План-конспект спортивного воспитательного мероприятия по оптимизации межличностных отношений в классах «Победит только КОМАНДА!»:



Автор: Евстафьева Анна Владимировна
Организация: ГБОУ г. Москвы школа № 1741 отделение №2 «Школа надомного обучения»
Специальность: учитель физической культуры
Тема работы: «Методическая разработка воспитательного мероприятия по оптимизации межличностных отношений в классе»
Тема воспитательного мероприятия: «Победит только КОМАНДА!».

План-конспект спортивного воспитательного
мероприятия «Победит только КОМАНДА!»:
Цель мероприятия:
создание позитивного эмоционального фона в коллективе учащихся;
развить способность к сотрудничеству между учениками, между учителем и учениками;
повысить эффективность взаимодействия между учениками, между учителем и учениками;
повысить сплоченность в коллективе учащихся;
повысить самооценку «среднестатусных» и «непопулярных» учеников;
развить ответственность за свои действия через опыт «действия-последствия»;
развитие физических и волевых качеств.
Классы (возраст учащихся):
8-ые, 9-ые параллели (14-16 лет) (выборочно)
(в нашем отделении учатся дети с ОВЗ, со СДВГ и с девиантным поведением, поэтому наполнение в классах -5-6 человек, в параллельных группах -2-4 человека – все вместе складывается в параллель).
Количество участников: 12 учеников и 1преподаватель и 1 помощник (психолог школы).
Сценарий спортивно-воспитательного мероприятия:

Все мероприятие состоит из двух взаимосвязанных этапов (психологические задания-игры в командах и командное прохождение военной полосы препятствий), проводимые последовательно друг за другом с перерывом в 30 минут, за который ученики должны настроиться психологически, физически, выбрать капитана команды и распределить работу каждого члена в команде. Подготовительная часть – 15 минут. На первый этап отводится 1ч.40 мин., на второй – 30 минут. Заключительная часть (подведение итогов, подсчет баллов и объявление команды-победителя) -10 минут. Мероприятие рассчитано на 3 ч. 15 мин. Рекомендуемый сезон проведения: начало учебного года (ранняя осень) или конец учебного года (поздняя весна), т.к. полоса препятствий находится на открытом воздухе и фактор комфортной погоды влияет на безопасность ее прохождения.
Подготовительная часть. (15 мин.)
Ученики собираются в спортивном зале школы (или на открытом школьном стадионе на футбольном поле с искусственной травой) в спортивной форме одежды для открытых площадок (допустима форма в стиле «милитари»). Учитель с помощником приветствуют участников спортивно-воспитательного мероприятия и предлагают самостоятельно разбиться на команды по 6 человек, но каждая команда должна быть обязательно смешанной - «юноши-девушки», разновозрастной. В случае, когда ученики разбились на очевидно неравные по силам команды, учитель с помощником имеют полномочия перераспределить участников на свое усмотрение (это оговаривается с учениками в начале мероприятия).
Музыкальное сопровождение: песня «Команда молодости нашей» на стихи Н. Добронравова и музыку А. Пахмутовой в исполнении А.Ф. Скляра, С. Галанина и А. Махнача.
Ход:
Участники входят в спортивный зал, громко звучит песня «Команда молодости нашей». Песня становится тише и учитель с помощником дают команду на общее построение.
Учитель с помощником: «Классы, стройсь! – ученики выстраиваются в шеренги по классам.- Мы рады приветствовать участников спортивно-воспитательного мероприятия «Победит только КОМАНДА!». Быть командой – задача непростая и сегодня нам предстоит многому научиться друг у друга, узнать лучше себя и увидеть что-то новое в других. Мы с вами пройдем некий Путь и проигравших в конце не будет! Девиз мы выбрали древний и очень мудрый – «Власть над собой – высшая Власть!». Пусть каждый из вас обретет свой смысл этих слов!».
Далее учитель оглашает правила игры.
Учитель: « Сейчас вы разобьетесь на две команды по 6 участников. В каждой команде должно по три человека из каждого класса, не менее 2-ух девушек. Выберите капитана команды, название и девиз. Капитаны подойдут ко мне и поприветствуют друг друга, затем свое приветствие (название, девиз) огласит каждая команда. Пока все просто, да? (улыбается)».
Ученики с улыбками: « Дааааа!!!!».
