Рабочая программа спортивной секции «Баскетбол» (физкультурно-спортивное направление)

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Администрации Дмитровского района Московской области


Муниципальное общеобразовательное учреждение
Рогачевская средняя общеобразовательная школа
141880, Московская область, Дмитровский район, с. Рогачёво




«Согласовано» «Утверждаю»
на педагогическом совете Директор МОУ Рогачевской
МОУ Рогачевская средняя средней общеобразовательной школы
общеобразовательная школа ___________________ М.А. Курачева
«___» ________________2014г . «___» ___________________ 2014г.







Рабочая программа спортивной секции
«Баскетбол»
(физкультурно-спортивное направление)










Разработал:
Педагог-организатор мероприятий спортивной направленности
МОУ Рогачевской средней общеобразовательной школы
Бондарчук Сергей Владимирович










с.Рогачево
год разработки - 2014

Пояснительная записка
В системе физического воспитания школьников одним из направлений является внеклассная работа. Основу ее составляет организация работы школьной спортивной секции. Данная образовательная программа создана для решения задач дополнительного физкультурного образования в условиях образовательного учреждения с учетом наличия в группе учащихся различного возраста и уровня подготовленности.
Данная программа призвана обеспечить направление дополнительного физкультурного образования учащихся общеобразовательного учреждения с использованием способов двигательной деятельности из раздела «баскетбол». Структура и содержание программы могут быть использованы для разработки программ секционной работы по другим видам спорта.
Баскетбол является одним из разделов школьной программы и представлен как обязательный вид спорта в государственном образовательном стандарте. Он является одним из ведущих видов спорта в организации секционной работы в общеобразовательном учреждении. Тем не менее, в осуществлении такой работы необходимо ориентироваться на единство всех форм системы физического воспитания школьников: урок физической культуры, мероприятия в режиме учебного дня, спортивные соревнования, физкультурные праздники.
Цель спортивного кружка: обеспечение качественного уровня физической культуры, физического развития и физической подготовленности, обучающихся через вовлечение к систематическим занятиям баскетболом в спортивном кружке учащихся общеобразовательных школ.
Система задач:
Разработка эффективных приемов оптимизации деятельности спортивного кружка по баскетболу на каждом этапе многолетней подготовки в системе общеобразовательной школы.
Формирование у детей потребности в здоровом образе жизни и укреплении здоровья.
Привлечение максимально возможного количества детей и подростков к систематическим занятиям.
Улучшение спортивных результатов и повышение спортивных разрядов каждого учащегося, занимающегося в спортивном кружке.
Программа спортивной секции «Баскетбол» разработана для условий реализации в общеобразовательной школе и рассчитана на 7 лет подготовки (для детей 9-17 лет).
Набор учащихся в детское объединение " Баскетбол" осуществляется путем собеседования, с разрешения родителей и допуска врача, после проведения специального тестирования по О.Ф.П. Комплектование новых групп первого года обучения организуется один раз в два года. Рекламными средства являются: средства массовой информации (газеты, телевидение), показательные выступления, соревнования.
Баскетбол - командный вид спорта. Участие в соревнованиях помогает юным баскетболистам совершенствоваться в мастерстве. Однако реализация физических качеств должна осуществляться в зависимости от возрастных особенностей. Это положение непосредственно связано с индивидуализацией подготовки юных игроков. В баскетболе индивидуализация осуществляется по нескольким критериям: по возрасту, полу, игровому амплуа, антропометрическим признакам, биологическому созреванию. И нельзя требовать от детей больше того, что они могут выполнить на данном возрастном этапе. Особенно это касается соревновательной деятельности, которая строится на основе технического и тактического мастерства.
Юные баскетболисты во всех возрастах значительно отличаются от юных баскетболисток по скоростно-силовым показателям, особенно в метании мяча. Однако до 14 лет функциональные показатели у тех и других существенных различий не имеют. Различия нарастают с увеличением возраста в пользу юношей. Рациональное увеличение тренировочных нагрузок является одним из основных условий роста тренированности. Необходимо стремиться к тому, чтобы интенсивность и объем упражнений возрастали по мере улучшения физической подготовленности юных спортсменов. Следует отдавать предпочтение упражнениям динамического характера и приучать занимающихся различному темпу их выполнения. Когда занимающиеся упражняются в технических приемах, можно значительно повысить физическую нагрузку (для развития специальной выносливости), увеличивая количество повторений, повышая скорость выполнения приема и усложняя перемещение игроков.
Содержание данной программы рассчитано на систему двухразовых занятий в неделю продолжительностью 90 минут. Продолжительность занятий определяется их интенсивностью. Выполнение нормативного объема учебного времени достигается сложением времени учебных занятий и затратами времени на соревновательную деятельность по баскетболу в школе и вне ее. Содержание программы структурировано по видам спортивной подготовки: теоретической, физической, технической и тактической.
Кроме того, в программе представлены контрольные тесты для занимающихся по физической и технической подготовленности, а также методическое обеспечение и литература. Содержание видов спортивной подготовки определено исходя из содержания примерной федеральной программы (Матвеев А.П., 2005). При этом большое внимание уделяется упражнениям специальной физической подготовки баскетболиста и тактико-техническим действиям баскетболиста.
Теоретическая подготовка включает вопросы истории и современного состояния баскетбола, правил соревнований по баскетболу, техники безопасности, а также вопросы, связанные с гигиеническими требованиями. Физическая подготовка дифференцирована на упражнения общей и специальной подготовки. Техническая подготовка включает упражнения без мяча и с мячом. В состав упражнений с мячом входят передача, прием, ведение и броски по кольцу. Тактические действия включают действия (индивидуальные и командные) игрока в нападении и защите.
Распределение учебного времени по реализации видов подготовки в процессе занятий школьной секции по баскетболу для учащихся 5-9-х классов представлено в примерном учебном плане. Таблица № 1


