Понятие портала. Информационные пор-талы по предметной области, структура, содержание.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Мордовский государственный
педагогический институт
имени М.Е. евсевьева»
Физико–математический факультет
Кафедра информатики и вычислительной техники
Понятие портала. Информационные порталы по предметной области, структура, содержание
Выполнил: Тенишев Д. С.
Саранск
2017 г.
Содержание
TOC \o "1-3" \h \z \u Введение PAGEREF _Toc475645537 \h 31.Понятие портала PAGEREF _Toc475645538 \h 42.Основные требования, предъявляемые к порталам PAGEREF _Toc475645539 \h 43.Ключевые функции порталов PAGEREF _Toc475645540 \h 54.Типы порталов PAGEREF _Toc475645541 \h 55.Организация информационных образовательных порталов PAGEREF _Toc475645542 \h 6Заключение PAGEREF _Toc475645543 \h 11Список использованных источников PAGEREF _Toc475645544 \h 12
ВведениеИнтернет в педагогическом процессе, несомненно, можно назвать инновационной технологией. Но для того, чтобы правильно применять весь спектр открывшихся с появлением во многих школах доступа к сети возможностей, необходимо правильно представлять себе дидактические свойства, достоинства и ограничения новой технологии. На современном этапе в нашей стране практическое применение как компьютерных и сетевых технологий вообще, так и возможностей Интернет находится в зачаточном состоянии. Причин тому несколько. Самая важная из них – это низкий уровень информационной культуры. Преодолеть это достаточно сложно, ввиду необходимости длительного "общения с компьютером", играющего важную роль на начальных этапах усвоения основ компьютерной грамотности. В связи с высокой ценой компьютера, средний педагог такой возможности лишён. Не на руку в решении этой и других проблем играет неполная, односторонняя компьютерная грамотность молодого поколения школьников, сводящаяся зачастую лишь к умению включить компьютер, запустить на нём любимую игру или в лучшем случае набрать и распечатать текст.
Понятие порталаПортал (Portal) – это защищенная, базирующаяся в Web, удобная для использования фокусная точка доступа к разнообразной корпоративной информации, сервисам, приложениям и накопленным знаниям, доступная как для внешних, так и для внутренних пользователей.
Портал (Portal) – сайт, организованный как системное многоуровневое объединение различных ресурсов и сервисов. Другими словами, портал – это «электронная библиотека», разделенная на различные тематические отделы, способные включать в себя количественные и качественные данные, результаты анализов, графики и т. д., обновление которых происходит в реальном времени.
Основные требования, предъявляемые к порталамОсновные требования к порталам следующие:
доступность – обслуживание большого числа пользователей;
информационная полнота – предоставление широкого спектра информации;
возможность  персонализации – настройка рабочего места пользователя под его требования;
интеграция – обеспечение возможности взаимодействия сотрудников компании с приложениями и информационными ресурсами через единый интерфейс;
наличие поискового сервиса – предоставление возможности по организации поиска информации;
наличие механизмов анализа и планирования бизнес-процессов;
наличие системы управления знаниями – обеспечение работы с приложениями интеллектуального анализа (системами управления знаниями);
наличие системы обеспечения безопасности (установление подлинности, управление доступом, конфиденциальность и целостность данных и т. д.).
Ключевые функции порталовК ключевым функциям могут быть отнесены следующие функции порталов:
агрегирование контента (текста и графики) – объединение информации, полученной из различных источников, в одно целое в виде web-страницы (агрегация);
синдицирование контента – способность упорядоченно и систематически включать в общую структуру портала информацию, полученную в различных форматах;
федеративно-объединенный поиск информации – параллельный поиск на множестве распределенных источников, организованных на различных платформах, со своими типами баз данных и файловыми структурами;
организация совместной работы – обеспечение удобного и полнофункционального интерфейса для совместной работы территориально распределенных участников бизнес-процесса.
Задачи совместной работы, это:
проведение консультаций и обсуждение различных документов (в режиме мультимедийных совещаний);
обеспечение сотрудников удобным хранилищем документов с возможностью поиска и с логической рубрикацией;
создание системы рассылки новостей и распоряжений как отдельным сотрудникам, так и различным группам и отделам;
обеспечение сотрудников информацией о событиях, происходящих в компании, проведение опросов;
предоставление информации для дилеров, поставщиков и VIP-клиентов.
Типы порталовПорталы обычно подразделяются на публичные Интернет-порталы и корпоративные порталы. В свою очередь, корпоративные порталы могут быть частными или публичными. Частные порталы включают в себя порталы для партнеров и порталы для сотрудников (рис. 1).
