Методическая разработка учебных планов класса хорового дирижирования


МБУ ДО «Симферопольская районная ДШИ»
Кольчугинский филиал
Методическая разработка
учебных планов
класса хорового дирижирования(специализированный хор, постановка голоса, основы дирижирования)
Составила: зав. Кольчугинским филиалом
Косенко Татьяна Владимировна
2010 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАХоровой класс в детской музыкальной школе занимает важное место в системе музыкального воспитания и образования. Хоровое пение развивает художественный вкус детей, расширяет и обогащает их музыкальный кругозор, способствует повышению культурного уровня. В последние годы появились новые формы привлечения детей к хоровому искусству — хоровые отделения музыкальных школ. В детских музыкальных школах, где учащиеся сочетают хоровое пение с обучением игре на одном из музыкальных инструментов, хоровой класс служит одним из важнейших факторов развития слуха, музыкальности детей, помогает формированию интонационных навыков, необходимых для овладения исполнительским искусством на любом музыкальном инструменте. Задача руководителя хорового класса — привить детям любовь к хоровому пению, сформировать необходимые навыки и выработать потребность в систематическом коллективном музицировании, учитывая, что хоровое пение — наиболее доступный вид подобной деятельности.
В хоровом коллективе должна быть создана атмосфера творчества, взаимопомощи, ответственности каждого за результаты общего дела. Такая атмосфера способствует формированию личности ребенка, помогает ему поверить в свои силы, именно в этом залог высоких художественных результатов хора. При организации занятий хорового класса необходимо руководствоваться не столько вокальными возможностями детей сколько их возрастом.
На занятиях должны активно использоваться знания нотной грамоты и навыки сольфеджирования, т. к. пение по нотам, а затем и хоровым партитурам помогает учащимся овладевать музыкальным произведением сознательно, значительно ускоряет процесс разучивания, приближает их к уровню исполнения многоголосия и пения без сопровождения.
Пение по нотам необходимо умело сочетать с пением по слуху (в том числе в старших группах), т. к. именно пение по слуху способствует развитию музыкальной памяти. Таким образом могут разучиваться достаточно сложные одноголосные произведения с развернутым фортепианным сопровождением.
На протяжении всех лет обучения педагог следит за формированием и развитием важнейших вокально-хоровых навыков учащихся (дыханием, звуковедением, ансамблем, строем, дикцией), постепенно усложняя задачи расширяя диапазон певческих возможностей детей.
Отбирая репертуар, педагог, должен помнить о необходимости расширения музыкально-художественного кругозора детей, о том, что хоровое пение мощное средство патриотического, идейноэстетического, нравственного воспитания учащихся. Поэтому произведения русской и зарубежной классики должны сочетаться с песнями современных композиторов, и народными песнями разных жанров.
Огромное влияние на развитие музыкальности учащихся оказывает тщательная работа педагога над художественным образом исполняемого произведения, выявлением его идейнонационального смысла. При этом особое значение приобретает работа над словом, музыкальной и поэтической фразой, формой всего произведения, умение почувствовать и выделить кульминационные моменты как всего произведения, так и его отдельных частей.
Особое внимание следует уделять куплетной форме, как, наиболее часто встречающейся в репертуаре хорового класса. Заложенный в самой ее природе принцип многократного повтора музыкального материала таит в себе опасность внутреннего ощущения статичности, преодолеть которую можно с помощью разнообразных приемов варьирования, основанных как правило, на принципе развития поэтического содержания. Опираясь на него, можно выявить в каждом куплете все новые оттенки общего смыслового и эмоционального содержания песни. Могут быть использованы приемы, как сочетание запевов солистов с хором, динамическое развитие варьирование элементов хоровой (фортепианной) аранжировки. Исполнительские приемы при этом должны быть художественно оправданы и не превращаться в способ демонстрации «эффектов».
Постепенно, с накоплением опыта хорового исполнения, овладением вокально-хоровыми навыками, репертуар усложняется. Наряду с куплетной формой учащиеся знакомятся с многообразными жанрами хоровой музыки. Краткие пояснительные беседы к отдельным произведениям используются руководителем хорового класса для выявления своеобразия стилей отдельных композиторов, музыкального языка различных эпох. Такие беседы способствуют обогащению музыкального кругозора учащихся, помогают формировать их художественную культуру.