Учитель: «Теперь самое главное – ПРАВИЛА! Каждое задание-игра будет оцениваться по 10-ти бальной шкале в трех категориях: этика поведения, сотрудничество и взаимовыручка и, конечно, время прохождения. Причем, оценивать первые две категории вы будете сами, а вот за временем проследим мы! (улыбается). На каждое задание будет выделяться лимит времени. За каждую дополнительную минуту вычитается 1 балл. Дополнительного времени будет 5 минут в каждом задании. Если задание, по окончании дополнительного времени, не выполнено, то команда получает 0 баллов за время. За грубое нарушение этики мы лишаем полностью баллов в текущем задании. Если составы команд будут выбраны с очевидной разницей в «весовой категории» (смеется), то учитель оставляет за собой право менять состав команд до начала игр. Ну что, вы готовы к началу Пути? Или есть вопросы?».
Учитель с помощником отвечают на вопросы, если таковые возникли.
Учитель: «А теперь, ребята, собираемся в команды! У нас осталось 10 минут до начала первого задания!».
Снова звучит песня «Команда молодости нашей». Ребята разбиваются на 2 команды, совместно выбирают капитана команды, название и девиз.
Учитель: «Готовы?!»

Ученики: «Да!»
Учитель: «Прошу команды построиться напротив друг друга! Капитаны, подойдите ко мне для приветствия. Пожмите друг другу руки. – капитаны выходят для рукопожатия.- Хорошо! А теперь команда справа- КАК вас зовут?! – команда кричит название. – Уау!!! Это сильно!!! (улыбается) Ваш девиз! – команда выкрикивает свой девиз. – Вот это я понимаю!!! Уже страшно!... (снова улыбается). Команда слева – ваша имя! – команда кричит свое название. – Даааа!!! Достойные соперники! А что вас будет вдохновлять?! – команда кричит свой девиз. – Прекрасно! Теперь прослушайте первое задание.»I-ый этап: «Спортивно-психологические игры в командах». (1ч.40 мин.).
Место проведения: спортивный зал, футбольное поле на открытой спортивной школьной площадке.
Оборудование (спортивный инвентарь):
- гимнастические маты ( для 2-го и 5-го заданий-упражнений);
- канат для разделения зон команд.
Краткое описание всего курса:
Это выборка из серии специально разработанных упражнений, которые помогут сдружить детей, научить их чувствовать и понимать каждого. Называется этот курс — веревочным. Почему? Потому что главная идея — все вместе, словно связаны одной веревкой. Кроме этого, веревка вам пригодится в некоторых упражнениях. Итак, запаситесь не только веревкой, но и терпением, а главное желанием! Веревочный курс — это серия специально подготовленных занятий, психофизических упражнений для малых групп. Эта программа разработана американской фирмой Barron Adventures.
В процессе выполнения курса создается атмосфера творческого поиска, прорабатываются возможности принятия нестандартных решений, повышается взаимопомощь и поддержка в коллективе. На примере увлекательных, но довольно сложных упражнений группа учится решать общую задачу, вырабатывать тактику и стратегию ее решения. Участвуя в "Веревочном курсе ребята начинают преодолевать барьеры в общении, узнают друг друга ближе, благодаря этому происходит естественное и быстрое сплочение группы. Анализ каждого упражнения дает ребятам возможность понять как было выполнено задание, принято решение, кто занял активную позицию и как это повлияло на результат. Думают и над тем, что можно было сделать иначе и лучше в следующий раз, как преодолеть трудности в жизни более эффективным способом. "Веревочный курс — это программа взаимообучения, в которой участники познают все сами из собственного опыта, согласно своих действий. Главные цели "веревочного курса — командная работа и лидерство. Но при этом можно добавить, что это дает:
• выработку стратегии группой; • решение проблем; • творческий подход; • преодоление себя.• самовыражение;• результативное лидерство;• уверенность в себе;
1-ое задание-упражнение «Узелки (15 мин.)»:
Участники образуют круг и берутся за руки, причем руки одного человека должны быть сцеплены с руками разных людей.
Задача: не расцепляя рук, распутать узел и образовать круг.(Это упражнение дает возможность участвовать всем в выработке стратегии.)
Время выполнения: 10 минут. + 5 мин. дополнительного времени.
Шкала оценивания: этика поведения – 10 баллов, сотрудничество и взаимовыручка - 10 баллов, время – 10 баллов (минус 1 балл – 1 минута дополнительного времени, 0 баллов – невыполнение за весь лимит времени.)
