Конспект урока по русскому языку с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо.


Урок русского языка в 4-м классе по теме "Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже"
Лымарь Елена Николаевна, учитель начальных классов
Разделы: Начальная школа
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: формировать навык правописания безударных окончаний имён существительных в предложном падеже.
Задачи:
Образовательные задачи урока:
уточнить знания об особенностях предложного падежа;
отрабатывать умение правильно определять безударные окончания;
познакомить с падежными окончаниями имён существительных в предложном падеже, формировать навык правописания безударных окончаний имён существительных в предложном падеже, совершенствовать умение обосновывать написание безударных падежных окончаний имён существительных.
Развивающие задачи урока:
развивать устную и письменную речь учащихся, навыки самоконтроля и взаимоконтроля.
Воспитательные задачи урока:
расширять кругозор учащихся; воспитывать гражданско-патриотические качества личности.
Методы и приёмы: диалогические, исследовательские, алгоритмические, репродуктивные, наглядные, практические.
Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.
Оборудование:
таблица вопросов, предлогов и окончаний предложного падежа;
алгоритм проверки безударных падежных окончаний имён существительных;
карточки и перфокарты для индивидуальной работы;
Ход урока
I. Организационный этап
1. Подготовка к восприятию.
Прозвенел уже звонок. Начинается урок. Мы сегодня не одни, Гости на урок пришли. Повернитесь поскорей, Поприветствуйте гостей!
Тихо сели, спинки прямо.Мы начнём урок, друзья.Будем отвечать активно,Хорошо себя вести,Чтобы гости дорогие.Захотели вновь прийти!
2. Каллиграфическая минутка
Ученики работают по индивидуальным карточкам (Приложение1). Учитель контролирует работу учащихся.
- Какие слова были использованы для каллиграфической минутки?
- Что общего у всех слов?
II. Стадия вызова (Приложение 2).1. Составление кластеров.
2 ученика у доски составляют кластеры: 1- по имени существительному, 2 - по склонению.
2. Приём «Верные и неверные утверждения».
Дети работают в тетрадях, отвечают на утверждения. («Да», «Нет», «?»)
1.В русском языке 6 падежей? (Да)
2.У каждого падежа 3 вопроса? (Нет)
3. В русском языке 3 склонения? (Да)
4.Начальная форма имени существительного это И.п., единственное число? (Да)
5.Имена существительные склоняются не только в единственном числе, но и во множественном? (Да)
6. У существительных в Р.п. ударные и безударные окончания пишутся по-разному? (Нет)
7. существительных в Д.п. ударные и безударные окончания пишутся одинаково? (Да)
8. После шипящих и «ц» под ударением в окончании имен существительных в Т.п. пишется «о», без ударения «ё»? (Да)
9. У существительных в П.п. во всех 3 склонениях окончание «е»? (?)
После ответов на вопросы дети обращают внимание на кластеры, проверяют, верно, ли они составлены.
- На все ли вопросы Вы смогли ответить? Почему? Что вызвало у вас затруднение?
(Дети выдвигают версии: Эту тему мы еще не изучали… С этой темой мы познакомимся сегодня на уроке.)
III. Стадия осмысления.
1.Исследовательская работа.
На доске ряд слов: арена, папа, манеж, узор, рисунок, степь, команда, искренность, экипаж, окно, сердечность, пристань земля, колыбель, озеро, ракета, дядя. Ниже записаны предлоги П.п.: о (об), в, на, при.
Дети выполняют задания по рядам, 1 ряд - находит слова 1 склонения, 2 ряд – 2 склонение, 3 ряд – 3 склонение; ставят слово в форме П.п., записывают в тетрадь в столбик, используя предлоги, выделяют окончания и обозначают ударение. От каждого ряда по 1 ученику работает у доски.
Затем дети сравнивают окончания во всех 3 склонениях и приходят к выводу: у 1 и 2 склонения окончания –е, у 3 склонения –и. Далее обращаем внимание на ударные и безударные окончания и приходим к выводу: ударные и безударные окончания пишутся одинаково.
Проверим свои открытия по учебнику стр.121, таблица упражнения 227.
-Всё верно мы сказали?
-Как проверить написание безударного окончания имени существительного в П.п.?
2. Самостоятельная работа по учебнику.
Тетрадь с наклоном положу,
Ручку правильно держу,
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
-Упражнение 228, прочитайте стихотворение и выполните задание самостоятельно в тетради. Проверка: сравнение своего задания с образцом.
Использование сигнальных карточек для самооценки. Зелёная – выполнил работу отлично, жёлтая - хорошо, красная – ещё надо поработать.
Упражнение 229.
- Слова из этого упражнения мы уже записали, давайте вернёмся к ним ещё раз. Почему одни слова употреблены с предлогом о, а другие – с предлогом об ?
-Что говорится об этом в рубрике «Обратите внимание»?
-Давайте попробуем составить предложения с одним из этих слов. Дети устно составляют предложения, несколько вариантов слушаем и записываем одно предложение.
IV. Стадия рефлексии.
Работа по карточкам.
На партах лежат карточки для индивидуальной работы.
- Вставьте пропущенные окончания имен существительных. Ниже в окошке поставьте себе отметку за работу на уроке.
- Что вы можете сказать об уроке, поделитесь своими мыслями. Я начинаю предложение, вы его продолжаете.
- Сегодня на уроке я научился…
- Мне было интересно…
- Самым трудным было…
- Мне больше всего удалось…
- Я понял, что…
-Я почувствовал, что…
V. Домашнее задание.
-Упражнение 230, стихотворение прочитайте, какое время года напомнили вам эти строки? Какое окончание пропущено в каждом имени существательном? Обоснуйте свой ответ.
1 уровень – упр.230 выполнить по заданию учебника;
2 уровень - составить текст о весне, в котором будут употреблены существительные в предложном падеже.
Вот и кончился урок.
Снова прозвенит звонок.
Отдыхать мы будем смело.
А потом опять за дело.