Внеурочная деятельность по социальному направлению «Удивительный мир слов»


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Красноярская средняя общеобразовательная школа №2»
«Согласовано» Руководитель МО ____________ Протокол №_______ от «___»_____________20 г. «Согласовано» Заместитель руководителя по УВР МБОУ КСОШ №2____________ «___»__________ 20 г. «Утверждено» Руководитель МБОУ КСОШ №2____________ __________. Приказ №___от «___»________20 г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности по социальному направлению
реализуемой программой «Удивительный мир слов»
составлена по
Федеральному Государственному Образовательному Стандарту
начального общего образования
3 класс
Разработчик программы
учитель начальных классов Лялина Н.В.
педстаж: 24 года
первая квалификационная категория



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности составлена на основе:
-Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России
- базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ;
-планируемых результатов начального общего образования
- Основной образовательной программы начального общего образования Муниципального бюджетного образовательного учреждение «Красноярская средняя общеобразовательная школа №2»
-авторской программы по проектной деятельности Л.В. Петленко, В.Ю. Романовой 2 – 4 класс (М.:Вентана-Граф, 2013-192 стр.)
Цели изучения курса:
Осознание языка как явления национальной культуры и основного средства человеческого общения; формирование позитивного отношения к правильной речи как показателю общей культуры человека;
Знакомство с нормами русского языка с целью выбора необходимых языковых средств для решения коммуникативных задач;
Овладение учебными действиями с единицами языка, умение практического использования знаний.
Изучение курса во 3 классах направлено на решение следующих задач
обеспечивать восприятие и усвоение знаний; создать условия для высказывания младшими школьниками суждений художественного, эстетического, духовно – нравственного характера;
уделять внимание ситуациям, где ребенок должен учиться различать универсальные (всеобщие) ценности;
использовать возможности для становления навыков следования научным, духовно – нравственным и эстетическим принципам и нормам общения и деятельности;
Общая характеристика внеурочной деятельности в учебном плане
«Удивительный мир слов» - внеурочный курс для младших школьников, в содержании которого рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развивается языковая интуиция и художественно – образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создает условия для формирования ценностного отношения учащихся к языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры. Программа внеурочной деятельности дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Филология» за счет углубления знаний лингвистического характера, введения элементов этимологии и культурологи
Место внеурочной деятельности в учебном плане
Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю (34 учебные недели).
Результаты освоения курса в 3 классе
В процессе занятий проектной деятельностью ученики получат знания об истории русского языка, рассмотрят памятники древней письменности, знакомятся с происхождением слов, что становится предпосылкой воспитания гордости за красоту и величие русского языка, осмысление собственной роли в познании языковых единиц. Практическое использование и знакомство с нормами употребления в речи единиц языка способствует развитию личной ответственности за чистоту и правильность создаваемых высказываний. Деятельностный подход, используемый в курсе, не только развивает познавательный интерес, но и формирует мотивацию для углубленного изучения курса русского языка.
Система вопросов и заданий, использование различных методов познания языка дают возможность учащимся находить пути решения исследовательских и творческих задач. Поиск информации о происхождении слов, работа со словарями, устранение и корректирование речевых ошибок позволяют решать проблемы самопроверки и самооценки. Разнообразная игровая и практическая деятельность позволяет лучше изучить фонетику, словообразование и грамматику.
Для овладения логическими действиями анализа, сравнения, наблюдения и обобщения, установления причинно – следственных связей и аналогий, классификация по родовидовым признакам в курсе факультатива имеются задания, активизирующие интеллектуальную деятельность учащихся: предлагается сопоставить варианты написания букв, устаревшие и новые слова, способы старинных и современных обращений; проанализировать, установить необходимые связи, обобщить материал при работе с категорией числа имени существительного, с членами предложения и т.п.
Активная исследовательская работа (индивидуальная, парная групповая) формирует умение использовать различные способы поиска информации (в справочной литературе, с помощью родителей и учителя); аргументировано представлять собственный материал, уважительно выслушивать собеседника и делать выводы.
Курс направлен на то, чтобы повторять, уточнять, расширять начальные представления о языке и орфоэпических, лексических, грамматических нормах. Умение работать с языковыми единицами учащиеся используют для выбора способа решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Ряд тем, содержащих лексический материал, помогает представить «единство и многообразие языкового и культурного пространства России», в результате чего формируется бережное и внимательное отношение к правильной устной и письменной речи, что в свою очередь, является показателем общей культуры ученика.
Содержание тем внеурочной деятельности.
3 класс.
Из истории языка.
Загадки простого предложения.
Лабиринты грамматики.
Такие разные признаки предметов.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений.
Эта программа предназначена для учащихся 3 «в» класса.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.
3 класс.
Из истории языка.
УУД:
наблюдать использование устаревших и новых слов в тексте;
уточнять значение слова по толковому словарю;
сравнивать толкование слова в различных словарях;
формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсудении проблемы;
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием учебной литературы;
Самостоятельно или при помощи учителя планировать действия по выполнению учебного проекта;
Оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения заданий.
Загадки простого предложения.
УУД:
Наблюдать и анализировать порядок слов в простом предложении, на основании наблюдения строить рассуждение о том, как взаимосвязаны порядок слов в предложении и его смысл;
Устранять допущенные ошибки в порядке слов в предложении;
Наблюдать за интонационным оформлением восклицательных и вопросительных предложений. Различать интонацию восклицательного и невосклицательного, вопросительного и невопросительного предложения;
Исследовать взаимосвязь логического ударения и смысла предложения;
Исследовать взаимосвязь логического ударения и смысла предложения;
Осуществлять учебное сотрудничество;
Контролировать действия партнера и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста – описания;
Составлять письменное высказывание по предложенному образцу;
Оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы по ходу и в конце выполнения задания;
Оценивать положительные качества личности одноклассников;
создать небольшие письменные тексты по предложенной теме, представлять одну и ту же информацию вербально и схематично (проект «Безопасный маршрут»);
составлять тексты приглашений, анализировать их структуру, выявлять неточности и исправлять их;
Лабиринты грамматики.
Формулировать собственное небольшое мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы
Наблюдать использование существительных общего рода, на основании наблюдений выводить закономерности их употребления;
На основе наблюдения форм имен существительных в текстах строить рассуждения о способах выражения числа у имен существительных в русском языке;
Соблюдать нормы литературного русского языка в образовании падежных форм и форм множественного числа имен существительных и контролировать их соблюдение в речи собеседника;
Воспринимать на слух и понимать информационный текст;
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания и использованием различных источников;
Самостоятельно или при помощи учителя планировать действия по выполнению учебного проекта;
Оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы по ходу и в конце выполнения задания;
Осуществлять учебное сотрудничество. Контролировать действия партнера и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Такие разные признаки предметов.
УУД:
Составлять устно небольшое монологическое высказывание с помощью заданных языковых средств;
Анализировать особенности строения современных обращений и в историческом прошлом;
Соблюдать нормы литературного русского языка в образовании падежных форм и форм множественного числа имен существительных и контролировать их соблюдение в речи собеседника;
Контролировать соблюдение этих норм в речи собеседника и исправлять допущенные при речевом общении ошибки;
Выдвигать гипотезы, находить аргументы для их доказательств;
Осуществлять самостоятельный поиск необходимой информации в различных источниках;
Составлять устно небольшое монологическое высказывание с помощью заданных языковых средств;
Самостоятельно планировать действия по выполнению учебного проекта;
Оценивать правильность выполнения действия, осуществлять итоговый контроль по результатам выполнения задания;
Осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности;
Контролировать действия партнера и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Описание учебно-методического и материально –технического обеспечения образовательной деятельности
Олейник О.В.,Кабанюк Л.П. Проектная деятельность: методика обучения. Проекты по русскому языку.2-4классы.-М.:ВАКО,2015-368с.-(Мастерская учителя)
Олейник О.В.,Кабанюк Л.П. Проектная деятельность по русскому языку: рабочая тетрадь 3 класс- М.:ВАКО,2015.-80с.
Технические средства обучения:
Мультимедийный проектор;
Компьютер с программным обеспечением;
Демонстрационная доска для работы маркерами;
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1).Русский язык. 1-4 классы: работа со словарными словами. Занимательные
материалы.Вып.2/авт. – сост.Т.М. Анохина. – Волгоград: Учитель,2007
2).Русский язык.2-4 классы: сочинения и изложения /авт. – сост. Г.Т. Дьячкова. – Волгоград:Учитель,2008
3).Дидактические карточки-задания по русскому языку: для 3 класса/Е.А. Нефодова. М.: Астрель: АСТ, 2009
4).Развитие творческого мышления детей./СимановскийА.Э. – Ярославль,1998
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ
1).Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки./Тарабарина Т.И. – Ярославль: Академия развития,2007
2).Былины, старины, старинки…: Начальная школа,1998
3).Кто я? Беседы с мудрецами в кругу семьи: Н.Н.Светловская, Начальная школа,1999
4).Культура общения. Книга для учащихся 3 класса. Сост.Н.А. Лемяскина. – Воронеж,2005
5).Пословицы, поговорки и крылатые выражения:Ушакова О.Д.Словарик школьника. – СПб.:Издательский Дом «Лира»,2007
6).Орфографический словарь: для учащихся  1-4 классов. С необходимыми пояснениями /Сост. Н.Г.Кушакова – Волгоград: Учитель,2003
7).Школьный толковый словарь русского языка: Пособие для учащихся /М.С.Лапатухина; Под ред.Ф.П.Филина. – М.:Просвещение,1981