Рабочая программа внеурочной деятельности по интеллектуальному направлению ИНФОЗНАЙКА (2 класс)
















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
по интеллектуальному направлению

2 класса

«Инфознайка»





















Пояснительная записка

Информационные технологии, предъявляющие высокие требования к интеллекту работников, занимают лидирующее положение на международном рынке труда. Но если навыки работы с конкретной техникой можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в определенные природой сроки, таковым и останется.
Опоздание с развитием мышления – это опоздание навсегда. Поэтому для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе, в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способности к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей, осознанию принципов организации) и синтезу (созданию новых схем, структур и моделей). Важно отметить, что технология такого обучения должна быть
массовой, общедоступной.
Приобщение ребенка к компьютеру в начальной школе имеет ряд положительных сторон,
как в плане развития его личности, так и для последующего применения информационно-коммуникационных технологий в учебной и познавательной деятельности в других предметах, жизни, а также непосредственно в рамках продолжения изучения информатики в школе. Полученные в результате обучения информатике в начальной школе знания, умения и навыки определяют дальнейшую информационную активность детей не только в учебной деятельности, но и в дальнейшей социализации ребенка, вхождении его в информационное общество.
Данная программа кружковых занятий по информатике рассчитана на 34 часа и носит пропедевтический характер. Курс построен таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться информатикой вообще и найти ответы на вопросы, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни при работе с большим объемом информации; научиться общаться с компьютером, который ничего не умеет делать, если не умеет человек.
Целесообразность начала изучения информатики в младших классах обусловлена следующими факторами. Во-первых, положительным опытом обучения информатике детей этого возраста, как в нашей стране, так и за рубежом. Во-вторых, существенной ролью изучения информатики в развитии мышления, формировании научного мировоззрения школьников именно этой возрастной группы. В-третьих, обучение учащихся работе на компьютере в начальной школе подготовит их к более успешному усвоению курса информатики в старших классах.
Содержание программы отобрано в соответствии с возможностями и способностями учащихся. Количество обучающихся 12 – 15 человек.
Срок реализации программы: 1 год. Программа реализует общеинтеллектуальное направление во внеурочной деятельности. На реализацию программы отводится 1 час в неделю (одно занятие в неделю по 35 мин), всего 34 часа в год во 2 классе.
Основная цель программы: формирование информационной компетентности и развитие мышления младших школьников.
Назначение программы – помочь детям узнать основные возможности компьютера и научиться ими пользоваться в повседневной жизни.
Задачи программы:
Обучающие:
Познакомить учащихся с основными компонентами устройства компьютера
и принципами работы в текстовом и графическом редакторах.
Сформировать элементарные навыки работы в текстовом и графическом
редакторах.
Развивающие:
Развивать познавательный интерес младших школьников.
Развивать творческое воображение, математическое и образное мышление
учащихся.
Развивать умение работать с компьютерными программами и
дополнительными источниками информации.
Воспитывающие:
Воспитывать интерес к занятиям информатикой.
Воспитывать культуру общения между учащимися.
Формировать культуру безопасного труда при работе за компьютером.

Формы и методы обучения определены возрастом учащихся. При проведении занятий используются элементы игры, теоретическая работа чередуется с практической, а также
используются интерактивные формы обучения.
Программой предусмотрены методы обучения: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые (вариативные задания), творческие, практические.
Формы проведения занятий: беседы, игры, практические занятия, самостоятельная работа, конкурсы, выставки.
Программа реализуется на основе следующих принципов:
1. Обучение в активной познавательной деятельности. Все темы учащиеся изучают на практике, выполняя различные творческие задания, «набивая руку» при работе с клавиатурой, общаясь в парах и группах друг с другом.
2. Индивидуальное обучение. Обучение учащихся работе на компьютере дает возможность организовать деятельность учащихся с индивидуальной скоростью и в индивидуальном объеме. Данный принцип реализован через организацию практикума по освоению навыков работы на компьютере.
3. Принцип природосообразности. Основной вид деятельности младших школьников – игра, через нее дети познают окружающий мир, поэтому в занятия включены игровые элементы, способствующие успешному освоению курса.
4. Преемственность. Программа курса построена так, что каждая последующая тема логически связана с предыдущей. Данный принцип учащимся помогает понять важность уже изученного материала и значимость каждого отдельного занятия.
По мере опытной проверки предполагается корректирование содержания программы.