Дирижирование является одним из наиболее сложных видов музыкально-исполнительского искусства. Главным в дирижерском искусстве является способность дирижера воспринимать и переживать музыку, а также при помощи пластики рук и мимики выражать ее содержание и эмоционально воздействовать на исполнителей. Дирижер раскрывает замысел композитора и стилистические особенности произведения, стремится передать свои художественные намерения и обеспечивает ансамблевую слаженность исполнения. Дирижерские жесты являются основным средством управления хором. Они раскрывают содержание музыки и заменяют слово в процессе исполнения. Выразительность жестов основана на связи эмоционального состояния человека с его движениями.
Дирижерское искусство направлено на воспитание дирижерских качеств и формирование дирижерской личности. Специфика дирижерского искусства в том, чтобы научиться развивать необходимые навыки, развивать способности и качества, дающие возможность находить необходимые для каждого конкретного момента исполнения выразительные средства дирижирования и творчески и инициативно применять их. Основные принципы дирижерского исполнительства - свобода рук, координированность мышечных ощущений, которые способствуют развитию более сложных навыков выразительного дирижирования. Особыми методами развития важнейших дирижерских качеств являются: активность музыкального мышления, ощущение динамичности развертывания музыкальной ткани. Задача обучающегося должна состоять в формировании тех качеств и способностей, благодаря которым он может найти и выполнить технический или выразительный прием дирижирования. Совершенствование техники дирижирования проявляется в выразительности движений и интенсивности воздействия, которое они могут оказать на сознание исполнителей. Главные компоненты механизма дирижерского воздействия: музыкальные представления дирижера - двигательные его ощущения - выразительные жесты - сознание исполнителей - процесс воплощения.
Хоровой класс организуется на инструментальных и хоровых отделениях ДМШ. Занятия проводятся по группам, составленным с учетом возраста, музыкальной подготовки и голосовых данных учащихся. На хоровых отделениях хоровой класс является основной ведущей дисциплиной.
При организации учебного процесса в школе составлении расписания целесообразно руководствоваться интересами и возможностями коллективных форм занятий, координируя их с групповыми и индивидуальными. Такой организационный принцип будет способствовать успешной работе хорового класса как исполнительского коллектива.
Учитывая необходимость бережного отношения к детскому голосу, полезно организовывать периодические консультации для всех учащихся у врачей - фониатров или ларингологов, специализирующихся в области фониатрии. Только заключение специалиста может бытьоснованием для определения
певческого режима ребенка.
При организации занятий целесообразно делить хор на два основных состава — младший и старший. Младший состав могут представлять две группы: дети первого года обучения (подготовительный или первый классы) и учащиеся средних классов.
Старший хор объединяет учащихся старших классов.
В течение учебного года планируется ряд творческих показов: открытые репетиции для родителей и преподавателей, отчетные концерты, (концерты-лекции в общеобразовательных школах, на праздниках песни, в Неделе музыки для детей и юношества и пр.).
За учебный год в хоровом классе должно быть пройдено примерно следующее количество произведений — младшие группы: хоровое отделение —6 - 8; старшие группы хоровое отделение —6 - 8.
Учет успеваемости учащихся проводится преподавателем на основе текущих занятий, индивидуальной и групповой проверки знаний хоровых партий. При оценке учащегося учитывается также его участие в выступлениях хорового коллектива.
1.Основные задачи и вокально-хоровые навыки Певческая, установка и дыхание
Младшая гриппаПосадка хорового певца, положение корпуса, головы, артикуляция при пении. Навыки пения сидя и стоя.
Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения, различные его приемы (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но также активное в медленных). Цезуры. Знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном» дыхании).
Старшая группаЗакрепление навыков, полученных в младшей группе. Задержка дыхния перед началом пения. Исполнение пауз между звуками без смены дыхания (стаккато). Работа над дыханием как важным фактором выразительного исполнения.
Совершенствование навыков «цепного» дыхания на длинных
фразах, не имеющих пауз; на длинных звуках или аккордах в несколько тактов; пение произведений целиком на «цепном» дыхании.
