Открытый урок на тему : Жилища наших предков. Изготовление макета избы.


Открытый урок на тему :
"Жилища наших предков. Изготовление макета избы. "
Задачи урока
Обучающая: сформировать представления о том, как была организована жизнь наших предков, познакомить с разнообразием их жилищ, показать зависимость жилища от природных условий, сравнить современные жилища со старинными.
Развивающая: развивать наглядно образное и логическое мышление, воображение и творческие способности, умение проводить сравнительный анализ и извлекать информацию из иллюстраций и учебного текста.
Воспитательная: воспитывать уважение к старине, желание следовать нравственным принципам наших предков.
Оборудование: cкатерть, икона, лампадка, рушник, проектор, экран, компьютер, иллюстрации по теме занятия; карточки с заданиями, фотографии и рисунки жилищ, их макеты,
План урока.
Организационный момент. Рефлексия.
Актуализация знаний и мотивация получения новых.
Изучение нового знания
эвристическая беседа
постановка проблемных вопросов
создание проблемной ситуации
самостоятельная работа с текстом
4. Первичное закрепление.
5. Обобщение полученных знаний, подведение итогов урока.
Ход урока.
Орг. момент.
Здравствуйте, ребята!
В наш чудесный светлый дом сегодня пришло много гостей. Давайте поздороваемся с ними, улыбнемся им, улыбнемся друг другу, улыбнемся сами себе.
Актуализация. Какая сегодня хорошая погода. На улице светит солнце. На доске у нас тоже солнышко. Чем оно необычно? Прочитайте слова на лучиках?
- Как вы думаете, что они обозначают?
Д: - Слова Печеничено, Лосево, Самсоново, Капыревщина , Правильно, они означают название сёл и деревень, где мы живём.
- Назовите одним словом место, где родился и вырос человек.
Д: - РОДИНА. ( В центр солнышка помещаю жёлтый круг с надписью РОДИНА).
- С каким настроением мы будем сегодня работать на уроке, ответить на этот вопрос нам поможет сегодня слово РОДИНА.
Р - РАДОСТНОЕ,
О - ОТЛИЧНОЕ,
Д - ДОБРОДУШНОЕ,
И - ИГРИВОЕ, ИЗУМИТЕЛЬНОЕ,
Н - НЕОБЫКНОВЕННОЕ,
А - АКТИВНОЕ.
-Ребята, как вы думаете, с чего начинается Родина?.......................
Родина начинается с окошек родного дома, в котором мы родились и выросли, где живут наши мама и папа, где проходит наше счастливое детство. У нас сегодня не обычный урок, а урок - путешествие во времени, в давние времена, к нашим предкам. Поэтому, ребята, вы с легкостью поможете мне назвать тему сегодняшнего урока «Жилища наших предков».
С нами в путешествие отправится знаток. Путешествуя, мы будем выполнять с вами различные задания, и за каждое выполненное задание вы будете получать карточку. Собрав их все, вы прочитаете послание, которое дошло до нас из глубины веков. А попасть в эти давние времена нам поможет машина времени . Но прежде, чем отправляться в путешествие, давайте вспомним, кто они, наши предки? (люди, жившие до нас). А как звались именно наши предки? (славяне) А вы знаете почему?
(варианты ответов: славились чем-то, добывали себе славу и т. д.)
Река Днепр называлась раньше Славутич, поэтому люди, жившие по берегам этой реки, названы были - славяне. Нашим предкам, ребята, многое надо было знать, чтобы построить для себя жилище – дом. А Что нужно было для этого расскажет нам знаток.
Знаток: Прежде всего выбиралось место хорошее. Чтобы вода была рядом, да чтобы не в низине, а то весной затопит, да чтобы в доме чувствовать себя хорошо. Долго присматривались – приглядывались предки наши к месту будущего дома: если птица часто садится на землю, то и место здесь хорошее. Или свет сквозь облака пробьется, значит место богами отмеченное, можно избу ставить.
МЫ ГОТОВЫ ОТПРАВИТЬСЯ В ПУТЬ, поэтому закрываем глаза и сейчас машина времени перенесет нас во времена, когда жили наши предки.
(учитель включает машину времени, звучит музыка, дети закрывают глаза)
Наше путешествие началось. И вот мы прибыли к нашим предкам.
(На доске иллюстрация “Первобытный человек”)

