Внедрение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках в начальной школе


Внедрение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках в начальной школе
Потапова Галина Алексеевна
Учитель начальных классов КГУ «СОШ №61»Шмалюк Наталья Владимировна
Учитель начальных классов КГУ «СОШ №61»
Современная школа стремится привить ученикам способность мыслить критически. Критическое мышление - это некий навык, который позволяет успешно справляться с требованиями НТП, помогает глубже понять то, что мы изучаем и делаем. Сущность образования уже не сводится к усвоению знаний, умений и навыков. Для открытого образования приоритетной является цель, которая заключается в том, чтобы, как минимум, дать опыт самоопределения в некоторой сфере, осмысленный ответ человека на вопрос, чему и зачем он намерен учиться.
Применение элементов технологии критического мышления позволяет нам на уроках вырабатывать у учащихся надпредметные умения, такие как:
Умение работать в группе
Умение графически оформить текстовый материал; умение творчески интерпретировать имеющуюся информацию
Умение распределить информацию по степени новизны и значимости; умение обобщить полученные знания;
формировать культуру чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщение.
Что же такое критическое мышление? «А что, если?..» Критическое мышление означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами. Критическое мышление предусматривает внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление».
Для того чтобы дать детям возможность активно работать с получаемым знанием, необходимо строить урок по схеме: «введение – основная часть – заключение». Подобная же схема действует и при решении проблем: «введение в проблему – подходы к ее решению – рефлексия результата». В рамках технологии РКМЧП данные этапы получили несколько иные названия и функции (стадии).
Первая стадия – вызов (побуждение), когда определяется тема урока, происходит актуализация имеющихся знаний по теме, выясняется, что дети уже знают об этом или думают, что хотят узнать, или что нужно узнать, и для чего это нужно знать. С этой целью используется одна из стратегий таблица ЗХУ. Роль учителя на этом этапе невелика, дети должны чувствовать себя комфортно. На этой стадии используется прием «мозгового штурма», который активизирует внимание всех учеников (и слабых, и сильных). У детей появляется интерес к предмету разговора. На стадии вызова у учащихся есть возможность, используя свои предыдущие знания(ЗНАЮ), строить прогнозы(ХОЧУ УЗНАТЬ), самостоятельно приобретенные знания (УЗНАЛ).
Вторая стадия – осмысление (поиск ответов), поиск ответов на вопросы, поставленные в начале урока. Ребенок больше работает самостоятельно, в парах или группах. Один из способов работы в парах, где два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и задают друг другу вопросы разного уровня по содержанию прочитанного. Данная форма способствует развитию коммуникативных навыков.
Третья стадия – размышление (рефлексия) – позволяет выяснить, насколько ребенок понял тему. Учащиеся осмысливают все то, что они изучали на уроке, выражают мысли и понятия через стратегии, такие как эссе, синквейн. Происходит целостное осмысление, обобщение и присвоение полученной информации, выработка собственного отношения к изучаемому материалу.
Данная структура урока является как процессом обучения, так и изучением процесса познания самими учащимися. Эти три стадии могут плавно переходить одна в другую, но они должны присутствовать на каждом уроке, так как это позволяет увидеть сложный мыслительный процесс, который начинается с информации, а заканчивается ее осмыслением, принятием решения.
Каждому этапу работы на уроке присущи собственные методические приемы и техники, направленные на выполнение задач этапа. Комбинирование приемов помогает достичь и конечной цели применения технологии РКМЧП – научить детей применять эту технологию самостоятельно, чтобы они могли в полном объеме извлекать необходимую информацию из любого текста, могли стать независимыми и грамотными мыслителями и с удовольствием учились в течение всей жизни.
Критическое мышление – это здоровое сомнение в чём-то. Перед учителем стоит задача – работать на конечный результат, учить детей, чтобы ребёнок умел найти главное. В изменяющемся мире для учащихся необходимо уметь анализировать информацию и решать, что является главным, уметь выразить своё отношение к новым идеям и знаниям, давать понятие чему-то новому, отвергать неуместную и ненужную информацию.
Обучение критическому мышлению – это нелёгкая задача. Нет какого-то перечня шагов, которые ведут к критическому мышлению. Но существуют, определённые условия и подходы, развивающие критическое мышление:
– учащиеся должны располагать временем и возможностью практики в критическом мышлении; – ученики должны поощряться в ходе учебного процесса; – должны быть приняты разнообразные идеи и мнения; – в классе должна быть создана атмосфера, в которой нет насмешек, иронии над чьим-либо мнением; – учитель должен верить в способности каждого ученика.
Поэтому можно сказать, что используя эти методы работы, повышается познавательная деятельность учащихся на уроках, умение самостоятельно добывать знания и применять их в повседневной жизни. Для нас это стало возможным, благодаря использованию в своей работе современной педагогической технологии (РКМЧП )Литература
Генике Е.А., Трифонова Е.А. Развитие критического мышления (базовая модель) / в сб. Учитель и ученик: возможности диалога и понимания. – Том 1 // под общ. ред. Л.И. Семиной. – М.: изд-во «Бонфи», 2002. – 239 с.
Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках. – М.: Просвещение, 2004. – 236 с.
Модернизация современного образования: теория и практика. сборник научных трудов / под ред. И.М. Осмоловской, д.пед.н., сост. Л.Б.Прокофьева, Г.А.Воронина – М.: ИТиИП РАО, 2004. – 524 с.