Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Учусь создавать проект» для 1-4 классов срок реализации 4 года


Рабочая программа по курсу
внеурочной деятельности
«Учусь создавать проект»
для 1-4 классов
срок реализации 4 года
Разработала учитель начальных классов:
Колесникова Е.Г.
Томск 2016
Пояснительная записка.
Рабочая программа кружка «Учусь создавать проект» для 1 – 4 классов составлена на основе ФГОС НОО, примерной основной образовательной программы, базисного учебного плана и авторской программы обучающего и развивающего курса для младших школьников Р.И.Сизовой и Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект». Развитие познавательных способностей /Наша новая школа. Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём./.
Актуальность выбора определена следующими факторами:
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Ученик получит возможность для формирования внутренней позиции на уровне понимания необходимости проектно-исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности.
Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в старших классах, в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Практической значимостью данного курса является развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
Содержание курса построено на междисциплинарной (интегративной) основе
обучения с такими предметами как информатика, технология, литературное чтение, русский язык.
Для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого ребёнка нужно использовать новые образовательные педагогические и информационные технологии, тем самым вовлекая каждого ученика в активный познавательный процесс. К таким технологиям относится проектная технология.
Занятия способствуют развитию творческих способностей и активности учащихся, формированию проектного мировоззрения и мышления и разностороннему развитию личности, помогают решить задачу формирования самостоятельности ребёнка, способности к самообразованию и саморазвитию. Они помогут ребёнку формировать навыки делового общения в процессе работы над проектом, научиться видеть мини-проблемы, правильно находить источники информации.
Цель данного курса:
Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели: развитие общеучебных умений и навыков.
Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно, ему должны привить две группы новых
умений.
Речь идет, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. Во-вторых, речь идет о формировании у детей
мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
Основные задачи курса:
1. Развивать исследовательские способности.
2. Повышать степень самостоятельности в деятельности.
3. Повышать степень самооценки ребёнка, максимальное развитие его
индивидуальных возможностей.
4. Развивать мотивацию для дальнейшего творческого роста ребёнка.
5. Формировать и развивать коммуникативные умения: умение общаться и
взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других,
объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников.
6. Формировать навыки применения полученных знаний в практическойдеятельности.
Эти задачи позволяет успешно решать проектная деятельность.
Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе
которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно
конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве,
развитие критического и творческого мышления.
Общая характеристика программы
Отличительные особенности данной программы:
данная программа реализуется в рамках общеинтеллектуального направления.
Образовательная программа, ориентированная на достижение
результатов определённого уровня.
В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и
воспитательные результаты. Они предполагают уровневую оценку в достижении
планируемых результатов, которые отслеживаются в рамках внутренней системы
оценки: педагогом, администрацией, психологом.
Определение видов организации деятельности обучающихся, направленных надостижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения
учебного курса.
Проектная деятельность может быть эффективно использована, начиная сначальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее.
От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем концептуальной образовательной программы начального общего образования.
Принципы содержания курса:
1. Принцип гуманистической направленности, который предполагает отношение
педагога к обучающимся как к ответственным субъектам собственного развития,оказание психолого-педагогической поддержки в самопознании, самоопределении и самореализации личности.
2. Принцип системности, предполагающий, что внеурочная деятельность обеспечивает
целостность, преемственность и взаимосвязь между:
основными компонентами организуемой деятельности (целевым, содержательным, процессуальным, технологическим и результативным);
урочной и воспитательной деятельностью;
всеми участниками внеурочной деятельности (педагоги, обучающиеся, родители, социальные партнеры и т.д.);
индивидуальными системами воспитания и дополнительного образования.
3. Принцип вариативности, определяющий широкий спектр видов, форм и способов
организации деятельности, направленных на удовлетворение потребностей
обучающихся.
4. Принцип добровольности, предполагающий свободу выбора обучающимся
различных видов деятельности, добровольного участия в них, возможность
проявления инициативы в выборе сроков, способов, темпа освоения программ
внеурочной деятельности в рамках индивидуальных образовательных траекторий.
