Дополнительное образование детей и взрослых Рабочая программа секции «Баскетбол» физкультурно-спортивной направленности на 2015-2016 учебный год


02.04
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Золотухинская средняя общеобразовательная школа» Золотухинского района Курской области
ПРИНЯТО
на заседании педагогического совета
протокол № ___ от _________2015 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор
____________В.В. Перьковприказ №____от _________ 2015 г.
Дополнительное образование
Дополнительное образование детей и взрослых
Рабочая программа
секции «Баскетбол»
физкультурно-спортивной направленности
на 2015-2016 учебный год

Составлена
учителем физической культуры
первой квалификационной категории
Тубольцевой Т.П.
2015г.

Пояснительная записка
Рабочая программа дополнительного образования спортивной секции «Баскетбол» составлена с учетом требований санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10 («Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993) на основании:
-Федерального компонента государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
-Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"от 04.12.2007 N 329-ФЗ (ред. от 02.07.2013);
-Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов» (В.И. Лях, А. А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2010);-Образовательной программы МБОУ ЗСОШ;
- Учебного плана МБОУ ЗСОШ на 2014-2015 учебный год.
Настоящая рабочая программа направлена на развитие склонностей, интересов и способностей ребенка к социальному и профессиональному самоопределению.
Данная программа является программой дополнительного образования, предназначенной для внеурочной формы дополнительных занятий по физическому воспитанию общеобразовательного учреждения. Принята в общеобразовательном учреждении, где используется программа В. И. Ляха, А. А. Зданевича.
Настоящая рабочая программа направлена на развитие склонностей, интересов и способностей ребенка к социальному и профессиональному самоопределению.
Актуальность и перспектива курса. Физкультурно-спортивной деятельности отводится особая роль в решении проблемы социальной адаптации школьников. Спорт, в частности на уроках в школе и во внеурочных формах занятий, включает учащихся во множество социальных отношений с учениками других классов и возрастов, создает возможность формирования запаса социально одобренных моделей поведения в школьной среде. Спортивные упражнения, подвижные игры с мячомиграют особую роль во всестороннем физическом развитии школьников
В играх и действиях с мячом совершенствуются навыки большинства основных движений. Игры с мячом – это своеобразная комплексная гимнастика. В ходе их школьники упражняются не только в бросании и ловле мяча, забрасывании его в корзину, метании на дальность и в цель, но также в ходьбе, беге, прыжках. Выполняются эти движения в постоянно изменяющейся обстановке. Это способствует формированию у учащихся умений самостоятельно применять движения в зависимости от условий игры.
Занятия с мячом, при соответствующей организации их проведения, благоприятно влияют на работоспособность ребенка. Упражнения с мячами различного веса и диаметра развивают не только крупные, но и мелкие мышцы обеих рук, увеличивают подвижность суставов пальцев и кистей. При ловле и бросании мяча ребенок действует обеими руками. Это способствует гармоничному развитию центральной нервной системы и всего организма.
Рабочая программа по баскетболу предназначена для детей 5-6 классов, имеющих медицинские показания, и рассчитана на один год обучения. Занятия проводятся в групповой форме, продолжительностью 1,5 академических часа с перерывами, в зависимости от возрастной группы и задач этапа обучения. Содержание данной программы рассчитано на систему двухразовых занятий в неделю - 111 часов в год.
Место программы в учебно – воспитательном процессе: Данная программа призвана обеспечить направление дополнительного физкультурного образования учащихся с использованием способов двигательной деятельности из раздела «баскетбол».
Программа позволяет последовательно решать задачи подготовки юных баскетболистов, формирования у учащихся целостного представления о баскетболе, о физической культуре, возможностях в повышении работоспособности и улучшении состояния здоровья, а главное-воспитывать личность, способную к самостоятельной, творческой деятельности.
Рабочая программа создана на основе курса обучения игре в баскетбол, который является одним из разделов школьной программы и представлен как обязательный вид спорта в государственном образовательном стандарте. Кроме того, баскетбол является одним из ведущих видов спорта в организации внеурочной работы в общеобразовательном учреждении.