Учебный план


п/п
Тема
Кол-во
часов
В том числе




Практич.
Контрол.

1.
« Компьютер – наш верный друг »
7
5


2.
« Информация »
9
2


3.
« Логика »
8
4


4.
« Алгоритмы и исполнители »
10
4


Итого:
34
15





Содержание программы
(второй год обучения)

Компьютер – наш верный друг (7 часов)
Знакомство с кабинетом информатики. Правила поведения в кабинете информатики. Основные устройства компьютера. Системный блок, монитор, клавиатура, мышь. Указатели и стрелка. Работа с мышью (щелчок, двойной щелчок, перетаскивание мышью). Ввод букв с клавиатуры по определенным правилам. Работа с клавиатурным тренажером.

Практические работы:
Работа с компьютерной мышью.
Работа с клавиатурным тренажером.
Развивающая игра «Раскраска».
Развивающая игра «Конструктор».

Информация (9 часов)
Информация в нашей жизни. Роль и место информации в жизни человека. Органы чувств как каналы получения информации. Виды информации. Информационные процессы. Носители информации. Источники и приемники информации. Кодирование информации. Искажение информации, кодирование и шифрование.

Практические работы:
Кодирование информации.
Декодирование информации.
Шифровка и дешифровка информации.

Логика (8 часов)
Элементы логики. Суждения. Истинные и ложные суждения. Сопоставления. Выделение признаков и свойств. Построение отрицательных высказываний. Множества и его элементы. Сравнение множеств. Операции над множествами: объединение, пересечение, вложенность и независимость. Отношение между множествами. Представление информации с помощью таблиц.

Практические работы:
Определение истинного и ложного суждения.
Выбор элементов из множества.
Операции объединения и пересечения множеств.
Операции вложенности и независимости множеств.
Преобразование текстовой информации в таблицу.

Алгоритмы и исполнители (10 часов)
Исполнители и система команд. Модели. Моделирование. Виды моделей. Алгоритмы. Свойства алгоритмов. Способы представления алгоритмов. Блок-схемы. Линейные алгоритмы. Применение линейных алгоритмов в жизни. Работа с исполнителем Транспортером.

Практические работы:
Нахождение отличий в командах для разных исполнителей.
Представление моделей на компьютере.
Составление команд для исполнителя Транспортер.

Учебно – тематический план
(второй год обучения)



п/п
Наименование тем
Всего,
час
Количество часов
Характеристика
деятельности
обучающихся
Дата




теория
практика



Компьютер – наш верный друг
7 ч
2 ч
5 ч



1
Здравствуй, класс
компьютерный! Правила
поведения в кабинете
информатики

1

0,5

0,5
Знакомство с кабинетом информатики. Усвоение
правил поведения в
компьютерном классе.
Практическая работа с
развивающей игрой
«Раскраска»


2
Основные устройства
компьютера
1
0,5
0,5
Знакомство с основными
устройствами компьютера.
Назначение системного
блока и монитора.
Практическая работа с
развивающей игрой
«Конструктор»


3
Клавиатура
1
0,5
0,5
Формирование
представления о назначении
клавиатуры. Ввод букв с
клавиатуры по
определенным правилам


4
Клавиатурный тренажер
3
-
3
Практическая работа с
клавиатурным тренажером.
Набор текста


5
Мышь. Отработка
навыков работы с мышью
1
0,5
0,5
Формирование
представления о назначении
компьютерной мыши.
Практическая работа с
мышью.


Информация
9 ч
7 ч
2 ч



6
Человек и информация
1
1
-
Знакомство с понятием
информация на основе
примеров из жизни. Роль и
место информации в жизни
человека.


7
Органы чувств как каналы
получения информации
1
1
-
Формирование
представления о механизме
получения информации из
окружающего мира
человеком. Знакомство с
системой органов чувств
человека.


8
Виды информации
1
1
-
Знакомство с различными
видами информации.
Выполнение заданий на
определение информации
различных видов.


9
Информационные
процессы. Носители
информации
1
1
-
Знакомство с основными
информационными
процессами. Размышления о
том, какие носители
информации нужны
человеку в современном
мире.