2-ое задание-упражнение «Электрическая цепь»(20 мин.):
Команда разбивается на пары. Партнеры садятся напротив друг друга, где соединяют руки и ступни, образуя таким образом, электрическую цепь, по которой ток течет по сцепленным рукам и ногам. Задача участников: встать, не разрывая электрической цепи. Теперь объединитесь по две пары друг с другом, чтобы получилась электрическая цепь, состоящая из четырех человек. Задача остается прежней — встать всем вместе, не разрывая цепь. Когда этот этап благополучно завершен, снова объедините группы, чтобы образовать электрическую цепь, состоящую из 6 человек. В конце концов мы получим электрическую цепь, образованную всеми участниками, которые должны подняться.
Два главных условия этого упражнения:
1) электрический ток должен беспрепятственно течь по замкнутой электрической цепи, образованной сцепленными руками и ногами;
2) на каждом этапе участники должны отрываться от земли одновременно.
Время выполнения: 15 минут. + 5 мин. дополнительного времени.
Шкала оценивания: этика поведения – 10 баллов, сотрудничество и взаимовыручка - 10 баллов, время – 10 баллов (минус 1 балл – 1 минута дополнительного времени, 0 баллов – невыполнение за весь лимит времени.)

Подсказка: не забудьте поддержать детей, ведь им очень трудно!
3-е задание-упражнение «Биг Мак» (15 мин.):
Организуйте большой круг в каждой команде. Разбейте команду на пары и попросите каждую пару выбрать словосочетание из двух слов, которые традиционно употребляются вместе (например, один партнер говорит: «Биг»,— другой: «Мак»; один: «Ореховые»,— другой: «Масло» и т. д.). Затем объясните, что по условиям игры, нужно закрыть глаза и не открывать их до конца события, и, кроме того, можно произносить только свое выбранное слово. Теперь ведущий перемешивает команду так, чтобы партнеры были далеко друг от друга. Партнеры с закрытыми глазами, выкрикивая свое слово, находят друг друга. Как только пара воссоединилась, отведите ее с пути тех, у кого глаза еще закрыты. По завершению задания, каждая пара сообщает всем участникам свое словосочетание.Для этого упражнения очень важную роль играет площадка, которая должна быть большой.
Время выполнения: 10 минут. + 5 мин. дополнительного времени.
Шкала оценивания: этика поведения – 10 баллов, сотрудничество и взаимовыручка - 10 баллов, время – 10 баллов (минус 1 балл – 1 минута дополнительного времени, 0 баллов – невыполнение за весь лимит времени.)
4-ое задание-упражнение «Сидячий круг» (15 мин.):
Команда формирует тесный круг (плечи касаются). После этого попросите ребят повернуться на 90 градусов направо.
Задание: нужно медленно сесть на колени друг к другу и рукой коснуться плеча находящегося сзади человека.
Время выполнения: 10 минут. + 5 мин. дополнительного времени.
Шкала оценивания: этика поведения – 10 баллов, сотрудничество и взаимовыручка - 10 баллов, время – 10 баллов (минус 1 балл – 1 минута дополнительного времени, 0 баллов – невыполнение за весь лимит времени.)
Подсказка: завершите это упражнение на высокой ноте, смеясь и хлопая всем.
5-ое задание-упражнение «Траст-фол» (35 мин.):
Постройте команду в две линии так, чтобы обе группы стояли лицом друг к другу. Попросите снять часы, кольца, браслеты, вытянуть руки вперед, согнуть их в локтях (угол 90 градусов). Руки чередуются между собой, образуя «колыбель» для падающего. Ладони обращены вверх и ни в коем случае не сцеплены ни между собой, ни с руками соседа сбоку или напротив. Колени страхующих слегка согнуты. Ведущий становится в линию на то место, куда придется наибольший вес падающего и, чтобы ни случилось, не убирать рук во время падения участника. Поставьте радом с собой сильных ребят. По мере продвижения очереди вы можете изменять порядок линии, чтобы каждый участник испытал момент поимки, но держите сильных в середине. Если у вас большая сильная команда, вы можете быть руководителем падения (вне линии), но если вы чувствуете, что для безопасности падения вы необходимы команде, попросите ребят самим выбрать руководителя (Маэстро).Подготовьте Маэстро, чтобы он смог проверить падающего.• Торс и ноги должны быть абсолютно прямыми, как струнка;• Руки — скрещены на груди и сцеплены в замок;• Голова немного откинута назад;• Попросите снять очки и вынуть предметы из карманов.Слова, которые обязательно должны быть сказаны перед падением:1) ПАДАЮЩИЙ: «Готовы страхующие?»2) СТРАХУЮЩИЕ: «Страхующие готовы»3) МАЭСТРО: «Падай».После приземления покачайте товарища на руках — проявите ласку.
