Рабочая программа внеурочной деятельности социальной направленности «Перспектива» для 8-х классов Срок реализации: 4 года


Ямало – Ненецкий автономный округ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 13
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ПРЕДМЕТОВ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК
(МБОУ «СОШ №13 с УИП эстетического цикла»)
«Рассмотрено»
Заместитель директора по
учебно-воспитательной работе________________
Н.Ю. Каравайцева «Согласовано»
на заседании учебно-
методического совета
протокол № 1 от 30.08.2016г «Утверждено»
Директор МБОУ «СОШ №13 с УИП эстетического цикла»
_____________В.П. Тарарина
Приказ № 517-од от 31.08.2016 г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности
социальной направленности
«Перспектива»
для 8-х классов
Срок реализации: 4 годаСоставитель: Махнева Алена Дамировна
Педагог дополнительного образования
2016 – 2017 учебный год
Пояснительная записка
Социальное творчество школьников - это добровольное посильное участие детей в улучшении, совершенствовании общественных отношений, преобразование ситуации, складывающейся в окружающем их социуме. Такая деятельность всегда сопряжена с личной инициативой школьника, поиском им нестандартных решений, персональной ответственностью перед группой сверстников, педагогом, общественностью.
В данной программе собран материал, которого достаточно для получения общего представления о предмете и создания печатной продукции. Обучение построено таким образом, что последовательно освещаются все стадии подготовки издания: от замысла до получения оригинал-макета. Содержание программы предполагает работу с разными источниками информации. Содержание каждой темы включает в себя самостоятельную работу учащихся. При организации занятий целесообразно создавать ситуации, в которых каждый ученик мог бы выполнить индивидуальную творческую или конструкторскую работу и принять участие в работе группы. Необходимо развивать интерес к этой профессиональной сфере у учащихся школы, потому что ребенок может продемонстрировать свои умения, свое дарование, наглядно продемонстрировать результат.
Программа рассчитана для учащихся 10-17 лет.
Программа направлена на развитие способности не только к правильной, но и выразительной, воздействующей на ум и чувства читателя или слушателя речи. Изучение данной дисциплины должно содействовать расширению лингвистического кругозора учащихся, воспитанию у них стилистического чутья, закреплению умений и навыков коммуникативно-целесообразного отбора единиц языка, развитию и совершенствованию способностей создавать и оценивать тексты различной стилевой принадлежности. Программа предусматривает изучение лингвистической стилистики, функциональной стилистики, а также практической стилистики и культуры речи. В программе отражена связь стилистики с культурой речи. Одной из важных задач программы является повышение общей культуры речи учащихся, поэтому в “Программу” включен раздел “Культура речи”. Навыки, которые предполагается выработать в процессе изучения курса, окажутся полезными как для построения устного сообщения, так и для написания заметок и статей в газету.
Кроме того, программа способствует освоению учащимися фундаментальных понятий современной информатики, формирование у них навыков алгоритмического мышления, понимание компьютера как современного средства обработки информации; в получении практических навыков работы с компьютером и современными информационными технологиями.
Актуальность и значимость данной внеурочной программы - в социальной деятельности учащихся, формировании у них в процессе работы способности управления культурным пространством своего существования.
Новизна данной программы состоит в том, что элементы журналистики, предлагаемые на уроках развития речи, литературы, риторики, собраны в данном курсе как единое целое. Учащимся предлагается узнать основы журналистского дела, побывать в роли журналистов, проявить коммуникативные качества и творческие способности
Цели и задачи:
- знакомство детей с многообразием журналистских жанров, с основами издательского дела, обучение основным принципам и законам написания и редактирования публицистического, художественного и научного текстов, сделать доступным и посильным издательское дело;
- развитие творческих способностей детей, формирование умения ориентироваться в потоке информации, расширение кругозора детей;
- воспитание человека, гражданина, школьника - задача сложная многогранная, всегда актуальная;
- создание постоянно действующего актива юных корреспондентов.
Проблема влияния массовой информации на формирование мировоззрения школьников рождает новую проблему - проблему «моральной защиты» детей и подростков от негативных влияний средств массовой информации. С учетом этого определены задачи данной программы.
