Интегрированное занятие в старшей разновозрастной группе Тема: Как происходит извержение вулкана. (экспериментально – исследовательская деятельность)


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад «Солнышко» с. Каштановое»
Симферопольского района Республики Крым
Интегрированное занятие в старшей разновозрастной группе
Тема: Как происходит извержение вулкана.
(экспериментально – исследовательская деятельность)
-31813555880
Воспитатель:
Прудникова М.В.
2016г.
НОД по экспериментально-исследовательской деятельности для детей старшей группы «Как происходит извержение вулкана?»
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно –эстетическое развитие.
ЦЕЛЬ:
Познакомить детей с природным явлением – вулканом, причиной его извержения.
ЗАДАЧИ:
1. Познакомить с природным явлением – вулканом, наглядно показать связи между живым и неживым в природе, побудить детей к эмоционально-познавательной деятельности. Формировать представления о типах вулканов, опасностях, которые они представляют.
2. Развивать экологическое мышление, логику, творчество ребенка. Поощрять детей за самостоятельное формирование выводов по итогам эксперимента с опорой на полученные раннее знания.3. Воспитывать бережное отношение к природе, интерес к познавательно-исследовательской деятельности, целеустремленность, настойчивость, самостоятельность.
СЛОВАРЬ: Гора, вулкан, кратер, жерло, конус, лава, экспедиция, геологическая платформа..ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Чтение детской энциклопедии "Все обо всем", Большая энциклопедия "Почемучек", рассматривание фотографий, иллюстраций с различными вулканами. Беседы о вулканах с фактами. Изготовление макета вулкана.
МАТЕРИАЛ:
Макет вулкана, поддон; сода, уксус; свекольный сок (пищевой краситель), моющая жидкость; чайная ложка, пипетка, 2 презентации про вулканы, коробка с предметами для работы геолога, рюкзак.ХОД ЗАНЯТИЯ:
Воспитатель:
-Проходите, присаживайтесь на свои места.
-Ребята, я вам приготовила загадку, попробуйте ее отгадать:
Магма по жерлу рвется наружу,
Выход из кратера очень ей нужен.
Если проход на поверхность ей дан,
Значит проснулся грозный… ( вулкан).
Я плююсь огнем и лавой,
Я - опасный великан!
Славен я недоброй славой,
Как зовут меня?
(Вулкан)
- Правильно, речь пойдет о вулканах. Ребята, вспомните, что такое - вулкан?
ДЕТИ: Это гора, из которой сначала идет дым, потом летят камни, а затем извергается лава.
Вы хотите узнать, что такое вулкан и почему происходит извержение вулкана?
-Сегодня мы поговорим о таком таинственном, загадочном, удивительном и грозном явлении природы, как вулкан.
Послушайте легенду о происхождении вулкана.(слайд 1)
Рассказ легенды воспитателем
Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузнецу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посередине моря. Когда вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. «Вулкан» работает», - со страхом говорили люди и уходили жить подальше от этого места. С тех пор все огнедышащие горы люди стали называть вулканами.
- В некоторых местах на Земле есть необычные горы. Они называются вулканами. Слово «вулкан» означает «бог огня».(слайд 2)
- А почему его так называют, вы ответите сами в конце нашего занятия.
-Когда вулканы «спят»(слайд 3), то мало отличаются от других гор. Но иногда они «просыпаются»(слайд 4), и тогда, начинается сильный подземный гул, из их вершин вырывается пламя, пепел, раскаленные камни, вулканические бомбы. Они окутываются дымом, звучат взрывы, а по склонам течет настоящий огненный поток – лава. Лава – это расплавленные, очень горячие камни. Температура внутри Земли настолько высокая, что камни из твердых превращаются в жидкие. Когда куски лавы застывают получаются новые камни.
-20383548260
-Ребята, вспомните пожалуйста, какие выбросы бывают из вулкана? (ответы детей: пепел, лава, бомбы, камни).(слайд 5,6)
-Сейчас мы заглянем внутрь вулкана(слайд 7). Пояснения по слайду: лава из под земли поднимается по жерлу вулкана и выброс происходит из кратера вулкана, вулкан имеет форму конуса.
