ООПознавательное развитие Моя родословная


«Моя родословная»
Современная семья в третьем тысячелетии сталкивается с множеством
проблем, одна из которых –утраченная историческая преемственность
поколений в семье. Дети лишаются возможности брать пример с людей,
живших в прошлом, в большинстве семей не сохраняются и не передаются
нравственные и духовные обычаи, созданные предками. Между тем, опыт
наших предков –живая нить преемственности поколений является
бесценным сокровищем для духовно-нравственного воспитания детей.
На Руси вплоть до 40-х годов XXвека считалось правилом хорошего тона
знать свою родословную до седьмого колена. Для людей, обладающейвнутренней культурой, генеалогическое древо родя являлось предметом
особой гордости за свой род. Практически каждый знатный род имел свой
родовой герб.
Проанализировав образовательную программу НДОУ, выяснила,
что она включает задачи взаимодействия с семьями детей, способствуют
формированию интереса к своей родословной, а также ознакомлению ссемьей, как явлением общественной жизни.
Считаю, что воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи и детского сада, поэтому реализация задач по ознакомлению дошкольников с семьей и ее родословной осуществлялась с помощью проектирования, в котором взаимодействуют все участники педагогического процесса.
Цель:
воспитание любви и уважения к своему роду, семье, приобщение детей и родителей к семейным ценностям, формирование чувства ответственности перед памятью предков.
Обогащение словарного запаса терминами родства (Родословная, род,предки, обычай, традиции, поколения)
Изучение методической литературы об истории развития родословной, ее
видах, порядке составления; Беседы с родителями о важности и ценности составления родословной.
С детьми:
Составление рассказов по сюжетным картинкам с изображением семьи:
«Коли семья вместе, то и душа на месте», «Много у бабушки с нами хлопот»
Беседы «Кто это такие –наши родные», «Папа может все»
Образовательная деятельность на тему: «Моя семья», «Мужчины и женщины
в семье», «Нет на свете мамочки дороже»
Художественная деятельность:
Рисование «Моя дружная семья», «Портрет моей мамы», лепка «Подарок дедушке и бабушке», конструирование «Мой дом –моя крепость», аппликация –выполнение поздравительных открыток ко Дню защитника Отечества, Международному женскому дню;
Игры:
«Маленькие помощники», «Что делают наши папы и мамы», игра «Найди свою маму»,
Чтение художественной литературы: В. Сухомлинского «Моя мама пахнет
хлебом», сказки «Кукушка», стихотворение Э. Мошковской «Я маму свою
обидел», А. Костецкого «Все начинается с мамы», П. Мазнина «Простое
слово», Е. Трутневой «Наша бабушка», Р. Гамзатова «Дедушка», Л. Квитко «Бабушкины руки» и др.;
Рассматривание семейных фотографий из личного архива детей;
Совместно с родителями:
Выставка древа родословной, оформление стенгазеты ко Дню защитника Отечества.
Роль семейных традиций в духовно-нравственном воспитании современного дошкольника.
Семья есть первичный, естественный и в то же время священный союз. В
семье ребенок учится первым совестным движениям сердца, получает первые уроки любви, веры и свободы, что позволяет ему подняться в дальнейшем к другим формам человеческого единения –Родине и государству.
Огромное влияние на развитие личности ребенка оказывает культура семьи.
Культуру семьи составляют нормы и правила поведения, идеи, материальные
предметы, используемые членами семьи. Главный элемент семейной культуры
–традиции семьи. Под семейными традициями понимают обычаи, духовные ценности, правила поведения, принятые в данной семье и передающиеся из поколения в поколение.
Семейные традиции служат упрочению семейно-родословных связей, формируют эмоциональную близость всех членов семьи, передают и формируют ценные нравственные качества человека: доброту, сострадание, взаимопонимание, сдержанность, вежливость, почтительное отношение к старшим.
К сожалению, большинство семейных традиций были утрачены в начале
XX века. Наша задача –приобщать дошкольников к семейным традициям,
возрождать и углублять традиции, наиболее значимые для современных семей.
Каковы же семейные традиции, укрепляющие семейные отношения, делающие жизнь семьи интересной и насыщенной?
Прежде всего, это домашние игры, совместное чтение по вечерам сказок, былин, рассказов, духовной литературы, семейные вечера для малышей с участием всех членов семьи, домашние спектакли, изготовление подарков к вечерам, праздникам.
Приобщению детей к домашнему труду способствует обучение дошкольников рукоделию (вышиванию, вязанию, бисероплетению и т.д.), сотворчество детей и родителей (рисование, аппликация, лепка, конструирование из природного материала).
Особый интерес вызывают традиции, способствующие сохранению истории семьи –изучение и составление родословной, семейных архивов с фотографиями и историями о семье, поиск семейных реликвий, создание домашних мини-музеев.
Возрождение интереса к истории своей семьи, переосмысление роли
семейных традиций, приобщение детей к культуре семьи особенно значимо вдошкольные годы, так как именно в этом возрасте закладываются основы
социального поведения человека, создается поле жизни и надежный тыл ребенку.
Овладение основами составления родословной
Родословная -это история семьи, которую принято описывать как перечень
поколений людей одного или нескольких родов. Традиция составления родословной существует испокон веков. В русской истории трудно найти среди достопамятных людей личность, которая не относилась бы с почтением к своему роду. На мысли о прошлом, о пращурах наводило все, что было внутри и вокруг дома: аллеи и деревья, посаженные предками, постройки, пруды, хозяйственные книги и календари с пометками за многие поколения.
