РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по общекультурному направлению Наименование «Радуга творчества»



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
по общекультурному направлению
Наименование «Радуга творчества»
Тип программы комплекснаяСтупень обучения (класс) начальное общее образование (1-4 классы)
Возраст обучающихся 7-10 лет
Количество часов 135 ч

Программа «Радуга творчества » разработана на основе:
- закона Российской Федерации « Об образовании»;
-ФГОС начального общего образования второго поколения 2009г. (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009 года);
-концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
-требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования МОУ СОШ;
- программы формирования универсальных учебных действий МОУ СОШ
- санитарно-эпидемиологических требований к учреждениям образования;
1. Пояснительная записка
С целью эффективного введения и реализации стандартов нового поколения в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы формирования универсальных учебных действий и опыта реализации воспитательной работы МОУ СОШ в соответствии с программой развития воспитательной системы школы на 2011-2015 годы разработана комплексная программа общекультурного направления и развития учащихся«Радуга творчества» предполагающая последовательный переход от воспитательных результатов первого уровня к результатам третьего уровня, ориентированная на учащихся 1-4 классов. Программа направлена на культурно-творческую деятельность и духовно - нравственный потенциал учащихся, на организацию досуга детского коллектива, чтобы учащиеся добровольно, с большим желанием участвовали в разнообразных делах класса, учились быть самостоятельными, умели оценивать свои возможности и постоянно стремились к познанию самих себя.
Программа рассчитана на 135 часов и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение еженедельных внеучебных занятий с учащимися,
Направление программы внеурочной деятельности
Важным направлением в содержании программы является духовно-нравственное воспитание младшего школьника. На уровне предметного воспитания создаются условия для воспитания:
патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
ценностного отношения к прекрасному, формирования представления об эстетических ценностях;
ценностного отношения к природе, окружающей среде;
ценностного отношения к здоровью (освоение приёмов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга).
Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:
интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
формирование информационной грамотности современного школьника;
развитие коммуникативной компетентности;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
Педагогическая целесообразность реализации данной программы
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более  разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Отличительные особенности данной программы внеурочной деятельности от уже существующих образовательных программ заключаются в принципах к подбору её содержания: это природосообразность, культуросообразность, коллективность и проектность.
Принцип природосообразности предполагает, что досуговое общение школьников должно согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, а так же формировать у него ответственность за развитие самого себя.
Возрастосообразность – одна из важнейших конкретизаций принципа природосообразности. На каждом возрастном этапе, в том числе в старшем школьном возрасте перед человеком встает ряд специфических задач, о решения которых зависит его личностное развитие. Это естественно – культурные (достижения уровня биологического созревания, физического и сексуального развития), социально – культурные (познавательные, морально – нравственные, ценностно – смысловые), социально – психологические (становление самосознания личности, её самоопределение в жизни) задачи.Принцип культуросообразности предполагает, что досуговое общение обучающихся основывается на общечеловеческих ценностях культуры и строится в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур, специфическими особенностями, присущими традициям регионов.
Коллективность в досуговом общении означает, что досугово-развлекательная деятельность протекает в детско-взрослых общностях и дает юному человеку опыт конструктивного взаимодействия с окружающими людьми.
Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и «выведение» (особенно подростка) в самостоятельное проектное действие, развертываемое в логике «замысел – реализация – рефлексия». В ходе проектирования перед учеником всегда стоит задача представить себе еще не существующее, но то, что может появиться в результате его активности. Это может быть и некоторое событие, и некоторый предмет, главное, что он должен себе представить, что это должно быть и чем это должно быть для него.Цель программы:
– развитие личности ребенка с учетом индивидуальных особенностей и раскрытие его творческого потенциала через овладение технологическими приемами обработки разнообразных материалов.
Задачи программы:
-освоение детьми основных правил изображения; овладение материалами и инструментами технологической деятельности; развитие стремления к общению с искусством;
-формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира; развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности; формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности;
-развивать умение осознанно использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи; развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности;
-развитие природных задатков и способностей, помогающих достижению успеха в том или ином виде искусства;
-учить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;
- воспитание трудолюбия, терпения, усидчивости, аккуратности, привитие навыков культуры труда, уважительного отношения к человеку труда и результатам труда.