Перед нами человек, который жил сотни лет назад. Как вы думаете, каким было его жилище? Где он мог жить?(варианты ответов)
С древнейших времен человек заботился о том, чтобы защитить себя от хищников, от непогоды, сделать свое жилище удобным и безопасным. Первым домом, который дала человеку природа была пещера.
Почему удобно жить в пещере?
А чем неудобно? Казалось бы, пещера идеальное место для обустройства жилища. Она легко защитит от ветра, дождя и снега, а при необходимости в ней можно спрятаться от хищников и прямоходящих врагов. Но так только кажется в действительности пещеры являются далеко не самыми лучшими местами для жилья. Итак, почему первобытные люди не могли жить в пещерах? Во-первых, пещеры необходимо постоянно освещать и обогревать, однако лишь самые небольшие из них поддаются обогреву от простого костра. Дело в том, что почти в любой пещере имеется сквозняк и наблюдается повышенный уровень влажности. Во-вторых, в пещерах очень часто селятся летучие мыши и другие животные.
Вы увидели первое жилище человека, а теперь отправимся в другое время.
Закрываем глаза и отправляемся в путь. Мы в невесомости, руки свободно и плавно двигаются (Музыка)
мазанка землянка шалаш

Мы прибыли на место.
Посмотрите, в каких ещё жилищах жили люди?
Как они называются? (Шалаш, мазанка, землянка)
Скажите, а в какой сказке мы с вами встретим землянку? Кто написал эту сказку?
В других районах нашей страны были другие жилища, вот они перед вами.

(иглу, чум, юрта) Подумайте, в каких районах мы встретим данные жилища.

Степь тундра север

Соедините стрелками вид жилища и местность
Иглу сделано изо льда - на севере
Чум - тундра
Юрта – степь
Иглу сделано изо льда и т.д. на севере
Чум- тундра
Юрта – степь
Вы добились отличных результатов, и вот вам часть послания.
( на доске прикрепляется)НЕ КРАСНА ИЗБА
Но давайте вернемся к жилищам славян. Человек стал думать, как сделать свой дом удобным для жизни. И вот, что ему помогло.
Чтение отрывка “ЛЕС” (вслух из учебника)
В те давние времена леса были повсюду. Густые, непроходимые. Лес играл большую роль в жизни славян. Жили они в суровых условиях. Лето было теплым, но коротким, осень – дождливая, а зима – холодная. Лес помогал не замерзнуть от холода, давал дрова. Деревья служили для постройки жилищ.
Из чего стали строить жилища?
Как называется жилище из бревен? ИЗБА