Задачи:
- формировать у ребят практические навыки журналистской работы: умение собирать информацию пользоваться разнообразной справочной и научной литературой;
- активизировать познавательную мыслительную деятельность;
- развивать критическое мышление;
- развивать коммуникативные умения, самостоятельность при создании материала;
- прививать культуру общения;
- воспитывать духовные качества личности, активную жизненную позицию;
-воспитывать у учащихся потребность в устных и письменных публицистических выступлениях и прививать им необходимые для этого навыки;
-развивать творческие способности школьников — осуществлять выпуск стенгазет, рукописных журналов, альманахов, оформлять альбомы, стенды.
-развивать коммуникативные способности учащихся с использованием технических средств;
-формировать творческие способности детей;
-уметь анализировать и отбирать полученную информацию;
-использовать силу воздействия массовой информации для становления духовного мира учащихся;
- уметь применять полученные знания при создании школьной газеты.
Цель: создание условий для информационно-нравственной компетенции обучающихся, самоутверждения и становления личностной зрелости подростка, выявления и развития журналистских и дизайнерских задатков
Формы и методы реализации программы:
Издательская деятельность может быть групповой и индивидуальной. Выбор той или иной формы происходит в зависимости от целей и задач конкретного раздела или темы программы. В качестве методических приемов могут быть использованы беседы, экскурсии, лекции, самостоятельная работа школьников, индивидуальные задания и анализ практической деятельности детей. В программе работы:
-индивидуальные занятия;
-занятия по звеньям;
-семинары;
-лекции;
-выездные занятия;
-встречи с интересными людьми;
-практическая работа (участие в конкурсах, выпуск Интернет - газеты, публикации в специализированных СМИ и др.)
-теоретические занятия, творческий практикум, работа с прессой, работа со справочной литературой, анкетирование, социологический опрос, экскурсии, встречи с журналистами, участие в школьных, городских , всероссийских конкурсах, выпуск школьной газеты.
Ожидаемый конечный результат должны знать:
- познакомятся с основными терминами журналистики;
-получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации;
-приобретут опыт уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей̆;
-научатся давать самооценку результатам своего труда;
-научатся работать над выполнением заданием редакции как индивидуально, так и согласованно в составе группы юнкоров
- научатся распределять работу между участниками проекта.
-научатся совместно договариваться о правилах общения и поведения на занятиях кружка и следовать им;
-поймут сущность журналистской̆ профессии как социальной̆, информационной̆, творческой̆, ее базовых характеристик, социальных ролей̆ журналиста, качеств личности, необходимых для ответственного выполнения профессиональных функций;
Уметь:
-приобретут первоначальные навыки работы с ПК в процессе создания школьной̆ газеты;
- приобретут первый̆ опыт проведения презентаций своих достижений;
-приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией̆ в процессе чтения соответствующих возрасту научно-познавательных текстов, инструкций;
-приобретут умение работать в проектном режиме при создании выпусков газеты;
-приобретут первичные навыки готовности слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Тематический план
(четвертый год обучения)

п/п Тема Тема
Теория Практика Всего
1. Использование программных средств для создания издательской продукции 1 - 1
2. Программное обеспечение для верстки и подготовки публикаций (Word) 3 8 11
3. Программное обеспечение для верстки и подготовки публикаций (Publiser) 3 5 8
4. Программное обеспечение для верстки и подготовки публикаций (Scribus) 5 10 15
Всего 12 23 35

Календарно-тематическое планирование внеурочного занятий ШСМИ «Перспектива»
4 год обучения (1 час в неделю) 8-классы. 35 часов
Дата проведения Тема
урока Элементы его содержание дТребования к уровню подготовки обучающихся Вид контроля Средства
обучения
План Факт предметные метапредметные тип форма Использование программных средств для создания издательской продукции
11 1.09 Вводное занятие. Вводные инструктажи. Планы работы на год. Распределение обязанностей пресс-центра. Аналитическая деятельность:
анализировать программное обеспечение с точки зрения удобства верстки и подготовки публикаций;
анализировать пользовательский интерфейс программных средств верстки и подготовки публикаций по определенной схеме. Определять цели занятий, рефлексировать Определять цели занятий, рефлексировать Текущий Устный опрос Слайдовая презентация
22 8.09 Верстка и подготовка публикаций. Практическая деятельность:
выбирать и определять программы для создания издательской продукции;
выбирать и загружать нужную программу;
ориентироваться в типовом интерфейсе Выполнять практические навыки Выполнять практические навыки Текущий Устный опрос Слайдовая презентация
33 15.09 Основы работы с программой анализировать условия и возможности использования программного средства Microsoft Word для выполнения типовых заданий для верстки и подготовки публикаций; Определять понятие Определять понятие Текущий Устный опрос Слайдовая презентация
44 22.09 Макеты страниц Изучение и практическое применение Выполнять практические навыки Выполнять практические навыки Текущий Устный опрос Слайдовая презентация
55 29.09 Колонки Изучение и практическое применение Выполнять практические навыки Выполнять практические навыки Текущий Устный опрос Слайдовая презентация
66 6.10 Работа с изображениями Изучение и практическое применение Выполнять практические навыки Выполнять практические навыки Текущий Устный опрос Слайдовая презентация
77 13.10 Работа с изображениями Изучение и практическое применение Выполнять практические навыки Выполнять практические навыки Текущий Устный опрос Слайдовая презентация
88 20.10 Страничные блоки Изучение и практическое применение Выполнять практические навыки Выполнять практические навыки Текущий Устный опрос Видео, фото материал.
99 27.10 Особенности верстки в программе Изучение и практическое применение Определять понятие Определять понятие Текущий Устный опрос Слайдовая презентация
110 03.11 Особенности верстки в программе реализовывать технологию решения конкретной задачи с помощью программного средства Microsoft Word. Определять понятие Определять понятие Текущий Устный опрос Слайдовая презентация
111 10.11 Создание публикации использовать программное обеспечение Microsoft Word для верстки и подготовки публикации (визитки, буклета, рекламного проспекта, календаря, листовки, журнала, газеты и т. д.) Выполнять практические навыки Выполнять практические навыки Рубежный Устный опрос Аудио,видео
112 17.11 Создание публикации использовать программное обеспечение Microsoft Word для верстки и подготовки публикации (визитки, буклета, рекламного проспекта, календаря, листовки, журнала, газеты и т. д.) Выполнять практические навыки Выполнять практические навыки Текущий Устный опрос Слайдовая презентация
Программное обеспечение для верстки и подготовки публикаций (Publiser)
113 24.11 Основы работы анализировать условия и возможности использования программного средства Microsoft Publisher для выполнения типовых заданий для верстки и подготовки публикаций; Определять понятие Определять понятие Текущий Устный опрос Слайдовая презентация
114 10.11 Правила выбора шаблона реализовывать технологию решения конкретной задачи с помощью программного средства Microsoft Publisher. Определять понятие Определять понятие Текущий Устный опрос Слайдовая презентация
115 01.12 Изменение шаблона реализовывать технологию решения конкретной задачи с помощью программного средства Microsoft Publisher. Определять понятие Определять понятие Текущий Устный опрос Слайдовая презентация
116 08.12 Верстка на основе шаблона реализовывать технологию решения конкретной задачи с помощью программного средства Microsoft Publisher. Определять понятие Определять понятие Текущий Устный опрос Аудио , видео материал.
117 15.12 Работа с различными видами объектов реализовывать технологию решения конкретной задачи с помощью программного средства Microsoft Publisher. Выполнять практические навыки Выполнять практические навыки Текущий Устный опрос Аудио, видео, фото
118 22.12 Работа с различными видами объектов реализовывать технологию решения конкретной задачи с помощью программного средства Microsoft Publisher. Выполнять практические навыки Выполнять практические навыки Текущий Устный опрос Аудио, видео.
