Применение технологии критического мышления на уроках литературного чтения


Марина Николаевна Безденежных,
учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 25», города Абакана Республики Хакасия
Орлова Светлана Евгеньевна,
учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 25», города Абакана Республики Хакасия
Урок литературного чтения во 2 классе
по произведению В.Осеевой «Плохо»
Тема: Нравственная идея произведения В.Осеевой «Плохо».
Цель: создать условия для осознания учениками-читателями воспитательного воздействия художественного текста.
Ход урока
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Стадия вызова.
- Прочитайте название рассказа. Подумайте, о чем будет идти речь?
Все ваши предположения мы поместим в корзину. Метод «Корзина идей».
Стадия осмысления текста.
Чтение рассказа В.Осеевой «Плохо». При чтении, обратите внимание, оправдались ли ваши предположения?
- Прочитайте первую часть рассказа. Назовите действующих лиц.
- Опишите действия котенка и собаки, используя слова из текста.
- Какие слова показывают беззащитность котенка?
- Зачем автор так подробно описывает переживания котенка?
Чтение второй части текста.
Назовите главных героев рассказа. Дайте им характеристику.
-Дополните словами диалог женщины.
Вторичное чтение текста.
- Кто из героев вам понравился?
- Определите последовательность событий в тексте по иллюстрациям.
- Назовите по отношению к каким героям вы испытываете эти чувства.
- Можно ли этот рассказ назвать поучительным?
Объяснение заглавия рассказа.
Собака Котенок
Яростно лаяла
Припадая на лапы
прижавшись к забору
маленький
взъерошенный
жалобно мяукал
широко раскрывал рот

«Мозговой штурм».
Составление кластеров. Работа в группах.
мальчики
женщина

-А что стыдно? Мы ничего не делали!
________________________________
Работа в парах. Метод «6W». Составление вопросов по рассказу.
Почему …?
Почему…?
Зачем…?
Зачем…?
По какой причине…?
По какой причине…?
Составление плана рассказа.
Уважение к _________
Жалость к______________
Стыдно за _____________
Стадия рефлексии.
- Итак, какое значение играют книги в нашей жизни?
- С каким произведением мы сегодня работали?
- Почему мы назвали его поучительным?
Итогом урока станет составление «Синквейна»
- Помогают стать умнее, добрее и внимательнее, воспитывают нас.
-Рассказ научил нас на примере не совершать плохих поступков, за которые потом будет стыдно.
Метод «Синквейн»
Мальчики.
Бессердечные, равнодушные.
Стояли, наблюдали, ждали.
Мальчики совершили плохой поступок.
Стыдно.