Время выполнения: 15 минут. + 5 мин. дополнительного времени. + 15 мин. заключительная часть, обсуждение.
Шкала оценивания: этика поведения – 10 баллов, сотрудничество и взаимовыручка - 10 баллов, время – 10 баллов (минус 1 балл – 1 минута дополнительного времени, 0 баллов – невыполнение за весь лимит времени.)
Заключение: это упражнение на доверие и снятие комплексов (освобождение внутреннего «Я». Попросите каждого поделиться опытом и чувствами, т. к. ощущение каждого индивидуальны. Начните обсуждение, сказав, что вам хотелось бы узнать об ощущениях каждого:— Что вы чувствовали перед самым началом падения, во время падения и после?— Что можно сделать, чтобы создать доверительную атмосферу в коллективе?Обосновывайте ваше обсуждение на приобретенном опыте.
Перерыв 30 минут.
Учитель и помощник показывают командам школьную военную полосу препятствий, напоминают технику безопасности и правила прохождения каждого снаряда (демонстрируют, по возможности)) и оглашают правила данного и заключительного этапа спортивно-воспитательного мероприятия. Учитель: «Итак, первый этап успешно нами пройден! Но это были только «цветочки»…(улыбается) А вы как думали? Путь такой короткий и мы достигли цели? Нет. Самое интересное впереди! (снова улыбается) Вот знакомая всем нам до боли (улыбается) по урокам наша «добрая» полоса препятствий». Теперь нам предстоит пройти ее всем вместе, командой и тут очень важна взаимоподдержка, взаимопомощь, физическая сила и сила духа, правильная расстановка членов команды и помните, что любое ваше действие тут-же приведет к последствиям…а вот, какие они будут – это зависит от каждого и всех одновременно! Вы согласны? Помните название девиз нашего мероприятия?»
Ученики: «Конечно! Мы понимаем!»
Учитель: «А сейчас вы можете немного перевести дух, подкрепиться (улыбается), обсудить с товарищами по команде все нюансы предстоящего этапа и ждать команды начала!»
Ребята расходятся, отдыхают, пьют воду и подкрепляются легким «перекусом» (по желанию), обсуждают в команде стратегию и тактику эффективного прохождения полосы препятствий.
II-ой этап: «Командное прохождение военной полосы препятствий» (30 минут).
Место проведения: открытая школьная спортивная площадка – единая полоса препятствий (если у школы нет своей полосы препятствий, то возможно организовать прохождение 2-го этапа на ближайшей площадке с полосой препятствий с учетом дополнительного времени на переход от школы до места проведения 2-го этапа).
Оборудование (спортивный инвентарь): (возможны различные формы построения и оснащения полосы препятствий)
Единая полоса препятствия состоит из следующих элементов:
-линия начала полосы (стартовая линия);
-участок для скоростного бега (20 м);
- лабиринт длиной 6 м, шириной 2 м, высотой 1,1 м (количество проходов -10, ширина проходов -0,5);
-ров шириной по верху 2, 2,5 и 3 м;
-забор высотой 2 м, толщиной 0,25 м с наклонной доской длиной 3,2 м, шириной 0,25-0,3 м;
- разрушенный мост высотой 2 м, состоящий из трех отрезков прямоугольных балок (0,2 х 0,3 м): первый- длиной 2м, второй- 3,8 м с изгибом в 135 º (длина от начала до изгиба – 1 м), третий – 3,8 м с изгибом в 135 º (длина от начала до изгиба -2,8 м); разрывы между отрезками балок- 1 м, в начале второго и третьего отрезков балки и в конце препятствия – вертикальная лестница с тремя ступеньками;
-разрушенная лестница шириной 2 м (высота ступеней – 0,8, 1,2, 1,5 и 1,8 м, расстояние между ними 1,2 м, у высокой ступени наклонная лестница длиной 2,3 м с четырьмя ступенями);
-стенка высотой 1,1 м, шириной 2,6 м и толщиной 0,4 м с двумя проломами (нижний - размером 1х0,4 м, расположен на уровне земли , верхний - размером 0,5х0,6 м – на высоте 0,35 м от земли) и с прилегающей к ней площадкой 1х2,6 м;
-колодец и ход сообщения (глубина колодца- 1,5 м, площадь сечения по верху – 1х1 м); в задней стенке колодца – щель размером 1х0.5 м, соединяющая колодец с перекрытым ходом сообщения глубиной 1,5 м, длиной 8 м, с одним изгибом; расстояние от колодца до траншеи по прямой – 6 м);
-траншея глубиной 1,5 м;
-беговая дорожка шириной 2 м.
