Доклад по теме Современные подходы к обеспечению преемственности в системе образования



Сл. 1 Современные подходы
к обеспечению преемственности в системе образования
Сл.2 Преемственность – это не только подготовка к новому, но и, что ещё более важно и существенно, сохранение развития необходимого целесообразного старого, связь между новым и старым, как основа поступательного развития процесса.
В учреждениях образования района имеется информационный банк данных о детях пятилетнего возраста. Осуществляется соответствующая работа с родителями, чтобы все дети данного возраста посещали дошкольные учреждения. Государственные социальные стандарты в части подготовки детей пятилетнего возраста к обучению в школе в районе выполняются на 100%.
Сл. 3 Сегодня педагогические коллективы учреждений образования решают проблемы преемственности исходя из своих конкретных условий и возможностей [2, с. 48]. Однако, как показывает практика, успешно решить задачи можно, создав единую команду педагогов дошкольного учреждения и начальной школы.
Преемственность достигается только при условии, что учителя опираются и ориентируются на материал, усвоенный воспитанниками в учреждении дошкольного образования, на приобретенный ими ранее жизненный опыт.
Сл.4 Работа по обеспечению преемственности планируется по трём направлениям: методическая работа, работа с родителями, работа с воспитанниками.
Ключевым звеном в осуществлении качественной преемственности являются педагоги, их образованность, профессионализм, мастерство и творческий потенциал[5,с.7]. Методическая работа с педагогами направлена на повышение уровня компетентности, овладение современными технологиями.
Сл.5 Взаимодействие педагогов учреждений дошкольного образования и начальной школы осуществляется в следующих формах сотрудничества:
Встречи учителей начальных классов и педагогов учреждений дошкольного образования для обмена опытом, определения единых методических подходов. Методические встречи проходят в каникулярное время. На этих мероприятиях участники знакомятся с учебной программой первого класса и учебной программой дошкольного образования, образовательными стандартами дошкольного образования, методикой проведения уроков в школе и занятий в детском саду; обсуждается уровень психологической готовности выпускников дошкольных учреждений к школе и результаты адаптации первоклассников.
Совместные педагогические советы [4, с. 24]. На педагогических советах рассматриваются различные темы, например, «Развитие речи детей – основа интеллектуального развития воспитанников». Большой интерес школьных педагогов вызывает презентация пособий, используемых воспитателями в работе по развитию речи. Учителя же, в свою очередь, знакомят воспитателей с требованиями современной школы в речевом развитии детей.
Семинары-практикумы, совместные гостиные, деловые игры, мини-лекции, круглые столы, на которых педагоги упражняются в применении теоретических знаний на практике, например, семинар-практикум «Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей».
Взаимное посещение уроков и занятий учителями и воспитателями. Важной составляющей методической работы является взаимное посещение педагогами  уроков и занятий. Это позволяет им обмениваться опытом, находить оптимальные методы и приёмы в воспитании и обучении детей. Кроме того, при посещении занятий учителя знакомятся со своими будущими учениками, а воспитатель получает возможность сделать вывод, в каком направлении ему надо усилить работу. Посещение воспитателями и учителями начальных классов уроков и занятий друг у друга на основе открытых доверительных отношений позволяет диагностировать готовность детей шести лет к школе без жёсткого тестирования выпускников во время записи детей в школу.
Сл.6 Работа с детьми заключается в следующем:
В течение учебного года учителя знакомятся с будущими учениками, посещая различные режимные моменты образовательного процесса в дошкольном учреждении. Они общаются с ними в свободной самостоятельной и досуговой деятельности, наблюдают за детьми во время организованных занятий [1, с. 33]. Воспитатели старших групп помогают детям устанавливать контакт с их будущими школьными учителями.
