Применение технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения в 4 классе


Применение технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения в 4 классеПредмет:литературное чтение
Класс: 4-й класс (УМК «Школа России»)


Технологическая карта урока
Тема К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками»
Тип урока Обобщающий урок.
Цели:
обучающая:
обучать образному восприятию музыки в тексте писателя, умению подчинять свою работу названию темы;
показать, как рождается музыка, как может она воздействовать на слушателя;
учить сопоставлять средства выразительности музыки и художественного произведения
учить слушать и понимать музыку
развивающая:
развивать навыки грамотного выразительного чтения,
умения анализировать прочитанное и делать выводы,
развивать речь, воображение, память и мышление учащихся;
воспитывающая:
прививать любовь к литературе и музыке, учить любоваться красотами природы, понимать прекрасное

Задачи: формирование внимательного отношения к языку художественного произведения;
умение высказывать своё отношение к написанному автором, использовать выборочное чтение для подтверждения какой – либо мысли;
развитие творческих навыков и умений.

Оборудование:
портреты К.Г.Паустовского и Э.Грига,
выставка книг К.Г.Паустовского,
мультимедийный проектор, презентация
толковый словарь русского языка Ожегова С.И
шкатулка с зеркалом.
лист самооценки.
Формы организации деятельности: - фронтальная работа;
- самостоятельная работа;
- групповая работа;
- индивидуальная работа.
Методы работы - наглядный
- проблемный диалог
Планируемые результаты:
Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока.
Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.
Познавательные: осуществлять анализ и синтез.
Коммуникативные: учиться связно отвечать по плану.
Кратко передавать прочитанное.
Ход урока:
Этапы урока Деятельность
учителя Деятельность
учащихся.
ВЫЗОВ

Цель: Учить самостоятельно определять тему и цель урока. Вступительное слово:
-Кто, по вашему мнению, самый важный, нужный человек на сегодняшнем уроке? (ответы)
-У меня есть волшебная шкатулка. Каждый из вас, заглянув в неё, сможет увидеть самого важного и нужного человека человека на нашем уроке. Ну а пока это секрет. Я надеюсь, что в конце урока вы откроете этот секрет.
I. Мотивация к учебной деятельности
Задача:
-актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
- создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
организовать планирование учебной деятельности на уроке.
-Это стихотворение написала замечательная поэтесса Татьяна Кузовлёва.То, что прозвучало в этом стихотворении, касается каждого из нас, т.е.- всех. Автор даёт совет всем людям как правильно пройти свой жизненный путь. Автор призывает всех людей оставить свой след на земле. Именно так прожили жизнь люди, которым будет посвящён наш сегодняшний урок. Это два известных мастера.
Узнали ли вы их?
(Слайд 3)
(Слайд 2)
- Прочитайте стихотворение «губами»
- Теперь прочитайте жужжащим чтением
- Прочитайте стихотворение в парах
- Заслушаем чтение одной пары
II. Выявление имеющихся знаний по теме урока
Задача : определить имеющиеся у учащихся знания по теме урока. Где и когда родился К.Паустовский?
- Что интересного из жизни К. Паустовского вы узнали? ( Слайд 4)
Дайте краткую характеристику книжной выставке.
- Можно ли сказать, что К.Г.Паустовский писал только о природе
-О чём мечтал писатель? ( Один ученик из сообщает о том, что К.Паустовский писал не только о природе, но и о замечательных людях .Он мечтал собрать книгу биографий знаменитых людей.
Постановка учебной задачи
Задача: вызвать интерес к учебному материалу. - Да, вы совершенно правы, и доказательством этому служит рассказ «Корзина с еловыми шишками»
Писатель встречался со многими знаменитыми людьми:поэтами, художниками, музыкантами. У него была мечта: собрать сборник биографий знаменитых людей , описать интересные случаи их жизни.
- Эпизод, из жизни какого великого человека мы узнали, прочитав этот рассказ?
Ученик рассказывает о жизни и творчестве Э.Грига-Сегодня мы ещё раз перечитаем строки К.Паустовского из рассказа «Корзина с еловыми шишками», познакомимся с жизнью и творчеством норвежского композитора Э.Грига. Постараемся увидеть необыкновенное в обыкновенном.
А ещё, ребята, у музыканта когда-то была маленькая дочка Александра, но она прожила совсем недолго… Больше детей в семье не было. Через всю жизнь пронёс эту утрату Э.Григ в своём сердце. Любовь к дочери он перенёс на чужих детей. Об этом, конечно же, хорошо знал и К.Паустовский, он хорошо изучил жизнь Э.Грига и мастерски сумел показать нам. (Слайд 5)
ОСМЫСЛЕНИЕ