 

1 - Линия начала полосы; 7 - Разрушенная лестница;
2 - Участок для скоростного бега; 8 - Стенка
3 – Ров шириной по верху 2, 2,5 и 3 м; 9 – Колодец и ход сообщения;
4 – Лабиринт; 10 –Траншея глубиной 1,5 м;
5 – Забор высотой 2 м с наклонной доской; 11 – Беговая дорожка шириной 2 м.
6 – Разрушенный мост; Задача: пройти полосу препятствий всей командой с общим стартом всех участников. Секундомер останавливается с финиширование последнего участника команды.
Время выполнения: 25 минут. + 5 мин. дополнительного времени.
Шкала оценивания: этика поведения – 10 баллов, сотрудничество и взаимовыручка - 10 баллов, время – 10 баллов (минус 1 балл – 1 минута дополнительного времени, 0 баллов – невыполнение за весь лимит времени. + 1 балл за каждую минуту досрочного завершения)
Важно: страховка учителем и помощником на особо трудных в прохождении этапах (снарядах).
Заключительная часть(10 мин.):
Жюри ( учитель, помощник, капитаны команд) подсчитывают баллы по итогам 2-ух этапов, обсуждают «форс-мажоры» (если, таковые имеются), подводят итоги и объявляют команду-победителя. Награждается команда почетной грамотой и веревкой с 12-ю узелками, к которым прикреплены 12 текстильных флажков. На каждом из флажков каждый участник мероприятия пишет несколько значимых для него слов, которые он вынес из прохождения Пути.
Общее построение. Звучит песня «Команда молодости нашей».

Учитель: «Ну вот, ребята, мы с вами прошли некий Путь на котором каждый из нас что-то узнал новое о своем коллеге по школе, однокласснике…о себе. Или нет? (смеется) Давайте, сейчас мы все встанем одной единой командой в круг, возьмемся за руки, поднимем их и крикнем «Мы вместе!!! Мы победили себя! Мы прошли Путь! Мы- КОМАНДА!!!! Ураааааа!!!!»»
Ученики: «Мы вместе!!! Мы победили себя! Мы прошли Путь! Мы- КОМАНДА!!!! Ураааааа!!!!».
Анализ проведенного психолого-спортивного мероприятия «Победит только КОМАНДА!»:
Достигнуты ли поставленные цели:
создание позитивного эмоционального фона в коллективе учащихся
Несомненно, достигнута и я очень рада этому! На протяжении всего мероприятия царили искренняя радость, позитивные эмоции и высказывания. Мы много смеялись и, что очень важно для меня – над неудачами и неловкими ситуациями. Конечно, очень многое зависело от погоды (а нам повезло и погода была солнечной и без дождя – мы проводили мероприятие в начале учебного года в середине сентября) и от нас – учителей. Кураж, харизма и искренняя радость заразны! )))
развить способность к сотрудничеству между учениками, между учителем и учениками
И эта цель вполне реализована. Если, в начале первого этапа были некоторые спорные вопросы между учениками (в т.ч. организационные), недопонимание друг друга и частые прерывания заданий (особенно, некоторые девушки комплексовали и путались в понимании своей роли в команде), то уже в третьем задании-упражнении было достигнуто психологическое раскрепощение, открытость и, как следствие, наладилось вербальное и невербальное сотрудничество между членами команды. Учителя были активными соучастниками каждого задания и ребята искренне приглашали к ним в команды!