Виды спортивной подготовки
Кол-во часов
Классы




5-6
7-8
9-11

1
Теоретическая
12
3
3
3

2
Техническая
150
48
48
47


Имитационные упражнения без мяча
30
9
9
5


Ловля и передача мяча
45
15
15
10


Ведение мяча
57
18
18
16


Броски мяча
57
18
18
16

3
Тактическая
87
31
31
20


Действия игрока в защите
60
22
22
10


Действия игрока в нападении
42
14
14
10

4
Физическая
60
21
21
18


Общая подготовка
42
15
15
12


Специальная подготовка
18
6
6
6

5
Соревнования по баскетболу, игровые дни
57
19
19
12

6
Тестирование
18
6
6
6,5

Итого:
333
111
111
106,5

Учебный план секционных занятий по баскетболу
Примерное распределение времени в отдельном занятии по технической, тактической и физической подготовке представлено в Таблице 2. Распределение времени осуществлено с учетом продолжительности секционного занятия 90 минут. Учитель, исходя из целей, условий, возрастных и индивидуальных особенностей занимающихся, потребностей работы секции, может изменять продолжительность занятия и распределение времени. Таблица 2


Виды подготовки
Время (мин.)

1
Техническая подготовка
30


Имитационные упражнения без мяча
3


Ловля и передача б/б мяча
7


Ведение мяча
8


Броски б/б мяча по кольцу
12

2
Тактическая подготовка
15


Действия игрока в защите
7


Действия игрока в нападении
8

3
Физическая подготовка
25


Общая ФП
15


Специальная ФП
10

4
Игра в баскетбол
20

Тестирование уровня технической подготовленности проводится по контрольным упражнениям, представленным в методическом пособии В.Т. Чичикина, П.В. Игнатьева «Проектирование учебного процесса по физической культуре в общеобразовательном учреждении» (НГЦ, Н. Новгород, 2005). Тестирование уровня физической подготовленности занимающихся проводится по региональным тестам в начале и в конце учебного года с их последующим анализом и представлением занимающимся.
Содержание разделов теоретической, технической, тактической, физической подготовки представлено без распределения по классам. Учитель должен самостоятельно, исходя из степени готовности занимающихся, распределить учебный материал. Более того, программа рекомендует базовый уровень содержания учебного материала. Это содержание может быть расширено по усмотрению учителя.
Содержательное обеспечение разделов программы
Теоретическая подготовка
1. Развитие баскетбола в России и за рубежом. 2. Общая характеристика сторон подготовки спортсмена. 3. Физическая подготовка баскетболиста. 4. Техническая подготовка баскетболиста. 5. Тактическая подготовка баскетболиста. 6. Психологическая подготовка баскетболиста. 7. Соревновательная деятельность баскетболиста. 8. Организация и проведение соревнований по баскетболу. 9. Правила судейства соревнований по баскетболу. 10. Места занятий, оборудование и инвентарь для занятий баскетболом.
Физическая подготовка
1. Общая физическая подготовка.
1.1. Общеразвивающие упражнения: элементарные, с весом собственного веса, с партнером, с предметами (набивными мячами, фитболами, футболами, гимнастическими палками, обручами, мячами различного диаметра, скакалками), на снарядах (перекладина, опорный прыжок, стенка, скамейка, канат). 1.2. Подвижные игры. 1.3. Эстафеты. 1.4. Полосы препятствий. 1.5. Акробатические упражнения (кувырки, стойки, перевороты, перекаты).
2. Специальная физическая подготовка.
