Сценарий классного часа День народного единства.

Рудницкая Елена Валентиновна
Воронежская область
Новоусманский район
п.Отрадное
МОУ «Отрадненская СОШ»
4 класс.
ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА
(классный час)
Задачи:
прививать интерес к чтению, к истории;
обогащать словарный запас;
обогащать духовный мир учащихся;
прививать любовь к русской культуре;
развивать творческий потенциал, речь, мышление, память, внимание;
воспитывать культуру поведения на школьных мероприятиях и в жизни.














(Звучит Гимн)
Учитель:
Начинаем классный час, посвященный Дню народного единства.
4 ноября – дата празднования религиозного праздника. Этот день принадлежит религии, и отмечают православные христиане в осенний календарный срок день Казанской иконы Божией Матери. Но с 2005 года дата 4 ноября стала не только днём для религиозных празднеств, но отмечается всеми гражданами как «День народного единства». Этот праздник очень важный для всего русского народа т.к. связан с освобождением России от польско-литовских захватчиков силами народного ополчения. Освобождения, как поётся в песне, «всем миром, всем народом». Сегодня мы вспомним о событиях начала XVII века, когда была освобождена Москва, и было положено начало выхода страны из Смуты, подумаем о духовном смысле наступающего праздника. Сегодня мы вспомним тех, кто в трудное для страны время проявил свою гражданственность, беззаветную любовь к Отечеству, величайшую доблесть и героизм.
Наталья Майданик
Ушли в историю года, Цари менялись и народы, Но время смутное, невзгоды Русь не забудет никогда! Победой вписана строка, И славит стих былых героев, Поверг народ врагов-изгоев, Обрел свободу на века! И поднималась Русь с колен В руках с иконой перед битвой, Благословленная молитвой Под звон грядущих перемен. Деревни, села, города С поклоном русскому народу Сегодня празднуют свободу И День единства навсегда!

Учитель:
Русские люди всегда любили свою Родину. Во имя ее они совершали подвиги, слагали песни и былины, сочиняли стихи...
Широко ты, Русь, по лицу земли
В красе царственной развернулася!
У тебя ли нет богатырских сил,
Старины святой, громких подвигов?
Уж и есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матерью,
Стать за честь твою против недруга,
За тебя в нужде сложить голову!
Учитель:
Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?
(Чувство торжества и гордости за свою Родину Россию, за ее могучий и славный народ.)
(Звучит песня о России)
Учитель:
Какие пословицы о своей Родине вы знаете?
(на слайде)
Родина – мать, умей за неё постоять.
Жить – Родине служить.
Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.
Где родился, там и пригодился.
Человек без Родины, что соловей без песни.
(Дети читают стихи собственного сочинения о родном селе)
Гармидер М.
Моё село.
Когда все дома
Ложатся спать,
И я ложусь в свою кровать.
Я часто думаю о том,
Как хорошо в селе родном:
Какие здесь поля, луга
И рек крутые берега!
Боюсь – исчезнет это всё,
И станет мне досадно!
Ведь я люблю своё село!
Ведь я живу в Отрадном!
Змаева А.
********
Я живу в селе Отрадном,
Здесь красиво всё и ладно.
Здесь живёт моя семья
И любимые друзья.
Мы играем на песке
И купаемся в реке.
Будем мы все дружно жить
И Отрадным дорожить.
Баранова Н.

