Рабочая программа для начальной школы «Я – гражданин России» срок реализации 4 года, для 1 – 4 классов

МКОУ «Новоникольская средняя школа»

Быковского муниципального района Волгоградской области.
Рассмотрено: Согласовано: УТВЕРЖДАЮ: на заседании МО Заместитель директора по УВР Директор школы протокол № от _______________________ ________________ « » 2011г. « » 2011г « » 2011 г.




Рабочая программа для начальной школы
«Я – гражданин России»

срок реализации 4 года, для 1 – 4 классов Пояснительная записка
Становлению демократического государства в России, её развитие на основе традиций отечественной духовности, нравственности, государственности способствует правильно организованное гражданско-правовое образование, которое включает в себя обучение и воспитание в их неразрывном единстве. От его успешности во многом зависит построение правового государства и гражданского общества в России. Главной целью стандартов «нового поколения» является воспитание патриота, носителя ценностей гражданского общества, осознающего свою сопричастность к судьбам Родины.
Гражданско-правовое образование становится одним из основных направлений развития гуманитарного образования. Перспективы его развития были определены решением коллегии Министерства образования «О стратегии развития исторического и обществоведческого образования в общеобразовательных учреждениях»; Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2001 № 122); Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2005 № 422).
Реализация этой стратегии в области гражданско-правового образования начинается с детского сада и начальной школы. Именно в этот период жизни закладываются не только основы знаний, но и нормы поведения, убеждения, привычки, потребности личности, призванной стать впоследствии активным гражданином Отечества.
Таким образом, на уровне общества, воспитание гражданственности, формирование сознательного гражданина становится одним из основных направлений развития и воспитания личности. Сознательность предполагает знание и понимание своей общественной роли, умение определять наиболее разумные пути действия и поведения с учётом личных и общественных последствий. Следовательно, сознательность предусматривает широкое развитие интеллекта и самостоятельности личности.
Дети, живущие в детских домах, неблагополучных семьях, которые с раннего возраста находились в асоциальной среде, в условиях безнадзорности, очень часто оказывались никем и ничем не контролируемые, особенно нуждаются в развитии указанных качеств личности.
У этих детей частично отсутствует внешняя и внутренняя правовая культура, сознательность, искажен смысл основных нравственных понятий (справедливость, доброжелательность, честность и др.), они с самого рождения имели негативный жизненный опыт. Оказавшись в детском доме, эти дети попали в условия однообразной социальной среды и контактов, что в свою очередь влечёт ограниченность в познании окружающего мира, несамостоятельность поведения. Всё это часто является благоприятной почвой для формирования стойких асоциальных установок и поступков (пассивность, несамостоятельность, низкий уровень или полное отсутствие социализации).
В основу данной программы положены материалы Всеобщей декларации прав человека, Декларации прав ребёнка, Конвенции о правах ребёнка, Закон РФ «Об образовании», проект новых Государственных образовательных стандартов.
В основе программы лежат следующие направления: нравственное (раздел «Азбука нравственности»), гражданско-правовое (раздел «Азбука гражданина»). При этом центральным является нравственное направление, так как нравственность-это та основа, без которой невозможно формирование полноценной личности гражданина.
Нравственный аспект указанного направления воспитания (раздел «Азбука нравственности») способствует формированию у младших школьников таких личностных качеств как доброжелательность, трудолюбие, справедливость, честность, принятых в обществе правил поведения в семье, коллективе, общественных местах, транспорте; правил личной безопасности и др.
Гражданско-правовое направление (раздел «Азбука гражданина») позволяет младшему школьнику овладеть практическими знаниями о правах и обязанностях гражданина, об устройстве государства, символах РФ, области и своего города, о способах защиты своих прав, предусмотренных законом, о государственных органах, призванных защищать права ребёнка и др.
Программа курса «Я – гражданин России» является пропедевтической для обучения учащихся демократическим ценностям и правам человека в основной и средней школе.
Программа интегрированного курса «Я – гражданин России» строится на основе компетентностного подхода к образованию школьников и условно-концентрического принципа, составлена с учётом возрастных особенностей младших школьников.
Организационно - методические условия.
В качестве организационно-методических условий реализации данной программы следует выделить следующее:
системность и преемственность по годам обучения;
единство словесных и деятельностных форм обучения и воспитания;
единство урочной и внеклассной работы по нравственному и правовому обучению и воспитанию;
стимулирование познавательной активности младших школьников,
использование в этих целях разнообразных форм занятий, видов деятельности, дидактических средств;
постоянный контроль учителя за достигаемыми результатами в целях
корректировки его дальнейшей работы с учащимися.
Цель программы.
Цель программы – способность школьников адекватно проявлять внутреннюю и внешнюю правовую культуру, основные нравственные качества (справедливость, уважение, сострадание, доброжелательность, чувство собственного достоинства, патриотизм) в соответствии с жизненными ситуациями.
Основные задачи:
формировать знания о нравственной и правовой культуре, используя возможности самого ребёнка.
2) формировать умения применять знания о правовой культуре в учебных и жизненных ситуациях;
3) способствовать социальной адаптации ребёнка, его правильному отношению к миру, окружающим людям и самому себе;

Требования к уровню усвоения
содержания дисциплины
и ключевым компетенциям.
В результате изучения курса учащийся демонстрирует компетенции:
Когнитивная составляющая – знание
- общечеловеческих ценностей;
- прав человека на образование в РФ;
- государственных символов России, области, города;
- документов, в которых указаны права и обязанности гражданина РФ;
- прав и обязанностей обучающихся;
- способы защиты своих прав, предусмотренных законом;
- государственных органов, призванных защищать права ребёнка;
- конкретных правил поведения в семье, в своём доме, гостях, общественных местах, транспорте;
- правил дорожного движения и пожарной безопасности.

