Конструкт по технологии на тему Изготовление макета вагона (Цистерна) (4 класс)


Конструкт урока по технологии
Гилёвой Анны Александровны
Класс: 4
УМК: Перспектива
Тема урока: Изготовление макета вагона (Цистерна).
Тип урока: урок освоения новых знаний и способов действий
Цель урока: научится изготовлять разные виды цистерн, использую различные геометрические тела (цилиндр)
Планируемый результат:
Личностный: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности; проявляют интерес к профессиям, с положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью
Метапредметные:
регулятивные УУД (формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию, учатся вносить соответствующие коррективы; формируют умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определяют наиболее эффективные способы достижения результата; используют знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения )познавательные УУД (умение извлекать информацию из текста, дополняют представление о видах вагонов; выделяют признаки изучаемых объектов на основе сравнения; проводят аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом )коммуникативные УУД (овладевают способностью инициативно сотрудничать с учителем, одноклассниками; отвечают на вопросы, делают выводы; признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагают своё мнение и аргументируют свою точку зрения и оценку событий)
Предметный: познакомиться с конструкцией цистерны, ее видами; учатся выполнять разметку деталей при помощи линейки, изготовляют разные виды цистерн, используя объемные геометрические тела (цилиндр, прямоугольник)
Задачи:
Воспитательная: иметь мотивацию к учебной и творческой деятельности; проявлять интерес к профессиям, с положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью
Развивающая:
регулятивные УУД (формировать умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию, научить вносить соответствующие коррективы; формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; использовать знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения)
познавательные УУД (уметь извлекать информацию из текста, дополнять представление о видах вагонов; выделять признаки изучаемых объектов на основе сравнения; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом)
коммуникативные УУД (овладевать способностью инициативно сотрудничать с учителем, одноклассниками; отвечать на вопросы, делать выводы; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументируют свою точку зрения и оценку событий)
Образовательная: познакомить с конструкцией цистерны, ее видами; учить выполнять разметку деталей при помощи линейки, изготовлять разные виды цистерн, использовать объемные геометрические тела (цилиндр, прямоугольник)
Принципы обучения:
доступности
наглядности;
прочности
систематичности;
последовательности
Методы обучения и воспитания:
Методы обучения:
1.Метод организации учебно-познавательной деятельности (Метод получения новых знаний: словесные (объяснение, беседа), наглядные (демонстрация);практические (упражнения, практическая работа)
2. Метод стимулирования учебно-познавательной деятельности (поощрение)
3.Методы развития психических функций, творческих способностей, личностных качеств детей (Постановка проблемной ситуации, творческое задание).
Методы воспитания:
1.Методы формирования социального опыта детей (ситуация свободного выбора, пример).
2.Метод осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения (беседа, рассказ).
3.Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательной процессе (создание ситуации успеха).
Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая
Оборудование:
Индивидуальное: инструкционные карты, простой карандаш, линейка, клей карандаш, ножницы, цветной картон и бумага
Демонстрационное: слайд– презентация, дид. игра «Колесо Фортуны», карточки с темой урока (2 шт.),
Источники информации:
ФГОС НОО: текст с изм. И доп. На 2011 год/ Министерство и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение,2011.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект / А.Я.Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. Рос.акад.образования. – М.: Просвещение, 2009. – 00 с. – (Стандарты второго поколения)
Технология. Рабочая программа и технологические карты уроков по учебнику Н.И. Роговцевой, Н.В. Богдановой, Н.В. Шипиловой, С.В. Анащенковойhttp://www.fife.plus.ru/(пять с плюсом)
http://www.children.world.ru/(детский мир)
http://www.rzd– expo.ru/ (история вагоностроения)
План урока:
1.Самоопределение к деятельности (орг. момент).(1-2 мин)
2.Актуализация опорных знаний.(5 мин)
3.Постановка учебной задачи.(5 мин)
4.Построение проекта выхода.(3 мин)
5.Самостоятельная практическая работа.(20 мин)
6.Рефлексия учебной деятельности
Ход урока
Этапы урока, задачи Методы и приемы обучения и воспитания Деятельность учителя, учащихся Планируемый результат
1. Самоопределение к учебной деятельности.
Задача:
Мотивировать учащихся на предстоящую деятельность
Беседа, упражнение -На парте оставьте: инструкционные карты, простой карандаш, линейка, клей карандаш, ножницы, цветной картон и бумага(проверка до урока дежурным).
-Ребята, здравствуйте! Бегите все ко мне. Давайте встанем в круг и познакомимся. Меня зовут Анна Александровна. А тебя как зовут? Называйте свое имя по кругу.
-Ребята, теперь я знаю, как зовут всех конструкторов вагоностроительного завода.
