Статья Современные подходы к организации самостоятельной работы на занятиях в детском объединении «Волшебный крючок»

Современные подходы к организации самостоятельной работы на занятиях в детском объединении «Волшебный крючок»

Дериглазова Ольга Степановна,
педагог дополнительного образования
МБОУ ДОД "Дворец творчества детей и молодежи имени
Добробабиной А.П. города Белово"

В обществе все более актуальным становятся вопросы, связанные с подготовкой поколения к самостоятельной жизни. Приучать детей самостоятельно трудиться, выполнять различные задания нужно с детства.
Творчески работающий педагог находится в постоянном поиске путей и средств решения задач трудового воспитания, а также вопросов развития индивидуально художественных особенностей. Поэтому задачей педагога дополнительного образования является развитие самостоятельности и активности у детей и его художественно-эстетического развития.
На занятиях в объединении «Волшебный крючок» дети очень любят творить, а самостоятельно изготавливаемые ими работы дают большой простор для их фантазии. Занятия по вязанию значимы ещё и в том отношении, что дети чаще всего идут в детское объединение по собственному желанию, т.е. из интереса к данному виду деятельности. Это, естественно, немаловажно в воспитательном отношении, т.к. способствует развитию индивидуальных склонностей и одаренности ребёнка, приносит ему большое удовлетворение.
Хорошо организованная, продуманная педагогом, деятельность ребёнка в детском объединении «Волшебный крючок» помогает ему стать инициативным, последовательным, усидчивым, доводить начатое дело до конца, самостоятельно решать поставленные задачи. Для этого необходимо использовать разнообразные виды, методы и приемы, применяемые для самостоятельной работы учащихся на занятиях.
Виды самостоятельной деятельности учащихся можно разделить по форме организации самостоятельной работы (индивидуальная, фронтальная и групповая) и в соответствии с уровнем самостоятельной работы:
Воспроизводящие самостоятельные работы по образцу необходимы для запоминания способов действий в конкретных ситуациях, формирование умений и навыков и их прочного закрепления. Самостоятельность проявляется повторением действий по образцу, т.е. что «увидел и заполнил, то и сделал». Например, при изготовлении пояса из повторяющихся элементов, я предлагаю ребятам схему данного элемента, после вывязывания одного элемента по схеме, схема убирается и учащиеся продолжают работу самостоятельно.
Эвристические самостоятельные работы формируют умения и навыки поиска ответа за пределами известного образца. Например, на занятии «Вязание шапочки» проводится объяснение последовательности выполнения шапочки. В практической части делается акцент на эвристический метод. Суть его заключается в том, что детям не даётся конкретное решение задачи занятия. В данном случае это включает выбор узора вязания, отделки изделия. Поэтому использую следующий приём: дети работают с технологическими картами без подробнейшего описания операции и приёмов работы. При составлении технологических карт умышленно упущено описание узора шапочки. Или, например такие задания: 
- выполнить схему вязания по собственному замыслу;
- дать определение изучаемому понятию, отыскать историческую закономерность;
- сочинить сказку, рекламу и т.д.;
- составить кроссворд, викторину, свое задание для других учащихся и.т.д.
Творческая деятельность позволяет получать детям принципиально новые для них знания, закрепляет навыки самостоятельного поиска знаний. Задачи такого типа – одно из самых эффективных средств формирования творческой личности.
На первом году обучения в своей работе использу
·ю:
- технологические карты, в которых поэтапно расписано выполнение работы изготовления изделия;
- схемы вязания определенной работы с условными обозначениями всех петель и узоров.
На втором году обучения предлагаю учащимся:
- технологические карты без описания операции, приемов работы и условных обозначений;
- ребенок должен самостоятельно составить схему вязания изделия.
При составлении своих занятий использую все выше перечисленные методы и приемы.
Буквально с первых дней начинаю приучать учащихся (первый год обучения) при единой для всех теме выполнять практические работы в своем оригинальном, неповторимом варианте. Например, на занятии «Вязание ромашки по схеме» детям необходимо самостоятельно связать цветок, для вязания цветка я предлагаю схемы разные по сложности, следовательно, ребенок сам выбирает себе схему, учитывая свои возможности и умения. Учащиеся отлично справляются с таким заданием, в конце работы добавляя свои элементы в вязании ромашки и украшение декором.
Один из самых часто применяемых мной приемов, является прием комментированного вывязывания схемы. Я озвучиваю схему вязания изделия, а учащиеся выполняют узор только по устному описанию (второй год обучения).
Я, как педагог стараюсь развить самостоятельность, активность, инициативу, т.е. качества, сопутствующие творчеству и обуславливающие развитие творческих способностей. Например, при изучении орнамента учащимся раздаю карточки с силуэтами животных или геометрических фигур и предлагаю составить орнамент, используя несколько цветов. Или из деталей различной формы и сложности надо составить любые фигуры предметов или животных, используя эти детали.
После объяснения основных этапов работы, я наблюдаю за тем, как идет работа, все ли справляются, и по мере обретения навыков все меньше вмешиваюсь в деятельность учащихся. Это тоже приучает детей к самостоятельности. Они выбирают более сложные работы, выполняя их поэлементно.
Самостоятельность учащегося проявляется в том, что он сам выбирает вариант задания по степени сложности, сам определяет форму изделия, объем работы. Без такой самостоятельности о творчестве говорить нельзя, а творчество проявляется в том, что при единой для всех теме ребенок создает оригинальное изделие с соблюдением изученных правил. Так что тема и правила исполнения работы едины для всех, а вариант работы учащийся делает свой.
Наряду с индивидуальными заданиями широко применяются групповые и коллективные формы деятельности, благодаря которым дети учатся решать трудовые проблемы сообща, сотрудничать в труде (например, выполнение композиционных работ, экспозиций для конкурсов и выставок).
В качестве наглядных пособий на занятиях(1-го года обучения) очень часто использую самостоятельные и творческие работы, выполненные учащимися 2-го года обучения.
На занятиях особое внимание уделяется выполнению общественно-полезной работы: различных изделий для выставочного и методического фонда, сувениры, подарки к календарным праздникам.
Во время экскурсий на городские выставки по декоративно-прикладному творчеству ребята учатся оценивать и сравнивать свои работы с работами других ребят, что позволяет в дальнейшем грамотно оформить, свои работы, использовать правильно цветовые гаммы, находить средства выражения художественного образа.
Закрепив ряд трудовых навыков, и освоив процесс подготовки и выполнения вязаного изделия, учащиеся и в дальнейшем смогут с удовольствием заниматься этим видом трудовой деятельности.