10
Информационные
процессы. Источники и
приемники информации
1
1
-
Формирование
представления о способах
получения и передачи
информации. Размышления
о том, как люди сейчас
передают информацию и
как передавали ее раньше.


11
Информационные
процессы. Кодирование
информации
2
1
1
Выполнение практических
заданий по кодированию и
декодированию различной
информации.


12
Искажение информации,
кодирование и
шифрование
2
1
1
Знакомство с понятием
искажение информации.
Формирование
представлений о различии
понятий кодирование и
шифрование. Выполнение
практических заданий на
дешифровку информации


Логика
8 ч
4 ч
4 ч



13
Элементы логики.
Суждение
1
0,5
0,5
Знакомство с основными
понятиями логики.
Суждение истинное и
ложное. Практическая
работа на определение
истинного и ложного
суждения


14
Элементы логики.
Сопоставление
1
0,5
0,5
Выделение признаков и
свойств. Построение
отрицательных
высказываний. Сравнение
предметов или явлений
между собой.
Практическая работа на
определение истинного и
ложного суждения


15
Множества и его
элементы. Сравнение
множеств
1
0,5
0,5
Знакомство с понятиями
множество, элементы
множества. Создание
множества из
соответствующих
элементов.
Практическая работа по
выбору элементов из
множества


16
Операции над
множествами.
Объединение,
пересечение
1
0,5
0,5
Знакомство с понятиями
пересечения и объединения
множеств. Диаграммы
Эйлера-Венна.
Практическая работа на
операции объединения и
пересечения множеств


17
Операции над
множествами.
Вложенность и
независимость
1
0,5
0,5
Знакомство с понятиями
вложенности и
независимости множеств.
Диаграммы Эйлера-Венна.
Практическая работа на
операции вложенности и
независимости множеств


18
Операции над
множествами. Обобщение
1
-
1
Выполнение различных
операций над множествами


19
Отношение между
множествами
1
0,5
0,5
Формирование понятия
отношение между
множествами. Отношения
«больше», «меньше»,
«ближе», «дальше»,
«выше», «ниже» и другие


20
Представление
информации с помощью
таблиц
1
1
-
Формирование понятия
информационной таблицы.
Выполнение заданий на
преобразование текстовой
информации в таблицу


Алгоритмы и исполнители
10 ч
6 ч
4 ч



21
Исполнители и система
команд
1
0,5
0,5
Знакомство с понятием
исполнителя. Команда.
Система команд для разных
исполнителей.
Практическая работа на
нахождение отличий в
командах для разных
исполнителей


22
Модели
1
0,5
0,5
Формирование понятий
модели и моделирования.
Виды моделей.
Представление моделей на
компьютере


23
Алгоритмы
1
1
-
Знакомство с понятием
алгоритма. Свойства
алгоритмов. Составление
простейших алгоритмов


24
Способы представления
алгоритмов
1
1
-
Формирование
представлений о способах
записи алгоритмов –
текстовом, графическом и
программном. Составление блок-схем


25
Линейные алгоритмы
1
1
-
Знакомство с понятием
линейного алгоритма.
Составление линейного
алгоритма. Запись
линейного алгоритма на
языке блок-схем


26
Применение линейных
алгоритмов в жизни
1
1
-
Знакомство с некоторыми
возможностями и
применениями линейных
алгоритмов в жизни


27
Работа с исполнителем
Транспортером
3
1
2
Исполнитель транспортр.
Система его команд.
Составление плана для
транспортра.
Практическая работа по
составлению команд для
исполнителя


28
Обобщающий урок.
Подведение итогов
пройденного материала
1
-
1
Подведение итогов
пройденного материала.
Выполнение зачетной
практической работы