Деятельностная составляющая - умения:
- выполнять правила поведения, разъяснять их другим детям;
- оценивать свои поступки и поступки других людей с точки зрения выполнения этих правил;
- выбирать способ поведения в соответствии с этими правилами;
- ценить общественный порядок и деятельность по его охране;
- добросовестно выполнять обязанности учащихся школы и воспитанников детского дома.
- вступать в различные коммуникации с учетом правил общения.

Ценностносная составляющая –
проявлять личностные свойства и
качества в решении жизненно важных задач:
- чувство собственного достоинства в различных ситуациях;
- человечность к окружающим людям;
- честность;
- целеустремлённость;
-трудолюбие;
- самодеятельность и самостоятельность;
- жизнестойкость.

Организация занятий:
Программа предусматривает 4 года обучения. Предусмотрено 136 часов по 34 часа в каждом классе.
Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Межпредметные связи.
Данный курс имеет межпредметные связи и интегрируется с такими предметами учебного плана как «Обучение грамоте», «Литературное чтение», «Внеклассное чтение», «Мир вокруг нас», «ОБЖ».
Он имеет не только обучающую, но и ярко выраженную воспитательную направленность, предполагает тесную связь с внеклассной работой и семейным воспитанием..

Основные понятия курса
Конституция, закон, право, правительство, президент, гражданин, федерация, государственные праздники, Государственная дума, независимость, обязанность, государство, Россия, Родина, Отечество, малая Родина, флаг, герб, гимн, столица, поколение, старина, уважение, дружба, взаимопомощь, добро, зло, защита, жадность.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(с распределением общего времени в часах)


Раздел курса, содержание


Всего
по классам
часы





1
2
3
4
формы и виды
контроля

1.
Азбука гражданина.


64
16
16
16
16
Входной, промежуточный и итоговый
тест


-Российское государство и общество.
24
6
6
6
6



- Символы государства, области, района.
7
3
2
1
1



- Законы государства.
17
3
4
5
5



- Права и обязанности гражданина.
16
4
4
4
4


2.
Итоговый урок (диагностика).
4
1
1
1
1



Всего часов
68
17
17
17
17




Входной контроль (устный опрос) проводится в начале каждого года обучения.
Промежуточный контроль – в конце каждого учебного года.
Итоговый контроль – в конце курса, четвёртого года обучения.


Содержание тем для 1 класса.

1. Российское государство и общество – 6 часов. Из истории Русского государства; Москва – столица России; Россия – Родина моя.

2. Символы государства, области, района – 3 часа. История флага России; история герба России; гимн Российской Федерации.

3. Законы государства – 3 часа. Конституция Российской Федерации; права и обязанности ребёнка.

4. Итоговый урок – 1 час. Тестирование.

Методы и формы обучения.
Изучение учебного материала идёт с помощью следующих методов обучения: диалога, беседы, игры, групповой работы, экскурсий, заочных путешествий, чтения детской художественной литературы.


Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Основная литература для педагога:
1. Азаров А.Я., Болотина Т.В. Права человека. – М.: ИПК МО, 1995.
2. Барихновская Е.Г. и др. Система правового образования в школе: Концепция. Учебники. Программы. – С.-П., 1995.
3. Воронова Е.А. Патриотическое воспитание в современной школе. Ростов н/Д.: Феникс, 2006.
4. Государственная программа. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы.
5. Государственная программа. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы. утверждена постановлением Правительства РФ от 11 июля 2005 года №422.
6. Декларация прав человека.
7. Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселёва Т.В. Я- гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию 1-4 классы. - М.: Вако, 2006.
8. Закон «Об образовании».
9. Капустина Н.И., Третьякова П.И., Шамова Т.И. «Определение уровня воспитанности».
10. Конвенция о правах ребёнка. Права ребёнка: Нормативные правовые документы. составитель Цветкова Г.В. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
11. Конституция РФ.-М.: Известие, 2002.
12. О гражданско –правовом образовании учащихся в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации от 13 марта 1996 года №391\11. Письмо Министерства образования. «Вестник образования» апрель 1996.
13. Права ребёнка: Нормативные правовые документы. составитель Цветкова Г.В. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
14. Яшина Н.Ю. Изучение особенностей нравственного развития младших школьников. Диагностические методики. – Н. Новгород: Вектор ТиС , 2002.
15. Подборка журналов «Воспитание школьников».
16. Подборка газеты «Граждановедение» (еженедельное приложение «Учительская газета»)
17. Подборка журналов «Начальная школа».





Литература для учащихся:
1. Антонов В.В. Младшим школьникам о Всеобщей декларации прав человека. - М.: Вита-Пресс, 1995.
2. Саплина Е.В., Саплин А.И. Введение в историю. Тетрадь творческих заданий. 3 класс. – М.: Дрофа, 2002.
3. Саплина Е.В., Саплин А.И. Введение в историю. Тетрадь творческих заданий. 4 класс. – М.: Дрофа, 2002.
4. Усачёв А. Приключения маленького человечка. - М.: Самовар, 1994.
5. Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г. Ваши права. – М.: Вита-Пресс, 1995.
6. Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г. Права на всякий случай. – М.: Вита-Пресс, 1995.

Перечень наглядных средств обучения:
1. Демонстрационные таблицы «Герб, флаг, гимн Российской Федерации».
2. Демонстрационные таблицы «Герб, флаг, гимн области».
3. Буклет «Герб, флаг, гимн Российской Федерации».
4. Портрет президента.
5. Портрет губернатора
6. Географи