Конспект ООД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе Извержение вулкана


Управление образования Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
– детский сад № 24 г. Туймазы
муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
Конспект
организованной образовательной деятельности
Образовательная область: Познавательное развитие
Раздел: Познавательно-исследовательская деятельность
Тема: Извержение вулкана
подготовительная группа
выполнил воспитатель:
Глухова Н.Р.
квалиф. категория:
высшая
стаж работы: 23 года
г. Туймазы 2016 г.
Программное содержание:
Образовательные: обогащать сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений об окружающем мире; расширять представление детей об объектах и явлениях неживой природы; развивать активность, инициативность и самостоятельность в познавательной деятельности.Развивающие: расширять словарный запас, активизировать их в самостоятельных высказываниях; активизировать словарный запас в речевой практике: лава, вулкан, пепел, спящий вулкан, действующий вулкан и т.д.
Воспитательные: воспитывать интерес и стремление к созидательному познанию окружающего мира, создать условия в рамках занятия для самостоятельной познавательной активности детей.
Интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитее, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Предварительная работа: изучение различных природных явлений, изготовление конуса.
Материал и оборудование: телевизор, фильмы «Что такое вулканы», «Извержение вулкана», картинки с изображением вулкана; картинки с изображением природных явлений; мнемотаблица опыта «Извержение вулкана», поддоны; конусы; сода; уксус; красная краска; моющая жидкость; чайная ложка.Словарная работа: исследователь, кратер, жерло, лава, вулкан, спящий, действующий, потухший, конусный, щитовой, вулканолог.Методические приёмы: организационный момент, приглашение в лабораторию исследователей, разгадывание загадок, составление слова «вулкан», рассказывание легенды о вулкане, рассматривание иллюстраций вулканов, просмотр фильмов «Что такое вулкан?», «Извержение вулкана», ознакомление с мнемотаблицей опыта «Извержение вулкана», самостоятельная работа детей (опыт «Извержение вулкана»), сюрпризный момент «Сладкий вулкан», итог.Ход занятия
Организационный момент
Воспитатель: Дети, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей! Давайте поздороваемся и улыбнемся им, чтобы предать свое радостное настроение.
Воспитатель: Сегодня нас с вами пригласили в клуб исследователей. Кто мне расскажет, кто это такие – исследователи?
Дети: Это люди, которые занимаются научными исследованиями, чтобы другие люди получили много знаний.
Воспитатель: Вы хотите попасть в клуб исследователей?
Дети: Да!»
Основная часть
Воспитатель: Чтобы попасть в клуб исследователей, необходимо разгадать загадки. Вы готовы?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда внимательно меня слушайте:
Журчит в холодном роднике,
Зимой, застыв, алмазом блещет,
Дрожит дождинкой на листке,
Висит туманами в овраге,
От жажды бережёт всегда,
С собой приносит сырость, влагу
Всем людям нужная ... (Вода).
Воет ветер, гонит пыль, Гнёт к земле траву, ковыль. Хлещет ливень, гром гремит, Небо с нами говорит. Мчится, словно хулиган, Этот страшный...(Ураган )
В воде не тонет, а плывёт,
А от огня он слёзы  льёт.
Лучом на солнышке  сверкнёт,
Как стёклышко прозрачный (лёд)
Только за окошкомПопустил мороз,Потекли сосулькиБусинками слез.Ну, а ты, дружочек,Отвечай теперь —Под моим окошкомЧто звенит? …(Капель)
Меряет его прибор,
Родственник термометра.
Людям служит с давних пор
Стрелочка барометра.
Если низкое оно,
То стучится дождь в окно.
Если вверх оно идет,
То дождя никто не ждет. (Атмосферное давление)
Его не трудно увидать,
Лишь стоит голову поднять
И посмотреть во все глаза.
Там солнышко или гроза,
Там птица точкою видна,
Там ночью плавает луна.
По цвету может быть любое,
Но красивее – голубое. (Небо)
Воспитатель: Молодцы! Но это ещё не все. Чтобы узнать, что мы сегодня будем изучать, нужно угадать все первые буквы тех слов, которые вы угадали. Какая первая буква в слове «вода»?
Дети: «В»
Воспитатель: В слове «ураган»?
Дети: «У»
Воспитатель: В слове «Лёд»?
Дети: «Л»
Воспитатель: В слове «Капель»?
Дети: «К»
Воспитатель: В слове «Атмосфера»?
Дети: «А»
Воспитатель: В слове «Небо»?
Дети: «Н»
Воспитатель: А теперь прочитайте, какое слово получилось?
