Презентация на тему Педагогические средства формирования у младших дошкольников первичных представлений о себе, других людях

Министерство образования науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
Самарский областной институт повышения квалификации
и переподготовки работников образования



Итоговая работа на тему:
«Педагогические средства формирования у младших дошкольников первичных представлений о себе, других людях»
по курсу повышения квалификации по ИОЧ
«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»
время обучения: 1 сессия: 07 сентября – 11 сентября 2015г.
2 сессия: 14 сентября – 18 сентября 2015г.

Выполнила:
Скоробогатова Антонина Анатольевна
воспитатель
ГБОУ СОШ №5 «ОЦ «ЛИДЕР»
структурное подразделение
детский сад «СКАЗКА»
г.о. Кинель, Самарской обл.


Самара, 2015г.



Согласно ФГОС ДО познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности. Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
Актуальность исследования заключается в том, что процесс познания ребенка, отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, а маленькие дети эмоциями. Основой мировосприятия трехлетнего ребенка является предметное содержание действительности, его мир - отдельные, конкретные реальные предметы, объекты, явления, но самостоятельно постичь скрытые характеристики предметов трехлетний ребенок не может, поэтому необходимо выявить такие педагогические средства формирования у младших дошкольников первичных представлений о себе и других людях, которые будут интересны и доступны на этом возрастном этапе. Исследователи отмечают, что уже в раннем возрасте дети проявляют интерес к себе – своему телу, движениям, внешнему виду, а также особый интерес к окружающим людям и их взаимоотношениям. Сформированные представления о себе влияют на становление отношений ребенка с людьми (взрослыми и сверстниками) и на развитие всех видов детской деятельности. По словам Д. Б. Эльконина, ребенок в дошкольном возрасте проходит путь от выделения себя среди других к самосознанию, открытию своей внутренней жизни.


Формирования первичных представлений о себе, других людях у младших дощкольников - это важный педагогический процесс усвоения ребенком норм поведения и культурных ценностей принятых в обществе, которые он может усвоить только при взаимодействии со взрослым (родителями или воспитателями).







13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы

Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.
Анализ практической деятельности педагога по формированию у дошкольников первичных представлений о себе, других людях, позволил выделить недостатки в результатах:
Недостаточно сформированы первичные представления о себе и других людях;
Не достаточно знаний о детстве других детей;
Недостаточно сформированы навыки общения (коммуникативные);
- в основном процессе:
Некомпетентность родителей в вопросах воспитания;
В календарно-тематическом плане уделяется мало времени по данной теме.

- в условиях профессиональной деятельности:
Не достаточное оснащение дидактическими играми и пособиями;
Не хватает консультационного материала для работы с родителями;
Мало научно-методической литературы, в которой рассматривались бы современные педагогические средства формирования у младших дошкольников первичных представлений.
Не сформированы умения применять полученный опыт в игровой, познавательной деятельности:
Для продуктивного формирование первичных представлений о себе, других людях у детей младшего дошкольного возраста необходимо использование в деятельности педагога новых, современных средств работы с детьми, однако недостаток научно-методической литературы, материально-технической базы в сочетании с кадровыми условиями не позволяют полностью решить данную проблему.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.
На основании выше перечисленного можно сказать, что необходимо выявление эффективных педагогических средств для формирования у детей младшего дошкольного возраста первичных представлений о себе и других людях.
Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.
Целевой ориентир
Конкретизация в соответствии с возрастом и темой
Пример проявления качества в действии и речи ребенка

Сформированная положительная установка по отношению к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе.
Формирование первичных представлений о мире, труде, о себе и других людях.
Ребенок охотно рассказывает о своей семье, принимает участие в трудовой деятельности (например: помогает воспитателю при накрывании стола для обеда в группе).

Сформирована познавательная сфера ребенка.
Формирование устойчивого, позитивного интереса ребенка к познанию себя, других людей, социальному окружению.
Задает вопросы взрослым и детям, используют полученные знания в игровых ситуациях.

Сформированны личностные качества.
Формирование отношений к окружающему миру,к социальной действительноьсти в которой он находится, сформированность трудовых навыков, навыков самообслуживания.

Ребенок способен различать и оценивать отношения и поведение в конкретной ситуации( можно-нельзя-надо).


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).
Для решения проблемы по формированию у дошкольников первичных представлений о себе, других людях предлагается использовать:
Игровые методы и приемы: Дидактические игры: «Кто кем будет?», «Угадай, кем будет мама». Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «День рождения», «Магазин», «Больница», «Семья на даче», «Праздники в семье»,в освоении которых ребенок усвоит нормы и правила поведения, почерпнет новую информацию и сможет реализовать полученный опыт в игровой деятельности.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Практические средства: Изобразительная деятельность по развитию первоначальных представлений у младших дошкольников о себе, других людях. Составление творческих рассказов на тему « Семья», «Как я помогаю дома». Ребенок сможет проявит свою изобретательность, креативность, развить свой словарный запас.
Словесные средсва: Чтение художественной литературы по познавательной тематике (рассказы о жизни людей в других странах, о нормах поведения в социальном мире). Беседы: «Труд родителей», «Кто я такой», «Я», «Семья».