5. Принцип успешности и социальной значимости, который направлен наформирование у обучающихся потребностей в достижении личностно значимых и
коллективных результатов, создание ситуаций успеха в личностной и общественно значимой деятельности.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.
Этапы реализации и их взаимосвязь:
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми
поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно
действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи
определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как
осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет ввыполняемых шагах при решении задач любой трудности.
В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение кодному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Изучаемые темы
повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и
решаемых задач.
Виды деятельности, применяемые в реализации программы:
• Выбор темы проекта
• Поиск информации
• Выявление проблемы
• Нахождение путей решения проблемы
• Выдвижение гипотезы
• Исследовательская работа, опыты, эксперименты
• Создание продукта проекта ( постер, макет, презентация)
• Представление проекта публике
• Инсценирование, ролевая игра
Формы работы:
1.Работа в парах.
2.Групповые формы работы.
3.Индивидуальная работа.
4.Самооценка и самоконтроль.
5.Взаимооценка и взаимоконтроль.
Возраст детей и их психологические особенности:
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих
занятий для обучающихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. В
первом классе 33 часа (1 час в неделю), во 2- 4 классах по 34 часа (1 час в неделю).
Материал каждого занятия рассчитан на 35-40 минут.
Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности.
Место курса в ООП
Преподавание курса «Учусь создавать проект» осуществляется в рамках «Внеурочной деятельности» с формированием УУД.
Программа является дополнением к реализации основной образовательной
программы и направлена на достижение планируемых результатов её освоения.
В основу курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются
формированием универсальных учебных действий
Внеурочная деятельность – специально организованная деятельность дляобучающихся, представляющая собой неотъемлемую часть образовательного процесса
в общеобразовательном учреждении, отличная от урочной системы обучения.
Описание ценностных ориентиров в содержании программы
•Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры
человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
•Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и
самосовершенствованию.
•Ценность труда и творчества как естественного условия человеческойдеятельности и жизни.
•Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей
и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения
в обществе.
•Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества,
народа, представителя страны и государства.
Планируемые результаты освоения программы
Ученик получит возможность научиться:
• видеть проблемы;
• ставить вопросы;
• выдвигать гипотезы;
• давать определение понятиям;
• классифицировать;
• наблюдать;
• проводить эксперименты;
• делать умозаключения и выводы;
• структурировать материал;
• готовить тексты собственных докладов;
• объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
• Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почемуполучилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
• Целеполагать (ставить и удерживать цели);
• Планировать (составлять план своей деятельности);
• Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяявсе существенное и главное);
• Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
• Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи,отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки
зрения других).
Личностные и метапредметные результаты образовательного процесса
Личностные универсальные учебные действия.
У ребенка формируются:
• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам
решения новой задачи;
• ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том
числе, на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия
результатов требованиям конкретной задачи;
• способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебнойдеятельности;
• основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как
гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и
историю, осознание ответственности человека за общее благополучие,
осознание своей этнической принадлежности;
• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и
отечественной художественной культурой.
Личностные результаты в формировании у детей мотивации к обучению, в
помощи им в самоорганизации и саморазвитии. Развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Метапредметные результаты
Регулятивные:
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, в сотрудничестве с учителем;
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Познавательные умения:
Развивать навык решения творческих задач и навык поиска, анализа и
интерпретации информации, добывать необходимые знания и с их
помощью проделывать конкретную работу.
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
Коммуникативные:
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Умение координировать свои усилия с усилиями других, учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
Контроль и оценка планируемых результатов:
В процессе освоения программы предусмотрена система контроля за знаниями и
умениями с помощью рабочей тетради, где дети выполняют различные задания: учатся работать с анкетой, таблицей, диаграммой. Знакомятся с алгоритмами создания
проекта и создают свои мини-проекты.
Главным результатом своего труда для ученика является собственный проект по выбранной им теме. Проект оценивается по критериям, данным в тетради или
составленным, при групповой работе с участием учителя.
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
Первый уровень результатов (1 класс)
Предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения
проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.
Второй уровень результатов (2-3 класс)
Предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.
Третий уровень результатов (4 класс)
Предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта.
Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.
Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали и др.
Содержание программы
1 класс
Что такое проект: Исследование, исследователь, исследовательская задача
(проблема). Знакомство с понятиями. Корректировка детских представлений о том,
что они понимают под словом “исследование”. Коллективное обсуждение вопросов о
том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир
Как выбрать тему проекта. Ответы на вопросы - что мне интересно больше всего?
чем я хочу заниматься больше всего? чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
Хобби. Выбор интересной идеи.
Темы исследования - фантастические, экспериментальные, теоретические.
Выбор темы исследовательской работы. Обоснование выбранной темы.
Цель и задачи проекта. Ответ на вопрос - зачем я провожу исследование. Цель
указывает общее направление. Ответ на вопрос - зачем я провожу исследование. Цель
указывает общее направление движения, задачи описывают основные шаги.
Формулирование целей и задач исследования.
Гипотеза проекта. Предположение, рассуждение, догадка, суждение, гипотезы-предположения. Слова – помощники – предположим, допустим, возможно, что,
если… Проблема, выдвижение гипотез. Обсуждение итогов прошедших занятий,
формирование портфолио ученика.
Организация исследования. Формы и методы организации исследовательской
деятельности. Вклад каждого участника группы в работу. Составление рабочего
плана исследования.
Поиск информации: книги, журналы, Интернет, кино- и телефильмы по теме
исследования, беседы со взрослыми, друзьями. Отбор и анализ литературы по
выбранной теме. Работа с литературой, Интернет. Источники получения информации:
картосхемы, справочники, словари, энциклопедии и другие; правила работы с ними.
Особенности чтения научно- популярной и методической литературы.
Наблюдение – доступный способ добычи информации. Наблюдение.
Приспособления для наблюдений: лупы, бинокли, подзорные трубы, телескопы,
микроскопы, перископы, приборы ночного видения.
Эксперимент. Эксперимент, проба, опыт. Главный метод познания. Действия с
предметом исследования. План эксперимента. Результат эксперимента. Обсуждение
итогов прошедших занятий, формирование портфолио ученика.
Индивидуальное исследование. Работа индивидуальная и коллективная.
Индивидуальные консультации учителя.
Работа в паре. Выбор темы. Распределение работы в паре.
Работа в группе. Коллективная работа. Вклад каждого участника группы в работу.
Распределение работы в группе. Выбор лидера группы.
Презентация. Продукт проектной деятельности. Наглядный материал. Построение и
размещение диаграмм, графиков, таблиц, схем и т.д. Отбор и размещение рисунков,
фотографий. Приёмы презентации результатов исследовательской деятельности.
Подготовка к защите проекта. Особенности записи исследования. Понятия.
Классификация. Парадоксы. Ранжирование. Сравнения и метафоры. Выводы и
умозаключения. Текст доклада. Тезисы. Схемы, чертежи, рисунки, макеты.
Защита работ. Урок-конференция. Коллективный и личностный анализ результатов.
Формирование портфолио.
2 класс
Изменение круга интересов.
Выбор темы проекта.
Знакомство с понятиями формулировка и актуальность.
Выбор помощников в работе над проектом.
Постановка цели и решение задач проекта.
Обработка и отбор значимой информации.
Создание продукта проекта.
Программа MPP-Microsoft Power Point.
Совмещение текста выступления с показом презентации.
Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки.
Самоанализ – рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией.
3 класс
Выбор темы исследования. Предположение.
Гипотеза. Решение задачи.
Требования к составлению анкет для проекта. Анкетирование.
Постер. Требования к созданию постера. Условия размещения материала на постере.
Изучение и освоение возможностей программы МРР.
Вставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм.
Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе.
Обработка информации. Интервью. Визитка.
Тесты. Тестирование. Самоанализ. Рефлексия.
4 класс
Виды проектов.
Исследовательский творческий проект.
Творческий проект.
Ролевой игровой проект.
Исследовательский проект с выдвижением гипотезы и последующей её проверкой.
Информационно – исследовательский проект.
Информационно – ориентированный проект.
Практико – ориентированный проект.
Моно-предметный проект.
Вид презентации проекта в рамках научной конференции.
Работа с памяткой по составлению списка использованной литературы при работе над
проектом.
Критерии итогового оценивания проектной деятельности.
Программа МРР. Формирование умения работать с таблицей.
Использование ресурсов интернета при подготовке презентации.
Программа Word. Формирование навыков работы с текстом и по настройке полей и
абзацев.
Тестирование. Самоанализ. Рефлексия.
Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются
следующие рубрики:
1. Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о
сверстнике, который уже создавал свой проект ранее. Эти минутки поучительны и
интересны. Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют ребёнка на начало своего
исследования.
2. Практические занятия «Играем в учёных» переносят детей в мир опытов и
знакомят с первыми шагами в науке. Начиная работать над каким-либо опытом или
занятием, дети пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные
решения.
3. Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении сложившихся
проблем у ребёнка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.
4. Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами
рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной
самооценки автора проекта.
5. Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику.
Тематическое планирование для 1 класса.(33ч)

занятия Тема
название раздела Кол- во
часов Дата Виды деятельности
учащихся
1 Кто я? Моя семья.
1 Знакомство.
ИКТ: показ
презентации – « Моя семья»
Составления родословного дерева.
2 Чем я люблю заниматься.
Хобби. 1 Рассказы, доклады о своих увлечениях
3 О чем я больше всего
хочу рассказать.
Выбор темы проекта. 1 Учимся выбирать тему
проекта
4 Как собирать материал?
Твои помощники. Этап. 1 Игра: «Зелёная
тропинка». Шагая по
тропинке, находим
подсказки.
5 Повторение.
Давай вспомним. 1 Рисуночный тест
6 Проблема. 1 Знакомимся с понятием
проблема: задача,
преграда, трудность
7 Проблема.
Решение проблемы. 1 Работа с текстом «Чиж».
Проблема Вари.
Проблема чижа.
Предположения по
решению проблем.
8 Гипотеза.
Предположение. 1 Игра «Превращения» предположения: как
Головастик превращается в лягушку
9 Гипотеза.
Играем
предположения. 1 ИКТ: показ
презентации – Игра в
предположения
10 Цель проекта.
1 Определение проблемы, постановка цели для её решения
11 Задача проекта.
1 Учимся находить пути,
которые помогут справиться с проблемой и достичь цели
12 Выбор нужной
информации. 1 Выбор информации для своего проекта
13 Интересные люди – твои помощники. 1 Выбор помощника,
интересные профессии
14 Продукт проекта.
1 ИКТ: презентация - продукт проекта
Выбор продукта: что
можно сделать своими
руками: поделка,
аппликация, рисунок,
макет, оригами, мозаика.
15 Виды продукта. Макет. 1 Составление плана работы по
созданию макета домика
16 Повторение пройденных
проектных понятий. 1 Играем и знания
проверяем
17 Визитка. Как правильно составить
визитку к проекту. 1 Практическое занятие по составлению визитки проекта.
18 Мини-сообщение.
Семиминутное
выступление. 1 Подготовка минисообщения на
3 минуты
19 Выступление
перед
знакомой аудиторией. 1 Прослушивание
выступлений,
заполнение таблицы
пожеланий
20 Играем в ученых.
Окрашивание цветка в разные цвета. 1 Практическое занятие:
опыт по окрашиванию
цветка в разные цвета.
21-
22 Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта. 2 ИКТ: презентация -Выбор полезных
советов.
23-24 Пробные выступления
перед незнакомой
аудиторией. 2 Практическое занятие:
пробное выступление.
Оценка выступления.
25
Повторение.
Давай вспомним. 1 Тест
26
Играем в ученых.
«Мобильные телефоны». Это интересно. 1 Практическое занятие:
мастерим телефоны из
пластиковых
стаканчиков
27 Играем в ученых. Поилка для цветов. 1 Практическое занятие:
чтобы цветок не засох
28 Играем в ученых.