Сл. 7
Организовывают экскурсии для воспитанников в школу, которые оставляют особенно радостные впечатления у шестилеток, например прогулка к зданию школы в День знаний, экскурсии в класс, в школьную библиотеку. Дети постепенно узнают условия, знакомятся с традициями школьной жизни, знакомятся со школой будущих первоклассников. У них появляется интерес и положительное отношение к школе, к труду педагогических работников (учителей, библиотекарей и др.)
Сл.8
Одна из форм преемственных связей касается организации совместных интегрированных уроков воспитанников с первоклассниками – выпускниками дошкольного учреждения. Это дает возможность детям старших групп посидеть на уроке за партой, поучаствовать на равных в диалоге с учителем и учениками. Дети постепенно привыкают удерживать рабочую позу до конца занятия в саду, лучше ориентируются на партнёра в совместной деятельности, начинают действовать в темпе общей работы. Такие мероприятия благоприятно влияют на становление у воспитанника позиции ученика.
Сл.9
Немаловажную роль в решении проблемы преемственности играют совместные мероприятия воспитанников и первоклассников[6, с.38]. Интересно проходят в учреждениях физкультурные досуги, «Праздник букваря», инсценировки сказок, выпускные утренники в детском саду и школе, в которых принимают участие не только дети, но и взрослые – учителя, воспитатели, родители. Будущие первоклассники перенимают от старших товарищей способы поведения, манеру разговора друг с другом. Воспитанники получают радость от общения со школьниками, у них формируется желание идти в школу, становиться учениками.
Сл.10
Стало традицией проведение в учреждениях дошкольного образования «Дней выпускников». Мероприятие заключается в том, что в дни школьных каникул первоклассники могут вновь вспомнить дошкольное детство, увидеть воспитателей, поиграть в своей группе, позаниматься в студии изобразительного творчества, в физкультурном зале. Дети чувствуют, что их помнят в детском саду, им рады, их любят здесь, интересуются их успехами и затруднениями. С другой стороны, дошкольники с радостью встречаются со своими повзрослевшими друзьями, обмениваются впечатлениями, свободно общаются, включаются в совместную игровую деятельность. У них эффективно развиваются те качества личности, которые способствуют в дальнейшем лёгкой адаптации их к школьной жизни.
Сл.11 Работа с родителями. В развитии преемственных связей большое место занимает работа с родителями будущих первоклассников. Проводятся совместные с родителями, первоклассниками и детьми старших групп праздники, развлечения, игры-соревнования, эстафеты. Партнёрами по общению с детьми становятся их родители. В подобном игровом общении они получают полезный опыт, с новых сторон узнают своих детей. Для родителей открывается возможность попробовать новые варианты своего поведения в отношениях с ребёнком, к которому они обращаются в повседневной жизни.
Сл.12 Взаимосвязь родителей с психологическими службами детского сада и школы позволяет выработать согласованные взгляды на критерии готовности детей к школьному обучению, на проведение диагностических процедур.
Таким образом, анализ проводимой работы показывает важную роль в преемственности дошкольного и начального образования посредством проведения различных форм сотрудничества между педагогическими коллективами учреждений дошкольного образования и начальной школы.
Сл.13
Список используемой литературы
Алексеева, Е.Л. Использование образовательных решений ЛЕГО при подготовке ребенка к школьному обучению /Е.Л.Алексеева, Е.А.Бохан // Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа. – 2013. – №6.
Белева, Е.В.  Осуществление преемственности в условиях развития образовательного учреждения «Начальная школа – детский сад»/Е.В.Белева//Дошкольная педагогика. -  2009. - №5
Безрукова, Н.Е. Как обеспечить преемственность между дошкольным и школьным обучением/Н.Е.Безрукова// Народная асвета.- 2012.- №6
Васюк Л. Мы - вместе . - 2014/Пралеска №8
Давидович А. О преемственности дошкольного и общего среднего образования в современных условиях:  организационный, содержательный и образовательно-технологический аспект.-2014/Пралеска №8
Кравченко, Л.С. Организация работы по осуществлению преемственности в учреждении общего среднего образования /Л.С.Кравченко // Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа. – 2013. – №6