Развитие познавательных интересов у школьников на уроках музыки


Развитие познавательных интересов у школьников на внеурочных занятиях музыки.
Необходимость воспитания таких качеств личности, как "инициативность, способность творчески мыслить и принимать нестандартные решения", выступает предпосылкой дальнейшего развития современного общества и реализации планов долгосрочного развития экономики Российской Федерации. Государство предъявляет к современному образованию требование не только передать обучающимся знания и технологии, но и сформулировать у подрастающего поколения творческие компетентности и способность к переобучению. То есть ставит перед педагогической общественностью задачу формирования у школьников потребности к обучению и творческому развитию в течении всей жизни. Выполнение этой задачи возможно на основе новых подходов к обучению, раскрывающих творческий потенциал школьников и развивающих самостоятельность мышления, а именно: привлечение детей к исследовательской и творческой деятельности в едином комплексе основного. дополнительного образования и сферы досуга.
Высказанные идеи находят свое воплощение в образовательных стандартах и сформулированной на их основе концепции "универсальных учебных действий". Педагоги-музыканты знают, что подобные подходы к обучению школьников музыке уже были представлены педагогическому сообществу Д.Б.Кабалевским в 1970-ые годы в его концепции музыкального образования. Вот некоторые её положения:
1. воспитание не музыканта, а человека;
2. увлеченность музыкой, интерес к музыкальным занятиям;
3. связь музыки с жизнью;
4. опора на закономерности музыкального искусства;
5. опора на интонационно-образное, жанрово-стилевое постижение музыки и освоение приемов развития музыки;
6. интеграция с другими видами искусства;
7. понимание преобразующей силы музыки;
8. взаимодействие народной и профессиональной музыки, традиций и новаторства.
Представляя универсальные учебные действия как "умение учиться, обеспечивающее способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта", мы понимаем, что должны формировать потребность в познании мира, то есть познавательные интересы. Таким образом, на первый план выдвигается задача развития познавательных интересов детей как основы саморазвития и самосовершенствования.
Познавательные интересы проявляются как " стремление к самому процессу познавательной деятельности, желание углубиться в познание, чтобы видеть не поверхностные явления, а изучить предмет интереса глубоко, всеобъемлюще и основательно. Рассматривая проблему формирования познавательных интересов с разных точек зрения, исследователи выделяют два уровня развития интереса: интерес к результатам познавательной деятельности и интерес к способам познавательной деятельности; и отмечают, что развитие интереса к способам познания происходит по мере приближения к старшему школьному возрасту.
Ключевыми моментами развития познавательных интересов ученые считают: занимательность учебного процесса; положительно-мотивационную основу обучения; личностные факторы; условия обучения; формирование приёмов логического мышления; организацию самостоятельной познавательной деятельности как процесса размышления, анализа, поиска, обобщений.
Познавательные интересы развиваются вне зависимости от предметной области. они- надпредметны. Между тем, говоря о развитии познавательных интересов у обучающихся, педагоги ассоциативно вспоминают так называемые "основные" школьные предметы и не соотносят развитие познавательных интересов с областью искусства. А ведь музыка является "одним из видов человеческого мышления" и "не может отойти от всеобщих законов мышления, всеобщих законов искусства".
Поэтому для развития этих интересов нужно создать систему музыкального образования школьников на принципах доступности, музыкальности и проблемности. Именно проблемный подход к освоению музыкального искусства дает мощный толчок развитию мышления и познавательных интересов детей. При грамотной и творческой работе педагога "проблемное поле" урока или занятия определяет ситуацию "открытия", создает впечатления у детей , что приобретенное ими новое знание является их собственным достижением. Многократно прочувствованная детьми радость познания неизбежно приводит в процессе обучения к развитию познавательных интересов в целом. На мой взгляд, познавательный интерес школьников к музыкальному искусству в обучении должен быть неразрывно связан с чувством удовольствия и радости, которые доставляют человеку работа и творчество. В этой связи, Юлий Багирович Алиев отмечал: «Интерес и радость познания необходимы, чтобы дети были счастливы» [1, с 101]. Интерес – прекрасный стимул вообще и приобщения школьников к музыке в частности. Под его влиянием развивается музыкальная наблюдательность, интеллектуальная активность, обостряется работа воображения, восприятия, усиливается произвольное внимание, сосредоточенность. Так, Ю. Б. Алиев писал: «Интерес занятия музыки – это не развлекательные занятия и не сухое выдалбливание песенного материала, музыкальных инструментов, дат жизни композиторов. Это те занятия, которые вызывают разнообразную гамму чувств, размышлений, эстетических переживаний, заставляют что-то прочувствовать, пережить, освоить» [1, с 153].