Наглядные средсва: Экскурсии по детскому саду,где ребенок сможет познакомиться с трудом садовника ,повара, кастелянши и т.д.
Использование ИКТ в работе с родителями
Использование новых мультимедийных средств.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы описана в ОП ДОУ. Используется на основе пособия «Результаты мониторинга образовательного процесса. Уровни овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям (старшая группа)», автор - составитель Верещагина Н.В., ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»», 2011 г.;
Имеет представление о навыках самообслуживания.
Имеет представление о семье и других людях.
Имеет представление о культурных ценностях и правилах поведения.
Имеет сформированные качества личности.


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные). Согласно требованиям ФГОС к условиям реализации основной программы, для того чтобы работа над развитием познавательного воспитания была успешной и плодотворной, в работе ДОУ должны произойти следующие изменения:
1.Кадровые:
Необходимы квалифицированные воспитатели, и специалисты узкого профиля. Уметь применять свои знания на практике, т.е. в работе с воспитанниками и их родителями. Регулярно повышать квалификации педагогов по теме «Формирование первичных представлений у
дошкольников о себе, других людях», семинары, мастер – классы.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
2.Научно-методические:
приобретение и изготовление наглядных средств обучения (плакаты, тематические карточки, схемы, макеты) по теме «Познай себя и других людей»
подборка современной методической литературы для детей младшей возрастной группы по программе дошкольного учреждения, а также мультимедийной продукции по теме «Познай себя и других людей»
составление памятки для родителей, для их вовлечения в организацию образовательного процесса по данной проблеме совместно с детьми;
изучение воспитателями методических источников и педагогической литературы, составление и обсуждение перспективного плана по формированию первичных представлений о себе, других людях;
разработка электронного дидактического мультимедийного пособия «Я смогу» для использования в образовательном процессе.
выписывание периодической методической литературы.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
3.Материально-технические:
Укомплектовать развивающую среду необходимым оборудованием для
полноценного проведения занятий.(наличие мультимедийной доски, наглядных пособий и т.п.)
приобретение мультимедийного оборудования для показа детям различных познавательных фильмов, мультфильмов и дидактических игр по формированию первичных представлений о себе, других людях;
приобретение в достаточном количестве дидактических игр по рассматриваемой теме, иллюстрации, наглядно-дидактические пособия;
подбор сюжетных картинок, книг по данной тематике.
4.Нормативно-правовые:
ФГОС ДО;
Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
Конвенция о правах ребенка;
Указ Президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 гг.»;
- СанПин 2.4.1.3049-13.
5.Информационные:
сбор и систематизация материала для эффективного использования в работе с детьми,родителями и педагогическим коллективом (на цифровых носителях).
6.Организационные:
Улучшение организации предметно-развивающей среды;
Использование наиболее эффективных педагогических средств в работе педагога.
Продуктивное сотрудничество воспитателя и родителей в воспитательном процессе, для достижения общих целей.
Описание работы с алгоритмом использования электронного
интерактивного дидактического мультимедийного пособия в образовательном процессе

Тема пособия: «Я смогу»
Возраст целевой группы: Младший дошкольный возраст.
Цель пособия:
Задачи пособия:
Развивать адекватную оценочную деятельность дошкольников, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;
Активизировать в словаре и применение в соответствии с ситуацией слов: «хорошо», «плохо», «пожалуйста», «спасибо», «доброта», «помощь» и др.
Закреплять правила поведения в обществе.

Алгоритм работы со слайдами:

№ слайда
Действия и возможный вариант пояснений педагога

№1

Мультимедийное дидактическое пособие для детей старшего дошкольного возраста «Хорошо - плохо»

№ 2
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Рассмотри картинки. Расскажи, что происходит на каждой из них и выбери те, на которых ребенок правильно себя ведет со взрослыми. Объясни, почему ты выбрал именно эту картинку, что тебе понравилось в ней?
Если ребенок отвечает неправильно, картинка качается и не исчезает. При верном ответе картинка увеличивается по центру и исчезает, звучат аплодисменты.

№3


Рассмотри картинки. Расскажи, как дети общаются друг с другом. Выбери те картинки, на которых дети дружны. Чье поведение тебе не нравится и почему? Как бы ты повел себя в данной ситуации?
Если ребенок отвечает неправильно, картинка качается и не исчезает. При верном ответе картинка увеличивается по центру и исчезает, звучат аплодисменты.

№4

Посмотри, как дети гуляют на улице. Расскажи, что они неправильно (плохо) делают? Выдели картинки, на которых дети правильно (хорошо) себя ведут.
Если ребенок отвечает неправильно, картинка исчезает. При верном ответе картинка увеличивается по центру и исчезает, звучат аплодисменты.


№5

Рассмотри картинки. Все ли дети хорошо (правильно) обращаются с животными? Что они делают неправильно? Убери картинки, где ребенок плохо (неправильно) поступает с животным.
Если ребенок отвечает неправильно, картинка качается и не исчезает. При верном ответе картинка исчезает, звучат аплодисменты

№6

Дети разными бывают и по-разному ведут себя. Посмотри на картинки, дай оценку каждому поступку (хорошо – плохо). Выбери картинки, на которых дети правильно (хорошо) себя ведут.
Если ребенок отвечает неправильно, картинка исчезает. При верном ответе картинка вращается и звучат аплодисменты.

№7

Завершающая картинка. Звучат фанфары.










13PAGE 15






13PAGE \* MERGEFORMAT14915









Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 1 Заголовок 115