Рабочая программа по интеллектуальному направлению внеурочной деятельности в 6 классе.


Аннотация
Программа создана для занятий с учащимися 6 классов. Данная программа рассчитана на 1 год (34 часа, из расчёта 1 час в неделю).
Основу программы составляют инновационные технологии: личностно - ориентированные, адаптированного обучения, индивидуализация, ИКТ - технологии.
Данный курс способствует развитию познавательной активности, формирует потребность в самостоятельном приобретении знаний и в дальнейшем автономном обучении.
Программа математического кружка содержит в основном традиционные темы занимательной математики: арифметику, логику, комбинаторику и т.д. Уровень сложности подобранных заданий таков, что к их рассмотрению можно привлечь значительное число учащихся, а не только наиболее сильных.
При отборе содержания и структурирования программы использованы общедидактические принципы, особенно принципы доступности, преемственности, перспективности, развивающей направленности, учёта индивидуальных способностей, органического сочетания обучения и воспитания, практической направленности и посильности.

I. Пояснительная записка
Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включается индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление.
Как известно, устойчивый интерес к математике начинает формироваться в 14-15 лет. Но это не происходит само собой: для того, чтобы ученик в 7 или 8 классе начал всерьёз заниматься математикой, необходимо, чтобы на предыдущих этапах он почувствовал, что размышления над трудными, нестандартными задачами могут доставлять подлинную радость.
Достижению данных целей способствует организация внеклассной работы, которая является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в школе. Она позволяет не только углублять знания учащихся в предметной области, но и способствует развитию их дарований, логического мышления, расширяет кругозор. Кроме того, внеклассная работа по математике в форме кружковой деятельности имеет большое воспитательное значение, ибо цель ее не только в том, чтобы осветить какой-либо узкий вопрос, но и в том, чтобы заинтересовать учащихся предметом, вовлечь их в серьезную самостоятельную работу.
Для реализации поставленных целей и задач разработана программа внеурочной деятельности по математике «Юный математик» 6 классах. Реализация данной программы возможна в течение одного года.
Освоение содержания программы кружка способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию учащихся. При реализации содержания программы учитываются возрастные и индивидуальные возможности младших подростков, создаются условия для успешности каждого ребёнка.
Программа содержит в основном традиционные темы занимательной математики: арифметику, логику, комбинаторику и т.д. Уровень сложности подобранных заданий таков, что к их рассмотрению можно привлечь значительное число учащихся. Как показывает опыт, они интересны и доступны учащимся 5 - 6 классов, не требуют основательной предшествующей подготовки и особого уровня развития. Для тех школьников, которые пока не проявляет заметной склонности к математике, эти занятия могут стать толчком в развитии их интереса к предмету и вызвать желание узнать больше. Кроме того, хотя эти вопросы и выходят за рамки обязательного содержания, они, безусловно, будут способствовать совершенствованию и развитию важнейших математических умений, предусмотренных программой.
Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий для учащихся. В ходе занятий ребята выполняют практические работы, готовят рефераты, выступления, принимают участия в конкурсных программах.
Продолжительность курса.
Курс рассчитан на 1 час в неделю. Общее количество проводимых занятий – 34.
II. Цели и задачи программы
Основная цель программы – развитие творческих способностей, логического мышления, углубление знаний, полученных на уроке, и расширение общего кругозора ребенка в процессе живого рассмотрения различных практических задач и вопросов.
Достижение этой цели обеспечено посредством решения следующих задач:
1. Пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее приложениям.
2. Оптимальное развитие математических способностей у учащихся и привитие учащимся определенных навыков научно-исследовательского характера.
3. Воспитание высокой культуры математического мышления.
4. Развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой.
6. Расширение и углубление представлений учащихся о практическом значении математики
7. Воспитание учащихся чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной.
8. Установление более тесных деловых контактов между учителем математики и учащимися и на этой основе более глубокое изучение познавательных интересов и запросов школьников.
9. Создание актива, способного оказать учителю математики помощь в организации эффективного обучения математике всего коллектива данного класса (помощь в изготовлении наглядных пособий, занятиях с отстающими, в пропаганде математических знаний среди других учащихся).