119 29.12 Создание публикации использовать программное обеспечение Microsoft Publisher для верстки и подготовки публикации (визитки, буклета, рекламного проспекта, календаря, листовки, журнала, газеты и т. д.) Выполнять практические навыки Выполнять практические навыки Рубежный Устный опрос Слайдовая презентация
220 12.01 Создание публикации использовать программное обеспечение Microsoft Publisher для верстки и подготовки публикации (визитки, буклета, рекламного проспекта, календаря, листовки, журнала, газеты и т. д.) Выполнять практические навыки Выполнять практические навыки Текущий Устный опрос Слайдовая презентация
Программное обеспечение для верстки и подготовки публикаций (Scribus)
221 19.01 Основы работы анализировать условия и возможности использования программного средства Scribus для выполнения типовых заданий для верстки и подготовки публикаций Определять понятие Определять понятие Текущий Устный опрос Слайдовая презентация
222 26.01 Подготовка к работе реализовывать технологию решения конкретной задачи с помощью программного средства Scribus. Определять понятие Определять понятие Текущий Устный опрос Слайдовая презентация
223 02.02 Блоки изображения работать с различными блоками на странице; Выполнять практические навыки Выполнять практические навыки Текущий Устный опрос Слайдовая презентация
224 09.02 Текстовые блоки работать с различными блоками на странице; Выполнять практические навыки Выполнять практические навыки Текущий Устный опрос Слайдовая презентация
225 16.02 Текстовые блоки работать с различными блоками на странице; Выполнять практические навыки Выполнять практические навыки Текущий Устный опрос Слайдовая презентация
226 02.03 Табличные блоки работать с различными блоками на странице; Выполнять практические навыки Выполнять практические навыки Итоговый. Устный опрос Аудио.
227 09.03 Работа со слоями страницы Работать со слоями страницы Выполнять практические навыки Выполнять практические навыки Текущий Устный опрос Слайдовая презентация
228 16.03 Работа со слоями страницы Работать со слоями страницы Выполнять практические навыки Выполнять практические навыки Текущий Устный опрос Слайдовая презентация
229 23.03 Макетирование нескольких страниц создавать макетные страницы; Освоить особенности макетирования Освоить особенности макетирования Текущий Устный опрос Слайдовая презентация
330 06.04 Макетирование нескольких страниц создавать макетные страницы; Освоить особенности макетирования Освоить особенности макетирования Текущий Устный опрос Слайдовая презентация
331 13.04 Текстовые эффекты Использование текстовых эффектов Освоить особенности текстовых эффектов Освоить особенности текстовых эффектов Текущий Устный опрос Слайдовая презентация
332 20.04 Фигуры для текста Использование фигур для текста Выполнять практические навыки Выполнять практические навыки Текущий Устный опрос Слайдовая презентация
333 27.04 Создание публикации использовать программное обеспечение Scribus для верстки и подготовки публикации (визитки, буклета, рекламного проспекта, календаря, листовки, журнала, газеты и т. д.) Выполнять практические навыки Выполнять практические навыки Текущий Устный опрос Слайдовая презентация
334 04.05 Создание публикации использовать программное обеспечение Scribus для верстки и подготовки публикации (визитки, буклета, рекламного проспекта, календаря, листовки, журнала, газеты и т. д.) Выполнять практические навыки Выполнять практические навыки Текущий Устный опрос Слайдовая презентация
335 11.05 Анализ проделанной работы. Итоговое занятие Закрепление пройденного материала. Закрепление пройденного материала. Закрепление пройденного материала. Итоговый. Устный опрос Слайдовая презентация

Литература и материально-техническоеобеспечение
Литература
1. Гиз, К. Основы web-дизайна [Текст] : вспомогательное руководство / К. Гиз. – М. : Вильямс, 2002.
2. Интернет. Энциклопедия [Текст] : фундаментальное руководство / под ред. Л. Г. Мелиховой. – 5-е изд. – СПб. : Питер, 2010.
3. Китинг, Джоди. Flash MX. Искусство создания web-сайтов [Текст] / Джоди Китинг. – М. : DialSoft, 2012.
4. Коцюбинский, А. О. Современный самоучитель работы в сети Интернет. Быстрый старт [Текст] : практическое пособие / А. О. Коцюбинский, С. В. Грошев. – М. : Триумф, 2008.
5. Олтман, Р. CorelDraw 13 [Текст] : полное руководство / Р. Олтман. – М. : Энтроп, 2011.
6. Стразницкас, М. Эффективная работа с Photoshop CS. Графика для WEB [Текст] / М. Стразницкас. – М., 2011.
7. Фок, Б. Internet с самого начала [Текст] / Б. Фок. – 4-е изд. – СПб. : Питер, 2010.