Получение электричества
с помощью волос. Это интересно. 1 ИКТ: демонстрация
мини-проекта
Практическое занятие:
как получить
электричество.
29 Тест «Чему я научился?» 1 30 Памятка для учащегося проектанта. 1 Обсуждение каждого
пункта памятки
31 Твои впечатления от
работы над проектом. 1 Учимся высказывать
своё мнение
32 Пожелание будущим проектанта. Твои советы им. 1 ИКТ: демонстрация
мини-проекта
Выбор приобретённых
качеств
33 Советы на лето
Мудрого Дельфина. 1 Рисуем открытку для
Мудрого Дельфина
Тематическое планирование для 2 класса. (34ч)

занятия Тема
название раздела Кол- во
часов Дата Виды деятельности
учащих
1 Круг твоих интересов.
Хобби. Увлечения. 1 Оформление краткой записи о
своих увлечениях
2 Выбор темы твоего
проекта. Ты – проектант. 1 Поиск информации
в словарях и справочниках
3 Знакомство с понятиями
«формулировка». Работа
со словарями. 1 Поиск информации
в словарях и справочниках
4 Выбор помощников в работе над текстом. 1 Учимся работать в
команде.
5 Этапы работы
над проектом. 1 Определение этапов выращивания нарцисса маме к 8
Марта
6 Актуальность
Темы проекта.
Твое знакомство с понятием
«актуальность». 1 Поиск существенных признаков в любом начинании
7 Проблема.
Решение проблемы. 1 Учимся видеть проблему и
добывать недостающий способ действия
8 Выработка
гипотезы-предположения 1 Учимся предполагать о неизвестном, предлагать свои
способы проверки гипотез,
инсценировать поиск и пробу
способов действий.
9 Цель проекта 1 Целеполагание в конкретной
сюжетной ситуации.
10 Задачи проекта 1 Поиск способов решения проблемы проекта.
Формулировка задач.
11 Сбор информации для проекта 1 ИКТ: презентация -выбор
информации
Интерпретация и обобщение
информации
12 Знакомство
интересными с людьми.
Интервью. 1 Игра «Интересное интервью»
Учимся брать интервью, вести
беседу, участвовать в дискуссии.
13 Обработка информации.
Отбор значимой
информации. 1 Анализ и обобщение собранных
сведений. Отбор необходимой
информации, отсев лишнего.
14 Создание продукта
проекта. Твоё
знакомство с понятиями
«Макет», «поделка» 1 ИКТ: презентация- продукты проекта
Выбор средства воплощения
собственного замысла
15 Играем в ученых. Это интересно 1 Применяем знания на практике: опыт по превращению белого мела в цветной.
16 Тест
«Чему ты научился?» 1 ИКТ: презентация-тест
Проверка своего багажа знаний по использованию проектных
понятий.
17 Отбор информации для семиминутного
выступления.
(Минисообщение) 1 Учимся превращать результат своей работы в продукт,
Предназначенный для других.
18 Творческая работа.
Презентация.
Твое знакомство с понятием «презентация» 1 ИКТ:
презентация- эталон
Учимся составлять презентацию на бумаге – 6 слайдов.
19 Значимость компьютера
в создании проектов.
Презентация. 1 Знакомимся с компьютерной
презентацией
20 Знаком ли ты с
компьютером?
Программа
MPPMicrosoft Power Point1 ИКТ: компьютер
Первые шаги составления
презентации на компьютере
21
Знаком ли ты
компьютером?
Программа МРР 1 ИКТ:НоутбукЗнакомимся с кнопками
Клавиатуры компьютера
22 Совмещение
Текста выступления с показом
презентации 1 ИКТ: компьютеры демонстрация
презентации
Учимся держать аудиторию в поле зрения. Пробные выступления.
23 Подготовка ответов на предполагаемые
вопросы «зала» по теме проекта 1 Учимся отстаивать свою точку зрения, работа в парах.
