Статья на тему: «Формирование познавательных интересов младших школьников на уроках литературного чтения»


Статья на тему: «Формирование познавательных интересов младших школьников на уроках литературного чтения»
Проблема формирования познавательных интересов младших школьников составляет основу, фундамент процесса обучения, является «вечной» педагогической проблемой, которая с течением времени не теряет своей актуальности, требуя постоянного, пристального внимания и дальнейшего развития.
Познавательный интерес, как и творческие способности – сложные, многозначные явления, которые можно рассматривать с двух сторон. Во-первых, они выступают как средство обучения, как внешний стимул, с которым связана проблема занимательности. Во-вторых, данные понятия являются ценнейшим мотивом учебной деятельности школьника.
Предметом познавательного интереса младших школьников являются новые знания о мире. Главное в системе работы по развитию познавательного интереса младших школьников: учебный процесс должен быть интенсивным и увлекательным, а стиль общения – мягким, доброжелательным.
Благодаря познавательному интересу деятельность ученика становится плодотворной. Интерес к новому, неизведанному побуждает ученика к дальнейшей деятельности, содействует ее длительности и продуктивности, является стимулом умственной деятельности.
Самым характерным для познавательного интереса волевыми проявлениями следует считать инициативу поиска, самостоятельность добывания знаний, выдвижение и постановка задач на пути познания.
Развитие познавательных интересов во многом зависит от мастерства учителя, от его методической подготовленности. Учителю начальных классов важно не потерять свежесть и остроту восприятия учеников, их способность удивляться, поддерживать активность детей и развивать их творческие способности.
Творчество — самая высокая ступень познавательной и практической деятельности учащихся.
На уроках литературного чтения  необходимо  активно проводить творческие работы с использованием как традиционных, так и нетрадиционных приемов. Под традиционными приемами творческих работ понимаются такие виды творческих работ, которые разработаны в методике обучения чтению в различные исторические периоды.
 Нетрадиционные виды творческих работ характеризуются следующими признаками:
Наличие поисковой ситуации, в результате которой осуществляется перевод известного содержания в новую форму (текста художественного произведения в раскрашенную схему).
Выполнение заданий, направленных на активную работу воображения (воссоздание в воображении прочитанного, обстановки действия, состояния героя);
Создание нового объекта действительности, который позволяет ученику выразить собственное отношение к прочитанному и дает учителю возможность оценить глубину понимания детьми прочитанного текста.
Цель творческих заданий — повышение активности и самостоятельности учащихся, развитие у них инициативы.
Творческие способности – показатель развития познавательного интереса учащихся начальной школы. Детям очень нравится что-то выдумывать, проявлять оригинальность.
Работая на уроке литературного чтения, ребёнок создает свое что-то новое. Ребёнок должен быть уверен, что учитель с его творением познакомит одноклассников, родителей, и тогда ему захочется самому творить и придумать что-то новое. Ученики развиваются в деятельности, ищут, добывают знания.
При чтении литературных сказок можно предложить учащимся:
- нарисовать иллюстрацию к прочитанному произведению;
- вылепить героя из пластилина;
- разыграть сценку;
- сочинить сказку с таким же началом или похожими персонажами и др.
На уроках чтения сказок разных народов можно предложить такие задания:
- составить рисуночный диафильм;
- найти крылатое выражение в сказке;
- придумать начало и счастливую концовку к сказке и т.д.
При ознакомлении с жанром басни, предложить такие виды заданий:
- выразительное чтение басни и ее драматизация;
- придумать экспозицию басни;
- составление литературной мозаики и др.
Для развития познавательных интересов и творческих способностей на уроке использовать и такие виды заданий:
- составление и доработка текстов;
-творческие пересказы, предполагающие передачу текста с какими-либо изменениями;
-заменить рассказчика дальше;
-придумать, как могли разворачиваться события дальше;
-составить рассказ из нескольких текстов на заданную тему;
-пересказать текст и продолжить его, добавив новые факты, события из жизни героев;
-изменить лицо, время глаголов при передаче содержания текста;
-составить рассказ по аналогии с прочитанным на основе своего личного опыта и т.д.
Также можно использовать и такие формы работы как:
-подобрать дополнительный материал об авторе произведения;
-подготовить выставку книг одного из авторов;
-смоделировать обложку книги;
-найти дополнительный материал в энциклопедии и т.п.
Творческие способности формируют познавательные интересы личности.
Каждый ребенок в большей или меньшей степени способен к творчеству, оно постоянный и естественный спутник формирования познавательных интересов личности.
Для успешного формирования познавательных интересов и продуктивному развитию творческих способностей у учащихся младших классов можно предложить следующие методические рекомендации:
• Помнить, что уважение к личности и интересов ребенка – основа его развития. • Избегать неодобрительной оценки творческих попыток ребенка. • Находить слова поддержки для новых творческих и поисковых начинаний ребенка, избегать критику – как бы ни были они неудачны. • Использовать личный пример творческого и поискового подхода. • Вовлекать детей в разные виды художественно-эстетической деятельности, помогать осваивать способы реализации замыслов. • Поддерживать их инициативу, самостоятельность учащихся.
• Предоставлять детям возможность, активно задавать вопросы. • Обогащать окружающую среду ребенка разнообразным материалом с целью развития любознательности. • Использовать творческие задания. • Стимулировать активную родительскую поддержку. • Обеспечивать благоприятную атмосферу.
Целенаправленность, систематичность работы по развитию творческих способностей обеспечивает положительные результаты и позволяет сделать выводы:
1.Речь детей обогащается новыми словами, расширяется их лексикон. 2.Улучшается успеваемость.
3.Развиваются наблюдательность, мышление, воображение, познавательные способности младших школьников.
4.Возрастает познавательный интерес к изучению предметов.
Таким образом, развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения остаётся инструментом познания, мышления, успешной адаптации к новым жизненным условиям, заставляет действовать активно, самостоятельно находить верные решения в затруднительных ситуациях, способствует расширению кругозора учащихся, развитию творческой инициативы, формированию любознательности и познавательных интересов.