Звуковедение и дикция
Младшая группаЕстественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки). Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных; способы их формирования в различных регистрах (головное звучание). Пение нонлегато и легато. Нюансы (меццо- форте, меццо-пиано, пиано, форте).
Развитие дикционных навыков. Гласные и согласные, их роль в пении. Взаимоотношение гласных и согласных в пении. Отнесение внутри слова согласных к последующему слогу.
Старшая гриппа
Закрепление навыков, полученных в младшей группе. Развитие свободы и подвижности артикуляционного аппарата за счет активизации работы губ, языка. Выработка навыка активного и четкого произношения согласных. Развитие дикционных навыков в быстрых и медленных темпах. Сохранение дикционной активности при нюансах пиано и пианиссимо.
Ансамбль и строй
Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада), ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная), соблюдение динамической ровности при произнесении текста. Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора;, минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм).
Устойчивое интонирование одноголосного пения при сложном аккомпанементе. Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосных песен без сопровождения.
Старшая группа
Закрепление навыков, полученных в младшей группе. Совершенствование ансамбля и строя в произведениях различного склада изложения и с различными средствами музыкального языка. Выработка чистой интонации при двух-, трехголосном пении. Владение навыками пения без сопровождения.
Работа над формированием исполнительских навыков
Младшая и старшая группыАнализ словесного текста и его содержания. Грамотное чтение нотного текста по партиям и партитурам. Разбор тонального плана, ладовой структуры, гармонической канвы произведения.
Старшая группа
Закрепление навыков, полученных в младшей группе. Развитие свободы и подвижности артикуляционного аппарата за счет активизации работы губ, языка. Выработка навыка активного и четкого произношения согласных. Развитие дикционных навыков в быстрых и медленных темпах. Сохранение дикционной активности при нюансах пиано и пианиссимо.
Ансамбль и строй
Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада), ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная), соблюдение динамической ровности при произнесении текста. Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора;, минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм).
Устойчивое интонирование одноголосного пения при сложном аккомпанементе. Навыки пения двухголосна с аккомпанементом. Пение несложных двухголосных песен без сопровождения.
Старшая группа
Закрепление навыков, полученных в младшей группе. Совершенствование ансамбля и строя в произведениях различного склада изложения и с различными средствами музыкального языка. Выработка чистой интонации при двух-, трехголосном пении. Владение навыками пения без сопровождения.
Работа над формированием исполнительских навыков
Младшая и старшая группы
Анализ словесного текста и его содержания. Грамотное чтение нотного текста по партиям и партитурам. Разбор тонального плана, ладовой структуры, гармонической канвы произведения.
Членение на мотивы, периоды, предложения, фразы. Определение формы (куплетная, двухчастная, трехчастная, рондо и пр.).
Фразировка, вытекающая из музыкального и текстового содержания. Взаимопроникновение двух элементов при исполнении фразы и всего произведения - динамического и агогического. Различные виды динамики. Многообразие агогических возможностей исполнения произведений: пение в строго размеренном темпе; сопоставление двух темпов (медленный и быстрый); замедление в конце произведения; замедление и ускорение в середине произведения; различные виды фермат.
2.Воспитание навыков понимания дирижерского жеста.
Особенности уроков дирижирования в младших и старших классах отображают идею возрастающей сложности и содержательности каждого последующего класса.
В младших группах
Элементарные требования (указания дирижера «внимание», «дыхание», «начало», «окончание» пения; понимание требований, касающихся агогических и динамических изменений).Второй класс — (тактирование) рисование пальцами рук под звуки музыки.
Стихотворная форма-движение рук по стихотворению. Определение начального момента каждой доли такта.
Обозначение метра как отношения сильных и слабых долей. Определение темпа исполнения.
Определение относительной силы звука.
Определение отрывистости или связности звукоизвлечения.
Показ вступлений, снятия звука, пауз, фермат и т. д.
Третий класс — руководство ритмозвуковой стороной исполнения.
Отображение движения звуков внутри счетной доли.
Отображение ритмической структуры доли.
Четвертый класс — выявление характера интонирования, произнесения.
Фразировка и артикуляция.
Исполнительские штрихи.
Динамика как средство передачи образно-эмоционального содержания музыкальной мысли.