Направление деятельности Формы внеурочной деятельности 1уровень 2уровень 3уровень
1кл. 2кл 3кл 4кл.
Общекультурное направление «Радуга творчества» Кружок «Радуга» 33 Студия творчества «Радуга»
34 34 Творческая мастерская «Радуга» 34
Описание места курса в учебном плане
Программа «Радуга творчества» реализуется в рамках Программы социального развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. Согласно учебному плану МОУ СОШ №6 ст.Камышеватской, всего на изучение курса «Радуга творчества» в начальной школе выделяется 135 часов, из них в 1 классе – кружок «Радуга» - 33ч (1 ч в неделю, 33 учебные недели), во 2 и 3 классе - Студия творчества «Радуга»- по 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели), в 4-классе – Творческая мастерская «Радуга»» - 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели). Занятия могут проводиться на природе, в аудиториях, Доме детского творчества, в музеях народного декоративно-прикладного искусства и т.п.
Данная программа социального воспитания младших школьников является целенаправленным воспитательным процессом, предполагающим определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических действий.
Форма организации внеурочной деятельности по программе «Радуга творчества» в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы. Коллективное сотворчество, на которое ориентирует программа, ставит школьника перед необходимостью прислушиваться к мнению товарищей, понимать и чувствовать их настроение, вырабатывает умение терпимо относиться к ошибкам других, осознавать чувства партнёра, выражать свое понимание.
Форма занятий, планируемая по каждой теме и разделу программы – творческая деятельность детей под руководством педагога.
Решение проблем социального воспитания в данной программе осуществляется через такие формы воспитательного воздействия и практические занятия:
творческие конкурсы
выставки декоративно-прикладного искусства
- коллективные творческие дела
№ Название раздела Общее кол-во часов Кол-во часов по классам Основные виды деятельности обучающихся1кл 2кл 3кл 4кл 1 I. Работа с природными материалами
40 11 13 10 6 1.1 Аппликация из природных материалов на картоне. 3 3 Общий сбор группы. Введение в КТД. Научится подготовке материалов к работе: сбор, сушка, хранение.
Правила сушки плоских изделий.
Свойства и сравнительная характеристика   материалов: цвет, способность терять форму, прочность, 
применять правила безопасности труда и личной гигиены.
 Правильно использовать инструменты и приспособления в работе.
1.2 Аппликация из листьев и цветов. 2 2 2 1.3 Объёмные поделки (фигурки зверей, сказочных персонажей2 2 2 1 1.4 Коллективные композиции, индивидуальные панно. 2 2 2 2 1.5 Аппликация из птичьих перьев. 2 2 2 1 1.6 Аппликация из соломы. 2 2 2 2 II. Работа с пластическими материалами 34 11 9 8 6 Научится использовать   художественные   материалы   (пластилин,  глина,  соленое тесто   и др.). Использовать различные художественные материалы и средства для создания выразительных образов природы
2.1 Рисование пластилином. 4 1 1 2.2 Обратная мозаика на прозрачной основе. 4 2 2 2 2.3 Торцевание на пластилине. 3 2 2 2 2.4 Лепка из солёного теста. 4 3 2 3 Бумагопластика47 11 12 13 11 Научится продумывать и выстраивать
 композицию аппликации. Конструировать несложные формы предметов в технике бумажной пластики Правила безопасности при работе с ножницами.
Операции: обрывание, резание, сгибание, складывание, склеивание.
Экономное использование материала.
3.1 Аппликация из салфеток. 3 2 2 3.2 Элементы квиллинга. 2 2 2 3.3 Аппликации в технике квиллинг. 3 4 4 3.4 Объёмные аппликации из гофрированной бумаги. 3 2 2 2 3.5 Цветы из бумаги. 3 2 2 2 3.6 Снежинки 2 1 1 1 4 Работа с разными материалами 14 3 11 Современные направления бисероплетения. Основные приемы бисероплетения, используемые для плетения цветов, листьев, тычинок: параллельное, петельное, низание дугами. Комбинирование приемов. Анализ моделей, схем. Изготовление букета. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места.