24 Тест. «Добрые советы
проектанту от Мудрого Дельфина» 1 Проверка сохранности своих
знаний, накопленных во время проектной деятельности.
Самооценка по эталону.
25 Изготовление визитки.
Правильное составление
титульного
листа визитки 1 Создание собственных творческих замыслов и доведение их до воплощения в
собственном продукте.
26 Самоанализ. Работа над понятием «Самоанализ» 1 Контроль и оценка своей
деятельности, продвижение её в
разных видах
27 Играем в ученых. Это интересно 1 Проведение опыта: увеличение
изображения с помощью банки с
водой вместо линзы
28 Различные конкурсы проектно- исследовательской
деятельности 1 ИКТ:презентация
Знакомимся с видами конкурсов, готовимся к публичному выступлению.
29 Памятка жюри конкурсов 1 Учимся оценивать свою работу по выработанным критериям
30 Пробное выступление перед
незнакомой аудиторией 1 Отбор правил, которые помогут
выступить перед аудиторией
31 Самоанализ – рефлексия
после твоего
выступления
перед незнакомой аудиторией 1 Оценка своей работы, учимся
видеть ошибкоопасные места
32 Играем в ученых. Это интересно 1 Наблюдение за биением сердца
при помощи спички и
пластилина
33 Благодарственные
рисунки-открытки
помощникам
твоего проекта.
Пожелание 1будущим проектантам 1 Творческая работа по
оформлению
листов- благодарностей
34 Советы на лето от
Мудрого Дельфина 1 Проекты на лето
Тематическое планирование для 3 класса.(34ч)

занятия Тема
название раздела Кол- во
часов Дата Виды деятельности
учащих
1 Круг твоих интересов.
Хобби. Увлечения.
Этапы работы над
проектом 1 ИКТ:
презентация-увлечения
Работа с текстом. Анализ. Выбор
этапов.
2 Выбор темы твоего
проекта.
Подбор материала
для проекта.
Проблема.
Решение проблемы 1 Поиск средств и способов
воплощения собственных
замыслов
3 Выбор темы твоего
исследования.
Предположение.
Гипотеза.
Решение задачи 1 Высказывание предположений о
неизвестном. Предположение
способа проверки своей гипотезы
4 Цель проекта. Задачи.
Выбор помощников
для работы над
проектом. Сбор
информации 1 ИКТ: презентация-как
найти помощника
Работа с таблицей.
5
6 Требования
К паспорту проекта.
Составление паспорта проекта 2 Практическое занятие по
составлению паспорта проекта
7
8 Требования
к составлению
анкет для проекта.
Анкетирование 2 ИКТ: презентация-анкета
компьютер
Составление вопросов для
анкетирования по выбранной теме
9 Памятки. Составление
памяток по теме проекта 1 Заполнение анкеты
«Сказки». Подсчёт
результатов. Вывод.
10 Постер. Требования к созданию постера.
Условия размещения
материала на постере 1 ИКТ:
презентация-постер
Практическая работа по
оформлению постера.
11
12 Практическая работа.
Создание
мини- постера 2 Практическая работа по
оформлению постера
13
14
15 Изучение и освоение
возможностей
программы
МРР.
Выставка фотографий,
рисунков, фигур,
диаграмм 3 ИКТ:
презентация-образец
работа детей на компьютерах
Практическая работа по ознакомлению с возможностями
программы МРР
16
17 Программа
МРР.
Анимации. Настройка
анимации 2 ИКТ: презентация
Работа за компьютерами
Практическая работа
18
19 Программа МРР.
Дизайн 2 ИКТ: презентация
Практическая работа
20
21 Фотографии
на слайдах. Работа с
фотографиями 2 ИКТ: презентация
Практическая работа
22
23 Требования
к компьютерной
презентации.
Power Point2 ИКТ: презентация
Практическая работа
24
25 Закрепление
полученных умений,
навыков в работе с
программой МРР 2 ИКТ: презентация
Практическая работа
26
27 Практическое занятие.