-Чтобы нам было легче конструировать поезда, давайте сбросим все не нужные эмоции. Ребята, представьте, что мы вышли на улицу и начали падать с неба красивые снежные хлопья. Давайте поставим ноги на ширине плеч, поднимем руки через стороны вверх, как будто мы ловим снежинки и опустим руки плавно в низ.
Нападало столько снега, во что можно поиграть? В снежки. Чтобы нам бросить снежок, нужно наклонится, взять немного снега, выпрямиться, слепить снежок, замахнуться(друг друга не заденьте, когда будем его бросать) и сбросам снежок. Снега нападало очень много давайте слепить еще по снежку.
Мы играли с вами в снежки, и вдруг не откуда возьмись, вдалеке мы увидели поезд. Он съезжал с небольшой горы и гудел так «Ухххххх..!».Но впереди была еще горка, ему все труднее и труднее ехать в горку. Давайте поможем поезду. Для этого нужно встать прямо, а затем присесть со звуком "ух!", руки вперед, выпрямиться.
-Какие вы молодцы! Мы помогли поезду , он забрался на гору и желает вам хорошего настроения. Улыбнитесь друг другу.
-Ребята, а теперь присаживайтесь на свои места
-Присаживайтесь.
Личностные (имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности)Коммуникативные (овладевают способностью инициативно сотрудничать с учителем, одноклассниками)
2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы.
Задача:
Совместно с детьми сформулировать тему и цели урока, через проблемную ситуацию.
Постановка проблемной ситуации беседа, объяснение, демонстрация -На предыдущем уроке с Ириной Александровной Вы изучали историю железной дороги, виды поездов и вагонов, из чего состоят вагоны. Я увидела, как Вам было интересно.
-Я тоже приготовила Вам очень интересную и трудную работу. Я думаю, вы с ней справитесь. Для начала давайте поиграем в игру «Колесо Фортуны»
(включаю 1 слайд)
-Правила игры следующие: (правила два раза)
мы делимся на две команды. Крутим барабан. Отвечает первая команда на выпавший им вопрос. Первая команда ответили. Крутим барабан, и отвечает вторая команда.
-За каждый ответ я выдаю карточку со словами. В итоге у Вас должна получится тема нашего урока. Счет буду вести на доске.
-Итак, Давайте разделимся на две команды и поехали.
-Какая из команд может назвать тему нашего урока.
-Да. Ребята, тема нашего урока « Изготовление макета вагона (Цистерна)»
-Молодцы, ребята, дух соревновательности покорил и меня.
-Тогда целью урока у нас будет:
научится изготовлять разные виды цистерн, использую различные геометрические тела (цилиндр, прямоугольник) Регулятивные ( определяют наиболее эффективные способы достижения результата)
Коммуникативные (отвечают на вопросы, делают выводы; признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагают своё мнение и аргументируют свою точку зрения и оценку событий)
3.Постановка учебной задачи
Задача:
Спланировать задачи урока, найти ответ на них.
Беседа, объяснение, пример, демонстрация, создание ситуации успеха
-Ребята, давайте определим задачи урока. Что мы будем делать на уроке?
- Ребята, вы знаете, что такое цистерна?
-Ребята, возможно, вы знаете, что такое цистерна, а вы знаете, как они выглядят, что в них возят. Об этом сегодня мы сегодня поговорим. Значит, это будет первая задача нашего урока.
-Ребята, раз это урок технологии. Что делают на уроках технологии? (изготавливают различные изделия)
-Тема нашего урока какая?(Изготовление макета вагона (Цистерна))
-Так что мы будем изготавливать на этом уроке? (макет цистерны)
-А чтобы ее изготовить, что нужно составить, чтобы сделать макет цистерны?
-Это вторая задача нашего урока, план изготовления макета цистерны
-А третья задача будет изготовление самого макета цистерны из картона
-Ребята, так с чего же мы начнем наш урок?
(найти решение на первую задачу)
-Дима, прочитай первую задачу
(что такое цистерна)
-Ребята, на предыдущем уроке вы изготовили макеты тележки, а на этом уроке сделаем макет цистерны. У нас получится целый состав. Но, чтобы он поехал, повез целый состав, чего же нам не хватает? (локомотива)
-Ребята, я дарю вам этот локомотив. Сейчас у нас есть движущая сила.
-Что может входить в состав поезда?
(тележки, рефрижератор, хоппер – дозатор, цистерны)
-Наш поезд из чего будет состоять, что у нас есть и что будет?
(тележки и цистерны, локомотив)
-Целый состав может состоять только из цистерн, но к нему так же могут присоединить несколько тележек. Что такое вообще цистерна?
-Цистерна, как вы думаете, грузовой или пассажирский вагон?
(грузовой)
-Раз грузовой вагон, значит, в нем что- то перевозит. Что могут перевозить в цистернах?(жидкие вещества: вода, нефть, керосин, бензин, масло, кислоты)
-Цистерна представляет собой специальный металлический котел, поэтому в них безопасно перевозить жидкие опасные вещества.