4.1 Бисероплетение3 4 4.2 Техника изонить. Заполнение круга, угла. 1 4.3 Аппликации в технике изонить. 2 4.4 Поделки на основе нитяного кокона 1 4.5 Изготовление нитяных коконов. Оформление объёмных поделок. 3 Итого 135 33 34 34 34 3. Содержание программы
Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных профессиональных навыков. Программа дает возможность ребенку, как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение материала в окружающей жизни.
Работа с природными материалами
Овладение начальными трудовыми умениями по обработке разных материалов: приемы заготовки и хранения природных материалов; приемы изготовления изделий с помощью скручивания, связывания, сгибания, нанизывания, наклеивания, склеивания, скрепления на пластилине; практическая работа по технологической карте; коллективная оценка результатов работы.
Экскурсия в парк. «Очарование осеннего пейзажа» Сбор листьев длязасушивания. В природу за прекрасным. Букеты из осенних листьев, ягод и цветов. Листья. Сравниваем по форме ,размеру ,структуре. Аппликация из осенних листьев
II. Работа с пластическими материалами
Историческая справка о пластилине. Виды пластилина, его свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с пластилином. Разнообразие техники работы с пластилином и соленым тестом.
III. БумагопластикаПриобретение начальных технологических знаний о материалах: бумага (писчая, тетрадная, альбомная, белая, цветная); об инструментах и материалах для скрепления (ножницы, клей ПВА); о простейших способах технологической обработки бумаги: сгибание, скручивание, сминание, обрывание, складывание, вырезывание, надрезание; склеивание; плетение (прямое) из бумажных лент; аппликация; об обозначениях в технологической карте: линия отреза, линия сгиба, место нанесения клея, направление складывания, вдавливание.Овладение начальными трудовыми умениями по обработке бумаги: выбор бумаги (по цвету, фактуре, плотности), разметка по линейному рисунку, по сгибу, тетрадной разлиновке, по готовой вспомогательной форме; выкраивание деталей в разворот и из заготовки, сложенной вдвое и вчетверо. Выполнение изделий из бумаги с помощью приемов сминания, обрывания, складывания; художественного вырезывания, плетения; приемы оригами; аппликация; организация рабочего места; коллективная оценка результатов работ. Инструктаж по технике безопасности. Анализ готовых изделий. Знакомство с технологией работы креповой бумагой. Технология изготовления цветов из креповой бумаги.
Изготовление сувенирной открытки в технике аппликации
IV.Работа с разными материалами
Основные виды бисерного искусства. Техника безопасности. План занятий. Демонстрация изделий. История развития бисероплетения. Использование бисера в народном костюме. Современные направления бисероплетения. Основные приемы бисероплетения, используемые для плетения цветов, листьев, тычинок: параллельное, петельное, низание дугами. Комбинирование приемов. Анализ моделей, схем. Изготовление букета. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правильное положение рук и туловища во время работы. Правила техники безопасности.
4. Предполагаемые результаты реализации программы
Отличительные особенности данной программы от других действующих
Данная программа нацелена на достижение учащимися трёх уровней воспитательных результатов в общекультурной деятельности школьников:
1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь;
2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь;
3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.
В результате работы по программе «Радуга творчества» обучающиеся научатся:
различными видами технологической деятельности;
организовывать коллективную деятельность;
организовывать свою деятельность;
выбирать из многообразия предложенных вариантов самые выигрышные и интересные;работать в группе и индивидуально;
отстаивать свою точку зрения и выслушивать собеседника;
представлять себя и свое творчество за пределами ОУ;
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):
- приобретение школьниками знаний о способах и видах технологической деятельности
-приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни;
-обогащение личного опыта общения детей;
-ориентация на выполнение нравственных норм - заповедей в процессе общения;
- овладение приемами технологической деятельности
Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):
-формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом;
-приобретение школьником опыта самостоятельного выполнения технологических действий;
-привитие чувства долга, ответственности, верности традициям, сохранению и приумножению исторических, культурных, духовных ценностей;
Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия):
- приобретение опыта организаторской, творческой деятельности;
- приобретение школьником опыта самостоятельного общекультурного действия;
-владеет практическими навыками и умениями, которые позволяют уму быть социально защищенным в обществе, применять свое ремесло в течении всей своей жизни.
Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Достижение трёх уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. У учеников могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность в её страновом, этническом и других аспектах.
5. Формы контроля
-участие в творческих конкурсах, выставках декоративно-прикладного творчества
-участие в подготовке и проведении мероприятий, посвящённых семейным праздникам; участие в выставках семейного художественного творчества,
-посещение конкурсов и выставок художественных мастерских, народных ярмарок, фестивалей народного творчества, музейных экспозиций;
-презентации учебных и творческих достижений обучающихся.
Методические рекомендации
Основные способы и формы работы с детьми:
Каждое занятие включает теоретическую и практическую часть. Теоретическая часть дается в основном, в игровой форме. Занятие-игра, этот методический прием дисциплинирует детей, развивает их умственную активность, сообразительность, произвольное внимание и память. Основным содержанием экскурсий для первого года обучения являются наблюдения и выполнение посильных практических исследований в природе, пропаганда охраны природы. На практической части занятия ребята работают с природным материалом . Материалом для работы служат дерево, ветки, листья и т. д. Выполняя флористические работы, учащиеся узнают о возможности использования материалов растительного происхождения (листья, цветы, семена арбуза, дыни, тыквы, косточки сливы, вишни, скорлупа кедровых орехов, береста, ракушки и др. Особое внимание обращается на заготовку материалов и их хранение. Работа с природным материалом таит в себе большие возможности. Она развивает чувство цвета, ритма, пропорции, глазомер, тренирует руку. В процессе обучения формируются, совершенствуются и закрепляются общетрудовые умения и навыки. В частности, умение соблюдать культуру труда: планировать и организовывать свой труд, экономно расходовать материалы, правильно и по назначению их применять.При изготовлении поделок из разных материалов дети учатся самостоятельно решать разнообразные конструкторские и технологические задачи, задачи оформления и художественной отделки изделий. Это способствует более осмысленному выбору приемов работ, развитию фантазии, доставляет им чувство радости, собственной значимости, повышает их самооценку. Итогом работы по программе должно стать желание детей выполнять все более сложные вещи, красивые и необходимые в быту, приносящие пользу и радость людям. В процессе работы учитель должен постоянно помнить о следующем: у ребенка должно быть как можно больше конструкторской деятельности и как можно меньше изобразительной; необходимо расширять представления детей об окружающем мире посредством знакомства с природой и о том, как используют ее богатства люди; необходимо проводить первичное ознакомление с законами природы, на которые при работе опирается человек. Пополнение знаний детей осуществляется за счет ознакомления со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку в обработке сырья и создании предметного мира все предлагаемые для изготовления изделия —это объекты предметного мира; учащиеся должны понимать, что природа дает людям сырье и диктует законы, в соответствии с которыми мы должны осуществлять свою деятельность; изделия предлагаются преимущественно объемные, и их изготовление способствует развитию пространственного мышления ребенка, но некоторые ученики могут, в связи с их индивидуальным развитием, испытывать сложности с такими работами;
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса:
Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, наблюдение, коллективные и индивидуальные обсуждения, самостоятельная работа. Методы контроля: консультация, доклад, выступление, выставка, презентация, мини-конференция
Межпредметные связи на занятиях:
• с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите исследований;
• с уроками труда: изготовление различных элементов по темам.
Диагностика результативности и качества освоения программы.
Педагогический мониторинг
Для успешной реализации программы предлагается непрерывное и систематическое отслеживание результатов деятельности ребенка .Параметры Критерии
Образовательные результаты Освоение детьми содержания образования.
1. Разнообразие умений и навыков.
2. Глубина и широта знаний по предмету.
Детские практические и творческие достижения.
3. Позиция активности ребенка в обучении и устойчивого интереса к деятельности.
4. Разнообразие творческих достижений (выставки, кон курсы их масштаб).