Высшие сословия русского общества непременно изучали свою родословную, но и в крестьянских семьях существовала эта традиция. Многими предметами, сделанными руками крестьян, пользовались целые поколения, из поколения в поколение передавались семейные истории.
Существует два основных способа составления родословной: по восходящей и нисходящей линии. При составлении восходящей родословной главным объектом является человек, о предках которого собираются сведения. Древо восходящего родства показывает только прямые кровнородственные отношения, не включая имена двоюродных, троюродных братьев и сестер.
Нисходящую родословную начинают составлять с самого отдаленного из известных предков и постепенно переходят к его потомкам. Такой вид родословной дает обширный материал, наглядно показывает общую картину жизни и деятельности рода в течение столетий.
Начиная работу по составлению родословной, следует запастись терпением, старанием и аккуратностью, изучить все имеющиеся в семье письма, фотографии, записи, документы, копии, личные вещи, расспросить родственников о предках, тщательно фиксируя семейные истории, рассказы.
Собрав сведения об истории своей семьи, можно приступать к составлению родословного дерева, ветви которого по возможности должны быть симметричными и количество их четным. Ствол родового дерева является исходной, отправной точкой, каждое новое поколение на схеме обозначается новыми веками. При заполнении родословного дерева желательно, чтобы каждая веточка была заполнена полностью, т.е. содержала фамилию, имя, отчество.
Установление личности своих предков –это лишь первый, начальный этап составления родословной. Более полные сведения о своих предках можно получить из различных источников: документов из районного, областного архивов, церковных книг, очерков, репортажей старых газет. Кропотливая работа по сбору свидетельств жизни предков позволит создать семейный архив, который может содержать фотографии, рукописи, открытки и т.д.
Работа над родословной бесконечна. Она может продлиться всю жизнь, ее
могут продолжить дети, внуки. Изучение истории рода –не предмет пустого тщеславия, а инструмент самопознания, законный, исторически заработанный повод к гордости.
Беседа «Семейная фотография»
Дидактический материал –заранее подготовленная фотография из семейного
альбома одного из детей группы.
Ход занятия.
Педагог читает стихотворение Н. Голя и Г. Григорьева:
Есть в доме любом
Семейный альбом.
Как в зеркале,
Мы отражаемся в нем.
Пускай не всегда мы красивы,
Зато эти фото –правдивы.
Хранится альбом в нашем доме,
И снимки хранятся в альбоме.
Их много –и старых, и новых –
У нас,
 У семейства...!
Педагог предлагает детям внимательно посмотреть на семейную фотографию одного из детей группы. Педагог задает детям вопросы:
Кто изображен на фотографии?
Узнали ли они своего товарища по группе?
Где его папа, мама, бабушка, дедушка, брат, сестра?
Какое у них настроение?
Что они делают?
Обобщая ответы детей, педагог сам показывает и рассказывает о семье ребенка. Обращает внимание на отношение близких людей друг к другу.
Итак, мы сегодня
Для вас открываем
Семейный альбом:
Мы в этом альбоме
Гостей принимаем,
Цветы поливаем
И в игры играем,
Мы спорим, гуляем,
Мы дом убираем,
Друзей вспоминаем
И песни поем!
Мужчины и женщины в семье
Программное содержание:
закрепить представление детей о семье, родственных отношениях, об обязанностях членов семьи; познакомить с особенностями поведения мужчин и женщин в обществе и семье; воспитывать в мальчиках уважительное отношение к девочкам, женщинам, стремление оказывать им посильную помощь; у девочек –заботливое отношение ко всем окружающим, стремление к аккуратности и прядку.
Словарная работа: гостеприимные, жизнерадостные, трудолюбивые, вежливые.
Материал: иллюстрации с изображением людей разных профессий –мужских и женских, рассказ В. Донниковой «Канавка».
Ход занятия
Воспитатель. Сегодня, ребята, мы поговорим с вами о семье. Скажите, что такое семья? (Ответы детей).
 Я вам уже говорила, что слово «семья» состоит из двух слов –«семь» и «я».
Какие бывают семьи? (ответы детей).
Семьи бывают маленькие и большие, дружные и гостеприимные, счастливые и веселые, трудолюбивые и жизнерадостные.
Расскажите о своей семье: какая у вас семья, сколько человек, как их зовут, что вы любите делать все вместе? (Ответы детей по желанию).
Давайте попробуем разделить всех членов семьи на две группы
(Предположения детей).
Воспитатель наводящими вопросами помогает. Членов семьи можно разделить на взрослых и детей, пожилых и молодых. А еще можно разделить на мужчин и женщин. В каждой семье есть мужчины и женщины. Всех людей тоже можно разделить на мужчин и женщин.
А чем отличаются мужчины от женщин? Вот идете вы по улице, вы сразу можете определить, где мужчина, а где женщина? Как?
Да, мужчины и женщины выглядят по-разному:
Они носят разную одежду;
У мужчин может быть борода или усы;
Мужчины чаще всего выше ростом, физически сильнее, чем женщины.
Да, мужчины сильнее, чем женщины, и даже есть такие профессии, где могут
работать только мужчины.