Технология развития критического мышления через чтение и письмо

Технология развития критического мышления через чтение и письмо
Термин «критическое мышление» известен очень давно. Джуди А. Браус и Дэвид Вуд определяют критическое мышление как разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать. Один из авторов технологии развития критического мышления через чтение и письмо Дэвид Клустер дает определение, которое включает в себя пять пунктов:
Критическое мышление есть мышление самостоятельное.
Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления.
Критическое мышление начинается с постановки вопросов и выяснения проблем, которые нужно решать.
Критическое мышление стремится к убедительной аргументации.
Критическое мышление есть мышление социальное.
Данная технология представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Применяемые средства позволяют работать с информацией в любой области знания, следовательно, использовать их можно на любом предметном материале.
Учителя нашей школы применяют в образовательном процессе разнообразные современные образовательные технологии. Уроки, построенные в технологии развития критического мышления через чтение и письмо, ориентированы на воспитание у ученика социальной ответственности, умение мыслить и высказывать свою точку зрения, стимулируют учащихся к дальнейшей самостоятельной поисковой деятельности. Результатом работы в данной технологии может служить сборник, составленный из методических разработок наших учителей.
Технология базируется на трёх китах:
Структура (трёхфазовая базовая модель)
Приёмы (табличные, графические, творческие, работа с текстом, работа с вопросами, прочие)
Принципы (организация урока, роль учителя и ученика, прочие)
Урок в технологии развития критического мышления через чтение и письмо состоит из трёх этапов (стадий): стадия вызова, стадия осмысления, стадия рефлексии, для каждой стадии характерны свои приемы.
Некоторые наиболее часто используемые приёмы и методы ТРКМЧП.
На стадии вызова наиболее часто используются следующие приёмы:
«Верные, неверные утверждения»: учитель зачитывает верные и неверные утверждения, учащиеся выбирают «верные утверждения» из предложенных, обосновывая свой ответ. На стадии рефлексии после изучения нового материала учитель снова возвращает детей к вопросам.
Одним из методов демонстрации процесса мышления является графическая организация материала. Модели, рисунки, схемы и т.п. отражают взаимоотношения между идеями, показывают ход мыслей. Эффективен приём «Кластер», который является отражением нелинейной формы мышления. В центре записывается ключевое понятие, рядом записываются понятия, связанные с ключевым. Ключевое понятие соединяется линиями или стрелками со всеми понятиям «второго уровня». Второй уровень – несколько любых позиций, которые могут быть рассмотрены в рамках заявленного понятия и т.д.
Схема «Фишбоун» или «Рыбий скелет» (причинно-следственные диаграммы) помогает структурировать процесс. Такой вид диаграмм позволяет проанализировать причины событий более глубоко, поставить цели, показать внутренние связи между разными частями проблемы. Голова скелета – вопрос темы, верхние косточки – основные понятия темы, нижние косточки – суть понятий, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.
«Корзина идей» - прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. Учитель выделяет ключевое понятие изучаемой темы и предлагает учащимся за определенное время выписать как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием. Важно, чтобы школьники выписывали все приходящие им на ум ассоциации.
Если необходимо на уроке собрать уже имеющийся по теме материал, расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их, тогда подходит таблица «знаю – хочу знать – узнал». Она используется как в работе с печатным текстом, так и для лекционного материала. Ее графическая форма отображает те три фазы, по которым строится процесс в технологии развития критического мышления: вызов, осмысление, рефлексия. Работа с таблицей ведется на всех трех стадиях урока.
Концептуальные таблицы используются для систематизации информации, выявления существенных признаков изучаемых явлений, событий, представляют собой матрицу, составление которой дает возможность более четкого сравнительного анализа. В заголовке таблицы может размещаться проблемный вопрос.
Для развития умения работать с новым материалом, умения формулировать вопросы используются приёмы: «Ромашка Блума», «Тонкий и толстый вопросы». Ромашка Блума состоит из шести лепестков, на каждом написан вопрос. Эти вопросы связаны с классификацией уровней познавательной деятельности: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка. Вопросы могут быть: простые, уточняющие, интерпретационные (объясняющие), творческие, оценочные, практические. Прием «Толстый и тонкий вопросы» подразумевает вопросы, на которые предполагается либо развернутый, «долгий», обстоятельный ответ («толстый» вопрос), либо однозначный, «фактический» ответ – это «тонкий» вопрос.
Для работы с текстом эффективен приём «Чтение с остановками». При этом на первом этапе идёт обсуждение заглавия текста и прогноз его содержания и проблематики. Далее чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Третий этап - заключительная беседа.
Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – важное умение, требует от ученика вдумчивости и богатого понятийного запаса. В технологии РКМЧП японские хокку, синквейн, эссе являются формой письменной рефлексии.
Слово синквейн происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным). Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными). Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Хокку – это лирическое стихотворение, отличается предельной краткостью и своеобразной поэтикой. Каждое хокку – это чувство-ощущение, запечатленное в небольшой словесной картинке-образе. Оно должно состоять из трёх строчек и 17 слогов, обязательно должно иметь сезонное слово, указывающее на время года или временя суток.
Эссе – это письменная форма, в которой отражены впечатления, мысли и опыт учащегося в связи с определенной темой. Это жанр публицистики, свободная трактовка какой-либо проблемы, темы. Эссе - художественная форма размышления.
Общие рекомендации для работы в данной технологии
Урок должен стать звеном целой цепочки уроков, а не «единственным бриллиантом».
Цели обучения должны быть конкретными и чёткими. Их также как и рефлексию формулируют и озвучивают учащиеся.
Четко определить цели и задачи не только урока, но и каждой стадии.
Схемы и таблицы должны заполнять сами дети.
Необходимо опираться на уже имеющиеся знания учащихся.
Необходимо учить детей работе с различными источниками информации.
Алгоритмы последовательности действий учащихся должны быть точными и понятными.
Разработать "скелет" урока, используя известные приемы ТРКМ. Затем подобрать и разработать задания, направленные на результат.
Разрабатывать ни один урок, а сразу серию уроков по одной теме (если на одну тему отводится более одного урока).
Урок должен быть завершён: от чего начинали, к тому же возвращаемся и им же завершаем.
Применение современных образовательных технологий открывает множество возможностей, но самое главное в любой педагогической новации, чтобы она позволяла учителям лучше учить, а ученикам - лучше учиться.








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14415








ђ Заголовок 1 ђ Заголовок 2 ђ Заголовок 3 ђ Заголовок 4 ђ Заголовок 5 ђ Заголовок 6 ђ Заголовок 7 ђ Заголовок 8 ђ Заголовок 915