5. Развитие общих познавательных способностей (моторика, воображение, память, речь, внимание).
Эффективность воспитательных воздействий 1. Культура поведения ребенка.
2. Стремление к аккуратности в выполнении задания, и порядку на рабочем месте.
3. Наличие стремления доводить начатое дело до конца
Социально-педагогические результаты 1. Выполнение санитарно-гигиенических требований.
2. Выполнение требований техники безопасности.
3. Характер отношений в коллективе.
4. Отношение к преподавателю.
Показатели критериев определяются уровнем: высокий; средний; низкий.
Мониторинг образовательных результатов
1. Разнообразие умений и навыков
Высокий: имеет четкие технические умения и навыки, умеет правильно использовать инструменты (ножницы, линейка, карандаш, ластик).
Средний: имеет отдельные технические умения и навыки, умеет правильно использовать инструменты.
Низкий: имеет слабые технические навыки, отсутствует умение использовать инструменты.
2. Глубина и широта знаний по предмету.
Высокий: имеет широкий кругозор знаний по содержанию курса, владеет определенными понятиями (название геометрических фигур, определения...) свободно использует технические обороты, пользуется дополнительным материалом.
Средний: имеет неполные знания по содержанию курса, оперирует специальными терминами, не использует дополнительную литературу.
Низкий: недостаточны знания по содержанию курса, знает отдельные определения.
3. Позиция активности и устойчивого интереса к деятельности
Высокий: проявляет активный интерес к деятельности, стремится к самостоятельной творческой активности, самостоятельно занимается дома, помогает другим, активно участвует в соревнованиях.
Средний: проявляет интерес к деятельности, настойчив в достижении цели, проявляет активность только на определенные темы или на определенных эта пах работы.
Низкий: присутствует на занятиях, не активен, выполняет задания толь ко по четким инструкциям, указаниям педагога.
4.Разнообразие творческих достижений
Высокий: регулярно принимает участие в выставках, конкурсах, в масштабе района, города.
Средний: участвует в выставках внутри кружка, учреждения.
Низкий: редко участвует в конкурсах выставках внутри кружка.
5.Развитие познавательных способностей: воображения, памяти, речи, сенсомоторикиВысокий: точность, полнота восприятия цвета, формы, величины, хорошее развитие мелкой моторики рук; обладает творческим воображением; у ребенка устойчивое внимание.
Средний: ребенок воспринимает четко формы и величины, но недостаточно развита мелкая моторика рук, репродуктивное воображение с элементами творчества, , не всегда может сконцентрировать внимание.
Низкий: не всегда может соотнести размер и форму, мелкая моторика рук развита слабо, воображение репродуктивное.
Мониторинг эффективности воспитательных воздействий
1.Культура поведения ребенка
Высокий: имеет моральные суждения о нравственных поступках, соблюдает нормы поведения, имеет нравственные качества личности (доброта, взаимовыручка, уважение, дисциплина) Средний: имеет моральные суждения о нравственных поступках, обладает поведенческими нормами, но не всегда их соблюдает.
Низкий: моральные суждения о нравственных поступках расходятся с общепринятыми нормами, редко соблюдает нормы поведения.
2. Характер отношений в коллективе
Высокий: высокая коммуникативная культура, принимает активное заинтересованное участие в делах коллектива.
Средний: имеет коммуникативные качества, но часто стесняется принимать участие в делах коллектива.
Низкий: низкий уровень коммуникативных качеств, нет желания общаться в коллективе.
Мониторинг социально-педагогических результатов
1. Выполнение санитарно-гигиенических требований.
Высокий уровень: без напоминания преподавателя перед началом занятий и после использования клея или красок моет руки, аккуратно с осторожностью пользуется клеем, красками и фломастерами.
Средний: выполняет санитарно-гигиенические требования не постоянно или после напоминания преподавателя.
Низкий: отказывается полностью или очень редко соглашается выполнять санитарно-гигиенические требования.
2. Выполнение требований техники безопасности.
Высокий уровень: выполняет все правила техники безопасности при работе с ножницами, шилом, другими инструментами.