В древнерусском языке слово ИЗБА писалось так ИСТБА и означало баня, теплое помещение.
Значит, изба - это то место, где ТЕПЛО.
А расскажет нам про избу наш знаток.
Знаток: Дом на Руси назывался изба. Избы наши предки строили из бревен. Главной заботой было – сохранить тепло во время долгой зимы. Окна делали очень маленькими, двери – низкими, с высоким порогом. В каждой избе была печь. Она занимала главное место, потому что давала тепло и использовалась для приготовления пищи.
Учитель: Даже иностранцы, приезжавшие или жившие в России, отмечали особенности постройки русского жилища. Нам повезло, и мы можем услышать, что пишет английский посол Джон Флетчер в своем донесении о русском жилище:
Сценка. "Письмо английского дипломата"
(Стол. Горит свеча. За столом с пером в руке сидит ученик в роли дипломата и пишет письмо).
"Моя королева, уже долгое время я живу в России. За этот период я увидел, что русские отличаются от нас, англичан, даже своими жилищами.
Дома их деревянные, без извести и камня, построены весьма плотно и тепло из сосновых бревен. Между бревнами кладут мох. Деревянная постройка русских, по-видимому, гораздо удобнее нежели каменная или кирпичная, потому что в последних больше сырости и они холоднее, чем деревянные дома, особенно из сухого леса".
-Какие качества отметил наш дипломат в своём письме о строительстве русского жилья?
Учащиеся: Ценилась профессия плотника.
-Ребята, а как, по-вашему, какая профессия, могла цениться при строительстве жилища?
А что это за профессия плотник?
Учитель: Почему так, нам расскажут наши знатоки.
Знаток: Считалось, что плотники знаются с "нечистой" силой и поэтому старались им всячески угодить: получше накормить, рассчитаться. Иначе они могли навлечь на дом пожар, бурю.
- Ребята, а есть ли у дома защитник? Как его зовут?
Учащиеся: Домовой.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
-Ребята, а вы любите собирать пазлы?
Сейчас мы будем работать в группах по 4 человека, внимательно выслушайте задание, и выполняйте его дружно, сообща. (Каждой группе дается конверт, в котором лежат пазлы и описание того жилища, которое должно получиться)
А теперь попробуйте по описанию, данному каждой группе узнать, что за жилище вы должны построить из пазлов, которые лежат в вашем конверте.
Мазанка - это жилище, построенное из веток, жердей, обмазывалось глиной.
Изба – на строительство этого жилья шли бревна, внутри была печка
Землянка – это жилище появилось раньше, чем изба, упоминалось в сказке.
Пещера - самое первое жилище человека, данное природой.
Составляют пазлы и показывают, что получилось, используя рисунки на доске.
Молодцы, и с этим заданием вы справились превосходно, вот следующая карточка.
УГЛАМИ, А КРАСНА
Молодцы, и с этим заданием вы справились превосходно.
Ребята, а хотите ли вы побыть в роли плотника?
А теперь мы с вами изготовим избу своими руками
Молодцы, ребята. Я вижу, с какой любовью вы сделали свои дома Любовь к дому передана нам нашими предками. Дом предков красив снаружи и внутри. Давайте на мгновение заглянем внутрь дома через окно. Вот как пишет о внутреннем убранстве дома поэт Л.А.Мей.
Дети.
В низенькой светелке, со створчатым окном, Светится лампадка в сумраке ночном. Новая светелка чисто прибрана: В темноте белеет занавесь окна, Пол отструган гладко, ровен потолок, Печка развальная встала в уголок. У стены укладка с дедовским добром, Узкая скамейка, крытая ковром, Крашеные пяльцы со стулом раздвижным И кровать резная с пологом цветным.
Спасибо, ребята, за такие теплые слова и сейчас самое время вспомнить о домашнем задании Загадки о доме и его вещах вы приготовили?
Конкурс загадок «Дом наших предков - славян»
Дети. Да.
Педагог. Давайте проведем конкурс загадок, чья загадка интересней и сложней.
Дети загадывают загадки.
Залезла Варвара выше амбара, не ест, не пьет, все на небо глядит. (Труба на крыше.)
Мать толста, дочь красна, сын-сокол в облака ушел. (Печь, огонь, дым.)
Четыре братца под одним шатром стоят. (Стол.)
Стоит бычище – проклеваны бочища. (Изба.)
Дарья да Марья глядятся, а не сойдутся. (Потолок и пол.)
Не живые, а пищат. (Ворота.)
По сеням ходит, а в дом не заходит. Дверь. Хвост во дворе, нос в конуре, кто хвост повернет, тот и в дом войдет. (Ключ в замке.)
Молодцы, и вот вам последняя карточка. ПИРОГАМИ.
Мы сегодня так много узнали о жилище наших предков, даже сделали его своими руками. Давайте вспомним, где раньше селились наши прадеды. Правильно вдоль рек. Вот перед вами небольшой участок местности, что вы видите? Правильно, река, деревья. Давайте сюда поместим наши избы. Что у нас получилось? Совершенно верно это наша деревня Капыревщина , где жили когда-то наши прабабушки и прадедушки, где сейчас живем мы со своими семьями. Это наша «малая родина», которую мы любим будем вспоминать на протяжении всей нашей жизни, которая всегда будет ассоциироваться у нас с нашим счастливым детством и куда мы всегда будем стремиться вернуться где бы мы ни были.
А теперь закроем глаза, и машина времени нас вернет домой, в 21 век.
В конце урока я предлагаю вам продолжить фразу "Мы хотим пожелать всем :", написав своё пожелание 2 класс на голубках, 4 класс на вырезанной ладошке.

8. Рефлексия.
- Второклассники запускают голубков, прикрепив их к доске. Четвероклассники приклеивают ладошки в солнышко, увеличивая количество лучиков.
_ А что у нас получилось? Прочитайте её(один читает вслух).
НЕ КРАСНА ИЗБА УГЛАМИ, А КРАСНА ПИРОГАМИ.
Молодцы! Раньше наши предки угощали гостей пирогами, а я предлагаю угостить наших гостей.

Рисунок 1Рисунок 2Рисунок 7Рисунок 8Рисунок 12Рисунок 14Рисунок 4@ђ Заголовок 115