Образовательный материал


Федеральное государственное казённое общеобразовательное учреждение
«Московское суворовское военное училище»
Министерства обороны Российской Федерации


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Зоричева Сергея Владимировича
старшего воспитателя 4 учебного курса


«ФОРМИРОВАНИЕ АКТИВНОЙ
ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ СУВОРОВЦА»




Вступление
Актуальность данной темы обусловлена теоретическими и практическими запросами педагогической практики, связанными с воспитанием подрастающего поколения. Формирование гражданственности, являясь одним из направлений воспитания, выступает неотъемлемой частью всей деятельности по подготовке суворовцев к выполнению важнейших социальных функций в различных сферах жизни.
Актуальность проблемы обуславливает тему методической разработки: «Формирование активной гражданской позиции у суворовца».
Объект исследования: гражданское воспитание суворовцев МсСВУ. 
Предмет исследования: процесс гражданского воспитания суворовцев МсСВУ.
Цель исследования: анализ теории гражданского воспитания подрастающего поколения и средств реализации гражданского воспитания в учреждении круглосуточного пребывания.
Задачи исследования: 
Выявить нормативно-правовую базу по формированию активной гражданской позиции суворовцев;
Исследовать уровень гражданского воспитания суворовцев 4 учебного курса МсСВУ;
Обобщить результаты работы старшего воспитателя по формированию активной гражданской позиции суворовцев.

Краткий обзор нормативно-правовой базы по формированию активной гражданской позиции.

Одним из важнейших условий развития общества является воспитание гражданина правового, демократического общества и государства, способного к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную терпимость уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов. Новое время требует от училища содержания, форм и методов гражданского воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Во многих странах мира изучение прав человека уже давно стало неотъемлемой частью обществоведческого и граждановедческого образования. Для нашей страны преподавание прав человека является особенно актуальным. Образование в области прав человека - прямое обязательство нашего государства, поставившего свою подпись под рядом международных документов обязывающих к этому.
Был принят ряд документов призывающих содействовать изучению прав человека в школах:
Рекомендации № К (85) 7 Комитета Министров;
Конвенция ООН о правах ребёнка;
Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка»;
Семейный кодекс РФ;
Закон РМЭ «О мерах государственной социальной поддержки в области образования»;

Признание необходимости и правового просвещения с целью подготовки детей к жизни в обществе нашло своё отражение в ряде писем Министерства образования РФ:
«О гражданском образовании и изучении Конституции РФ»;
«О повышении правовой культуры и образования учащихся»;
«О гражданско-правовом образовании учащихся в образовательных учреждениях РФ».

Гражданское воспитание становится неотъемлемой частью образовательного процесса в России. Подготовлена Федеральная целевая программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации в 2001-2005 гг.». Министерство образования РФ выпустило целый ряд нормативных документов, связанных с гражданским воспитанием. В них рассматриваются вопросы изучения Конституции Российской Федерации, повышения правовой культуры учащихся, изучения прав человека, развития воспитания в системе образования России. В письме Министерства образования РФ от 15.01.03 «О гражданском образовании учащихся в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации» главной целью гражданского образования объявляется воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, в гражданском обществе; обозначаются три ступени гражданского образования в общеобразовательной школе, а также содержание гражданского образования, включаемого в ряд школьных дисциплин.

Вывод: вышеупомянутые документы доказывают, что гражданско-патриотическое образование способствует созданию социальной стабильности, экономического благосостояния страны, ее конкурентоспособности и национальной безопасности.

Исследование уровня воспитанности и гражданской позиции (патриотизма) суворовцев 4 учебного курса

Гражданственность - это гармоническое сочетание патриотических, интернациональных чувств, нравственная и правовая культура, выражающиеся в чувстве собственного достоинства, во внутренней дисциплинированности, уважении и доверии к другим гражданам, к государству.
Основная цель гражданского воспитания состоит в формировании гражданственности, заключающую в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированности. Гражданское воспитание предполагает формирование конституционных, правовых позиций личности. Выработанные в обществе идеи, нормы, взгляды и идеалы определяют гражданское сознание формирующейся личности, однако для достижения их гармонии необходима целенаправленная воспитательная работа. Сформированное гражданское сознание дает человеку возможность оценивать социальные явления и процессы, свои поступки и действия с позиции интересов общества.
Воспитанность – это интегративная личностная характеристика, представляющая собой систему убеждений, ценностей, личностных качеств и норм поведения человека. Обнаруживается в отношении к себе, другим людям, предметам и явлениям окружающего мира. Воспитанность предполагает как соблюдение правил поведения и общения, принятых в обществе, так и внутреннюю культуру человека, отражающуюся в его мировоззрении. В исследовании воспитанности мы исходим из того, что воспитанность – это сложное, многокомплексное образование и рассматривали воспитанность как сочетание следующих факторов:

Долг и ответственность;
Бережливость;
Дисциплинированность;
Ответственное отношение к учебе;
Отношение к труду;
Коллективизм и чувство товарищества;
Доброта и отзывчивость;
Честность и справедливость;
Простота и скромность;
Культурный уровень.

Цель исследования: выявить уровень воспитанности и патриотизма суворовцев 4 учебного курса.

Задачи исследования:
Исследовать теоретическую основу понятия «воспитанности»;
Анкетировать 4 учебный курс на предмет выявления уровня воспитанности;
Выявить группу «риска»;
Организовать профилактическую и коррекционную работу по развитию уровня воспитанности.
Методы исследования: методика Н.П. Капустина (5-11 классы), индивидуальная беседа по выявлению уровня гражданской позиции.
В исследовании принимали участие суворовцы 4 учебной роты (78 человек).

Результаты исследования

Анализ уровня гражданской и патриотической культуры суворовцев 4 учебного курса МсСВУ показал, что:

суворовцы нуждаются в освоении необходимых способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности в типичных ситуациях взаимодействия с людьми в пределах собственной дееспособности (члена семьи, учащегося, работника, собственника, потребителя, гражданина, военнослужащего);
суворовцы нуждаются в усвоении, на уровне общих представлений, наиболее актуальных знаний о правилах и нормах взаимоотношений людей в обществе, о праве, его роли в жизни человека и общества, собственных правах, обязанностях и ответственности; осознании себя в качестве носителя прав и обязанностей, подготовка к ответственному выбору в соответствующих возрасту типичных жизненных ситуациях.


Результаты работы старшего воспитателя 4 учебного курса
по формированию активной гражданской позиции суворовцев.

Различные курсы гражданского образования сегодня существуют уже во многих школах Российской Федерации. В ряде регионов оно включено в региональный образовательный компонент. Появились и продолжают появляться различные курсы и программы как рекомендованные для применения в общеобразовательных школах Министерством образования РФ, так и альтернативные.
Младший подростковый возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.
Целью работы является воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, своему народу, воспитание чувства гордости за принадлежность к почетному званию защитника Отечества.

Организация направлений работы старшим воспитателем с суворовцами 4 учебного курса:

I. Направление «Я суворовец» (формирование гражданского отношения к себе)
Содержание деятельности.
В содержание деятельности по этому направлению программы входит осмысление себя как частички окружающего мира и обретение уверенности в своей значимости.
Мероприятия:
Формировать представление суворовцев об индивидуальности и особенностях своего «я» через беседы на классных часах и консультациях: «Кто я? Какой я», «Я и сотни других», «Хочу и надо», «Мое хобби»;
Формировать положительную Я - концепцию через аутотренинги, тренинги общения (« Я горжусь собой»), различные тесты (Я- реальное, я- идеальное», «Познай себя» и другие); ведение личного дневника (совместно с психологом учебного курса);
Формировать половое самосознание и здоровый образ жизни через: беседы на классных часах: «Спорт и здоровье», «Гигиена подростка», «Режим дня в жизни школьника», «Суд над алкоголем, наркотиками».

II. Направление «Семья суворовца» (формирование гражданского отношения к своей семье)
Содержание деятельности.
Основное содержание данного направления - подготовка к выполнению основных социальных ролей: дочери, сына, брата, сестры, мужа, жены, родственника.
Исходное положение: семья - главный фактор воспитания семьянина. Гражданственность проявляется в любви к родителям, родственникам, Суворовцы должны знать свои семейные традиции, уметь любить и беречь своих близких.
Мероприятия:
беседы: «Забота о родителях - дело совести каждого», «Жизнь близких как забота моего я»
праздники: «Славим руки матери», «Семейные традиции»
встречи с интересными людьми: «История глазами моих родственников», «Национальные традиции в моей семье», «Моя родословная»;
конкурсы сочинений: «Я и мой старший брат», «Я в ответе за младших в семье»;

III. Направление «Суворовец и ОТЕЧЕСТВО» (формирование гражданского отношения к Отечеству)
Содержание деятельности.
В содержание деятельности входит осмысление суворовцем себя как части своей Родины, ее гражданина и патриота. Исходные положения: каждый человек не только сын или дочь своих родителей, но и гражданин отечества.
Мероприятия:
беседы: «Национальные особенности жизни людей», «Твои гражданские права», «Человек и закон», «По страницам летописи», «Этот великий и могучий русский язык»
встречи с ветеранами ВОВ, участниками войны в Афганистане, Чечне, со специалистами в области права;
конкурс сочинений: «Люблю тебя, мой край родной», «Азбука юного гражданина»;

