Конспект по обж Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи гражданской обороны


Технологическая карта учебного занятия
Дисциплина: Основы безопасности жизнедеятельности
Тема: Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи гражданской обороны
Основные понятия: ГО,
Тип урока: освоение нового материала
Планируемые результаты: З 11
Цель: Изучить основные понятия ГО, задачи  системы ГО и органы управления ГО
Задачи деятельности преподавателя:
- обучающие: дать обучающимся представление о гражданской обороне, познакомить с историей создания гражданской обороны и ее предназначением, рассмотреть задачи гражданской обороны по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
- развивающие:  формирование мышления и памяти (развитие умения логически излагать мысли, сравнивать, обобщать изучаемые факты); развитие познавательного интереса обучающихся, включая элементы разнообразной формы работы на уроке;
- воспитательные: воспитать личность безопасного типа, воспитание самостоятельности обучающихся, творческой активности.
Оборудование: Подготовленая презентация материала урока (ноутбук, экран), раздаточный материал, учебник
Литература: Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 10 кл.общеобразоват. учрежд. / А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин, В.А. Васнев; под ред. А.Т. Смирнова. — 8-е изд., перераб. – М., 2011
Интернет-ресурсы:
http://festival.1september.ru/ презентация ГО
http://aplik.ru/ урок по теме Гражданская оборона
htth:// tak-to-ENT.net/
Ход занятия
Этапы урока Деятельность преподавателя Деятельность обучающихся1.Организационный момент. Приветствие, проверка присутствующих (2 мин) Приветствие
2. Проверка пройденного материала
(5 мин) 1. Что входит в основные элементы жизнедеятельности организма?
2. Что такое физическое здоровье?
3. Что такое нравственное здоровье?
4. Что такое психическое здоровье?
5. Что такое правильное питание? (ответы студентов) Физическое здоровье, психическое здоровье, нравственное здоровье....
3. Мотивация к изучению нового материала.
Постановка темы, цели урока
(10 мин) Для определения темы и цели нашего урока воспользуемся просмотром видеофильма
(просмотр видеофильма) (3 мин)
Итак, тема нашего урока...
Цель урока...
Верно. Тема урока - Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи гражданской обороны
Цель урока – Изучить основные понятия ГО, задачи  системы ГО и органы управления ГО
Слайд 1 (ответы студентов) Гражданская оборона
Запись темы и цели в тетрадь
4. Освоение нового материала
(65 мин) -  В начале нашего урока разберем понятие ГО 
- Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите словосочетание “Гражданская Оборона”?
- Прочитаем их и выберем те, которые касаются курса ОБЖ (противогаз, эвакуация, убежище, война, защита и др.)
- Нам необходимо дать определение гражданской обороны. Что же это такое? Помощником в этой работе нам будет следующая схема с вопросами
Слайд 2
- Чтобы ответить на центральный вопрос этой схемы, вернемся к нашим словам-ассоциациям.
- Эти понятия существуют независимо друг от друга по отношению к ГО?
- Каким одним словом можно заменить все это: т.е. система. Это ответ на первый вопрос нашей схемы (записывают его).
Итак, ГО- это система мероприятий.
Найдите главное слово в словах-ассоциациях
Защита направлена на кого?
Когда? (период времени)
Где?
Итак, мы ответили на все вопросы схемы, пробуем устно дать определение ГО?
Слайд 3
-  Переходим к вопросу об истории создания ГО. Для этой работы нам понадобится раздаточный материал (Приложение 3). Это краткое изложение моего рассказа об истории создания ГО, но вы наверняка заметили, что здесь имеются пропуски. Ваша задача не только внимательно слушать мой рассказ, но и заполнить пропущенную информацию. В конце работу проверим.
(Далее идет лекция учителя с презентационным сопровождением)
Слайды 4-15
- Кто знает как называется закон, определяющий задачи в области ГО и правовые основы их осуществления?
- Кто помнит год его принятия?
Слайды 16-18
- Вернемся к нашему определению и озвучим его еще раз
- Теперь рассмотрим задачи ГО на современном этапе. Для этой работы вам необходимо разделиться на 5 групп. Задания-инструкции группам:
Каждая группа получает файл с задачами, направлениями, действиями ГО (Приложение 4).
Прочитать их и подумать, все ли эти задачи, действия выполняются в системе ГО? Из задач ГО выбрать самую основную, первостепенной значимости.
Успешность выполнения работы зависит от понимания определения ГО.