Цель программы: создание условий для удовлетворения потребности ребенка в двигательной активности через занятия баскетболом, формирование и систематизация профессиональных теоретических знаний и практических умений и навыков.
В процессе реализации данной программы предполагается решение следующих задач:
-мотивирование школьников к участию в спортивно-оздоровительной деятельности;
-обучение способам овладения различными элементами спортивно-оздоровительной деятельности;
-помощь в осуществлении самостоятельного планирования, организации, проведения и анализа наиболее значимых для них дел и проектов спортивно-оздоровительной направленности;
-совершенствование функциональных возможностей организма;
-формирование позитивной психологии общения и коллективного взаимодействия;
-формирование умений в организации и судействе спортивной игры «баскетбол».
В осуществлении цели и задач программа ориентирует на единство всех форм системы физического воспитания школьников: урок физической культуры, мероприятия в режиме учебного дня, спортивные соревнования, физкультурные праздники.
Работа по программе «баскетбол» предполагает проведение игр, спортивных конкурсов и состязаний на площадках и в спортивном зале, используя разный спортивный инвентарь, мячи различного диаметра, кегли, фишки, ориентиры и др.
Формы и методы работы.
Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности учителя и ученика. Занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт. Полученные знания и умения. Занятия по технической, тактической, общефизической подготовке проводятся в режиме учебно-тренировочных по 2 часа.
Теория проходит в процессе учебно-тренировочных занятий, где подробно разбирается содержание правил игры, игровые ситуации, жесты судей.
Для повышения интереса занимающихся к занятиям баскетболом и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач применяются разнообразные формы и методы проведения этих занятий.
Словесные методы: создают у учащихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели используются: объяснение, рассказ, замечание, команды, указание.
Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях.
Практические методы:
- методы упражнений;
- игровой;
- соревновательный;
- круговой тренировки.
Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократное повторение упражнений. Разучивание упражнений осуществляется двумя методами:
- в целом;
- по частям.
Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся образовались некоторые навыки игры.
Метод круговое тренировки предусматривает выполнение заданий на специально подготовленных местах (станциях). Упражнения выполняются с учётом технических и физических способностей занимающихся.
Основными формами учебно-тренировочного процесса являются:
-Групповые учебно-тренировочные занятия;
-Групповые и индивидуальные теоретические занятия;
-Восстановительные мероприятия;
-Участие в матчевых встречах;
-Участие в соревнованиях;
-Зачеты, тестирования;
-Конкурсы, викторины.
Содержание программы структурировано по видам спортивной подготовки: теоретической, физической, технической и тактической и определено исходя из содержания примерной федеральной программы (Матвеев А.П., 2009) и комплексной программы физического воспитания учащихся I-XI классов (В.И.Лях, Л.А.Зданевич, «Просвещение».М. 2011). При этом большое внимание уделяется упражнениям специальной физической подготовки баскетболиста и тактико-техническим действиям баскетболиста.
Теоретическая подготовка включает вопросы истории и современного состояния баскетбола, правил соревнований по баскетболу, техники безопасности, а также вопросы, связанные с гигиеническими требованиями. Физическая подготовка дифференцирована на упражнения общей и специальной подготовки. Техническая подготовка включает упражнения без мяча и с мячом. В состав упражнений с мячом входят передача, прием, ведение и броски по кольцу. Тактические действия включают действия (индивидуальные и командные) игрока в нападении и защите.
Распределение учебного времени по реализации видов подготовки в процессе занятий школьной секции по баскетболу для учащихся представлено в примерном учебном плане.
Содержательное обеспечение разделов программы.
Теоретическая подготовка.
1. Развитие баскетбола в России и за рубежом.2. Общая характеристика сторон подготовки спортсмена.3. Физическая подготовка баскетболиста. 4. Техническая подготовка баскетболиста. 5. Тактическая подготовка баскетболиста. 6. Психологическая подготовка баскетболиста.7. Соревновательная деятельность баскетболиста. 8. Организация и проведение соревнований по баскетболу. 9. Правила судейства соревнований по баскетболу. 10. Места занятий, оборудование и инвентарь для занятий баскетболом.
Физическая подготовка.
1. Общая физическая подготовка.
1.1. Общеразвивающие упражнения: элементарные, с весом собственного веса, с партнером, с предметами (набивными мячами, фитболами, гимнастическими палками, обручами, с мячами различного диаметра, скакалками), на снарядах (опорный прыжок, стенка, скамейка,).1.2. Подвижные игры. 1.3. Эстафеты.1.4. Полосы препятствий.1.5. Акробатические упражнения (кувырки, стойки, перевороты, перекаты).
2. Специальная физическая подготовка.
2.1. Упражнения для развития быстроты движений баскетболиста.2.2. Упражнения для развития специальной выносливости баскетболиста.2.3. Упражнения для развития скоростно-силовых качеств баскетболиста.2.4. Упражнения для развития ловкости баскетболиста.
Техническая подготовка.
1. Упражнения без мяча.
1.1. Прыжок вверх-вперед толчком одной и приземлением на одну ногу.1.2. Передвижение приставными шагами правым (левым) боком:
с разной скоростью;
в одном и в разных направлениях.
1.3. Передвижение правым – левым боком.1.4. Передвижение в стойке баскетболиста.1.5. Остановка прыжком после ускорения.1.6. Остановка в один шаг после ускорения.1.7. Остановка в два шага после ускорения.1.8. Повороты на месте.1.9. Повороты в движении.1.10. Имитация защитных действий против игрока нападения.1.11. Имитация действий атаки против игрока защиты.
2. Ловля и передача мяча.
2.1. Двумя руками от груди, стоя на месте.2.2. Двумя руками от груди с шагом вперед.2.3. Двумя руками от груди в движении.2.4. Передача одной рукой от плеча.2.5. Передача одной рукой с шагом вперед.2.6. То же после ведения мяча.2.7. Передача одной рукой с отскоком от пола.2.8. Передача двумя руками с отскоком от пола.2.9. Передача одной рукой снизу от пола.2.10. То же в движении.2.11. Ловля мяча после полуотскока.2.12. Ловля высоко летящего мяча.2.13. Ловля катящегося мяча, стоя на месте.2.14. Ловля катящегося мяча в движении.
3. Ведение мяча.
3.1. На месте.3.2. В движении шагом.3.3. В движении бегом. 3.4. То же с изменением направления и скорости.3.5. То же с изменением высоты отскока.3.6. Правой и левой рукой поочередно на месте.3.7. Правой и левой рукой поочередно в движении.3.8. Перевод мяча с правой руки на левую и обратно, стоя на месте.
4. Броски мяча.
4.1. Одной рукой в баскетбольный щит с места.4.2. Двумя руками от груди в баскетбольный щит с места.4.3. Двумя руками от груди в баскетбольный щит после ведения и остановки.4.4. Двумя руками от груди в баскетбольную корзину с места.4.5. Двумя руками от груди в баскетбольную корзину после ведения.4.6. Одной рукой в баскетбольную корзину с места.4.7. Одной рукой в баскетбольную корзину после ведения.4.8. Одной рукой в баскетбольную корзину после двух шагов.4.9. В прыжке одной рукой с места.4.10. Штрафной.4.11. Двумя руками снизу в движении.4.12. Одной рукой в прыжке после ловли мяча в движении.4.13. В прыжке со средней дистанции.4.14. В прыжке с дальней дистанции.4.15. Вырывание мяча.4.16. Выбивание мяча.
Тактическая подготовка.
1. Защитные действия при опеке игрока без мяча.2. Защитные действия при опеке игрока с мячом.3. Перехват мяча.4. Борьба за мяч после отскока от щита.5. Быстрый прорыв.6. Командные действия в защите.7. Командные действия в нападении.8. Игра в баскетбол с заданными тактическими действиями

Учебно – тематический план секционных занятий по баскетболу.
№ Виды спортивной подготовки Кол-во часов
1 Теоретическая 6
2 Техническая 37
2.1. Имитационные упражнения без мяча 9
2.2.Ловля и передача мяча 9
2.3. Ведение мяча 9
2.4. Броски мяча 10
3 Тактическая 29
3.1. Действия игрока в защите 14
3.2. Действия игрока в нападении 15
4 Физическая 25
4.1. Общая подготовка 10
4.2. Специальная 15
5 Участие в соревнованиях по баскетболу 8
6 Тестирование 6
ИТОГО 111


Календарно-тематический план.

п/пСодержание Дата проведения
По плану фактического
Вводный урок. Физическая культура и спорт в России. Состояние и развитие баскетбола. Техника безопасности на занятиях. 02.09 Вводный урок. Физическая культура и спорт в России. Состояние и развитие баскетбола. Техника безопасности на занятиях. 02.09 Воспитание нравственных и волевых качеств спортсмена. Влияние физ. упр. на организм. 04.09 Воспитание нравственных и волевых качеств спортсмена. Влияние физ. упр. на организм. 04.09 Гигиенические требования к занимающимся спортом. Профилактика травматизма в спорте. 09.09 Гигиенические требования к занимающимся спортом. Профилактика травматизма в спорте. 09.09 Стойка баскетболиста. Перемещения в баскетбольной стойке. 11.09 Стойка баскетболиста. Перемещения в баскетбольной стойке 11.09 Повороты вперёд, повороты назад. 16.09 Повороты вперёд, повороты назад. 16.09 Ловля и передачи мяча на месте. 18.09 Передачи мяча в движении. 18.09 Передачи мяча в движении 23.09 Основы техники игры и техническая подготовка. 23.09 Основы техники игры и техническая подготовка. 25.09 Ведение мяча со зрительным контролем. 25.09 Ведение мяча со зрительным контролем 30.09 Ведение мяча с высоким и низким отскоком. 30.09 Ведение мяча с высоким и низким отскоком. 02.10 Ведение мяча на месте и в движении. 02.10 Ведение мяча на месте и в движении. 07.10 Ведение мяча по дугам и кругам. 07.10 Ведение мяча по дугам и кругам. 09.09 Ведение мяча со сменой рук и изменением направления. 09.09 Ведение мяча со сменой рук и изменением направления. 14.10 Броски в корзину двумя руками. 14.10 Броски в корзину двумя руками. 16.10 Броски двумя руками с отскоком от щита. 16.10 Броски двумя руками с отскоком от щита. 21.10 Броски двумя руками с отскоком от щита 21.10 Броски двумя руками с отскоком от щита 28.10 Броски с места и в движении. 28.10 Броски с места и в движении. 30.10 Броски с места и в движении 30.10 Броски с места и в движении 06.11 Броски с места (стоя прямо перед щитом и под углом). 06.11 Физические качества и физическая подготовка. 11.11 Броски одной рукой от плеча. 11.11 Броски одной рукой от плеча 13.11 Броски одной рукой прямо перед щитом и под углом. 13.11 Броски одной рукой прямо перед щитом и под углом. 18.11 Броски после ведения мяча. 18.11 Броски после ведения мяча. 20.11 Броски с двух шагов. 20.11 Броски с двух шагов. 25.11 Учебно- тренировочная игра 25.11 Учебно- тренировочная игра 27.11 Броски со средней дистанции в парах. 27.11 Броски со средней дистанции в парах. 02.12 Броски с сопротивлением. 02.12 Броски с сопротивлением. 04.12 Броски с сопротивлением. Учебная игра. 04.12 Изучение основ тактики нападения. 09.12 Изучение основ тактики нападения. 09.12 Изучение основ тактики нападения. 11.12 Изучение основ тактики нападения. 11.12 Выход для получения мяча. 16.12 Выход для получения мяча. 16.12 Учебно- тренировочная игра 18.12 Работа в парах, игра 1x1. 18.12 Работа в парах, игра 1x1. 23.12 Работа в парах, игра 1x1 23.12 Работа в парах, игра 1x1 25.12 Тактика нападения 2x1. 25.12 Тактика нападения 2x1. 30.12 Изучение основ тактики защиты. 30.12 Изучение основ тактики защиты. 08.01 Противодействие получению мяча. 08.01 Противодействие получению мяча. 13.01 Совершенствование передач . Передачи в тройках с атакой. 13.01 Совершенствование передач . Передачи в тройках с атакой. 15.01 Быстрый прорыв 2x1, 3x2. 15.01 Быстрый прорыв 2x1, 3x2.20.01 20.01 Броски со средней и дальней дистанции. Игра 1x1. 20.01 Броски со средней и дальней дистанции. Игра 1x1. 22.01 Изучение постановки заслона. 22.01 Изучение постановки заслона. 27.01 Изучение личной защиты. 27.01 Изучение личной защиты. 29.01 Совершенствование передач мяча. 29.01 Совершенствование передач мяча. 03.02 Совершенствование передач мяча. 03.02 Учебная игра без ведения. 05.02 Учебная игра без ведения. 05.02 Добивание мяча в корзину после удара в щит. 10.02 Добивание мяча в корзину после удара в щит. 10.02 Подбор мяча, вывод мяча из-под щита. 12.02 Подбор мяча, вывод мяча из-под щита. 12.02 Отработка навыков. Учебная игра. 17.02 Отработка навыков. Учебная игра. 17.02 Закрепление техники перемещения; ловли, передач и ведения мяча на месте 19.02 Закрепление техники перемещения; ловли, передач и ведения мяча на месте 19.02 Закрепление техники передачи одной рукой от плеча 24.02 Закрепление техники передачи одной рукой от плеча 24.02 Закрепление передач двумя руками над головой 26.02 Закрепление передач двумя руками над головой 26.02 Закрепление передач двумя руками над головой 02.03 Закрепление техники передач двумя руками в движении 02.03 Закрепление техники передач двумя руками в движении 04.03 Закрепление техники броска после ведения мяча 04.03 Закрепление техники броска после ведения мяча 09.03 Закрепление техники поворотам в движении 09.03 Закрепление техники ловли мяча, отскочившего от щита 11.03 Закрепление техники ловли мяча, отскочившего от щита 11.03 Закрепление техники броскам в движении после ловли мяча 16.03 Закрепление техники броскам в прыжке с места 16.03 Закрепление техники передач одной рукой сбоку и одной рукой в прыжке 18.03 Закрепление техники передач одной рукой сбоку и одной рукой в прыжке 18.03 Закрепление техники передач на месте и в движении, бросков в прыжке после ведения мяча 23.03 Учёт по физической подготовке 23.03 Учет по технической подготовке 25.03 Тактика свободного нападения. Позиционное нападение (5:0) без смены мест 25.03 Устойчивая, основная;
- статическая стартовая стойка;- динамическая стартовая стойка. 30.03 Перемещение в стойке боком, лицом. Ведение мяча правой и левой рукой на месте. 30.03 Бросок мяча снизу на месте. Ловля мяча на месте 01.04 Владеть мячом (держать, передовать на расстояние, ловля, ведение, броски) в процессе подвижных игр 01.04 Бросок мяча снизу на месте. Ловля мяча на месте 06.04 Обучение технике броска и ловли мяча, передачи мяча снизу на месте 06.04 Обучение технике ведения, броска и ловли мяча, передачи мяча на месте и в движении 08.04 Обучение тактики свободного нападения 08.04 Обучение технике передвижений, ведения, передач, бросков 13.04 Правила игры и методика судейства 13.04 Техническая подготовка баскетболиста 15.04 Техническая подготовка баскетболиста 15.04 Техника игры в баскетбол 20.04 Техника нападения, техника защиты. Взаимосвязь развития техники нападения и защиты 20.04 Особенности современной техники баскетбола, тенденции ее дальнейшего развития. 22.04 Нормативные требования и испытания по технической подготовке. 22.04 Характеристика средств и методов, применяемых при проведении общеразвивающих, подготовительных, подводящих и специальных упражнений. 27.04 Подбор упражнений при составлении и проведении комплексов по физической подготовке. 27.04 Индивидуальный подход к занимающимся при решении задач физической подготовки. 29.04 Виды контрольных тестов по физической подготовке 29.04 Подбор и применение упражнений для исправления ошибок в технике игры. 04.05 Подбора и проведение упражнений для развития физических качеств. 