повысить эффективность взаимодействия между учениками, между учителем и учениками
Я считаю, что и эта цель была достигнута. Конечно, совершенству нет предела), но за что я люблю спорт и спортивные игры – так это за то, что результаты очевидны и видны сразу, за искренность. Показателем эффективности взаимодействия между учениками является тот факт, что обе команды набрали достаточно высокие итоговые баллы (разница была всего в 8 баллов), а показателем эффективности взаимодействия между учителями и учениками явилось успешное проведение всего мероприятия (без травм, исключений участников и строгих санкций)
повысить сплоченность в коллективе учащихся
Надеюсь, эта цель частично достигнута. Работа над сплочением коллектива была проведена, тактический результат был получен: сплоченность в командах на время мероприятия была достаточно высока. Но, как показывает личный опыт, это лишь на время спортивного мероприятия. Конечно, бывают исключения, но в основном, дальше соревнований это не уходит и ученики после продолжают жить прежней «школьной жизнью» в комфортных для них мини-коллективах своих прежних школьных товарищей или ограничиваются одноклассниками…будто ничего и не было.( Конечно, еще некоторое время сохраняется «послевкусие» от соревнований, бурное коллективное обсуждение фотоотчетов на стенде, видео…но это лишь на время. Но я точно знаю, что из каплей рождается море и этот миг сплочения на спортивных мероприятиях, на пограничных эмоциях внесут вклад в коллективную сплоченность. На все нужно время…и силы – было бы желание! )повысить самооценку «среднестатусных» и «непопулярных» учеников
К сожалению, у очень многих учеников нашей школы (специфика многих детей с ОВЗ и с СДВГ) изначально очень низкая самооценка, попустительское отношение к себе и отсутствие самомотивации. Если «популярные» ученики страдают всеми вышеперечисленными качествами, то что уж говорить про «среднестатусных» и «непопулярных». Но мой опыт таков: отстающие в учебе, поведении (дивианты) ученики, зачастую, очень способны в спорте и вне школы занимаются в спортивных секциях и школах, показывают отличные результаты, но об этом они умалчивают, а коллектив не интересуется их жизнью. Не все из них «страдают» от этого, но я убедилась в том, что именно в школьных спортивных состязаниях они становятся «популярными» и лидерами, капитанами команд и им доверяют ученики. Уверена, что самооценка их растет. Для «ипохондриков» и неуверенных в себе ребят важно преодолеть себя, свою стеснительность и увидеть, что и они нужны и приносят пользу команде. Самооценка растет!
развить ответственность за свои действия через опыт «действия-последствия»
Тут цель пока не достигнута (или достигнута частично), но шаги
нежелание некоторыми ребятами брать на себя ответственность и частенько слышали фразы: «Это все из-за тебя!..», «Не надо было брать тебя в команду!..», «Вот, если бы не они…, не ты…, не эти кроссовки…». Но, так же, радовало и то, что многие осознали, что от них зависит успех команды, эффективность и ребята самокорректировались во время игр и прохождения полосы препятствий.
развитие физических и волевых качеств
Цель достигнута – развиваемся!)Положительные моменты:
повышение позитивного уровня социально-психологического климата в коллективе учащихся;
психологическая и физическая самореализация учеников;
анализ коллективной работы, публичный самоанализ;
приобретение новых двигательных и психологических качеств;
навыки решения новых стратегических и тактических задач.
Недостатки:
не все цели полностью реализованы;
капитанами команд были избраны очевидные лидеры коллективов учащихся (но тут спорный вопрос – недостаток это или нет)
Мнение участников мероприятия : Учителя довольны и процессом проведения мероприятия, и результатами, и гордятся учениками. Учащиеся выразили общее мнение, что бы почаще проводились подобные спортивно-психологические «соревнования» (для них любое мероприятие- соревнование!) Никак не могу их приучить к тому, что больше важен сам процесс, а не результат.)Вывод, рекомедации;
Вывод однозначен: такие мероприятия нужны, полезны и должны быть в «копилке» школы обязательно! Польза всем – и ученикам, и преподавателям. Это был процесс обоюдного обучения и взаимодействия.
Рекомендация: взаимодействовать с психологами школы и, желательно, их присутствие и участие в мероприятие – ОЧЕНЬ помогает и обогащает новыми знаниями и опытом всех! И еще: надо больше доверять ученикам, помнить, что «школьная жизнь» - это часть, пусть на время, нашей жизни, жизни учащихся и ее надо осознавать, проживать и не делить себя на «я в школе» - «я в жизни» - везде оставаться собой и быть искренним! Благодарю всех участников и читающих!