Рабочая программа внеурочной деятельности социальной направленности «Перспектива» для 5-х классов Срок реализации: 4 года


Ямало – Ненецкий автономный округ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 13
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ПРЕДМЕТОВ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК
(МБОУ «СОШ №13 с УИП эстетического цикла»)
«Рассмотрено»
Заместитель директора по
учебно-воспитательной работе________________
Н.Ю. Каравайцева«Согласовано»
на заседании учебно-
методического совета
протокол № 1 от 30.08.2016г «Утверждено»
Директор МБОУ «СОШ №13 с УИП эстетического цикла»
_____________В.П. Тарарина
Приказ № 517-од от 31.08.2016 г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности
социальной направленности«Перспектива»
для 5-х классов
Срок реализации: 4 годаСоставитель: Махнева Алена ДамировнаПедагог дополнительного образования
2016 – 2017 учебный год
Пояснительная записка
Социальное творчество школьников - это добровольное посильное участие детей в улучшении, совершенствовании общественных отношений, преобразование ситуации, складывающейся в окружающем их социуме. Такая деятельность всегда сопряжена с личной инициативой школьника, поиском им нестандартных решений, персональной ответственностью перед группой сверстников, педагогом, общественностью.
В данной программе собран материал, которого достаточно для получения общего представления о предмете и создания печатной продукции. Обучение построено таким образом, что последовательно освещаются все стадии подготовки издания: от замысла до получения оригинал-макета. Содержание программы предполагает работу с разными источниками информации. Содержание каждой темы включает в себя самостоятельную работу учащихся. При организации занятий целесообразно создавать ситуации, в которых каждый ученик мог бы выполнить индивидуальную творческую или конструкторскую работу и принять участие в работе группы. Необходимо развивать интерес к этой профессиональной сфере у учащихся школы, потому что ребенок может продемонстрировать свои умения, свое дарование, наглядно продемонстрировать результат.
Программа рассчитана для учащихся 10-17 лет.
Программа направлена на развитие способности не только к правильной, но и выразительной, воздействующей на ум и чувства читателя или слушателя речи. Изучение данной дисциплины должно содействовать расширению лингвистического кругозора учащихся, воспитанию у них стилистического чутья, закреплению умений и навыков коммуникативно-целесообразного отбора единиц языка, развитию и совершенствованию способностей создавать и оценивать тексты различной стилевой принадлежности. Программа предусматривает изучение лингвистической стилистики, функциональной стилистики, а также практической стилистики и культуры речи. В программе отражена связь стилистики с культурой речи. Одной из важных задач программы является повышение общей культуры речи учащихся, поэтому в “Программу” включен раздел “Культура речи”. Навыки, которые предполагается выработать в процессе изучения курса, окажутся полезными как для построения устного сообщения, так и для написания заметок и статей в газету.
Кроме того, программа способствует освоению учащимися фундаментальных понятий современной информатики, формирование у них навыков алгоритмического мышления, понимание компьютера как современного средства обработки информации; в получении практических навыков работы с компьютером и современными информационными технологиями.
Актуальность и значимость данной внеурочной программы - в социальной деятельности учащихся, формировании у них в процессе работы способности управления культурным пространством своего существования.
Новизна данной программы состоит в том, что элементы журналистики, предлагаемые на уроках развития речи, литературы, риторики, собраны в данном курсе как единое целое. Учащимся предлагается узнать основы журналистского дела, побывать в роли журналистов, проявить коммуникативные качества и творческие способности
Цели и задачи:
- знакомство детей с многообразием журналистских жанров, с основами издательского дела, обучение основным принципам и законам написания и редактирования публицистического, художественного и научного текстов, сделать доступным и посильным издательское дело;
- развитие творческих способностей детей, формирование умения ориентироваться в потоке информации, расширение кругозора детей;
- воспитание человека, гражданина, школьника - задача сложная многогранная, всегда актуальная;
- создание постоянно действующего актива юных корреспондентов.
Проблема влияния массовой информации на формирование мировоззрения школьников рождает новую проблему - проблему «моральной защиты» детей и подростков от негативных влияний средств массовой информации. С учетом этого определены задачи данной программы.
Задачи:
- формировать у ребят практические навыки журналистской работы: умение собирать информацию пользоваться разнообразной справочной и научной литературой;
- активизировать познавательную мыслительную деятельность;
- развивать критическое мышление;
- развивать коммуникативные умения, самостоятельность при создании материала;
- прививать культуру общения;
- воспитывать духовные качества личности, активную жизненную позицию;
-воспитывать у учащихся потребность в устных и письменных публицистических выступлениях и прививать им необходимые для этого навыки;
-развивать творческие способности школьников — осуществлять выпуск стенгазет, рукописных журналов, альманахов, оформлять альбомы, стенды.