В старших гриппах
Сознательное отношение ко всем указаниям дирижера, касающимсяхудожественно-исполнительскогоплана произведения.
Пятый класс — передача динамичности развития музыкальной ткани
Смысловое легато.
Сильные и слабые доли, опорные и переходные доли такта. Устремление к точке кульминации.
Передача логики и динамичности развития музыкальной ткани произведения.
Шестой класс — выражение образности музыкального движения Звуковой колорит (светлый, темный, яркий, мрачный и т. д.). Характер дирижерского языка - (ласковый, нежный, опасливый, решительный, плотный, воздушный и т. д.)Седьмой класс — выражение характерности музыкального образа и его эмоционально-смыслового содержания
Выражение характера музыки (весело, грустно, торжественно, драматично и пр.), обозначенного авторскими ремарками. Выражение эмоционального подтекста музыки.
Восьмой класс — волевое воздействие на исполнителей Отметим различное отношение к передаче авторского текста:
а)формально-точное воспроизведение нотного текста;
б)осмысленное образно-эмоциональное, творчески активное воплощение музыкального содержания произведения;
в) различные уровни и степень волевого воздействия на исполнителей — от жестов, лишь образно «иллюстрирующих» музыкальные «события», до активно воздействующих на исполнителей, способствующих созданию у них нужного эмоционального тона, творческого отношения к процессу исполнения.ГОДОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ХОР
Младший хор 1-4 классы
В течение учебного года должно быть пройдено следующее количество произведений:
6 произведений (певческая установка, дыхание, звуковедение, дикция, динамика, исполнительские навыки).
В конце 1-го полугодия проводится академический концерт.
В конце учебного года проводится академический концерт.
На академическом концерте исполняют: 3 разнохарактерных произведения.
Старший хор 5-8 классы
В течение учебного года должно быть пройдено следующее количество произведений:
8 произведений (цепное дыхание, a cappella, ансамбль, строй, динамика, художественный образ).
В конце 1-го полугодия проводится академический концерт.
В конце учебного года проводится академический концерт.
На академическом концерте исполняют: 3 разнохарактерных произведения.
Примерные программы выступлений Младший хор хорового отделения
Бетховен А, «Малиновка»
Римский-Корсаков Н. «Я на камушке сижу»
Калинников В. «Тень-тень»
Моцарт В. «Весенняя»
Чичков Ю. «Праздничная песенка»
Бетховен Л. «Сурок»
Генков Г. «Добрый ветер»
Компанеец 3. «Встало солнце»
Полонский С, «Сел комарик на дубочек»
Бетховен А. «Край родной»
Калинников В. «Весна»
Русская народная песня «Блины» (обр. А. Абрамского»Гайдн И. «Пастух»
Гречанинов А. «Призыв весны»
Дунаевский И. «Спой нам, ветер»
Гречанинов А. «Пчёлка»
Кириллин И. «Сиамский кот»
Красев М. «Муха-Цокотуха»
Попатенко Т. «Это для нас»
Парцхаладзе «Осень»
Шаинский В. «Золотая рыбка»
и
Старший хор хорового отделения
Рубинштейн А. «Горные вершины»
Гайдн Й. «Куда уходит лето»
Кюи Ц. «Лунным блеском»
Глюк К-В. «Струн золотых напев»
ПерголезиДж. «Stabat Mater»
Обработка Авдиевского «На 1вана Купала»
Проскурняк «Гимн своей земле»
Добре Христов «Тебе поем»
Шаинский В. «Тополек»
Русская народная песня «В сыром бору тропина»
Бетховен Л. «Гимн ночи»
Сметана Б. «Моя звезда»
Парцхаладзе «Туман»
Музыка неизвестного автора «Фиалка»
Русская народная песня «В деревне было в Олъховке»[обр. Ю. Тугаринова)
Шуберт Ф.«Баркаролла»
Хренников Т. «Колыбельная Светланы»
Бородин А. «Улетай на крыльях ветра»
Зотова Т. «Колыбельная для Марии»
Шаинский В. «Рассвет-Чародей»
Чайковский П. «Весна»
Чайковский П. «Легенда»
К ПРОГРАММНЫМ ТРЕБОВАНИЯМ
Отделение хоровое-дирижирование в Кольчугинской ДМШ было открыто в 2002 году. Специально разработанных методическим кабинетом Министерства культуры программ по данным предметам (постановка голоса, основы дирижирования) школа не имеет.