Частично данные задачи реализуются и на уроке, но окончательная и полная реализация их переносится на внеклассные занятия.
Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:
• учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;
• доброжелательный психологический климат на занятиях;
• личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;
• подбор методов занятий соответственно целям и содержанию занятий и эффективности их применения;
• оптимальное сочетание форм деятельности;
• доступность.
Программа может содержать разные уровни сложности изучаемого материала и позволяет найти оптимальный вариант работы с той или иной группой обучающихся. Данная программа является программой открытого типа, т.е. открыта для расширения, определенных изменений с учетом конкретных педагогических задач, запросов детей.
На занятиях математического кружка рекомендуется использовать ИК – технологии .Календарно-тематическое планирование.
№ Темы Кол-во часов Форма проведения занятия Дата
1 Вводное занятие. 1 Эвристическая беседа
2 Числовые ребусы. Математические ребусы 1 Практическая работа Задачи на движение с использованием дробей и процентов.
3 Одновременное начало противоположно направленных движений. 1 Практическая работа 4 Равномерное начало противоположно направленных движений. 1 Практическая работа 5 Одновременное начало однонаправленного движения 1 Практическая работа 6 Разновременное начало однонаправленных движений. 1 Практическая работа 7 Действия с обыкновенными дробями. Занимательные задачи 1 Практическая работа 8 Действия с обыкновенными дробями. Занимательные задачи 1 Практическая работа 9 Математическая викторина «Ох уж эта математика!» 1 Игра Облегченный способ решения некоторых задач повышенной сложности.
10
11 Решение задач на движение. 2 Практическая работа 12
13 Решение задач с помощью уравнений. 2 Практическая работа 14 Задачи на переливания 1 Практическая работа Пропорции. Прямо пропорциональная зависимость величин.
15 Пропорции. 1 Практическая работа 16 Прямо пропорциональная зависимость величин. 1 Практическая работа 17 Решение задач на проценты с помощью пропорции. 1 Практическая работа 18 Обратно пропорциональная зависимость величин.
1 Практическая работа Пропорциональное деление чисел и величин. Задачи.
19 Решение задач на пропорциональное деление 1 Практическая работа 20 Решение задач на пропорциональное деление 1 Практическая работа 21 Деление числа на части, обратно пропорциональные данному ряду чисел 1 Практическая работа Задачи на совместную работу.
22-23 Решение задач на совместную работу. 2 Практическая работа 24-27 Решение олимпиадных задач прошлых лет 4 Практическая работа 28 Викторина.
Турнир «смекалистых». 1 Игра 29 Решение задач на практические подсчеты по семейному бюджету. 1 Практическая работа 30 Приемы быстрого счета. 1 Практическая работа 31 Решение задач на смекалку. 1 Практическая работа 32 Координатная плоскость 1 Практическая работа 33 Координатная плоскость. 1 Практическая работа 34 «Брейн-ринг» 1 Игра Литература:
Власова Т.Г. Предметная неделя математики в школе. Ростов-на-Дону: «Феникс» 2006г.
Галкин Е.В. Нестандартные задачи по математике.- Чел.: «Взгляд», 2005г.
Депман И.Я. Мир чисел.: Рассказы о математике. - Л.:Дет.лит., 1982.
Колягин Ю.М., Крысин А..Я. и др. Поисковые задачи по математике (4-5 классы).- М.: «Просвещение», 1979г.
Руденко В.Н., Бахурин Г.А., Захарова Г.А. Занятия математического кружка в 5-м классе.- М.: «Издательский дом «Искатель», 1999г.уденкоР
Фарков А.В. Математические кружки в школе. 5-8 классы.- М.: Айрис-пресс, 2005г.
Шейнина О.С., Соловьева Г.М. Математика. Занятия школьного кружка 5-6 классы.- М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2002г.
Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Математика. Задачи на смекалку 5-6
классы.- М.: «Просвещение», 2000г.
Совайленко В.К., Лебедева О.В. Сборник развивающих задач с решениями для учащихся 5-6 классов.-Ростов-на- Дону: «Легион» 2005
http://matematiku.ru/index.php?option=com_frontpage&Itemid=1