стал дипломатом; 2) учителем; 3) инженером; 4) врачом
5. В каком журнале были опубликованы первые стихи Тютчева?
1) «Москвитянин»; 2) «Отечественные записки»;
3) «Современник»; 4) Вестник Европы»
6. К какому литературному направлению следует отнести творчество Ф.И.Тютчева?
1) к реализму; 2) к романтизму;
3) к сентиментализму; 4) к модернизму
7. Сколько лет поэт провел за границей?
1) 22 года; 2) всю жизнь; 3) 3 года; 4) 5 лет
8. Русский поэт, высоко оценивший творчество Тютчева в своей статье «Русские второстепенные поэты»
1) А.А.Фет; 2) Н.А.Некрасов; 3) А.С.Пушкин; 4) М.Ю.Лермонтов
9. Творчество какого русского поэта оказало значительное влияние на поэзию Тютчева?
1) А.С.Пушкина; 2) М.Ю.Лермонтова;
3) В.А.Жуковского; 4) Е.А.Баратынского
10. Назовите стихотворение Ф.И.Тютчева, ставшее известным романсом
1) «Есть в осени первоначальной»
2) «О чем ты воешь, ветр ночной?»
3) «Я встретил Вас и все былое…»
4) «Как хорошо ты, о море ночное…»
Я встретил вас – и все былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое-
И сердцу стало так тепло…
Как поздней осени порою
Бывают дни, бывает час,
Когда повеет вдруг весною
И что-то встрепенется в нас,-
Так, весь обвеян дуновеньем
Тех лет душевной полноты,
С давно забытым упоеньем
Смотрю на милые черты…
Как после вековой разлуки,
Гляжу на вас, как бы во сне,-
И вот – слышнее стали звуки,
Не умолкавшие во мне…
Тут не одно воспоминанье,
Тут жизнь заговорила вновь,-
И то же в вас очарованье,
И та ж в душе моей любовь!..
Не знаю я, коснется ль Благодать
Моей души болезненно-греховной,
Удастся ль ей воскреснуть и восстать,
Пройдет ли обморок духовный?
Но если бы душа могла
Здесь, на земле, найти успокоенье,
Мне благодатью ты б была –
Ты, ты, мое земное провиденье!..
Она сидела на полу
И груду писем разбирала,
И, как остывшую золу,
Брала их в руки и бросала.
Брала знакомые листы
И чудно так на них глядела,
Как души смотрят с высоты
На ими брошенное тело…
О, сколько жизни было тут,
Невозвратимо пережитой!
О, сколько горестных минут,
Любви и радости убитой!..
Стоял я молча в стороне
И пасть готов был на колени, -
И страшно грустно стало мне,
Как от присущей милой тени.
О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней…
Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!
Полнеба обхватила тень,
Лишь там, на западе, бродит сиянье, -
Помедли, помедли, вечерний день,
Продлись, продлись, очарованье.
Пускай скудеет в жилах кровь,
Но в сердце не скудеет нежность…
О ты, последняя любовь!
Ты и блаженство, и безнадежность.
О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
Давно ль, гордясь своей победой,
Ты говорил: она моя…
Год не прошел – спроси и сведай,
Что уцелело от нея?
Куда ланит девались розы,
Улыбка уст и блеск очей?
Все опалили, выжгли слезы
Горячей влагою своей.
Ты помнишь ли, при вашей встрече,
При первой встрече роковой,
Ее волшебны взоры, речи
И смех младенчески-живой?
И что ж теперь? И где ж все это?
И долговечен ли был сон?
Увы, как северное лето,
Был мимолетным гостем он!
Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь ее она легла!
Жизнь отреченья, жизнь страданья!
В ее душевной глубине
Ей оставались вспоминанья…
Но изменили и оне.
И на земле ей дико стало,
Очарование ушло…
Толпа, нахлынув в грязь втопталаТо, что в душе ее цвело.
И что ж от долгого мученья,
Как пепл сберечь ей удалось?
Боль злую, боль ожесточенья,
Боль без отрады и без слез!
О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
Не говори: меня он, как и прежде, любит,
Мной, как и прежде дорожит…
О нет! Он жизнь мою бесчеловечно губит,
Хоть, вижу, нож в руке его дрожит.
То в гневе, то в слезах, тоскуя, негодуя,
Увлечена, в душе уязвлена,
Я стражду, не живу…им, им одним живу я –
Но эта жизнь!.. О, как горька она!
Он мерит воздух мне так бережно и скудно…
Не мерят так и лютому врагу…
Ох, я дышу еще болезненно и трудно,
Могу дышать, но жить уж не могу.
Весь день она лежала в забытьи.
И всю ее уж тени покрывали.
Лил теплый летний дождь – его струи
По листьям весело звучали.
И медленно опомнилась она.
И начала прислушиваться к шуму,
И долго слушала – увлечена,
Погружена в сознательную думу…
И вот, как бы беседуя с собой,
Сознательно она проговорила
(Я был при ней. Убитый, но живой):«О , как все это я любила!»
………………………………………
Любила ты, и так, как ты, любить –
Нет, никому еще не удавалось!
О Господи!.. и это пережить…
И сердце на клочки не разорвалось…
Бывают роковые дни
Лютейшего телесного недуга
И страшных нравственных тревог;
И жизнь над нами тяготеет
И душит нас, как кошемар.
Счастлив, кому в такие дни
Пошлет всемилосердный Бог
Неоценимый лучший дар –
Сочувственную руку друга,
Кого живая, теплая рука
Коснется нас, хотя слегка,
Оцепенение рассеет
И сдвинет с нас судеб удар,-
Воскреснет жизнь, кровь заструится вновь,
И верит сердце в правду и любовь.
Доклады подготовленных учащихся
1 уч-ся: Одной из центральных в зрелой лирике Тютчева стала тема любви. Любовная лирика отразила его личную жизнь, полную страстей, трагедий, разочарований.
2 уч-ся: В 1826г. Тютчев женился на вдове русского дипломата Элеоноре Петерсон, хотя незадолго до женитьбы был увлечен Амалией Лерхенфельд, который посвятил позднее стихотворение, ставшее романсом:
Я встретил вас – и все былое…
1 уч-ся: Через 7 лет начался роман Тютчева с Эрнестиной Дернберг. После нервного и физического потрясения (пожар на пароходе, на котором Элеонора с тремя детьми возвращалась из России в Италию), умирает жена Тютчева. По семейному преданию, «Тютчев, проведя ночь у гроба первой жены, поседел от горя».
2 уч-ся: Позднее Тютчев обвенчался с Эрнестиной Дернберг. Когда Тютчеву было 47 лет, началось любовное увлечение, обогатившее русскую поэзию бессмертным лирическим циклом. Денисьевский цикл – вершина любовной лирики Тютчева.
1 уч-ся: 24-летняя Елена Александровна Денисьева училась в Смольном институте с дочерьми Тютчева. Они полюбили друг друга и 14 лет были связаны узами гражданского брака и двумя детьми. Сложность ситуации состояла в том, что Тютчев по-прежнему любил вторую жену Эрнестину, семью.
2 уч-ся: В глазах высшего света связь с Денисьевой была скандальной, вся тяжесть осуждения и отвержения пала на плечи Денисьевой. Смерть Денисьевой от чахотки вызвала в поэте взрыв глубочайшего отчаяния, которое отразилось в стихах этого периода