После ответа каждой группы слайды 1-6
Фортификационное сооружение — постройка, предназначенная для укрытого размещения и наиболее эффективного применения оружия, военной техники, пунктов управления, а также для защиты войск, населения и объектов тыла страны от воздействия средств поражения противника.
- Из определения мы выяснили, что меры по защите населения от опасностей применяются при ведении военных действий. В соответствии с законом ведение ГО на территории РФ начинается с момента объявления войны, военных действий. Напомните, кто вводит в стране или отдельных ее территориях военное положение?
- Все ли рассмотренные задачи, направления осуществляются в военное время?
- Выполнение каких задач осуществляется в мирное время? Назовите их.
- Какой вывод можно сделать?
- Скажите, силы и средства ГО могут в мирное время привлекаться к защите населения? Когда это происходит?
- Вносим дополнения к определению: В современных условиях ГО осуществляет мероприятия по защите населения, материальных и культурных ценностей как от опасностей в военное время, так и от опасностей, возникающих в мирное время. В ФЗ “О ГО” внесена поправка в 2004 году.
-  Все эти задачи важны для государства, обороны, обеспечения безопасности РФ?
Итак, мы с вами подошли к основному выводу
слайд №8
Организация и ведение ГО - важнейшие функции государства, составные части оборонного строительства и обеспечение безопасности страны.
За последнее время произошли существенные изменения в организационных основах ГО, методах и способах ее деятельности:
слайд № 9
совершенствуются системы управления и
слайд № 10
оповещения ГО (в местах массового пребывания людей),
слайд № 11
организованы подготовительные мероприятия про повышению защищенности критически важных для национальной безопасности объектов от угроз природного и техногенного характера, и террористических проявлений,
слайд № 12
разрабатываются и внедряются новые СИЗ И СКЗ,
слайд № 13,14
принимаются меры по развитию сил ГО в рамках реформирования военной организации государства,
слайд № 15,16,17
внедрение передовых космических, авиационных, информационных технологий при ведении АСДНР,
слайд № 18
создана система обучения всех категорий граждан в области ГО.
В целом, состояние ГО обеспечивает решение задач по защите населения, материальных и культурных ценностей как от опасностей в военное время, так и от опасностей, возникающих в мирное время. Вместе с тем меняются характер и способы решения международных и других проблем, в т. ч. с применением военной силы. Возможные войны будут происходить в локальном масштабе и отличаться высокой интенсивностью. В вооруженных конфликтах все большая роль отводится высокоточному оружию. Ведутся разработки оружия нового поколения, основанного на новых физических принципах. Существенно возрастает роль новых форм противоборства сторон, в которых основными формами противоборства будет экономическое, политическое, информационное, и психологическое воздействие на человека. Перечисляют
Зачитывают, выбирают необходимые
обучающиеся: нет, вместе, все эти слова входят в представление о ГО.
обучающиеся: Вместе, сумма, совокупность
обучающиеся: защита
обучающиеся: население, граждане, материальные и культурные ценности
обучающиеся: война
обучающиеся: на территории РФ
обучающиеся дают определение
Записывают определение в тетрадь
Обучающиеся: ФЗ РФ “О ГО”
Обучающиеся: 12 февраля 1998
Обучающиеся: озвучивают
Группа аргументирует выбор
По слайдам проверяют выполнение своих заданий
Обучающиеся: президент РФ
Обучающиеся: нет
Обучающиеся: обучение населения способам защиты от опасностей, разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, обеспечение постоянной готовности сил и средств ГО
Обучающиеся: подготовку к ведению ГО осуществляют заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий
Обучающиеся: при крупных, масштабных авариях, катастрофах, стихийных бедствиях
Обучающиеся: да
Запись в тетрадь
5. Закрепление знаний.
(5 мин) - Итак,
Что такое ГО?
Дата основания ГО в нашей стране.
Как называется основной закон нормативно-правовой базы системы ГО?
С какого момента начинается ведение ГО на территории РФ? Ответы обучающихся6. Подведение итогов урока (рефлексия).
(3 мин) Итак, сегодня на уроке вы дали понятие ГО, познакомились с историей создания ГО, рассмотрели задачи ГО на современном этапе.
Полезна ли и интересна была вам информация, полученная на уроке?
Что вам больше всего понравилось? (какая форма работы?)
Мне понравились ваши ответы, я доволен вашей работой в группах.
Спасибо за урок!
Ответы обучающихсяЭтапы урока: орг.момент, постановка темы, постановка целей урока и мотивация, освоение нового материала, (закрепление нового материала), рефлексия, подведение итогов