«Действительные и страдательные причастия» (с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо)

План-конспект урока русского языка в 7 классе.
Тема «Действительные и страдательные причастия» (с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо)
Тип урока: урок получения новых знаний и закрепление
Цель:
познакомить обучающихся с действительными и страдательными причастиями; вырабатывать умение находить действительные и страдательные причастия в тексте.
Задачи:
Совершенствовать навыки постановки знаков препинания при причастном обороте.
Развивать речевые навыки при построении устных и письменных высказываний, формировать коммуникативную компетентность, развивать умение вдумчиво читать художественный текст.
Воспитывать любовь к природе, родному краю.

Оборудование:
Фрагмент текста «Ежи».
Учебник «Русский язык. 7 класс».
Репродукция картины И.И.Шишкина «Золотая осень».
Музыкальное сопровождение (П.И. Чайковский «Времена года»).
Компьютер.
Проектор.
Образовательные ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
http://www.zavuch.info


Методы и формы обучения:
Создание проблемных ситуаций, индивидуальная работа, работа в парах, фронтальный опрос.

Ход урока:
Организационная часть. (Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года»).
- Добрый день, ребята, в такой солнечный осенний день я вижу у вас хорошее настроение, на лицах улыбки, все готовы к занятиям, давайте с этим же настроением будем работать на уроке. Аккуратно записали число, тему урока.
Стадия вызова. Мозговой штурм.
- А сейчас предлагаю выполнить задание (по парам): составить список того, что вы знаете или думаете, что знаете, по теме (3 минуты).
- Ребята, давайте определим, что вам известно по теме урока.
Примерные ответы учащихся:
- причастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак
предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?
- причастия образуются от глаголов;
- причастие имеет признаки прилагательного и глагола;
- в предложении причастие может быть определением или сказуемым;
- причастие с зависимыми словами образует причастный оборот;
- какие причастия являются действительными, а какие страдательными, вы не знаете.
3. Стадия осмысления. Заполнение таблицы
- Свои ответы и наблюдения предлагаю оформить в тетради в виде таблицы с колонками: знаю – хочу знать – узнал.
( В колонку «Знаю» учащиеся вносят сведения, которые им известны по этой теме. В колонку «Хочу узнать» предлагается внести спорные идеи и вопросы.)
Знаю
Хочу узнать
Узнал

Причастие обозначает признак предмета по действию; образуется от глагола; может выступать в роли определения и сказуемого
Что такое действительные и страдательные причастия?
По какому признаку причастия делятся на эти две группы?
Действительное, когда предмет сам выполняет действие, а страдательное, когда над ним совершают действие

Причастие совмещает признаки прилагательного и глагола. Изменяется по родам, числам, падежам;
бывает полным и кратким.
Чем они отличаются друг от друга?
Как изменяются действительные и страдательные причастия?
Действительные причастия употребляются с В.п., страдательные с Т.п.


3.1. Работа с текстом
- Предлагаю вашему вниманию текст (учитель заранее распечатал его для каждого ученика), прочитайте его и попытайтесь найти ответы на интересующие нас вопросы.
- Не забывайте заносить ваши наблюдения и выводы в таблицу.
(Действительное причастие: действие переходит на другой предмет; причастие, как и глагол, требует в этом случае винительного падежа: ученик решает (кого? что?) задачу; ученик, решающий (кого? что?) задачу.
Страдательное причастие: выражает действие, испытываемое лицом или предметом со стороны другого лица или предмета, и в этом случае причастие, как и глагол, требует творительного падежа: задача решается (кем? чем?) учеником; задача, решаемая (кем? чем?) учеником).
-Давайте посмотрим, что у вас получилось, что вы записали в колонку «Узнал»?
Учащиеся зачитывают свои ответы.
4. Исследовательская работа. Работа с текстом.
- Ребята, перед вами фрагмент текста (проецируется на экран). Вам необходимо выписать в тетрадь действительные и страдательные причастия.
Шуршание, сопровождаемое пофыркиванием, доносилось из-за низкорослых кустов. Кто же это? Оказалось, семейство ежей собирает последние грибочки, укрытые опавшей листвой. Встревоженные нашими шагами ежи свернулись в колючие клубочки. Только один маленький ежонок, увлёкшийся поиском, не обращал на нас никакого внимания. Он шевелил носиком опавшую листву, пофыркивал, удивлённый поведением своих сородичей.
Запись в тетрадях
Действительные
Страдательные