-развивать коммуникативные способности учащихся с использованием технических средств;
-формировать творческие способности детей;
-уметь анализировать и отбирать полученную информацию;
-использовать силу воздействия массовой информации для становления духовного мира учащихся;
- уметь применять полученные знания при создании школьной газеты.
Цель: создание условий для информационно-нравственной компетенции обучающихся, самоутверждения и становления личностной зрелости подростка, выявления и развития журналистских и дизайнерских задатков
Формы и методы реализации программы:
Издательская деятельность может быть групповой и индивидуальной. Выбор той или иной формы происходит в зависимости от целей и задач конкретного раздела или темы программы. В качестве методических приемов могут быть использованы беседы, экскурсии, лекции, самостоятельная работа школьников, индивидуальные задания и анализ практической деятельности детей. В программе работы:
-индивидуальные занятия;
-занятия по звеньям;
-семинары;
-лекции;
-выездные занятия;
-встречи с интересными людьми;
-практическая работа (участие в конкурсах, выпуск Интернет - газеты, публикации в специализированных СМИ и др.)
-теоретические занятия, творческий практикум, работа с прессой, работа со справочной литературой, анкетирование, социологический опрос, экскурсии, встречи с журналистами, участие в школьных, городских , всероссийских конкурсах, выпуск школьной газеты.
Ожидаемый конечный результат должны знать:
- познакомятся с основными терминами журналистики;
-получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации;
-приобретут опыт уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей̆;
-научатся давать самооценку результатам своего труда;
-научатся работать над выполнением заданием редакции как индивидуально, так и согласованно в составе группы юнкоров
- научатся распределять работу между участниками проекта.
-научатся совместно договариваться о правилах общения и поведения на занятиях кружка и следовать им;
-поймут сущность журналистской̆ профессии как социальной̆, информационной̆, творческой̆, ее базовых характеристик, социальных ролей̆ журналиста, качеств личности, необходимых для ответственного выполнения профессиональных функций;
Уметь:
-приобретут первоначальные навыки работы с ПК в процессе создания школьной̆ газеты;
- приобретут первый̆ опыт проведения презентаций своих достижений;
-приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией̆ в процессе чтения соответствующих возрасту научно-познавательных текстов, инструкций;
-приобретут умение работать в проектном режиме при создании выпусков газеты;
-приобретут первичные навыки готовности слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Тематический план
(первый год обучения)

п/п Тема Тема
Теория Практика Всего
1. Введение в журналистику 6 3 9
2. Речевое развитие 6 6 12
3. Стендовая и оформительская работа.Коллаж2 12 14
Всего 14 21 35
Календарно-тематическое планирование внеурочного занятий ШСМИ «Перспектива»
1 год обучения (1 час в неделю) 5-классы. 35 часов
Дата проведения Тема
урока Элементы его содержание Требования к уровню подготовки обучающихся Вид контроляСредства
обучения
план Факт предметные метапредметныетип форма Введение в журналистику.
1 6.09 Вводное занятие. Вводные инструктажи. Планы работы на год. Распределение обязанностей пресс-центра. Организационные моменты Определять цели занятий, рефлексировать Определять цели занятий, рефлексировать Текущий Устный опрос Слайдовая презентация
2 13.09 Введение в журналистику. Основные понятия журналистики Определять понятие Определять понятие Рубежный Устный опрос презентация
3 20.09 Исторические предпосылки возникновения журналистики. Изучение исторических понятий Определять понятие Определять понятие Текущий Устный опрос презентация
4 27.09 Первые печатные газеты. Типография. Изучение исторических понятий Определять понятие Определять понятие Текущий Устный опрос презентация
5 4.10 Мастерство журналиста: работа со словом. Упражнения с синонимами, антонимами, фразеологическими выражениями Определять понятие Определять понятие Текущий Устный опрос презентация
6 11.10 Встречи с журналистами. Мастер-классы. Определять понятие Определять понятие Текущий Устный опрос презентация
7 18.10 Мнемотехника – искусство запоминания. Приёмы развития и тренировки памяти. Упражнения на тренировку памяти Определять понятие Определять понятие Текущий Устный опрос презентация
8 25.10 Психологическая подготовка журналиста. Зачем журналисту изучать психологию? Какие качества нужно развить в себе журналисту? Беседа Определять понятие Определять понятие Текущий Устный опрос Видео, фото материал.
9 8.11 Статья, обзор, обозрение, открытое письмо, рецензия, аннотация. Знакомство с понятиями Определять понятие Определять понятие Текущий Устный опрос презентация
Речевое развитие.
10 15.11 Техника ведения интервью и визирование материалов. Упражнения на визирование Определять понятие Определять понятие Текущий Устный опрос презентация
11 22.11 Упражнения на развитие внимания и наблюдательности. Выполнение упражнений Выполнять практические навыки Выполнять практические навыки Рубежный Устный опрос Аудио,видео12 29.11 Упражнения на развитие памяти. Игра Выполнять практические навыки Выполнять практические навыки Текущий Устный опрос презентация
13 6.12 Приёмы развития и тренировки памяти. Игровые упражнения Выполнять практические навыки Выполнять практические навыки Текущий Устный опрос презентация
14 13.12 Права и обязанности журналиста в законе «О средствах массовой информации». Введение понятий Определять понятие Определять понятие Текущий Устный опрос презентация
15 20.12 Права и обязанности журналиста в законе «О средствах массовой информации». Введение понятий Определять понятие Определять понятие Текущий Устный опрос презентация
16 27.12 Защита авторских прав. Введение понятий Определять понятие Определять понятие Устный опрос Аудио , видео материал.
17 17.01 Вводный инструктаж, повторный. Инструктаж Определять цели занятий, рефлексировать Определять цели занятий, рефлексировать Текущий Устный опрос Аудио, видео, фото
18 24.01 Тренинг по психологии общения. Тренинг Определять понятие Определять понятие Текущий Устный опрос Аудио, видео.
19 31.01 Тренинг по психологии общения. Тренинг Определять понятие Определять понятие Текущий Устный опрос презентация
20 07.02 Ораторское искусство. Введение понятий Определять понятие Определять понятие Текущий Устный опрос презентация
21 14.02 Ораторское искусство. Упражнения по ораторскому мастерству Определять понятие Определять понятие Текущий Устный опрос презентация
Стендовая и оформительская работа. Коллаж.
22 21.02 Основы композиции Введение понятий Выполнять практические навыки Выполнять практические навыки Текущий Устный опрос презентация
23 28.02 Основы композиции Построение композиции Выполнять практические навыки Выполнять практические навыки Текущий Устный опрос презентация
24 07.03 Оформление стендов Оформление стендов с учетом композиционного размещения Выполнять практические навыки Выполнять практические навыки Текущий Устный опрос презентация
25 14.03 Оформление стендов Оформление стендов с учетом композиционного размещения Выполнять практические навыки Выполнять практические навыки Текущий Устный опрос презентация
26 21.03 Композиционное оформление работ Оформление работ Выполнять практические навыки Выполнять практические навыки Итоговый. Устный опрос презентации
27 28.03 Композиционное оформление работ Оформление работ Выполнять практические навыки Выполнять практические навыки Дистанционно Устный опрос презентация
28 04.04 Создание композиций из фотографий. Коллаж на тему «Социального плаката» Работа в компьютерной программе Photoshop Выполнять практические навыки Выполнять практические навыки Текущий Устный опрос презентация
29 11.04 Создание композиций из фотографий. Коллаж на тему «Социального плаката» Работа в компьютерной программе PhotoshopВыполнять практические навыки Выполнять практические навыки Текущий Устный опрос презентация
30 18.04 Создание композиций из фотографий. Коллаж на тему «Социального плаката» Работа в компьютерной программе PhotoshopВыполнять практические навыки Выполнять практические навыки Текущий Устный опрос презентация
31 25.04 Подготовка статьи к публикации Работа в программе Publisher Определять понятие Определять понятие Текущий Устный опрос презентация
32 02.05 Подготовка статьи к публикации Работа в программе PublisherОпределять понятие Определять понятие Текущий Устный опрос презентация
33 16.05 Анализ проделанной работы Беседа Рефлексия Рефлексия Текущий Устный опрос презентация
34 23.05 Анализ проделанной работы Беседа Рефлексия Рефлексия Текущий Устный опрос презентация
35 30.05 Итоговое занятие Беседа Закрепление пройденного материала. Закрепление пройденного материала. Дистанционно Устный опрос презентация
Литература и материально-техническоеобеспечение
Литература
1. Гиз, К. Основы web-дизайна [Текст] : вспомогательное руководство / К. Гиз. – М. : Вильямс, 2002.
2. Интернет. Энциклопедия [Текст] : фундаментальное руководство / под ред. Л. Г. Мелиховой. – 5-е изд. – СПб. : Питер, 2010.
3. Китинг, Джоди. Flash MX. Искусство создания web-сайтов [Текст] / Джоди Китинг. – М. : DialSoft, 2012.
4. Коцюбинский, А. О. Современный самоучитель работы в сети Интернет. Быстрый старт [Текст] : практическое пособие / А. О. Коцюбинский, С. В. Грошев. – М. : Триумф, 2008.
5. Олтман, Р. CorelDraw 13 [Текст] : полное руководство / Р. Олтман. – М. : Энтроп, 2011.
6. Стразницкас, М. Эффективная работа с Photoshop CS. Графика для WEB [Текст] / М. Стразницкас. – М., 2011.
7. Фок, Б. Internet с самого начала [Текст] / Б. Фок. – 4-е изд. – СПб. : Питер, 2010.