Открытый урок по литературному чтению. 4 класс Учитель: Жанбекова Жулдыз Батыровна Тема урока: «Использование технологий развития критического мышления на уроках литературного чтения при изучении стихотворений о зиме»

Открытый урок по литературному чтению. 4 класс
Учитель: Жанбекова Жулдыз Батыровна
Тема урока: «Использование технологий развития критического мышления на уроках литературного чтения при изучении стихотворений о зиме»
Тип урока: изучение нового материала
Цель:
Создать условия для проведения анализа поэтического произведения;
Подвести детей к пониманию, что выразить красоту зимней природы можно разными средствами: поэтическим словом, музыкой, картинами.
Задачи:
Образовательные: познакомить со стихотворениями о зиме.
учить анализу стихотворного текста,
Совершенствовать навыки беглого, правильного, осознанного, выразительного чтения; Развивающие: развивать творческое воображение учащихся,
умение видеть прекрасное, умения исследования текста; Воспитательные:
воспитывать внимательное отношение к поэтическому слову, помочь увидеть и почувствовать красоту слова, прививать любовь к зимней природе.
формировать навык работы учащихся при работе в группах;
Формы урока: фронтальная, индивидуальная, групповая
Технологии: Кластер, работа в группах, синквейн, кроссворд, эссе.

Ход урока:
I. Организационный момент ( мотивация к учебной деятельности)
Прозвенел опять звонок.
Мы начинаем наш урок.
Любознательные в классе дети
Обо всём хотят знать на свете.
С добрым утром!
Начат день.
Первым делом гоним лень.
На уроке не скучать,
А работать и читать!

А сейчас ребята отгадайте загадку и вы узнаете тему нашего сегодняшнего урока.
Кто пришёл так тихо, тихо?
Ну, конечно, не слониха
И , конечно ,бегемот
Тихо так пройти не мог
И повсюду - тишина
Это значит, это значит
Тише всех пришла ( зима )
Наш сегодняшний урок посвящен теме: «Зима»
Сегодня на уроке мы будем работать со стихотворениями о зиме, совершенствовать технику и выразительность чтения; говорить о признаках зимы; совершенствовать умение находить главную мысль стихотворений, развивать умение анализировать прочитанный текст. На протяжении всего урока вы будете не просто слушателями, а внимательными, думающими читателями и исследователями.
На нашем уроке присутствуют гости. Которые будут оценивать нашу работу. И прежде чем начать наш урок Крюкова Юля хочет взять у наших гостей интервью.
- Скажите, пожалуйста, какое сейчас время года?
-Что вы можете рассказать о зиме?
- Какой приближается праздник?
-Как вы планируете его провести?
-Что вы можете пожелать в Наступающем новом году?
-Спасибо.
II. Объяснение нового материала
- Зимой так чудесно вокруг, хочется отправиться куда-нибудь на прогулку, подышать чистым морозным воздухом. А вам ребята хочется? Давайте сейчас все вместе отправимся на прогулку в зимний лес. Закрыли глаза представим, что мы в зимнем лесу.
- Работа по картинам. 1-ый слайд.
- Что вы видите ? (ели, снег, горы, небо, красивую природу)
- Какое небо?
- Какое название можно дать зиме?

2-ой слайд.
-Какое время года изображено на картине?
-Назовите зимние месяцы?
- Ребята. Как вы думаете, какой месяц изображен на картине?
-Почему?

3-ий слайд
- Посмотрите на эту картинку.
- Скажите, какой бывает зима?
- А этой картинке какое название можно дать? (волшебница-зима).
- Почему волшебница? (укрыла деревья, реки, горы, землю снегом).
-Нравится вам эта картинка?
- Чем нравится?
-Как можно назвать зиму? (красавица - зима).

Физминутка (дружный класс)
III Чтение стихотворений.
Образцовое чтение учителя
Я прочитаю стихотворение, а вы внимательно слушайте.
- О чем говорится в данном стихотворении?
- Кто написал это стихотворение?
Переходим к следующему стихотворению «Пороша» написал его С. Есенин.
Сейчас я буду читать стихотворение, а вы подумайте, о чем оно?
- О чем говорится в стихотворении?
-Как зимой в лесу?
-Что делает лес зимой?
-С кем автор сравнивает сосну?
IV. Выразительное чтение учащихся
Речевая гимнастика.
-Чтобы речь была понятной, яркой, нужно правильно дышать во время чтения.
Представьте, что на ваши ладошки упали снежинки. Вы полюбовались их красотой и решили отпустить на волю. Наберите воздух. Сдуньте снежинки с руки.
-Молодцы, ребята!
V. Работа в группах.
- Составить кластер на тему «Зима»
Спикер от каждой группы защищает кластер у доски.
-Физминутка для глаз
VI. Закрепление. Кроссворд
Ключевое слово нашего урока прячется в кроссворде. Отгадав его, вы сможете его прочитать. Приступим к разгадыванию кроссворда по загадкам.
Какой это мастер на окна нанес
И листья, и травы, и заросли роз. (Мороз)
Вспоминают орфограмму парного согласного.
- Как не ошибиться в написании этого слова?
2) Покрутилась звездочка в воздухе немножко,
Села и растаяла на моем окошке. (Снежинка)
Повторяют орфограмму написания гласной буквы после шипящей.
Гуляю в поле, летаю на воле,
Кручу, бурчу, знать никого не хочу. (Метель)
У нас под самой крышей
Белый гвоздь растёт,
Но как солнышко взойдет,
Гвоздь растает, упадет. (Сосулька)





- Прочитайте, какое слово получилось в выделенных клетках?
- Сегодня мы в гостях у волшебницы Зимы.
-Работа в группах.
А сейчас ребята вам нужно составить синквейн (пятистишье) на тему «Зима»
Зима
Холодная, морозная
Наступила, морозит, дремлет
Зима - красивое время года.
Художница.

VII. Закрепление изученного материала.
- А сейчас вам нужно написать эссе на тему «Зима» - работа в группах
Спикер от группы зачитывает коллективное эссе у доски.

VIII. Рефлексия. Оценивание
– О каком времени года говорили на уроке?
- Что нового узнали?
- Что понравилось?
- Какие мысли, чувства пробудил у вас урок?
- Если вам урок понравился и все понятно берете желтый смайлик, а если что, то не понятно и возникли трудности берете синий смайлик.

IX. Домашнее задание (на выбор)
-Выучить одно стихотворение наизусть.
-Сочинить своё стихотворение о зиме.

X.Организованное окончание урока.
-Вы, ребята, молодцы! Спасибо за урок!










15