Главное в деле учителя - чтобы учащиеся прочувствовали, что без музыки разных направлений и жанров их жизнь будет пресной и скучной, что уроки музыки и занятия внеурочной деятельности могут многое дать, например, для развития певческого голоса, становления слуха и художественного вкуса. Ответы учеников при опросе могут определять настрой классного коллектива, стать ключом к активации дальнейшего хода занятия. Оптимальный подбор отвечающих является важным средством активизации деятельности остальных учащихся. Плохой ответ (или пение) тоже бывает «полезным», ведь на ошибках учимся. А хороший ответ, как показывает опыт, активизирует положительные эмоции класса. Используются как индивидуальные ответы, так и групповые. Важно найти, за что похвалить учеников, говорить, что с ними приятно общаться, что они умные, музыкальные. Конечно, поощрительное слово звучит в момент, когда этого заслуживают или очень стараются. И чувствуешь, что ребята на занятиях ведут себя по-другому. Это «обратная связь».
И поэтому на внеурочных занятиях нужно использовать различные виды деятельности:
• Пение обычно является одним из самых наиболее любимых занятий школьников на занятиях музыки. Как коллективная форма творчества, пение способствует раскрепощению стеснительных, неуверенных в себе школьников. Затрудняясь спеть что-то индивидуально, они с радостью присоединяют свой голос к голосам товарищей. Школьникам интересны приемы коллективного пения: запевала и хор, «цепочкой», «эхо», «соревнование» и тому подобные элемент заинтересованности и творчества в ход урока вносят распевки, попевки, каноны в игровой форме. Музыкальные приветствия «Добрый день», «Здравствуйте ребята» и т. п. сразу вводят детей в нужный настрой. Способствуя тому, что с первых занятий дети готовятся к предстоящей музыкальной деятельности. Все игры-упражнения нравятся детям и позволяют работать в живой и непосредственной форме над звуком, слухом, строем, ритмом.
• Эффективным и интересным средством обучения вокальным навыкам являются творческие задания, использующие приемы импровизации. Импровизация – это мыслительно-музыкальный процесс, проявляющийся в выражении личных чувств, эмоций, настроений и отношений во время исполнения. Это создание нового, придание известному нового качества. Например, «Знакомство» (пропеть фамилию и имя), «Диалог учителя и ученика» (на свободную тему), «Перекличка» (между парами, например: «Ау, где ты?» - «Я здесь».), «Узнай мой голосок», импровизация на звукоподражание, сочинение мелодии в заданном музыкальном жанре( на слоги тра-та-та – марш, а-а – вальс, ля-ля – полька, м-м – песня). Сочинение собственных песенок, пусть даже примитивных, помогает ребенку глубже воспринимать музыку, сознательно усваивать средства выразительности, настраивает их на интересное творчество.
