Рекомендации по планированию занятий по развитию речи и приобщению к художественной литературе в средней группе детского сада.


Средняя группа
Планирование занятий по развитию речи и приобщению к художественной литературе
Проводится 1 занятие в неделю длительностью 20 минут.
Развитие речи
Формирование словаря. Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении. Расширять представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в их собственном опыте.
Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей, материалов, из которых они изготовлены.
Учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги.
Вводить в словарь детей существительные, обозначающие профессии; глаголы, характеризующие трудовые действия.
Продолжать учить детей определять и называть местоположение предмета (слева, справа, рядом, около, между), время суток. Помогать заменять часто используемые детьми указательные местоимения и наречия (там, туда, такой, этот) более точными выразительными словами; употреблять слова-антонимы (чистый — грязный, светло — темно). Учить употреблять существительные с обобщающим значением (мебель, овощи, животные и т. п.).
Звуковая культура речи. Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных (р, л) звуков. Развивать артикуляционный аппарат.
Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний.
Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук.
Совершенствовать интонационную выразительность речи.
Грамматический строй речи. Продолжать формировать у детей умение согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных (по аналогии), употреблять эти существительные в именительном и винительном падежах (лисята — лисят, медвежата — медвежат); правильно употреблять форму множественного числа родительного падежа существительных (вилок, яблок, туфель). Напоминать правильные формы повелительного наклонения некоторых глаголов (Ляг! Лежи! Поезжай! Беги! и т. п.), несклоняемых существительных (пальто, пианино, кофе, какао).Поощрять характерное для пятого года жизни словотворчество, тактично подсказывать общепринятый образец слова.
Побуждать детей активно употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
Связная речь. Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их.
Учить детей рассказывать: описывать предмет, картину; упражнять в составлении рассказов по картине, созданной ребенком с использованием раздаточного дидактического материала.
Упражнять детей в умении пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок.
Приобщение к художественной литературе
Продолжать приучать детей слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать небольшие и простые по содержанию считалки. Помогать им, используя разные приемы и педагогические ситуации, правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям.
Зачитывать по просьбе ребенка понравившийся отрывок из сказки, рассказа, стихотворения, помогая становлению личностного отношения к произведению.
Поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произведении.
Продолжать работу по формированию интереса к книге. Предлагать вниманию детей иллюстрированные издания знакомых произведений. Объяснять, как важны в книге рисунки; показывать, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая книжные иллюстрации. Познакомить с книжками, оформленными Ю. Васнецовым, Е. Рачевым, Е. Чарушиным.
Приобщение к художественной литературе является частью занятия по развитию речи: чтение программных произведений, заучивание песенок, потешек, стихотворений (не реже 1 раза в месяц), вводить элементы драматизации, рассматривание иллюстраций к знакомым сказкам, сопровождение чтения поэтических произведений игровыми действиями.
Алгоритм
составления описательного рассказа по игрушке, предмете, по картинке
Беседа в ходе рассматривания, словарная работа.
Рассказ – образец воспитателя (в младшей, средней группах) и план рассказа (в старшей и подготовительной к школе группах).Рассказ детей.
Алгоритм пересказа сказки, рассказа
Словарная работа.
Чтение текста или рассказывание сказки с указанием автора.
Беседа по содержанию, отражающая сюжет.
Повторное чтение с установкой на пересказ.
Пересказ детьми.
Алгоритм составления рассказа на тему, из опыта
Подготовительная беседа по выбранной теме.
План рассказа воспитателя для детей.
Составление рассказа детьми.
Алгоритм заучивания стихотворения наизусть
Словарная работа.
Чтение стихотворения с указанием его автора и названия.
Беседа по содержанию.
Повторное чтение с установкой на запоминание.
Чтение стихотворения детьми.
Рассказ – самостоятельно составленное развернутое изложение какого-либо факта, события.
По форме рассказы могут быть: описательными или сюжетными.
Описание – это изложение характерных признаков отдельного предмета или явления, содержащее много точных определений, обстоятельств. Желательно присутствие элементов образности.
Структура (композиция) описательного рассказа:
Название предмета;
Характерные признаки, назначение, взаимосвязь частей;
Назначение самого предмета, действие с ним.
При описании трудового процесса соблюдается последовательность действий (например, стирка белья).
Описательные рассказы бывают следующих видов: сравнительный и объяснительный. Сравниваются предметы с контрастными признаками (величина, цвет, материал, детали, форма).
Сюжетный (повествовательный) рассказ – это передача событий, происходящих в определенный временной последовательности с каким-нибудь героем.Структура (композиция) сюжетного рассказа:
Экспозиция (называется герой или герои);
Описание героя (внешнего вида) кратко;
Завязка (с чего все началось): первое событие;
Развитие действия (временные и причинные связи, порядок эпизодов;
Развязка.