Средний: выполняет правила техники безопасности после напоминания преподавателя.
Низкий: выполняет правила техники безопасности только под строгим контролем преподавателя.
3. Характер отношений в коллективе.
Высокий уровень: постоянно доброжелательное отношение к другим учащимся, стремление помочь или подсказать, поделиться материалом или инструментами, желание выполнять коллективные работы или руководить их выполнением.
Средний: нет склонности к конфликтам, но нет стремления к активному сотрудничеству с товарищами.
Низкий: стремится к обособлению, отказывается сотрудничать с другими учащимися при выполнении заданий
4. Отношение к преподавателю.
Высокий уровень: внимательно слушает преподавателя, старательно выполняет все требования, может обратиться за необходимой помощью в различных вопросах.
Средний: выполняет требования преподавателя, но держится независимо.
Низкий: игнорирует требования преподавателя, отвечает на вопросы и выполняет задания только по принуждению.
7. Описание материально-технического обеспечения программы
Наименование объекта и средства материально-технического обеспечения Количество Примечания
Библиотечный фонд
Научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с основным содержанием). (см. ниже)
Методическая литература для учителя (см. ниже)
Подборка журналов, других материалов из различных средств массовой информации по данному направлению деятельности обучающихся. П
ПД
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию программ, обучающие программы. Ф Технические средства обучения (оборудование кабинета)
Аудиторская доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.
Экспозиционный экран.
Аудиопроигрыватель.
Персональный компьютер.
Мультимедийный пректор. Д
Д
Д
Д
Д Экранно-звуковые пособия
Видеофильмы по программе.
Аудиозаписи в соответствии с программой.
Презентации. Д
Д
Д Игры и игрушки
Настольные развивающие игры по тематике программы (лото, игры-путешествия).
Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: дом, семья, транспорт и др.)
Наборы карандашей, красок, альбомы для рисования. ППК Список литературы для педагога:

Давыдова Г.Н. «Детский дизайн», Москва, 2006 год.
Романовская А.Л. «Поделки из солёного теста», М.: АСТ; Издательство «Сталкер», 2004 год.
Ткачук Т.М. «Декоративные поделки и панно», М.: АСТ, Издательство «Сталкер», 2007 год.
Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно – прикладного творчества: учебно – методическое пособие/С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова; Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. – Ростов р/Д: Феникс, 2006. – 347 с.: ил. – (Высшее образование).
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч.1/ [М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения).]
Паньшина, И. Г. Декоративно – прикладное искусство. Мн., 1975. - 112с., ил.
Уткин, П. И. Королева, Н. С. Народные художественные промыслы: Учеб. Для проф. учеб. Заведений. – М.: Высш. шк., 1992. – 159с.
Фомина, А. Б. Клубы по интересам и их роль в воспитании детей [Текст] / А. Б. Фомина // Дополнительное образование. – 2004. - №7. – С.9-14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ:
Гирндт С. «Разноцветные поделки из природного материала», М., 2001.
Лебедева Н.Ю. « Лучшие поделки для детей», М.: «РОСМЭН», 2006 год.
Лежнева Л. «Игрушки из природных даров», Москва, Издательство «Махаон», 1999 год.
Перевертень Г. «Поделки из ракушек», Москва, 2007 год.
Преснякова Т.Н. «Азбука мастерства», Москва, 2007год.
Ляукина, М. В. Бисер. – М.: АСТ –ПРЕСС, 1999. – 176 с.: ил. – («Основы художественного ремесла»).
Информационно-методическое обеспечение:
Интернет-ресурсы:
1. Учебно - методический портал http://www.uchmet.ru/library/add_school/entertainment/lessons_sum/
2. Фестиваль педагогических идей “1 сентября” http://festival.1september.ru/
3. “Педсовет” http://pedsovet.su/load/207
4. Методсовет http://metodsovet.su/
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНОПротокол №1 заседания методического объединения Заместитель директора по УВР
учителей начальных классов ___________ О.И.Рудьот « 26 » августа 2013 г. « 26 » августа 2013 г.
Руководитель МО_________ Н.В.Арсентьева