Исходя из опыта работы педагогов отделения и итогов годовых результатов учебного процесса, активом педагогов совместно с учебной частью были выработаны требования по классу хоровое-дирижирование.
В настоящее время мы обучаем всех детей, желающих учиться в музыкальной школе, а это дети самых различных музыкальных способностей. Поэтому программные требования предусматривают дифференцированный подход к учащимся, что также требует от педагога индивидуального подхода к ученикам и разумного составления планов работы.
Постановка голоса и основы дирижирования проводятся со 2- го по 8-ой класс а объёме один час в неделю. Согласно типовым учебным планам начальных специализированных заведений, предметы постановка голоса и основы дирижирования относятся к предмету по выбору, т.к. в неделю дается один час, то мы делим по 22,5 минуты.
Основы дирижированияЦели и задачи:
-всесторонне раскрыть особенности основных компонентов искусства дирижирования;
-владеть элементарными навыками в области дирижирования;
-развитие эмоциональной регуляции; развитие мелких мышц рук; раскрепощение двигательного аппарата.
Обучение дирижированию должно быть направлено на развитие способностей, лежащих в основе мануальных средств дирижирования. Руки дирижера являются главным элементом дирижерского аппарата. Они обладают огромными выразительными возможностями в управлении исполнительскимпроцессом. Движения рук в процессе дирижирования подчиняются определенной последовательности и выполняются по сложившимся в практике формам движений.
Комплексные упражнения.
Цель упражнений: развить независимость движений рук.
Постановка рык, корписа и выработка основных дирижерских движений
Ударное, отрывистое движение
1.Ударные движения кистью
в исходном положении
во всех точках плоскости тактирования
с непрерывным передвижением руки по плоскости тактирования задачи:
- установление соответствующего положения руки (локтя) во время кистевых ударов во всех точках плоскости тактирования;
-движение локтя влево при положении руки в крайней левой точке; -движение локтя вправо (раскрывание руки) при положении руки в крайней правой точке плоскости тактирования.
2.Ударные движения предплечья
-в исходном положении
-во всех точках плоскости тактирования
-с непрерывным передвижением руки по всей плоскости
тактирования.
3.Ударные движения всей рукой -прямо вниз ’
-по кругу в сторону от себя
-те же движения во всех точках плоскости тактирования.
Плавное, связное движение
1.Кругообразное движение,
-в исходном положении
-в левой стороне плоскости тактирования (движение влево)
-в правой стороне (движение вправо)
2.Крутообразные движения предплечьем
-в исходном положении (движения вправо и влево)
-от середины влево -от середины вправо
3.Движение всей рукой
-от середины влево -от середины вправо
-во время движения руки кисть направляется в сторону движения кисть остается параллельно полу.
Постановка голоса Основные задачи
Цели и задачи:
-воспитывать у учащихся хоровые навыки: певческая установка, Дыхание, атака звука, звукообразование и звуковедение;
- развивать у детей интерес и любовь к хоровому пению; прививать вокалыю-хоровые навыки, как основу для достижения выразительного, грамотного и художественного исполнения;
Из-за разницы качественного состава контингента, уровень подготовки в этом отношении, не отличается ровностью- не всегда учащиеся осваивают основы техники дирижирования в нужной степени. И главная задача педагога при составлении индивидуальных планов на учащихся - предусмотреть последовательное развитие ученика в приобретении дирижерских навыков, которые осуществляются в процессе работы над всеми изучаемыми произведениями.
В программные требования включена работа учащихся с хором с 5-го класса. Эта работа - освоение навыков дирижирования является необходимым дополнением для учащихся дирижерско-хорового отделения.
С 3-го класса постановка голоса и основы дирижирования выносятся на академический концерт.
Годовые требования
1класс - Постановка голоса
В течение учебного года ученик должен пройти:
6 вокальных произведений:
2детскиепесни;
2 народные песни;
2 песни современного автора;
В конце 1-го полугодия зачет без оценивания.
