Занятие по развитию речи Звуки н,нь в средней группе детского сада.


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД «ЗВЁЗДОЧКА»
ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
«В ГОСТЯХ У ТРЁХ ПОРОСЯТ»
(СРЕДНЯЯ ГРУППА)
ВОСПИТАТЕЛЬ:
СЕЛИВЕРСТОВА И.Н.
г.Калязин, 2017г.
Тема: Закрепление звуков  Н, НЬ.
Цель: Закрепление знаний о звуках Н, НЬ.
Задачи:
Образовательные: - формировать навыки звукового анализа; различение согласных звуков Н, НЬ;
- упражнение в определении места звуков в словах;
- упражнять в подборе слов-антонимов.
Развивающие: - развивать фонематический слух;
- развивать зрительное, слуховое восприятие, память, внимание;
- развивать воображение, творческую фантазию.
Воспитательные: - воспитывать чувства дружбы, сопереживания, взаимопомощи.
Оборудование:
Демонстрационный материал: мольберт, фигурки трёх поросят, фигурка волка, дом поросенка Ниф-Нифа, картинки яблони с яблоками, крапивы, канавы.
Раздаточный материал: индивидуальные зеркала, карточки для определения места звука в слове: нож, ножницы, барабан, санки, клоун, насос, почтальон, апельсин.ТСО – магнитола, музыкальное сопровождение из сказки "Три поросёнка”.
1. Организационный момент.
Воспитатель:
- Ребята, вы любите сказки? А какие сказки вы знаете? Хотите, чтобы к вам сказка в гости пришла? Тогда закроем глаза, покружимся вокруг себя и скажем: «Раз, два, три, сказка в гости загляни». Открываем глаза.
(Звучит музыка «Три поросёнка». На мольберте фигурки трех поросят.)- Кто догадался, в какую сказку мы попали? Три поросенка приглашают вас к себе в сказку.
2. Введение в тему.
Воспитатель:
- Слушаем сказку внимательно. Жили-были три брата. Розовенькие, с одинаковыми хвостиками и пятачками. Даже имена у них были похожи. Как звали трех поросят?
- Наф-Наф, Нуф-Нуф, Ниф-Ниф. Давайте вместе произнесем их имена и постараемся услышать первый звук.
Какой же первый звук вы услышали в именах трех поросят? Правильно, это звуки  Н, НЬ. Давайте их сравним.
Каждый возьмите зеркало, произнесем звук Н. Где находится язычок при произнесении звука Н. Язык упирается в верхние зубы.
А теперь снова посмотрим на себя в зеркало и произнесем звук НЬ. Где находится язычок при произнесении звука НЬ. Язык упирается в нижние зубы.
- Если воздух не выходит свободно изо рта, а встречает на пути преграду — язык и зубы, значит это согласный звук. Звуки Н и НЬ согласные.
-Произнесем ещё раз звуки Н, НЬ и приложим руку к горлышку. Горлышко «дрожит», значит звуки  Н, НЬ  — звонкие.
Отличаются звуки тем, что Н – твёрдый, НЬ – мягкий.
3. Дифференциация звуков Н, НЬ.
Воспитатель:
- Весело жили поросята, резвились на поляне и напевали свою песенку. Давайте и мы встанем и споем эту песенку. (Дети встают в круг, водят хоровод и поют вместе с воспитателем).
- Нам не страшен серый волк,
Серый волк, серый волк!
Где ты ходишь, глупый волк?
Старый волк, страшный волк?
Воспитатель: - Бродивший по лесу волк услышал смелую песенку поросят и выскочил на поляну.
(На мольберте появляется фигурка волка).
- Поросята испугались и со всех ног пустились наутёк. Волк за ними.
- Поросята бегут, визжат на весь лес. А на пути яблоня (изображение на мольберте).
- Яблонька, яблонька пропусти нас! – просят поросята. Давайте и мы попросим. (Дети повторяют.)