- Хотя извержение вулкана всегда вселяло в людей страх и ужас (слайд 8), но они жили и живут рядом с вулканами, ведь вулканы могут «спать» очень долго. Для того, чтобы узнать когда вулканы могут проснуться, предупредить людей об опасности, за жизнью вулканов постоянно следят ученые – вулканологи (слайд 9). С помощью специальных приборов они узнают, когда вулкан «спит», а когда «проснется».
ФИЗМИНУТКА
Ветер веет над полями, И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.) Облако плывет над нами, Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.) Ветер пыль над полем носит. Наклоняются колосья — Вправо-влево, взад-вперёд, А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.) Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.) Там немного отдохнём. (Дети садятся.) 
- Извержение вулканов угрожает жизни людей (слайд 10,11), лава разрушает здания, перекрывает дороги. Вследствие вулканических извержений на крышах зданий, домов накапливается мощные слои пепла, что грозит их обрушением. Пепел попадает в организм человека и животных, что вредно для здоровья, пепел представляет угрозу для воздушного и автомобильного транспорта. Вулканы способны уничтожить все живое в радиусе многих километров.
- Ребята, закройте глаза, представьте, что мы живем у подножия вулкана в уютном доме, у нас есть собачка и маленький котенок, красивый автомобиль. Ученые – вулканологи предупредили о возможном извержении через неделю. Что же мы должны сделать, как поступить? (ответы детей: покинуть опасную территорию, закрыть все двери и окна, поставить автомобили в гараж, животных поместить в закрытые помещения, запастись продуктами питания и водой, найти возвышенное место)
- И вот наш вулкан начал извергаться, что мы делаем теперь? (ответы детей: защитить голову от камней и пепла, избегать возможности находиться рядом с вулканом, укрыться на возвышенном месте).
- Извержение закончилось, вокруг пепел, какие наши действия (ответы детей: защитить рот и нос марлевыми повязками, избегать езды на автомобиле, очистить от пепла круши домов, чтобы они не обрушились).
- Молодцы, мне очень понравилось, как вы рассуждали.
- Посмотрите на карту мира (слайд 12), красными треугольниками показаны крупные вулканы, очень много их на Земле.
- Вулканы – несмотря на их грозность очень красивые горы(слайд 13). В нашей стране на Дальнем Востоке, Камчатке, тоже есть вулканы. Туристы приезжают туда полюбоваться красотой и удивительным миром вулканов.(слайд 14)
- А сейчас мы с вами превратимся в маленьких ученых-вулканологов и сами попробуем сделать вулкан и посмотреть на его извержение. Но прежде немного отдохнем.
Пальчиковая гимнастика:
Посчитаем мы сейчас,
Где вулканы есть у нас?
Через Запад на Восток
Через Север, через Юг
Возвращайся, сделав круг.
Минералы здесь нашли
Все собрали и пошли.
Предлагаю вам отправиться в «научную экспедицию» После гимнастики дети и воспитатель выходят на улицу и в песочнице проводят опыт «Грязевой вулкан» (опыт по изготовлению вулкана из песка и глины). Кусок фанеры в форме круга выполняет роль Земли, пластиковая бутылка– жерло, форма вулкана – конус выполнен из влажного песка.. На жерло «одеваем конус» (формируем на бутылку влажный песок, формируя конус). Распределение деятельности: Мальчики конструируют вулкан, девочки – украшают природным материалом.
-327660203835

-61531503434080
-375285480060Кладем несколько столовых ложек соды, моющего средства, добавляем красную краску. После чего в готовый вулкан воспитатель сам добавляет лимонную кислоту (сок лимона).
Наблюдаем извержение вулкана.
-Скажите, пожалуйста, что вы нового и интересного узнали из сегодняшнего занятия?
-1714500822325Воспитатель предлагает, во время прогулок , детям собрать природный материал(камни различной формы, песок) для создания « геологической платформы» собственному вулкану.
-260985166370
-3276604642485-3276602228852320290242316023964906480810