Статья на тему Если ученик не учится творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать. Л.Н. Толстой


Если ученик не учится творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать.
Л.Н. Толстой
Как великий писатель и проницательный человек Лев Николаевич ещё в 19 веке предвидел направление современных реформ в образовании. В этой цитате отражается принцип системно - деятельностного подхода Стандартов второго поколения.
Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Именно поэтому выпускники российской школы, по уровню фактических знаний, заметно превосходят своих сверстников из большинства стран. Однако результаты международных сравнительных исследований Timss (ТИМСС) и Pisa (ПИЗА) заставляют насторожиться. Российские школьники лучше учащихся многих стран выполняют задания репродуктивного характера, отражающие овладение предметными знаниями и умениями. Однако их результаты ниже при выполнении заданий на применение знаний в практических, жизненных ситуациях.
Всѐ вышеперечисленное, и не только это, побудило органы государственной власти к разработке и внедрению образовательных стандартов второго поколения. Принципиальным отличием этих стандартов является усиление их ориентации на результаты образования. Процесс учения понимается не просто как усвоение системы знаний, умений и навыков, но и как процесс развития личности.
В основу нового Стандарта положен системно-деятельностный подход. Понятие системно - деятельностного подхода было введено в 1985 г. как интеграция системного подхода, разработанного под руководством таких ученых как Б.Г.Ананьев и Б.Ф.Ломов, и деятельностного подхода, отцами-основателями которого были Л.В.Занков, Д.Б.Эльконин и В.В.Давыдов. Системно-деятельностный подход – это технология обучения, при которой ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.
С 1 сентября 2011 года во всех образовательных организациях Российской Федерации начался переход на новый Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Условия введения стандарта нового поколения как крупной системной инновации сверху потребовало от педагогов быстрой и массовой смены профессионального мировоззрения, освоения современных педагогических технологий, овладения навыками проектирования образовательной деятельности.
Может быть, нам, молодым педагогам, принять концепцию новых стандартов даже проще, чем опытным старшим коллегам. Жизнь не стоит на месте. Меняются дети, должна измениться и школа. Учитель находится в постоянном поиске: как научить школьника мыслить и действовать самостоятельно? Ведь в современном мире умение планировать и добиваться поставленных целей, ценится гораздо выше, чем просто владение большим объёмом знаний. Для каждого педагога очень важно перестроить свою деятельность, уйти от привычного объяснения и предоставить обучающимся самостоятельно, в определенной последовательности открыть для себя новые знания и присвоить их. Важно осознать, что именно ученики являются главными «действующими героями» на уроке. Мы воспитываем молодёжь, живущую в современном обществе, а современному обществу нужны люди, умеющие выделять проблемы, задавать вопросы, самостоятельно находить ответ на поставленные вопросы, учиться, делать выводы, принимать решения. Нашей стране нужны инициативные люди! Философия образования новой школы заключается в предоставлении возможностей учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия – таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.
Своё выступление я хотел бы закончить фразой ещё одного великого, но уже китайского философа. Конфуций говорил: «Хочешь накормить человека один раз — дай ему рыбу. Хочешь накормить его на всю жизнь — научи его рыбачить».