-Ребята, мы сейчас с вами поговорили о цистерне, какой это вагон, что в нем перевозят. Что же такое цистерна?
-Цистерна – это грузовой вагон, который перевозит жидкие вещества.
-Ребята, мы узнали, что такое цистерна. Мы решили первую задачу?
(решали) Регулятивные ( формируют умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определяют наиболее эффективные способы достижения результата;)Познавательные (дополняют представление о видах вагонов)
Коммуникативные (овладевают способностью инициативно сотрудничать с учителем, одноклассниками)
4. Физминутка.
Задача:
Снять напряжение упражнение Физминутка «Поезд»
Личностные: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью
5.Построение проекта выхода
Задача:
найти решение на поставленные задачи Беседа, объяснение, поощрение, упражнение, создание ситуации успеха. -Немножко отдохнули. Что будем делать дальше?
(решать вторую задачу)
-Коля, прочитай вторую задачу.
(изготовление макета цистерны)
-Чтобы начать изготовление цистерны, что нам нужно составить?
(план изготовления макета цистерны)
-Посмотрите внимательно на цистерну, которую я Вам сделала и также как локомотив, ее подарю.
-Сейчас нам нужно составить план, как мы будем изготовлять макет цистерны.
-Ребята, посмотрите внимательно на цистерну, на что она вообще похожа? Какой она формы?
-Это цилиндр. Как мы сделаем этот цилиндр?(скрутим)
-А готовую форму можно где-нибудь взять?
-Где в жизни можно встретить эту фигуру?
(стакан, шляпа, ракета)
-Можно. Я, например, взяла цилиндр и вытащила его из туалетной бумаги. Он крепкий и небольшой, как раз походит правда ведь.
-Вот у нас уже есть цилиндр, сравните его с моим макетом цистерны по цвету.
(ответы детей)
-Как мы сделаем вот этот цилиндр такого же цвета?
(обклеить)
-Как мы ее будем обклеивать?
(сам цилиндр и две боковые части)
-Мы будем ее обклеивать с помощью разметки. Смотрите, я взяла цилиндр по больше, чтобы вам было лучше видно. Представьте, что доска это цветная бумага. Я накладываю цилиндр на цветную бумагу, и делаю разметку. Обводим. Получился круг.
-Нам нужно добавить сантиметр, чтобы боковую часть прикрепить к цистерне, затем вырезаю. Чтобы легче было наклеить, ножницами делаю надрезы. И такие делали делаем 2 раза, т. к боковых частей две.
-Наклеили боковые части, а теперь что обклеим.
-Сам цилиндр. Берем его в руку и накладываем к краю цветной бумаги, делаем разметку. В руки взяла карандаш, а у меня это мел и отметила, где заканчивается длина нашего цилиндра. Затем берем линейку и прочерчиваем линию. Вырезаем. Обворачивает цилиндр цв. Бумагой. Лишнее отрезаем. Наносим клей на край цв. бумаги, обворачиваем и закрепляем тоже клеем. Цистерну мы обклеили.
- Сто еще есть у цистерны. Из чего состоит цистерна?
(ходовой части, сама цистерна)
-Цистерна состоит из ходовой части и самой цистерны, то есть осталось сделать ходовую часть, ее вы уже умеете делать. Посмотрите внимательно, у тележки одна ходовая часть, а здесь две.
-Давайте составим план. Что делаем первое, второе…
Составление плана работы
1.Выполним разметку боковых частей, вырежем, приклеим.
(разметка, вырезание, наклеивание)
2..Выполним разметку фасада цилиндра, вырежем, приклеим.
3.Изготовление ходовой части (2 шт)
4. Готовое изделие (склеивание всех частей цистерны)
5.(дополнительно)можно написать, что именно везет цистерна. Регулятивные (определяют наиболее эффективные способы достижения результата; используют знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения )Познавательные (выделяют признаки изучаемых объектов на основе сравнения; проводят аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом)
Коммуникативные (овладевают способностью инициативно сотрудничать с учителем)
6.Самостоятельная организация деятельности
Задача:
закрепить новые знания Практическая работа, беседа, упражнение, поощрение, создание ситуации успеха. -Ребята, что мы сейчас сделали?
(выполнили вторую задачу)
-Что будем делать дальше?
(изготовление самого макета цистерны из картона)
Приступайте. Кому нужна будет помощь, поднимите руку.
Познавательные ( выделяют признаки изучаемых объектов на основе сравнения; проводят аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом )
7. Рефлексия учебной деятельности.
Задача:
Организовать самооценку деятельности.
Беседа (Выставка готовых изделий, оценивание работ, составление состава из цистерн и тележек)
-Как вы оцените свое настроение после урока?
-Какие знания пригодились на уроке?
-Какими универсальными учебными действиями овладели?
-Что у вас получилось лучше всего?
-В чем испытывали сложность?
-Когда в жизни вам пригодятся знания, полученные на уроке? Регулятивные УУД
(формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию)