Конспект внеклассного мероприятия по ОБЖ для 5-9 классов «Чтобы выжить»

Внеклассное занятие по ОБЖ «Чтобы выжить»
Автор: Истомина Галина Ивановна, учитель ОБЖ, МБОУ «Зюкайская основная общеобразовательная школа» Карагайский район, Пермский край
Данная игра связна с традиционной экологической акцией «Марш парков». Лесные пожары уничтожают заповедные леса нашей Родины, поэтому необходимо познакомить учащихся с данной проблемой.
Цель: закрепление у детей знаний, умений и навыков, полученных на занятиях по ОБЖ.
Задачи:
Формировать навыки правильного поведения при пожаре.
Развивать речь, память, образность мышления, познавательные способности.
Воспитывать в детях уверенность в своих силах во время спасательных действий на пожаре или при его тушении.
Форма занятия: игра;
Форма проведения: групповая, индивидуальная.
Возраст учащихся: 5-9 класс
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация; плакат с названием занятия; карточки с загадками для капитанов; табло для игры; магнитная доска; песочные часы; жетоны.
Ход занятия.
Дети и гости удобно расположились на отведенных местах. Учитель вполголоса начинает рассказывать легенду.
«Рядом с входом в пещеру весело потрескивал костер, и клубы дыма то и дело окутывали лица разместившихся вокруг огня детей. Девочки и мальчики, одетые в грубо выделанные шкуры, отворачивались, вытирали ладошками слезящиеся глаза, но при этом очень внимательно слушали старика, сидящего перед ними на камне. А говорил он важнейшие вещи:
«На охоте подкрадывайся к зверю только с подветренной стороны: он вас не учует и его острые клыки и когти не будут вам угрожать. Когда переходите реку, то ищите место со спокойным течением. Там безопаснее всего перебираться на другой берег. Осторожно входите в темную пещеру. В ее углах вас может поджидать медведь или тигр, а они смертельные враги людей».
Так, или примерно так, много тысяч лет назад опытный охотник учил молодежь, пожалуй, самой главной тогда науке – науке выживания. И дети внимательно слушали его, потому что, плохо выучив урок, они рисковали не плохой отметкой в школе, а собственной жизнью».
Трудно человеку жилось в древности. Какие опасности его подстерегали? (Ответы детей.) Правильно, древнего человека окружала дикая природа, и рядом не было телефона, чтобы обратиться за помощью, не было машин, телевизоров, фабрик, заводов. Но с появлением всего этого возникли и новые опасности, которые мы сегодня называем чрезвычайные ситуации.
Ребята, назовите чрезвычайные ситуации, которые могут подстерегать нас с вами. (Ответы детей.) Совершенно верно, современный человек постоянно подвергается воздействию различного рода опасностей в быту, на производстве, в пути, на отдыхе. Не проходит дня, чтобы газеты, телевидение не принесли сообщение об очередной аварии, катастрофе, стихийном бедствии в том или ином уголке земного шара, повлекшими за собой гибель людей и громадный материальный ущерб.
Сегодня на занятии «Чтобы выжить» мы проверим, как на занятиях по ОБЖ вы подготовились к действиям при чрезвычайной ситуации – пожаре.
Правила игры:
В отборочном туре принимают участие все желающие.
Вопросы отборочного тура могут быть любой тематики.
За правильный ответ ученик получает жетон. Обладатель трех жетонов становится участником игры. Количество команд2, по 34 человека в каждой. Максимальное количество баллов33. За неправильный ответ минус 2 балла. Для подсчета баллов избирается жюри.
Представляем наши команды: «Спасатели» и «01». Капитанов прошу пожать друг другу руки и представить свои команды. (Капитаны представляют свои команды в произвольной форме.)
Итак, команды, готовы? Мы начинаем.
Конкурс капитанов. Проверим вашу сообразительность. (Капитаны выбирают карточки с загадками.) За каждый правильный ответ – жетон.
Карточка №1:
Чтобы не было огня, не играйте вы в меня. Я огня сестричка, маленькая (спичка).
Маленькая, красненькая, а большую беду приносит. (Искра.)
Где с огнем беспечны люди, обязательно он будет. (Пожар.)
Дым увидел не зевай, нас скорее вызывай. (Пожарные.)
На крыше столбом, в избе скатертью. (Дым.)
Карточка №2:
Раскаленная стрела дуб свалила у села. (Молния.)
Что, дотронувшись едва, превращает дом в дрова? (Огонь.)
На потолке, да в стеклянном пузырьке поселился дружок – развеселый огонек. (Лампочка.)
В маленьком амбаре держат сто пожаров. (Коробок спичек.)
Выпал на пол уголек, деревянный пол зажег. Не зевай и не стой, а залей его (водой).
Капитаны, вы меня порадовали! Но справятся ли ваши команды со следующим заданием?
Вопросы:
Назовите номер телефона для сообщения о пожаре? (01)
Назовите средство пожаротушения, которым можно воспользоваться. (огнетушитель)
Отчего чаще всего страдают люди при пожаре? (от огня и дыма)
Неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющееся по лесной территории, это: (лесной пожар).
По характеру распространения лесные пожары подразделяются на: (низовые, верховые, подземные).
По скорости распространения огня и высоте пламени - на: (слабые, средние, сильные).
К тушению лесных пожаров не допускаются лица моложе: (18 лет).
Что необходимо сделать, если вы оказались в лесу, где возник пожар? Определите очередность действий: (а) быстро выходить из леса в наветренную сторону; б) определить направление распространения огня; в) выбрать маршрут выхода из леса в безопасное место; г) определить направление ветра).
Вы с товарищами в лесу. Из-за неосторожного обращения с огнем одного из вас возник небольшой пожар. Как следует поступать в таких случаях. Назовите ваши дальнейшие действия и их очередность: (1) попытаться захлестнуть кромку огня ветками, забросать ее землей; 2) послать кого-то из группы сообщить о пожаре в ближайший поселок).
Вы с товарищами в степи. Вас застиг пожар. О его тушении своими силами не может быть и речи. Как следует поступить в таком случае? Выберите ваши действия и определите их очередность: (1.) если обойти опасную зону невозможно, то преодолевать границу огня против ветра; 2.) попытаться обойти опасную зону; 3.) постараться найти возвышенное место и переждать пожар; 4.) выходить из опасной зоны и переждать пожар).
Что необходимо делать, если вы оказались в зоне лесного пожара? Определите очередность действий: (а) не обгоняйте лесной пожар, двигайтесь под прямым углом к направлению распространения огня; б) для преодоления нехватки кислорода пригнитесь к земле; в) накройте голову и верхнюю часть тела мокрой одеждой; г) окунитесь в ближайший водоем; д) дышите через мокрый платок или смоченную одежду).

Подведение итогов, награждение победителей.
Да, огонь бывает разный,
Бледно-желтый, ярко-красный,
Синий или золотой,
Огонь добрый, огонь злой.
Злой огонь - огонь пожара,
Злой огонь - огонь войны.
От безжалостного жара
Дни темны, поля черны.
Жители земного шара,
Граждане любой страны,
Злой огонь гасить должны.


Список использованной литературы.
1.Павлова О.В.Пожарная безопасность: конспекты занятий и классных часов в 5-11 классах / О.В.Павлова, Г.П.Попова.- Волгоград: Учитель, 2011.-110с.
2. Интернет – источники:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]















15