Составление первой
презентации
по заданному тексту 2 ИКТ: презентация
Практическая работа
28
29 Подготовка проектной
документации
к выступлению
на конкурсе. Обработка
информации.
Интервью. Визитка 2 ИКТ: презентация
Практическая работа
30 Тесты. Тестирование.
Самоанализ. Рефлексия 1 Оценка своей
работы, нахождение
пробелов в ней.
Способы их устранения
31 Твои впечатления от
работы над проектом 1 Подведение некоторых итогов
своей деятельности
32 Пожелания будущим
проектантам 1 Практическая работа по созданию памятки «Советы начинающему проектанту»
33 Страница
благодарности
тем, кто окружал
и поддерживал тебя в этом году.
(Руководитель
проекта – учитель;
консультанты–
родители; помощники
– друзья; Мудрый
Дельфин) 1 ИКТ: презентация
Оформление листов
благодарностей
34 Советы на лето от
Мудрого Дельфина 1 Опыты в домашних
условиях. Проекты на лето.
Тематическое планирование для 4 класса. (34ч)

занятия Тема
название раздела Кол- во
часов Дата Виды деятельности
учащих
1 Твои новые интересы и увлечения 1 ИКТ: презентация-хобби
Учимся презентовать свои
увлечения.
Памятка выступающего.
2 Виды проектов 1 ИКТ: презентация-виды
проектов
Знакомство с терминологией
видов проектов
Классификация проектов
по видам в зависимости от
темы. Заполнение таблицы.
3 Исследовательский
творческий проект 1 ИКТ: презентация-образец исследования
компьютер, интернет
Групповая работа по созданию
мини-проекта «Ребятам о зверятах» для дошкольников
4 Творческий проект
1 ИКТ: презентация-режим питания
компьютер, интернет
Создание мини-проекта
«Мой завтрак»
5
6 Ролевой игровой проект
2 компьютер
Групповая работа.
Составление минисценарияпо сюжету любимого произведения.
Разыгрывание сюжета.
7
8 Исследовательский
проект с
выдвижением гипотезы
и последующей
её проверкой. 2 Определение проблемы и
задач исследования,
выдвижение и проверка
гипотез, наблюдения и
эксперименты,
анализ результатов.
9
10 Информационно –
исследовательский
проект 2 ИКТ: презентация-анкета
компьютер, интернет
Групповая работа
Сбор информации по теме.
Создание
мини-анкеты.
Анкетирование.
Подсчёт результатов
11 Информационно –
ориентированный
проект 1 ИКТ: презентация- информация
компьютер, интернет
Групповая работа
Создание мини-проекта
«Школьная форма»
12 Практико–ориентированный
проект 1 ИКТ: презентация-опыт
и эксперимент
Различение
исследовательского
и опытного проектов.
Разработка
проблемы,
нацеленной на достижение
положительного значимого
результата.
13
14 Монопредметныйпроект 2 ИКТ:
презентация
«Глагол»
Ноутбук, интернет
Проект в рамках одного
учебного предмета.
Индивидуальный минипроект.
15 Межпредметныйпроект 1 Определение связей между
учебными дисциплинами
16 Виды
презентационных
проектов 1 ИКТ: презентация- вид
проекта
Ноутбук
Выбор формы презентации
проекта с учётом своих
интересов и способностей
17
Вид презентации
проекта как отчёт
участников
экспедиции 1 ИКТ: презентация-отчёт
Ноутбук
Учимся составлять
промежуточный отчёт о
проделанной работе.
18 Вид презентации
проекта в рамках
научной
конференции
1 ИКТ:презентация- требования к речи
Ноутбук
Составление своих требований к речи выступающего, опираясь
на свои знания, используя
опыт своих выступлений.
Сравнение своих требований с эталоном.
19 Правильная
подготовка
презентации проекту 1 ИКТ: презентация-эталон
Ноутбук Общие моменты
разработки презентации.
Групповая работа по созданию памятки «Советы
начинающему проектанту»
20
21 Работа с памяткой
при подготовке
публичного выступления 2 Учимся задавать вопросы
выступающему и отвечать
на вопросы оппонентов по
теме проекта.