Дети: Вулкан.
Воспитатель: Правильно. Вы хотите узнать, что такое вулкан и как происходит извержение?
Дети: Да!
Воспитатель: Сегодня в клубе исследователей мы будем вместе с вами изучать это природное явление. А начнем, мы, пожалуй, с легенды о вулкане, которую расскажет нам Дарина.
Рассказ легенды:
«Жил на свете бог по имени вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжёлым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным рёвом летели раскалённые камни, огонь и пепел. Вулкан работает, - со страхом говорили люди, уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами».
Воспитатель: А теперь давайте рассмотрим вулкан. (иллюстрации вулкана)
Вулкан имеет форму конуса. На самой вершине вулкана находится кратер. Кратер — это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне дыра, уходящая глубоко в землю — это жерло вулкана.
Когда вулканы «спят» то мало отличаются от других гор. Но иногда они «просыпаются» и тогда, начинается сильный подземный гул, из их вершин вырывается пламя, пепел, раскаленные камни, вулканические бомбы. Они окутываются дымом, звучат взрывы, а по склонам течет настоящий огненный поток – лава. Лава – это расплавленные, очень горячие камни. Лава поднимается из под земли по жерлу вулкана и выброс происходит из кратера.
Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам посмотреть один интересный фильм и закрепить свои знания о том, что такое вулкан, какой формы бывают вулканы, и какие типы вулканов существуют в природе. Смотрите внимательно!
Просмотр учебного фильма «Вулканы и гейзеры»
Воспитатель: Что такое вулкан?
Дети: Это большая гора с крутыми склонами, из которой сначала идет дым, потом летят камни, а затем извергается лава.
Воспитатель: Какой формы бывают вулканы?
Дети: Конический вулкан и щитовой вулкан.
Воспитатель: Какие типы вулканов вы запомнили?
Дети: Действующий, спящий, потухший.
Воспитатель: Правильно, действующий – это вулкан. Извергающий в настоящее время; спящий – не извергался, но сохранил свою форму; потухший – сильно разрушенный вулкан.
Воспитатель: Вулканы кажутся красивыми, но они очень опасны. Ведь огненная каша-лава, выливаясь из горы, может разрушить города, где живут люди, устроить пожары. В настоящее время специальные люди-ученые изучают вулканы и сообщают об извержениях заранее. И если в этом месте есть жители, то они смогут покинуть город и спастись. Таких ученых называют вулканологи. Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам посмотреть, как «ожил» один из вулканов в Мексике.
Просмотр видео «Извержение вулкана»
(во время него воспитатель читает стихотворение):
Спустя века закашлял злойВулкан и пеплом и золой.Вулкан гремит, вулкан пыхтит!Как грозен он сейчас на вид!
Воспитатель: Вулканы извергаются по-разному. Иногда они словно взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромная туча дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь осыпает склоны. А бывает, она вытекает «спокойно». Интересно?
Дети: Да!
Воспитатель: Хотите самостоятельно, в лаборатории проделать опыт: извержение вулкана?
Дети: Да!
Воспитатель: Я приготовила для вас схему этого опыта (воспитатель объясняет последовательность проведения опыта, используя мнемотаблицу опыта «Извержение вулкана»).
А сейчас давайте пройдем в лабораторию «удивительных открытий». Там у нас все готово для проведения опытов.
 Давайте посмотрим:
— Из чего сделаем основание вулкана? (из конуса который мы сделали заранее)
— Из чего сделаем жерло вулкана? Можно вставить внутрь конуса пустой стаканчик.
Все это ставим на тарелочки.
Используя схему проведения опыта, начинаем работать.
— Насыпаем 3ложки соды. Добавляем красной краски. 5 ложек моющей жидкости, 5 ложек воды. А теперь внимание!
Эта жидкость у меня с особым знаком. Что он означает? (самому пользоваться нельзя) это уксус, наливать можно только взрослому. Его добавлю я сама, когда у вас будет все готово.
 Воспитатель добавляет уксус в приготовленные смеси. 
Воспитатель: Что вы наблюдаете? Посмотрите, как извергается ваш вулкан. Он извергается спокойно. А сейчас возьмите свои блокноты и зарисуйте свой опыт.
Заключительная часть
Воспитатель: Молодцы ребята, вы были внимательными, работали аккуратно, и все у вас получилось, замечательно! Теперь вы знаете, что такое вулкан и как он извергается
Ребята, но не все вулканы такие грозные, у меня есть вулкан, который не извергает камни, лаву, бомбы, а извергает сладкие подарки. (Из кратера макета достаются чупа-чупсы).