2.1. Упражнения для развития быстроты движений баскетболиста. 2.2. Упражнения для развития специальной выносливости баскетболиста. 2.3. Упражнения для развития скоростно-силовых качеств баскетболиста. 2.4. Упражнения для развития ловкости баскетболиста.
Техническая подготовка
1. Упражнения без мяча.
1.1. Прыжок вверх-вперед толчком одной и приземлением на одну ногу. 1.2. Передвижение приставными шагами правым (левым) боком:
с разной скоростью;
в одном и в разных направлениях.
1.3. Передвижение правым – левым боком. 1.4. Передвижение в стойке баскетболиста. 1.5. Остановка прыжком после ускорения. 1.6. Остановка в один шаг после ускорения. 1.7. Остановка в два шага после ускорения. 1.8. Повороты на месте. 1.9. Повороты в движении. 1.10. Имитация защитных действий против игрока нападения. 1.11. Имитация действий атаки против игрока защиты.
2. Ловля и передача мяча.
2.1. Двумя руками от груди, стоя на месте. 2.2. Двумя руками от груди с шагом вперед. 2.3. Двумя руками от груди в движении. 2.4. Передача одной рукой от плеча. 2.5. Передача одной рукой с шагом вперед. 2.6. То же после ведения мяча. 2.7. Передача одной рукой с отскоком от пола. 2.8. Передача двумя руками с отскоком от пола. 2.9. Передача одной рукой снизу от пола. 2.10. То же в движении. 2.11. Ловля мяча после полуотскока. 2.12. Ловля высоко летящего мяча. 2.13. Ловля катящегося мяча, стоя на месте. 2.14. Ловля катящегося мяча в движении.
3. Ведение мяча.
3.1. На месте. 3.2. В движении шагом. 3.3. В движении бегом. 3.4. То же с изменением направления и скорости. 3.5. То же с изменением высоты отскока. 3.6. Правой и левой рукой поочередно на месте. 3.7. Правой и левой рукой поочередно в движении. 3.8. Перевод мяча с правой руки на левую и обратно, стоя на месте.
4. Броски мяча.
4.1. Одной рукой в баскетбольный щит с места. 4.2. Двумя руками от груди в баскетбольный щит с места. 4.3. Двумя руками от груди в баскетбольный щит после ведения и остановки. 4.4. Двумя руками от груди в баскетбольную корзину с места. 4.5. Двумя руками от груди в баскетбольную корзину после ведения. 4.6. Одной рукой в баскетбольную корзину с места. 4.7. Одной рукой в баскетбольную корзину после ведения.Ъ 4.8. Одной рукой в баскетбольную корзину после двух шагов. 4.9. В прыжке одной рукой с места. 4.10. Штрафной. 4.11. Двумя руками снизу в движении. 4.12. Одной рукой в прыжке после ловли мяча в движении. 4.13. В прыжке со средней дистанции. 4.14. В прыжке с дальней дистанции. 4.15. Вырывание мяча. 4.16. Выбивание мяча.
Тактическая подготовка
Защитные действия при опеке игрока без мяча. 2. Защитные действия при опеке игрока с мячом. 3. Перехват мяча. 4. Борьба за мяч после отскока от щита. 5. Быстрый прорыв. 6. Командные действия в защите. 7. Командные действия в нападении. 8. Игра в баскетбол с заданными тактическими действиями.
Контрольные тесты (требования к учащимся)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Ожидаемые результаты
По окончании первого года обучения, воспитанники должны уметь:
Выполнять прыжки толчком двух ног и толчком одной ноги.
Выполнять повороты вперед и назад с опорой на одну ногу.
Ловить мяч двумя руками на месте.
Передавать мяч двумя руками: сверху, от плеча, от груди, снизу, с места, с отскоком.
Передавать мяч одной рукой с места.
Вести мяч: с высоким отскоком, с низким отскоком, со зрительным контролем.
Выполнять ведение мяча: на месте, по прямой линии, по дугам.