Опавшей (листвой)
Увлёкшийся (ежонок)

Сопровождаемое (шуршание) Встревоженные (ежи)
Укрытые (грибочки)
Удивлённый (он)


- Назовите глаголы, от которых образованы данные причастия.
- Какого они вида, переходные или непереходные?
- Можно ли утверждать, что страдательные причастия образуются от любых глаголов?
(Нет. От глаголов несовершенного вида образуются действительные и страдательные причастия настоящего времени. Страдательные причастия прошедшего времени образуются от переходных глаголов и от глаголов совершенного вида).
- А теперь следующее задание. Ребята, выпишите, пожалуйста, из текста по одному примеру с обособленным и необособленным причастным оборотом
- Причастие какого разряда в составе первого причастного оборота?
- Причастие какого разряда в составе второго причастного оборота?
- От чего зависит обособление причастного оборота на письме?
- Как вы думаете, ребята, в текстах какого стиля употребляются причастия?
- Какова роль причастий в описании?
Примерные ответы обучающихся:
(Причастия придают описанию точность и выразительность, делают речь более богатой и яркой. Употребление причастий характерно для текстов художественного, научного стилей речи).
ФИЗМИНУТКА
Словесное рисование. (Звучит музыка, П. И. Чайковский «Времена года»).
- Тема осенней природы нашла свое отражение не только в произведениях русских писателей, красоту осенней природы запечатлевали в своих картинах многие художники. Перед вами репродукция картины известного русского художника И.И. Шишкина «Золотая осень». Составьте 5-7 предложений, используя конструкции предложений с причастными оборотами. Попытайтесь описать то, что изображено на полотне И.И.Шишкина. Используйте действительные и страдательные причастия в своем тексте.

5. Стадия рефлексии
- Что нового узнал каждый из вас на уроке?
- Что показалось трудным, вызвало затруднения?
- Как вы оцениваете свою работу на уроке?
- Давайте посмотрим, как ваши знания будут оценены в тесте в режиме ОНЛАЙН.




Тест по русскому языку «Причастие. Действительные и страдательные причастия» для 7 класса
Автор: Захарьина Елена Алексеевна
Начало формы
1. Укажите предложение, в котором есть действительное причастие:
1) Было тихо, в окно веяло запахом накаленных крыш. (Ю.Бондарев) 2) Позади высится холодная каменная стена сарая, отделяющего меня от внутреннего двора. (В.Беляев) 3) В раскрытое окно тек сухой жар июльского утра. (Ю.Бондарев) 4) Тропинка, усеянная выступами скользких корней, то падала, то взбиралась на склон. (А.Грин)
2. Укажите предложение, в котором есть страдательное причастие:
1) Всматриваясь в странный светящийся полумрак, Мария узнавала почти всех хуторян. (В.Закруткин) 2) В узком проходе, ведущем с внутреннего двора к моему посту, послышались быстрые шаги. (В.Беляев) 3) Растущий у самой воды тополь протянул над плотиком длинную могучую ветвь. (В.Крапивин) 4) Грэй вышел из чащи в кустарник, разбросанный по скату холма. (А.Грин)
Подведение итогов урока. Домашнее задание.




Присутствующие:
заместитель директора по УВР Кучко Е.А.
учителя русского языка и литературы:
Касмынина Н.Н.
Светличная Н.С.

Конец формы

Root Entry