04.05 Виды упражнений и методы, применяемые при обучении 06.05 Применение технических средств при обучении технике. 06.05 Применение технических средств при обучении технике. 11.05 Обманные действия: финт на рывок, финт на бросок, финт на проход. 11.05 Техника овладения мячом: вырывание мяча, выбивание мяча, перехват мяча, накрывание мяча спереди при броске в корзину, выбивание мяча при ведении. 13.05 Индивидуальные действия: выход на свободное место с целью получения мяча, выбор способа ловли в зависимости от направления и силы полета, выбор способа передачи в зависимости от расстояния, 13.05 Взаимодействие двух игроков: «передай мяч – выходи», взаимодействие трех игроков – «треугольник», взаимодействие двух игроков с заслонами (внутренним, наружным), взаимодействие двух игроков – переключение. 18.05 организация командных действий по принципу выхода на свободное место 18.05 организация командных действий с использованием изученных групповых взаимодействий, позиционное нападение с заслонами, 20.05 организация командных действий против применения противником быстрого прорыва. 20.05 выбор места по отношению к нападающему с мячом, применение изученных защитных стоек и передвижений в зависимости от действия и расположения нападающего, 25.05 выбор места и способа противодействия нападающему без мяча в зависимости от места нахождения мяча, 25.05 противодействие нападающему при выходе на свободное место для получения мяча, действие одного защитника против двух нападающих. 28.05 Учебно- тренировочная игра 28.05 Ожидаемый результат:
Реализация данной программы будет способствовать повышению физиологической активности систем организма, содействию оптимизации умственной и физической работоспособности в режиме учебной деятельности, более успешной адаптации ребенка к школе, повышению интереса к занятиям физической культурой, увеличению числа учащихся стремящихся вести здоровый образ жизни.
Техническая подготовка:
Занимающийся в секции должен:
Овладеть всеми известными современному баскетболу приемами игры и уметь осуществлять их в разных условиях.
Уметь сочетать приемы друг с другом в любой последовательности вразнообразных условиях перемещения. Разнообразить действия, сочетая различные приемы.
Овладеть комплексом приемов, которыми в игре приходится пользоваться чаще, а выполнять их с наибольшим эффектом; острая комбинационная игра требует максимального использования индивидуальных способностей и особенностей.
Постоянно совершенствовать приемы, улучшая общую согласованность ихвыполнения.
Тактическая подготовка:
Для занимающегося в секции должно быть характерно:
Быстрота сложных реакций, внимательность, ориентировка, сообразительность,
творческая инициатива.
Индивидуальные действия и типовые взаимодействия с партнерами,основные системы командных действий в нападении и защите.
Сформированность умений эффективно использовать средства игры и
изученный тактический материал, учитывая собственные силы, возможности,
внешние условия и особенности сопротивления противника.
Способность по ходу матча переключаться с одних систем и вариантов
командных действий на другие.


Информационно - методическое обеспечение.
Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11-х классов /В.И. Лях, Л.А. Зданевич / “Просвещение”. М., 2011.
Примерная федеральная программа (Матвеев А.П., 2009).
Баскетбол: Учебник для вузов физ. культуры / Под общ. ред. Ю. М.Портно-ва. - М., 1997.
Вари Л. 1000 упражнений игры в баскетбол: Пер, с фр, / Под ред Л. Ю. Поплавского. — Киев, 1997,
Гомельский А. Я. Баскетбол. Секреты мастера— И,1997.
Костикова Л, В. Баскетбол. Азбука спорта. — М. 2002.
Чернова К А. Подвижные игры в системе подготовки баскетболистов: Метод.рекомендации для тренеров ДЮСШ по баскетболу. — М., 2001.