Для публичных Интернет-порталов основу бизнеса составляет сам портал, служащий для размещения рекламы, синдицированного контента, предоставляющий права компаньонства и др. 
Миссией корпоративных порталов является продвижение услуг, продуктов компании, ее имиджа и философии.
Перспектива развития порталов – это консолидированные корпоративные порталы, разделенные на секции с помощью аутентификации, персонализации и XML-технологии.

Рисунок 1 – Типы порталов
Организация информационных образовательных порталовВажным средством организации обучения с использованием Интернета можно назвать образовательные сайты и более крупные единицы – информационно-образовательные порталы, подразделяемые на несколько групп:
сайты в поддержку учебно-методического комплекса. На таком сайте можно найти дополнительные материалы к базовому учебнику.
методические Интернет-объединения. Такие сетевые объединения позволяют учителям с разных концов земного шара обмениваться мнениями и идеями, а также готовыми уроками.
информационные сайты, которые не ставят своими целями образовательный аспект, но могут послужить в качестве аутентичных источников. На таких сайтах можно найти информацию о фильмах, музыкальных группах, тенденциях в современном обществе. Несомненно, подобная информация может быть полезной в свете того, что информация в учебниках устаревает, а ученики не стоят на месте. Информационные сайты могут помочь обновить информационное содержание ваших уроков.
Используя информационные ресурсы сети Интернет, можно, интегрируя их в учебный процесс (при условии соответствующей дидактической интерпретации), более эффективно решать целый ряд дидактических задач на уроке.
Для того чтобы повысить качество обучения школьников взаимодействию с Интернетом и использованию его в образовательных целях, можно создать некую адекватную модель Интернета и поместить ее на компакт-диск. Таким образом, обучать можно не на самом Интернете, а на его модели, включающей в себя все особенности представления информации в Сети, интерактивные моменты и т.д. Модель будет построена на принципе доступности (получения и понимания) информации, на использовании психологических приемов, эффектов (и объяснении их), возможности выбора той информации, которая нравится, игровых моментах.
В настоящее время ведутся разработки данной модели, и есть опыт практического применения фрагментов модели. Они основываются пока не на CD, а на подборке сайтов, скаченных из сети с помощью программ Teleport Pro, Http Treck, Gozilla.
Подобный локальный сайт поможет решению следующих задач:
Формирование и применение информационно-коммуникативной компетентности учащихся в учебном процессе.
Формирование новых моделей учебной деятельности, использующих информационные и коммуникационные технологии; организация обучения на фоне развития игровой ситуации.
Формирование системы информационных ресурсов; систематизация учебного и дидактического материала по предмету.
Отработка технических навыков в использовании наиболее распространенного браузера Internet Explorer.
Использование коммуникации как среды, в которой происходит изучение нового учебного материала.
Учащиеся на уроках информатики могут найти необходимую справочную информацию по теме на сайте и использовать ее по назначению. Учащиеся используют все виды информационных объектов – тексты, числовые данные, звуки, неподвижные и движущиеся изображения, гиперобъекты (то есть объекты с ассоциативными связями между элементами).
В процессе урока преподаватель показывает основной спектр сайтов, представленных в Сети. Приводятся примеры поисковых систем и каталогов, официальных сайтов образовательных учреждений, научных сообществ, библиотек, web-квестов, учебных пособий. Также нельзя игнорировать популярные и развлекательные сервера для каждого желающего. В связи с тем, что их сейчас в Интернете преобладающие количество, надо показать детям, что это не единственное, что находится в Сети и нельзя замыкаться только на них. Преподаватель указывает на то, где ученик может увидеть выходные данные сайта, контактную информацию, возможность задать авторам сайта вопрос, выразить альтернативную точку зрения.
Рассмотрим программные средства образовательных ресурсов на примере Федерального образовательного портала "Российское образование".
Портал включает следующие разделы:
"Каталог" – основной раздел портала, обеспечивающий эффективный поиск и удобный доступ к существующим образовательным Интернет-ресурсам, размещенных как на образовательных порталах, так и различных сайтах русскоязычного Интернет, принадлежащих государственным и негосударственным образовательным организациям, коммерческим организациям, частным лицам.
"Порталы" – список специализированных порталов, участвующих в системе Интернет-порталов сферы образования, а также других порталов и сайтов, связанных с образовательной и научной деятельностью.