Практическая работа
«Рекомендации выступающему»
22
Работа с памяткой
по составлению
списка использованной
литературы при
работе над
проектом. 1 ИКТ: презентация-источники информации
Ноутбук
Ссылка на книгу, статью из
журнала, статью из
сборника, на источник,
взятый из Интернета.
Составление своей ссылки
по эталону.
23 Типичные ошибки
проектантов 1 Знакомимся с типичными
ошибками, допущенными
при подготовке и защите
проекта. Групповая работа
по созданию Памятки по
устранению типичных
ошибок
24 Критерии
итогового
оценивания
проектной деятельности 1 Учимся делать выводы по:
1.Соответствию содержания целям, задачам
и теме проекта
2.Соблюдению поэтапности исследования.
3.Логичности и последовательности
изложения.
4.Стилистической и языковой
Культуры изложения.
5.Умению чётко обобщать,
формулировать и делать выводы.
25 Программа МРР. 1
Формирование
умения работать с
диаграммой. 1 ИКТ: презентация
Ноутбук
Освоение программы пошагово.
26 Программа МРР. 1
Формирование
умения работать с
таблицей. 1 ИКТ: презентация
Ноутбук
Освоение программы пошагово.
27 Практическая работа. 1 ИКТ: презентация
Ноутбук
Создание таблицы своей
успеваемости за неделю.
28 Тестирование.
Самоанализ.
Рефлексия. 1 Выполнение теста.
Оценивание своей работы,
нахождение пробелов.
29 Использование
ресурсов интернета
подготовке презентации. 1 ИКТ: презентация
Ноутбук
Работа пошагово
по памятке.
Творческая работа по теме
«Моё любимое животное»,
используя возможности сети Интернет.
30 Программа Word. 1
Формирование
навыков работы с
текстом и по
настройке полей и
абзацев. 1 ИКТ: презентация
Ноутбук
Работа с текстом, настройка полей и абзацев.
31 Твои впечатления
от работы над
проектом. 1 Подведение итогов работы
над проектом.
Выражение впечатления с
помощью рисунка.
Групповая работа по составлению памятки
32 Пожелания
будущим проектантам 1 ИКТ: презентация
«Советы при работе с
программой МРР
Советы по работе с
тетрадью «Учусь создавать
проект»
33 Страница
благодарности тем,
кто окружал и
поддерживал тебя
в этом году. 1 Оформление
Листов благодарностей учителю,
родителям, друзьям,
мудрому Дельфину.
34 Советы мудрого
Дельфина на лето. 1 Опыты в домашних условиях
Учебно-методическая литература для учителя:
1. Юным умникам и умницам: Учусь создавать проект: Исследуем, доказываем,
проектируем, создаем. Методическое пособие 1,2,3,4 класс + Программа курса
(Р.И.Сизова, Р.Ф.Селимова, «РОСТкнига», 2014г.).
2. А.Г. Асмолов. Как проектировать универсальные учебные действия в
начальной школе. Пособие для учителя.– М.: Просвещение, 2010.
3. Д.В. Григорьев. Внеурочная деятельность школьников. Методический
конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010.
4. М.Ю. Демидова. Оценка достижения планируемых результатов в начальной
школе система заданий. – М.: Просвещение, 2010.
5. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.:
«Народное образование». - 2000, №5
Учебная литература для обучающихся:
Юным умникам и умницам: Учусь создавать проект: Исследуем, доказываем,
проектируем, создаем. Рабочие тетради 1-4 класс, авторы Р.И.Сизова, Р.Ф.Селимова, «РОСТкнига», 2014г. ( в двух частях)
Методическое обеспечение:
Рабочие тетради для младших школьников, занимающихся
проектной деятельностью, созданные авторами курса Р.И.Сизовой и
Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект» 1- 4 класс 2014 год.
Методические авторские пособия для учителя
Материально-техническое обеспечение занятий:
компьютер
мультимедийный проектор
интерактивная доска
прочее оборудование: доска, раздаточный материал для проектов, материалы на электронных носителях.