•При прослушивании музыкальных произведений дети цветными карточками проводят аналогии музыки с цветом. С интересом школьники передают свои мысли и чувства в рисунках и раскрасках, используя различные цветовые гаммы, холодные и теплые тона, линии, штрихи, геометрические формы, как средства выразительности. Светлые тона – светлое, нежное, спокойное настроение музыки, темные – тревожность, таинственность, яркие, сочные краски – веселый, радостный характер музыки. Важно не просто изображение музыкальных портретов, внешних обликов, звукоизобразительность, но и проникновение в сущность персонажей. Эти рисунки отличаются нестандартностью ассоциаций. • Младшим школьникам свойственна подвижность, непоседливость. Поэтому на занятиях им нужно дать возможность подвигаться. Вполне приемлемы простые движения у парт – ходьба, марширование, притопывание, подскоки, наклоны, различные движения корпуса, рук, хлопки, щелчки, жестикуляция. Это и элементарные ритмические (танцевальные) движения у парт – полуприседания, шаг с притопом, которые с интересом выполняются школьниками. Конечно, действия детей ограничены условиями кабинета. ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ.• В инсценировках ( песен, русских народных обрядах, закличках , сказок, музыкальных игр) класс временно подразделяется на группы, выполняя актерские функции. С интересом имитируются движения знакомых героев песен (ходьба вперевалочку, на цыпочках, движенья крыльев). Пение и прослушивание сочетаются с жестикуляцией или обыгрыванием пантомимических элементов по содержанию. • Пластическое интонирование с участием рук, корпуса, ног, наклонов головы воссоздает «пульс» музыкального произведения, его темпа, ритма, динамики, высоты звучания, музыкальной фразировки. Элементы движения, ритмические игры я ввожу для лучшего запоминания ритмического рисунка в разучиваемых песнях( сильная и слабая доли. Затакт, размер, особенности ритма – пунктирный, синкопа). В песнях «Танцуй сидя», «Здравствуйте», «Делай как я», «Лесной хоровод», «Зверобика» - движения заложены самим содержанием и развитием сюжета, они особенно интересны и любимы школьниками. В песне «Веселый музыкант» ребята покуплетно имитируют игру на музыкальных инструментах. Под произведение «Мишка с куклой » дети очень любят имитировать движения самого танца парами.• Учебно-игровая деятельность ( музыкальные викторины, музыкальные ребусы, музыкальные конкурсы) используется мною для активизации ребят и формирования у них интереса к музыке. По мере роста и развития их музыкальная деятельность приобретает новые черты. Опыт, объем знаний позволяют не только чувствовать музыку, но и аргументировано судить о характере выразительных средств, направленных на раскрытие определенного жизненного содержания произведения. Постепенно игра приобретает иной характер. Многовариантность музыкального изображения и выражения свидетельствует о том, что музыкальные образы это не просто «копии» жизненных образов, а образы, возникающие посредством музыки ив воображении и представлении слушателей (школьников). Поэтому важно формировать интерес к музыке через игру. Так как художественная игра активно способствует музыкальному развитию учащихся на различных стадиях их художественного взросления.
Интерес, как прекрасный стимул к учению вообще и приобщению в музыке в частности. При наличии интереса развивается музыкальная наблюдательность, интеллектуальная активность, обостряется воображение, восприятие, усиливается произвольное внимание, сосредоточенность. При этом школьники переживают самые разные чувства. Здесь – и сомнения в правильности музыкальной оценки, и радость самостоятельного открытия, и восхищение глубиной музыкального сочинения, и удивление, и восторг…Интересные уроки музыки – это не развлекательные занятия и конечно не сухое «вдалбливание» песенного материала, музыкальных фрагментов, дат жизни композиторов. Это те уроки, которые вызывают разнообразную гамму чувств, размышлений, раздумий, эстетических переживаний. Высшая ступень познавательного интереса к музыке ( к ней стараюсь стремиться) связана с развитием музыкальных чувств, потребности использования знания, умения на практике (слушание, пение), в самостоятельных занятиях музыкой (собирание фонотеки, видеотеки, чтение литературы о музыке и т. п.), то есть в музыкальном самообразовании и самовоспитании. Именно комплекс музыкальных занятий, формирующий ситуацию тождественности музыки и жизни, может обеспечить эффективность деятельности учителя, ориентированной на развитие познавательных интересов детей.
Литература
1. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учебное пособие для студ.высш.учеб.заведений.-М.: Прометей, 2003-224с.
2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе.: От действия к мысли/под ред. А.С.Асмолова. -М.: Просвещение, 2012.
3. Переверзева И.А. От мысли - к творчеству // Научно-практическая разработка.
http: // muzika.vertical1748.ru/index.php/2013-12-10-20-11-22/html
4. Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка: 5-6 классы: Метод.пособие- М.: просвещение. 2005.- С.203-205
5. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся . - М.: педагогика, 1988.- С.14.