IV. Направление «Суворовец и училище» (формирование гражданского отношения к училищу)
Содержание деятельности.
Основное содержание деятельности - осмысление суворовцем необходимости научных знаний для нормальной жизни в современном мире. Исходные положения в училище суворовцы не только получают знания, но и учатся жить. Училище - источник формирования необходимых качеств гражданина, защитника Отечества.
Мероприятия:
уроки этикета - разбор, проигрывание ситуаций по событиям, происходящим в повседневной жизни суворовца (на уроке, перемене, в училищной столовой, казарме и т.д.
беседы «Кого мы называем добрым?»
Введение правил доброты: помогать людям; защищать слабого; делиться последним с другом: не завидовать; прощать ошибки другим.
«Кого мы называем честным?»
Введение правил жизни честного человека: сказал - сделай; не уверен - не обещай; ошибся - признайся; забыл - проси прощения; не можешь сказать правду - объясни почему; не выдавай чужую тайну.
«Мои права и обязанности в училище»;
составление кодекса суворовца.

V. Направление «Суворовец и КУЛЬТУРА» (формирование гражданского отношения к искусству)
Содержание деятельности.
Основным содержанием деятельности по данному направлению является осмысление суворовцами значимости искусства для человека современного мира, развития духовного мира на основе познания искусства, литературы, фольклора.
Мероприятия:
беседы: «Красота в жизни человека», «Пять минут с искусством», «Музыка вокруг нас», «Великие художники, композиторы, артисты»
приглашение знаменитых деятелей искусства (художников, поэтов, писателей, композиторов, артистов);
творческие конкурсы: талантов, ораторов, исполнителей народных песен;
студии (музыкальная, ИЗО, хореографическая и др.)

Результаты систематической работы с суворовцами 4 учебного с 2011-2013 гг. были обобщены и внедрены в работу воспитателей взводов и педагога-организатора.

Результаты работы старшего воспитателя по организации воспитательной работы 4 учебного курса.

С учетом комплексного подхода и совместной работы педагогического коллектива учебного курса МсСВУ по направлению развитие активной гражданской позиции по результатам мониторинга были получены следующие результаты:
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415

Вывод: в целом уровень воспитанности (высокий уровень) по учебному курсу увеличился более, чем на 90 %. В 2011 учебном году достаточный уровень воспитанности наблюдался у 40 человек, в 2013 учебном году уровень воспитанности достаточного уровня определяется у 70 человек.



Список литературы:
1. Азаров Ю.Ж. Педагогическое искусство патриотического воспитания [Текст] // Воспитание школьников. - 2008 - №6. - С. 3- 11.
2. Азисов Р.А. Символы Российского государства как элемент патриотического воспитания [Текст] / Р.А. Азисов // Войны священные страницы в памяти людской / МО, МРИО. - Саранск, 2008. С. 21-24.
3. Воробьева В.В., Чистова Т.М. От трагедии войны к трагедии мира (из опыта гражданско-патриотического воспитания) [Текст] // Воспитание школьников. - 2010 - №2 - С. 20-27.
4. Выгодский Л.С. Нравственное воспитание [Текст] / Л.С. Выготский // Педагогическая психология. - М.: МГУ,1991. - 138 с.
5. Горелик Ф.Б. Воспитывая гражданина, формируя мировоззрение [Текст] / Ф.Б. Горелик.- М.: Просвещение, 1986. - 212 с.
6. Даль В.И. Толковый словарь русского языка [Текст] / В.И. Даль. - М.: Эксмо, 2010. - 688с.
7. Касимова Т.А., Яковлев Д.Е. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие [Текст] / Т.А. Касимова, Д.Е. Яковлев. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 64 с.
8. Карабанова О.А. Возрастная психология [Текст]: Конспект лекций / О.А. Карабанова. - М.: Наука, 2005. - 290 с.
9. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования [Текст] / А.Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. Ї М.: Просвещении, 2009. Ї 29 с. Ї (Стандарты второго поколения).
10. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников [Текст] / автор-составитель А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев, А.П. Пашкович.- М.: Глобус, 2007.- 330с.- (Воспитательная работа).
11. Лутовинов В.И. Патриотическое воспитание подрастающего поколения новой России [Текст] / В.И. Лутовинов // Вопросы обучения и воспитания. - Педагогика. - 1997. - № 3. -С. 52-55.
12. О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы» [Текст]: Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 года №422, Москва // Воспитание школьников.- 2006.-№2.- С.2-8.
13. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова [Текст] / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - 4-е изд., дополненное. - М.: ООО «ИТИ Технологии», 2003. - 944 с.
14. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты, разработки занятий [Текст] / Авт.-сост. И.А. Пашкович. - Волгоград: Учитель, 2006. - 169 с.
Рисунок 1Root Entry