Итого:
34
19
15






Планируемые результаты реализации программы

В результате занятий в кружке к концу обучения учащиеся должны получить следующие
знания и умения:
знать правила поведения в компьютерном классе;
знать основные возможности применения компьютеров;
знать назначение основных устройств компьютера;
знать понятие операционной системы;
знать понятия файла и папки;
знать, что такое информация, способы получения информации человеком, виды
информации;
знать основные информационные процессы;
знать способы представления и обработки информации;
знать основные понятия и термины раздела графический редактор;
знать основные понятия и термины раздела текстовый редактор;
знать понятия истинного и ложного суждения;
знать понятия множества, класса, элементов множества;
знать основные операции, которые можно выполнять над множествами;
знать понятие модели;
знать понятия алгоритм, исполнитель алгоритма, система команд исполнителя;
знать способы записи алгоритмов;
знать виды алгоритмов: линейный, с ветвлением;
уметь включать и выключать компьютер;
уметь загружать программы и прекращать их работу;
уметь работать с операционной системе Windows;
уметь выполнять различные действия над файлами и папками;
уметь выполнять операции над множествами;
уметь работать с исполнителем Транспортер;
уметь составлять линейные алгоритмы и алгоритмы с ветвлением;
уметь создавать рисунки в графическом редакторе Paint;
уметь создавать текстовые документы в текстовом редакторе Microsoft Word;
уметь использовать клавиатуру и мышь при работе с прикладными
программами;
уметь использовать возможности текстового и графического редакторов для
создания творческих работ.

Кроме того у учащихся должен быть сформирован познавательный интерес к предмету и
представления об информатике. Полученные знания и умения учащихся способствуют развитию мышления и формированию информационной культуры младших школьников.

На первом и втором году обучения данная программа направлена на достижение первого уровня воспитательных результатов, то есть на приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни. На третьем и четвертом году обучения в кружке возможно достижение второго уровня воспитательных результатов, т.е. формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом. На данном этапе обучения учащиеся активно взаимодействуют между собой в группе. Участвуя в школьных творческих выставках, они получают первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинают их ценить.

Формирование универсальных учебных действий

На конец обучения мы можем говорить только о начале формирования результатов
освоения программы. В связи с этим можно выделить основные направления работы учителя по начальному формированию универсальных учебных действий.

Личностные
внутренняя позиции школьника на основе положительного отношения к школе;
принятие образа «хорошего ученика»;
положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса;
способность к самооценке;
начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях;

Метапредметные
Познавательные
начало формирования навыка поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий;
сбор информации;
обработка информации (с помощью ИКТ);
анализ информации;
передача информации (устным, письменным, цифровым способами);
использовать общие примы решения задач;
контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать группы существенных
признаков объектов с целью решения конкретных задач.
подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения
существенных признаков;
синтез;
сравнение;
классификация по заданным критериям;
установление аналогий;
построение рассуждения.

Регулятивные
начальные навыки умения формулировать и удерживать учебную задачу;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями е
реализации;
умение выполнять учебные действия в устной форме;
использовать речь для регуляции своего действия;
сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью
обнаружения отклонений и отличий от эталона;
адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить,
определять качество и уровня усвоения;

Коммуникативные
В процессе обучения дети учатся:
работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
ставить вопросы;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
договариваться и приходить к общему решению;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.








































Информационно-методическое обеспечения курса

Литература

Для педагогов:

· Информатика: Учебник для 2 класса / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

· Информационная культура. 2 класс / Ю.А. Первин. – Самара, 1996.

· Могилев А.В. и др. «Мир информатики. Базовое учебное пособие для учащихся начальной школы. 2 год обучения». А – Ассоциация «XXI век», 2006.

· Тур С.Н., Бокучаева Т.П. Первые шаги в мире информатики Методическое пособие для учителей 1-4 классов – издательство Санкт-Петербург «БХВ – Петербург» 2009.

Для учащихся:

· Коцюбинский А.О. Компьютер для детей и взрослых / А.О. Коцюбинский, С.В.
Грошев. – М.: НТ-Пресс, 2006.

· Мир информатики. Первый год обучения. / А.В. Могилев и др. – М.: Ассоциация
«XXI век», 2003.

· Фролов М.И. Учимся работать на компьютере: самоучитель / М.И. Фролов. – М.:
Бином, 2006.

· Фролов М.И. Учимся рисовать на компьютере: самоучитель / М.И. Фролов. – М.:
Бином, 2002.

Материально-техническое обеспечение

Моноблок учителя.
Мультимедиа проектор, экран.
Колонки, наушники.
Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
Стол учительский.
Шкафы для хранения дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.
Классная доска с набором приспособлений для крепления дидактических
материалов.
Магнитная доска.
Демонстрационный и раздаточный материал.















Лист внесения изменений

№ п/п
Дата
Характеристика изменений
Реквизиты документа, которым закреплено изменение
Подпись сотрудника, внесшего изменения












































































































































































15