В конце учебного года проводится зачет с оценкой. Исполняют: 1 вокальное произведение
2 класс - Постановка голоса
В течение учебного гола ученик должен пройти:
6 вокальных произведений;
2 детскиепесни;
2 народные песни;
2 песни современного автора;
В конце 1-го .полугодия зачет с оценкой.
В конце учебного года проводится зачет с оценкой. Исполняют: 1 вокальное произведение
3класс - Постановка голоса, основы дирижированияВ течение учебного года ученик должен пройти:
4вокальных произведения;
2 по дирижированию:
а)игра партитуры, схема 2/4, 3/4, двухголосие, пение нижнего голоса (альт);
б)дирижирование ( ауфтакт, снятие), штрхи: legato, staccato.
В конце 1-го полугодия проводится академический концерт.
В конце учебного года проводится академический концерт.
На академическом концерте исполняют:
1 вокальное произведение;
1произведение по дирижированию;
4 класс
В течение учебного года ученик должен пройти:
4 вокальных произведения:
2 песни;
1 ария;
1 романс;
2произведения по дирижированию:
1-а cappella (игра партитуры, двухголосие, пение нижнего голоса-альт);
1*с сопровождением;
Дирижирование: схема 3/4, 4/4, ауфтакт, снятие, показ длинных долей, штрихи: non legato, staccato. В конце 1-го полугодия проводится академический концерт.
В конце учебного года проводится академический концерт. На академическом концерте исполняют:
1 вокальное произведение;
1 произведение по дирижированию (на усмотрение педагога).
5 класс
В течение учебного года ученик должен пройти:
4 вокальных произведения:
2 песни;
1 ария;
1 романс;
2 произведения по дирижированию:
1 a cappella (игра партитуры, двухголосие, пение нижнего голоса-альт);
1 произведение с сопровождением;
Дирижирование: схема 3/4; 4/4, переменный размер, затакат, ауфтакт, штрихи: non legato,staccato, снятие, показ длинных долей.
1 произведение- работа с хором (во 2-ом полугодии);
В конце 1-го полугодия проводится академический концерт.
В конце учебного года проводится академический.
На академическом концерте исполняют:
1 песня;
1 ария или романс;
1 произведение - дирижирование хором.
6 класс
В течение учебного года ученик должен пройти:
4 вокальных произведения:
2 песни;
1 ария;
1 романс;
2 вокализа;
2 произведения по дирижированию;
1 произведение - работа с хором (во 2-ом полугодии); Требования: игра партитуры с пением одного из голосов (по выбору комиссии);
Дирижирование: схема 4/4 с поочередным вступлением партий; переменный размер,6/8, а также штрихи: non legato, staccato, ауфтакт, снятия.
В конце 1-го полугодия проводится академический концерт.
В конце учебного года проводится академический концерт. На академическом концерте исполняют:
1 песню;
1 арию или романс;
1 произведение по дирижированию;
1произведение - работа с хором;
7 класс
В течение учебного года ученик должен пройти:
4 вокальных произведения:
2арии;
2 романса;
2 вокализа;
2 произведения по дирижированию:
1 a cappella;
Д произведение с сопровождением;
Требования:игра партитуры с пением одного из голосов
(по выбору комиссии);
Дирижирование: схема 4/4 с поочередным вступлением партий; переменный размер, а также штрихи: non legato, staccato, ауфтакт, снятия.
В конце 1-го полугодия проводится академический концерт.
В конце учебного года проводится академический концерт. На академическом концерте исполняют:
1 песню;
1 арию или романс;
1 произведение по дирижированию;
1произведение - работа с хором;
8 класс
В течение учебного года ученик должен пройти:
4 вокальных произведения:
2 арии;
2романса;
2 вокализа;
2 произведения по дирижированию:
1 a cappella;
1 произведение с сопровождением;
Требования:игра партитуры с пением одного из голосов
(по выбору комиссии);
Дирижирование: схема 4/4 с поочередным вступлением партий; переменный размер, штрихи:legato, non legato,
staccato, ауфтакт, снятия.
В конце 1-го полугодия проводится академический концерт.
В конце учебного года проводится академический концерт. На академическом концерте исполняют:
1 песню;
1 арию или романс;
1 произведение по дирижированию;
1 произведение - работа с хором;