Первичное восприятие.
Задача: вызвать интерес к учебному материалу. План:
1. «Я подарю тебе одну интересную вещь»
2. «Рояль мог петь обо всём»
3. Дагни исполнилось 18 лет.
4. «Вы открыли передо мной то прекрасное, чем должен жить человек»
(Слайд 6) Дети объясняют, что обозначает каждый пункт плана и выборочно читают.
1. Композитор пообещал Дагни сделать ей подарок.
2.Рождение музыки.
3.Дагни гостит у тётушки.
4. Дагни получает подарок от Грига.
IV.Работа над нравственной идеей текста.

Задача: выделять события, видеть их последовательность ; формировать представления о нравственных понятиях.
V.Работа над языком произведения.
Прослушивание музыки Эдварда Грига.
Как вы думаете, какие чувства возникли в душе у Дагни , когда она услышала музыку Грига?
(Слайд 7)
К.Г.Паустовский в своём рассказе использовал много сравнений и олицетворений.
Прочитайте отрывки по карточкам и определите, какой приём использовал писатель. Установление логического следования событий.
Приём «Перепутанные цепочки»

Изумление
Восхищение
Благодарность
Сожаление
Радость
Восторг
( у детей карточки с объяснением значений всех данных слов)
-дети устанавливают последовательность возникновения чувств у Дагни)
( изумление восторг восхищение радость благодарность сожаление)
Работа по карточкам.
Дети сначала объясняют, что такое сравнение и олицетворение. Затем определяют , где в тексте использовано сравнение, где олицетворение.
VI. РЕФЛЕКСИЯ
Задача: учить осуществлять первоначальный контроль своих действий.
-Чтобы вам легче было рассказать дома, как вы работали на этом уроке, заполните лист самооценки: если вы это делали часто и правильно, закрасьте кружок зелёным; если редко-
жёлтым, не делали -красным.
У кого получились все кружки зелёными, выйдите к доске. У кого 3 кружка зелёных - встаньте. У кого только 2 - поднимите руку.
Кого хочется похвалить за активную работу на уроке и пожать ему руку?
Заполняют лист самооценки:
Я объяснял значения слов
Я хорошо читал выразительно вслух
Я хорошо отвечал на вопросы учителя
Я не боюсь высказывать своё мнение
(Слайд 8)
Итог урока.
VII. Домашнее задание
Цель:
– организовать выполнение д/з. -Прошло много лет с тех пор, как не стало замечательного писателя Константина Паустовского и талантливого композитора Эдварда Грига, а мы продолжаем читать рассказы, слушать музыку, ведь произведения, созданные этими людьми, бессмертны.
-Так чему же учить это произведение? (надо жить, принося радость другим людям)
-Теперь мы можем заглянуть внутрь шкатулки. Кто же был самым важным и нужным на уроке?
(в шкатулке зеркало. Каждый видит себя)-Вы удивлены? Без каждого из вас наш сегодняшний урок не состоялся бы. Вы согласны с тем, что каждый из вас был важным и нужным?
Мне бы хотелось, чтобы вы стали хорошими людьми.
- Хотели бы вы получить такой подарок?
- А разве нельзя сказать, что вы тоже получили подарок?
«Живут волшебники земные, тепло сердец своих даря…»
- Прочитайте слова.
- Кого мы называем волшебниками? Почему?
- Григ- великий композитор, он настоящий волшебник, сумевший написать такую прекрасную музыку, которая вызывает у слушателей бурю эмоций. Заставляет их плакать.
Второй волшебник – это К.Г.Паустовский, которому мы должны быть благодарны за то, что он так мастерски сумел описать звучание музыки и рассказать нам о композиторе из Норвегии.
Произведения этих двух мастеров бессмертны..Написать мини- сочинение на тему « Жизнь дана на добрые дела »
Ответы учащихся.
Ответы учащихся.