- Яблоня поросят не пропускает, просит снять с неё яблоки. Поможем поросятам? Но это не так-то просто. Чтобы снять яблоко, нужно догадаться, какой звук должен стоять в конце слова  Н, НЬ.
Кто догадается первым, тот и снимает яблоко. Итак, приготовились! Я говорю слово, но не до конца. Вы должны дополнить слово звуком Н или НЬ.
Каме…         телефо…         коре…
Осе…          дива…              стака…
- Подняла яблоня свои ветки и пропустила поросят. А волк налетел на яблоню, засыпала его яблоня яблоками.
- Бегут поросята дальше, сверкая пятками, поднимая тучи пыли. Перед ними колючая крапива. Поможем поросятам пробраться через крапиву?
Я буду называть слог с мягким звуком НЬ, а вы слог с твердым Н.
Ня – на                Нё – но               Ню – ну               Ни – ны               Не – нэ   
А теперь наоборот: я называю слоги с твердым звуком Н, а вы с мягким звуком НЬ.
На – ня Но – нё Ну – ню Ны- ни Не - нэ            
- Расступилась крапива, пропустила поросят. А волка крапива обожгла. Ещё сильнее разозлился волк, но поросята уже убежали!
4. Физминутка.
Воспитатель:
- Устали поросятки бежать, волк далеко, давайте отдохнём и выполнять движения начнём!
Поросенок пятачок отлежал себе бочок, (потираем правый бок)
Встал на ножки, потянулся, (потянулись)
А потом присел, прогнулся, (имитируем движения)
И на ножках  поскакал, и руками помахал (имитируем движения)
А потом опять прилег, но уже на левый бок. (сложили ручки, положили под подбородок).
5. Звуковой анализ.
Воспитатель:
- Отдохнули поросята и побежали дальше. От страха тонкие хвостики мелко дрожат. А на пути канава. Не обойти, не перепрыгнуть. Мостик через канаву построите, если обозначите в слове место звуков Н, НЬ (начало, середина, конец).
У детей индивидуальные картинки. Дети называют картинку, обозначают место звуков в слове – воспитатель ставит мостик.
- Мостик готов. Поросята побежали дальше: от страха носы пересохли, каждая щетинка дрожит.
6. Подбор слов-антонимов.
Воспитатель:
- Наконец, подбежали поросята к каменному домику Наф-Нафа, да замок не могут открыть.
А замок им говорит: «Поросята, дом закрыт. Слова наоборот подберите, меня разомкните».
Воспитатель:
- Подберите «слова наоборот», начинающиеся на звуки Н, НЬ (дети подбирают антонимы к словам):
День - …                   земля - …
Высоко - …               верхний - …
Налево - …               вылить - …
7. Пальчиковая гимнастика «Замок».
На двери висит замок. (соединение пальцев рук в замок)
Кто его открыть бы мог? (покрутили кистями рук)
Потянули, (сцепленные пальцы тянуть в разные стороны)
Покрутили, (движение сцепленными пальцами от себя, к себе)
Постучали (пальцы сцеплены, основания ладоней стучат друг о друга)
И открыли! (пальцы расцепляются, ладони в стороны).
- Замок открылся. Бросились поросята в дом. Быстро закрыли дверь на засов.
8.Дыхательная гимнастика.
Подбежал серый злодей к дому. Дул, дул на дом. Покажите, как волк дул на дом. (Вдох и сильный выдох, выпускаем воздух).
Но ничего волк поделать не смог и убрался восвояси. А поросята радостно запели песенку и бросились танцевать.
Вместе в кругу:
Волк из леса никогда,
Никогда, никогда
Не вернётся к нам сюда,
К нам сюда, к нам сюда!
9. Итог занятия.
Воспитатель:
- Молодцы, ребята, вы спасли поросят от волка! А какие звуки нам в этом помогали ? Молодцы!