Мастер класс Развитие познавательной и творческой активности в изобразительной деятельности

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное учреждение "Центр Развития Ребёнка - детский сад № 29" г. Орла

Мастер-класс
на тему:
"Развитие познавательной и творческой активности в изобразительной деятельности"

( Для воспитателей детского сада )

Подготовлен и проведён
ПДО (ИЗО)
Малаховой Н.А.

Задачи:
1.Создание условий для формирования у педагогов творческой направленности на развитие ребёнка.
2.Познакомить с методами стимулирующими и побуждающими к активности детей.
3.Формирование у педагогов позиции "играющего" взрослого.
Технология Николая Николаевича Дьякова.
Изобразительная деятельность вызывает особый интерес у детей дошкольного возраста. Существует много методов и приёмов, которые развивают творческую познавательную активность детей, но сегодня, уважаемые коллеги, я хотела бы остановиться на наиболее интересных, на мой взгляд методах таких как:
Творческие задания;
Развивающий дискомфорт;
Метод экспериментирования.
И я хочу коротко остановиться на каждом из них.
1.Метод творческих заданий.
Метод творческих заданий окружает нас везде и повсюду. Он даёт возможность использовать его в любой режимный момент. Например: задания типа
- сделай не так как я;
- нарисуй не так как я;
-скажи не так как я.
Например: прошёл новый год, дети получили массу впечатлений от новогодних праздников и каникул. Предложите им нарисовать ёлочку, но не так как я. Детям дается инструкция: у меня есть ёлочка вот такая (демонстрирую образец), нарисуйте как можно больше ёлочек не похожих на мою. Даём им простой карандаш и чистый лист бумаги. Время не ограничивается. Дети рисуют, а потом проводится анализ - сколько разных ёлочек получилось. (За образец можно взять любой предмет - домик, зонтик, дерево, цветы, одежда (юбка, туфли)).
2.Метод развивающего дискомфорта.
Этот метод вводит в ситуацию - затруднения. Он тоже используется во всех разделах воспитательно - образовательного процесса. В изобразительной деятельности мы предлагаем детям нарисовать малознакомый предмет например: комбайн, креветки, молюски, газонокосилку и т.д. Причём любыми средствами. Это могут быть цветные карандаши, фломастеры, простой карандаш, краски, отпечатки от предметов, ватные палочки). А сам педагог активного участия не принимает. Начинается поисковая активная деятельность самого ребёнка. Если дети задают вопросы, то взрослый отвечает - сделай так, как ты думаешь, как вспомнил или пофантазируй: какой может быть. Таким образом мы ввели ребёнка в ситуацию активного самостоятельного поиска.
Результат для нас не важен, главное включить ребёнка в познавательную активность. Педагог предлагает детям поискать дома картинки или посмотреть иллюстрации с изображением того или иного предмета. Сам тоже детям обещает принести его изображение, чтобы на следующий день вернуться к этому заданию еще раз, но с более обогащёнными знаниями.
3.Метод экспериментирования.
И особо мне хочется остановиться на методе экспериментирования в исследовательской ситуации.
Экспериментировать можно с чем угодно, с тем, что подскажет фантазия и предметно – пространственная среда.
- с изобразительным материалом;
- с бросовым материалом.
Главное вовремя внести материал, стимулирующий познавательно – поисковую активность детей во все те центры и зоны, которые имеются в группах.
Предлагаю вашему вниманию несколько вариантов изготовления игрушек – самоделок для дальнейшего творческого использования в самостоятельной и совместной деятельности. Так как самостоятельное изготовление атрибутов, зачастую вызывают больший интерес у детей.
- В своей работе с детьми я использую различные материалы, вот например: пластиковые бутылки пригодились для изготовления барышень. Обрезаем бутылку сверху, где пробка, оставляя примерно 10-ть см, обмазываем пластилином, а сверху вылепливаем торс, голову и руки. Затем покрываем белилами (гуашь + мыло) или белой грунтовкой. После этого всего разрисовываем платье, сарафан, лицо. Можно использовать росписи ( дымковскую, филимоновскую, гжель). Эта работа расчитана на несколько дней. Но есть и более простые и быстрые способы изготовления.
Например: из бумаги. Вырезываем трафарет куклы из бумаги и расписываем его. Склеиваем сзади по платью и кукла становиться объёмная.
- Другой способ: скручиваем два листа белой бумаги в трубочки и скрепляем их между собой крест – накрест. Лучше вязальными нитками. Снизу привязываем юбку и фартук, а сверху привязываем волосы. Можно нарисовать лицо, а можно оставить без него – будет как оберег.
- И самый, на мой взгляд, интересный способ изготовления и разных изделий из пластиковых ложек. ( демонстрация изделий: кукла- мужчина, кукла-женщина).
Предлагаю педагогам вместе со мной изготовить куклу из пластиковой ложки и бумажной салфетки. Демонстрирую технику изготовления.
- берем ложку и салфетку;
- салфетку сворачиваем треугольником на изнаночную сторону;
- ложку вставляем внутрь салфетки, а в ложку скатываем бумагу шариком;
- завязываем ниткой формируя голову, туловище и руки.
Таким же способом можно изготовить птицу, деда, бабку, внучку, вообщем персонажей к какой – либо сказке, а затем разыграть сценку.
-Кукла из стакана и ложки, разрисованные гуашью (демонстрирую способ изготовления).
Скоро праздник 8-ое марта. Предлагаю вам изготовить вместе со мной подарки мамам к этому празднику – цветы (тюльпаны или подснежники).Используя так же пластиковые ложки(демонстрация технологии изготовления).Эти цветы так же можно использовать как сюрпризный момент или в танцах.
Заключение.
Среда в группе должна быть побудительным импульсом и наша задача: обеспечить разнообразие материалов.
Неслучайно, для детей так притягательна бывает «свалка», конечно в кавычках, которая может быть сосредоточена в сундуке, большой коробке, в чемодане. Можно назвать и складом ненужных вещей. Когда ребёнок может свободно брать, резать, создавать. А наша с вами задача: не пройти мимо и дать оценку.
Благодарю за внимание и надеюсь опыт моей работы пригодиться в вашей воспитательно-образовательной деятельности.





15