"Сайты" - раздел каталога, в котором собраны данные о сайтах в сети Интернет, содержащих образовательные ресурсы, учебную или научную информацию.
"Вузы" – каталог информации о ВУЗах России.
"Карты" – картографическая информация по ВУЗам России, контурные карты и тематические картографические пособия и иллюстрация различного содержания для учебных предметов и курсов средней и высшей школы.
"Законы" – правовая и законодательная информация об образовании и научной деятельности.
"Стандарты" – государственные образовательные стандарты начального, среднего, высшего и послевузовского образования.
"Документы" – распорядительные и нормативные документы Министерства образования России.
интернет педагогический процесс образовательный
"Глоссарий" – собрание слов и выражений с толкованием, отсортированных по алфавиту, часто встречающихся в образовательной и научной литературе.
"Новости" – новостная лента, включающая новости портала, новости Министерства образования и новости образовательных сайтов.
"Форум" – стандартный сервис форумов для обсуждения посетителями образовательной тематики и работы портала.
Каталог образовательных Интернет-ресурсов портала "Российское образование" формируется на основе метаописания информационных ресурсов, объединенных общими принципами редакционной и технологической политики, и составляющих логически единую базу знаний.
Для достижения поставленных целей используются следующие средства:
Поддержание высококвалифицированной редакционной политики по сбору и обработке информации.
Привлечение к редакционной деятельности ведущих ученых, профессоров и преподавателей.
Предоставление максимально удобных технологических средств для подготовки и публикации метаописаний материалов, обеспечения редакторской деятельности.
Создание и развитие основанных на современных Интернет-технологиях инструментальных средств, минимизирующих работу авторов и редакторов по подготовке и представлению материалов в сети Интернет.
Обеспечение свободного и неограниченного доступа ко всей публикуемой в образовательной среде информации.
Структура каталога определяется информационно-технологическими особенностями отечественных образовательных ресурсов. Данные особенности ресурсов характеризуются:
большим разнообразием содержания и форм представления;
большим объемом и высокой степенью обновления;
большой территориальной распределённостью;
большим количеством и разнообразием групп пользователей.
В связи с этим единый распределенный каталог Интернет-ресурсов рассматривается как основа единой образовательной информационной среды, позволяющей:
интегрировать образовательные информационные ресурсы для обеспечения эффективного взаимодействия субъектов системы образования;
осуществлять функции координатора и модератора процесса информационного обмена между пользователями и носителями знаний;
предоставлять эффективный механизм взаимодействия между поставщиками и потребителями образовательной информации, с целью выявления реальных информационных потребностей целевой аудитории и последующей коррекции информационной политики.
Информационные ресурсы единого распределённого каталога горизонтального портала базируются на метаописаниях информационных ресурсов вертикальных (тематических, профильных) порталов и собственных закаталогизированных информационных ресурсах.
ЗаключениеСовременный этап развития сферы образования характеризуется массовым внедрением информационных и телекоммуникационных технологий в деятельность всех участников образовательного процесса. Информатизация является одним из основных факторов, заставляющих образование совершенствоваться. Развиваются содержание и методы обучения, меняется роль педагога, который постепенно превращается из транслятора знаний в организатора деятельности обучаемых по приобретению новых знаний, умений и навыков. Существенным средством информатизации выступают образовательные информационные ресурсы, опубликованные в сети Интернет. Не случайно их своевременное и корректное использование всеми специалистами, работающими в системе образования, служит залогом эффективной подготовки учащихся.
Реализован ряд проектов, направленных на развитие телекоммуникационной среды сферы образования. Во многих регионах страны существенно расширен круг образовательных учреждений, обладающих полноценным доступом в Интернет. Существенные успехи достигнуты в области повышения квалификации работников образования и подготовки членов формирующегося информационного общества. Большая работа проведена в направлении совершенствования содержания образования и содержательного наполнения электронных изданий и ресурсов. В рамках этой работы сформирована система образовательных порталов, разработаны профессиональные комплекты электронных образовательных ресурсов, созданы и развиваются сайты, предоставляющие доступ к информационным ресурсам практически по всем школьным дисциплинам.

Список использованных источников1. Кулик А. Ресурсы Интернета для развития системы образования и науки в регионах (на примере политологии) // http://www.prof.msu.ru/publ/ulan-ude/u18.htm
2. Образовательные ресурсы сети Интернет: Каталог / Под ред. А.Н. Тихонова. – М., 2006.
3. Полонский В.М. Образовательные ресурсы и возможности сети Интернет // http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=394.