Село моё родное.
Село моё родное.
Люблю твой птичий звон.
И радуются дети
Осенним вечерком.
Отличная природа,
Хорошая погода,
И на футбольном поле
Идёт финальный матч.
И дети нашей школы
Пошли гулять дорогой,
Которая ведёт нас
Через луга к реке.
И мимо церкви шагом
Проходим не спеша мы.
Идём в библиотеку,
Заходим в магазин.
Так вот оно какое,
Село моё родное.
Сердцева А.
Моё село.
Село моё – Отрадное,
Родина моя!
Люблю тебя, прекрасное,
Весёлым летом красным,
И зимней порой, и осенней,
По будням, и воскресеньям.
Пономарёв К.
День села.
Вот и осень пришла,
Листья пожелтели.
Птички с грустью большой
На юг все улетели.
Недалёк и тот день:
Осенью златою
Праздник к нам придёт –
Покров с Девою Святою.
Острик А.
Моё село.
Я люблю своё село
Мне очень дорого оно.
Божья Матерь нас хранит,
Дивный Храм у нас стоит.
Мануковский Д.
Родное село.
Родное милое село,
Как сердцу дорого оно!
Я здесь родился, здесь живу
И в школу тоже здесь хожу.
В селе у нас Покровский Храм
Воскрес стараньем прихожан.
И золотые купола
Играют на исходе дня.
Учитель:
(на слайде слова друг за другом: Родина и единство... )
Расскажите, как вы понимаете эти слова, в чем смысл сегодняшнего праздника? (В единстве, единении народа сила России.) Но откуда мы с вами все это знаем? Правильно, из истории!
1 ученик:
Россия много раз подвергалась испытаниям. Когда страна слабела, на нее набрасывались соседи, спеша урвать кусок побольше да пожирнее. Впрочем, для грабежа и разбоя всегда можно найти самые благовидные предлоги. Эти времена назывались у нас смутными, а еще кровавыми.
2 ученик:
Внутренние и внешние бури потрясали страну до самого основания, да так, что менялись не только правители, но и сами формы правления. Но страна снова и снова восставала из пепла. После каждой трагедии она становилась лишь сильнее на зависть врагам.
3 ученик:
На землю Российскую покушались. Неоднократно пытались поработить наш народ: монголы с татарами, поляки, шведы, французы, турки, немцы, японцы. Но всякий раз их «выметали поганой метлой» за пределы, которые всегда находились под надёжным покровом Святой Заступницы Богородицы.
Учитель:
А теперь перенесемся на 400 лет назад в начало XVII века. О жизни наших предков мы узнаём из содержательных записей, которые выполняли летописцы – это люди, которые записывали все происходящие события много лет назад.
Послушайте небольшой разговор мальчика и летописца и подумайте о том, какая опасность угрожала России в начале XVII века.
(В темной келье при свечах трудится монах-летописец. Около него появляется мальчик-ученик.)
Мальчик:
По послушанью в келье этой
Он летопись ведет.
Ни на челе высоком, ни во взорах
Нельзя прочесть его глубоких дум.
О чем, отец, ты летопись ведешь?
Кому обращены твои правдивые сказанья?
Летописец.
Пусть ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу
И сильных чаще поминают
За их отвагу, твердость, доброту.
Безмолвно как, спокойно все кругом...
Однако предчувствую небесный гром и горе.
Мальчик.
Изволишь тяжко так вздыхать,
О чем печалишься ты, отче?
Летописец.
Средь мирных дел
Грядут лихие времена
Нас ждет година испытаний.
Мальчик.
О, кто с тобою согласится? России слава так гремит повсюду. Своим богатством и размером она теснит Европы страны. Тут за стеной высокой гудит разноязыкий гомон. То торг ведут купцы со всех концов вселенной, а сколько здесь ремесленников, ваятелей, каменотесов спешат свое уменье отдать столице...
Летописец.
Не ведают они, что на Западе уж зреет смута. И буря пронесется по стране великой. И будут отторгаться от России земли. И Кремль падет перед врагом, как лист осенний. В разрухе, в хаосе земля... (Скорбно.) Душа горит, стучит в ушах набат, звонят колокола, гудение и стон, и плач народа...
Мальчик.
Кто ж так прогневал Небеса? Ужель Россия в прахе?
Летописец.
Погодь, однако.
На старости я словно сызнова живу.
Все как минувшее проходит предо мною:
Да, будут дни крамол,
Но после смут из пепла, из обломков
Россия встанет. Вижу день,
Когда спасителей ее прославят,
А распинавших проклянут...
Учитель (после сценки).
А вот какая опасность угрожала стране в те годы, мы с вами сейчас узнаем.
Историки: (старшие дети)
1 ученик:
Приближался страшный 17 век. Бедствия времён самозванства для России стали одним их трудных испытанием. Поляки вошли в русские пределы, разорили целые области. Многие русские города – крепости героически сражались с врагом.
На защиту своей страны и своей Веры поднялась в первую очередь Православная церковь. Монахи рассылали во все концы воззвания в защиту оскорбляемой веры и погибавшего Отечества. В это время патриарх Гермоген призывал народ к борьбе против врагов России и её святой веры, за что и был замучен поляками.
2 ученик:
Русский народ услышал эти пламенные призывы и поднялся на борьбу с иноземцами не щадя живота своего. Так Иван Сусанин завёл польский отряд в лесные болота, погиб сам, о не один чужеземец не вышел из лесу.
Великий святой земли Российской Преподобный Сергий умер в 1392 году, но он трижды явился нижегородцу Минину и сказал, что Бог хочет помиловать права славных христиан. Преподобный велел Минину собрать войско и очистить Московское государство от чужеземцев, что тот и исполнил. Кузьма Минин собирает в Новгороде ополчение: «Продадим свои дома, заложим жён и детей и - выкупим Отечество!». В ополчение входили и посадские, и крестьяне, и дворяне, и прочие служилые люди. К этому разношерстному войску присоединились отряды дворян, ушедших из западных уездов, где хозяйничали захватчики. В другие города рассылались грамоты с призывами поддержать сопротивление.
3 ученик:
По предложению Минина военным руководителем ополчения был избран князь Дмитрий Пожарский. Это был человек известный своей политической честностью. Патриот, князь не раз проливал свою кровь за Россию, проявлял себя как опытный и талантливый военачальник, которому было «заобычно ратное дело». К. Минин и Д. Пожарский вместе осуществляли организацию ополчения, руководили им. Битва за столицу была упорной и кровопролитной. С клятвой «Умрем за Русь святую!» не раз кидались ополченцы на врагов. В этом крике соединились все сердца, все души и мысли, все желания русских. Но тщетно... Вражеский гарнизон был силен. Вдруг Минин, вдохновленный какой-то мыслью, отобрал 300 воинов и смело бросился с ними в самую гущу неприятеля. Неожиданное нападение смешало польское войско, ряды его расстроились, и ополченцы воспользовались этим беспорядком... Они скоро создали русское правительство и фактически его возглавили. 26 октября 1612 года Москва была полностью освобождена от иноземных захватчиков, Россия была спасена.
Учитель:
Несомненно, Минин был личностью, соединявшей способность глубоко чувствовать, проникаться идеей до забвения и вместе с тем оставаться практическим человеком, умеющим начать дело, организовать его и воодушевить им толпу.
Князь Пожарский, став во главе ополчения, принял всю власть над Русской землей, но остался скромен и прост в обращении. Он никогда не стремился к исключительному влиянию на людей и события. После победы новый царь возвел его в бояре.
Учитель:
Знаете ли вы, что это за памятник?
(Показывает фотографии памятника Минину и Пожарскому.)
На постаменте его начертаны слова: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия». За что же Россия оказала уважение этим людям? Они настоящие герои. Они сумели объединить народ вокруг идеи служения Отечеству. Они заговорили о братской любви и жертвенности. Среди злобы, корыстолюбия и отчаяния, охвативших народ, они напомнили о том, что нет больше подвига, как отдать жизнь за брата своего... Выходец из народа Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский! Все их помыслы, вся воля были устремлены к спасению Родины и веры отцовской. И они совершили невозможное, победили врага, полонившего страну.
(Наталья Майданик «День народного единства»)
С историей не спорят, С историей живут, Она объединяет На подвиг и на труд
Едино государство, Когда един народ, Когда великой силой Он движется вперед. Врага он побеждает, Объединившись в бой, И Русь освобождает, И жертвует собой. Во славу тех героев Живем одной судьбой, Сегодня День единства Мы празднуем с тобой!
Учитель:
День освобождения Москвы от захватчиков празднуют как День народного единства. Это не только праздник изгнания интервентов, несущих чуждые нам ценности, это праздник дружбы и объединения, праздник любви и согласия, веры в то, что Бог в правде, а не в силе. Помните лозунг победителей: держаться вместе, любить и помогать друг другу, уметь искренне прощать обидчика.
В заключение возьмемся за руки и все вместе произнесем эти слова:
Главное вместе!
Главное дружно!
Главное с сердцем горящим в груди!
Нам равнодушие не нужно!
Злобу, обиду прочь гони!
Запомните это чувство единения и сохраните его на всю жизнь.
Учитель:
(Наталья Майданик «Призывная»)
В День единства будем рядом, Будем вместе навсегда, Все народности России В дальних селах, городах! Вместе жить, работать, строить, Сеять хлеб, растить детей, Созидать, любить и спорить, Охранять покой людей, Предков чтить, дела их помнить, Войн, конфликтов избегать, Чтобы счастьем жизнь наполнить, Чтоб под мирным небом спать!
Учитель:
История России богата примерами, когда именно единение всего многонационального народа нашей Родины во имя блага и процветания страны, открывало путь к укреплению независимости государства и, способствовала развитию цивилизованного общества, сохранению культурно-исторического наследия.









13PAGE 15


13PAGE 14115




15