Программа учебного курса. Внеурочная деятельность по общекультурному развитию «Разноцветный мир» (1(подготовительный) — 1 классы)

ГБОУ «Специальная школа-интернат г. Усмань»












Программа учебного курса.
Внеурочная деятельность
по общекультурному развитию
«Разноцветный мир»



Автор программы:
Бурых Елена Владимировна





Усмань 2016г.
Пояснительная записка.

Программа «Разноцветный мир» построена на принципах интеграции трех видов искусства – изобразительного, декоративного и конструктивного, выступающих средством формирования эстетического отношения ребенка к окружающему миру. В настоящее время синтез различных видов искусства приобретает особое значение в коррекционной педагогике, так как способствует возникновению новых возможностей и путей художественного освоения действительности, раскрытию способностей личности ребенка.
Необходимость обращения к синтезу искусств обусловлена психическими и физиологическими возрастными особенностями детей с нарушением интеллекта.
Цель программы – способствовать формированию культурно-нравственных и эстетических качеств личности обучающихся, воспитанников с нарушением интеллекта.
Задачи программы:
способствовать формированию у обучающихся, воспитанников эмоционально- эстетического отношения к окружающему миру через освоение художественно-культурных ценностей;
корректировать эмоционально-чувственную сферу ребенка и его художественно-образное мышление на основе развития зрительных и слуховых представлений;
развивать художественный вкус, умение видеть и понимать красивое;
воспитывать интерес к искусству.
Содержание программы строится на принципах:
культуросообразности – содержание программы выстраивается как последовательное освоение общечеловеческих ценностей культуры, где ведущей ценностью является человек, его неповторимый эмоциональный мир;
интегративности – определяется взаимосвязью и взаимопроникновением разных видов искусства и разнообразной художественно-творческой деятельностью;
взаимосвязи обучения и творчества как важного фактора развития личности воспитанника с нарушением интеллекта.
адаптивности – предполагает гибкое применение содержания и методов эмоционально-творческого развития воспитанников в зависимости от индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого ребенка.
Содержание программы раскрывает эстетические, нравственные и культурно-познавательные ценности окружающего мира, выраженные через художественный образ языком искусства. Оно ориентировано на воспитание эмоционального и осознанного отношения к изобразительному искусству, художественному труду, на умение слушать, видеть, чувствовать и сопереживать различным эмоциональным состояниям, переданным в произведениях искусства.
Занятия по программе «Разноцветный мир» могут быть плодотворными лишь при полном контакте педагога с детьми, знания взрослыми индивидуальных особенностей каждого воспитанника, при гибком планировании педагогом системы своей работы с группой воспитанников. Система занятий по программе «Разноцветный мир» рассчитана на одно занятие в неделю. Структурной особенностью программы является блочно-тематическое планирование занятия при разнообразии практической деятельности.
Весь курс представляет собой единую систему последовательно развивающихся, взаимосвязанных тем, которые раскрывают связь изобразительного, декоративного и конструктивного видов искусства с жизнью человека и общества.
























1 (подготовительный) класс (33ч)

Введение: правила техники безопасности (1ч)
Рисование (8ч)
Вводное занятие «Все дети любят рисовать» (1ч)
«В гостях у Солнышка». Работа с акварелью (1ч)
«Мы рисуем листопад». Работа с акварелью или гуашью (1ч)
«Плывут по небу тучки». Работа с акварелью или гуашью (1ч)
«Разноцветный коврик». Работа с гуашью (1ч)
«Путаница». Работа с фломастерами (1ч)
«Волшебные цветы». Работа цветными карандашами, акварелью или гуашью (2ч)
Работа с пластилином (8ч)
Вводное занятие «Путешествие в Пластилинию» (1ч)
«Яблочко наливное» (1ч)
3. «Кактус в горшке» (1ч)
4. «Чья лесенка длиннее?» (1ч)
5. «Танец снежинок» (1ч)
6. «В гостях у Самовара» (2ч)
7. «Одуванчиковая сказка» (1ч)
Работа с бумагой (8ч)
Вводное занятие «Волшебные комочки» (бумагопластика) (1ч)
«Фрукты» (1ч)
«Чудо-дерево» (1ч)
«Новогодняя игрушка» (1ч)
«Украшаем ёлку» (1ч)
«Букет для мамы» (2ч)
«Праздничный салют» (1ч)
Работа с природным и другим материалом (8ч)
Вводное занятие «Мастерская фантазии» (1ч)
«Гусеничка». Работа с природным материалом (1ч)
«Осенний букет». Составление композиции (1ч)
«Вот она, ёлочка наша». Работа с природным материалом (1ч)
«Весёлые снеговички». Поделка из ватных дисков(1ч)
«Бабочки кружатся, бабочки» Аппликация из конфетных обёрток (1ч)
«Парад игрушек». Свободный выбор материала (2ч)


Ожидаемые результаты.
К концу учебного года в 1 (подготовительном) классе обучающиеся, воспитанники должны знать:
- названия основных цветов;
- название и назначение средств изобразительной деятельности: простые и цветные карандаши, фломастеры, акварельные и гуашевые краски, пластилин, цветная бумага и картон;
- название и назначение ручных инструментов и приспособлений: ножницы, кисточка для клея, игла;
- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными средствами и инструментами.
К концу учебного года в 1 (подготовительном) классе обучающиеся, воспитанники должны уметь:
- правильно сидеть за столом, правильно держать лист бумаги, карандаш, кисточку;
- самостоятельно работать карандашом, кистью;
- ориентироваться на листе бумаги: вверху, внизу, справа, слева, в центре;
- правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены.



















1 класс (33ч)

Введение: правила техники безопасности (1ч)
Рисование (10ч)
Свободная тема «Вспоминаю лето» (1ч)
«Осенний лес». Работа с цветными мелками (1ч)
«Узоры паутины». Работа с одним цветом (1ч)
«Разноцветные мячики». Работа с акварелью или гуашью (1ч)
«Мороз-художник». Работа с белилами (1ч)
«Перо Жар-птицы». Работа с акварелью (1ч)
«Подводный мир. Обитатели подводного мира». Работа с аварелью или гуашью» (2ч)
«Весна идёт!» Работа с акварелью; оттенки зелёного (2ч)
Работа с пластилином (8ч)
«Строим город». Коллективная работа (2ч)
«Дары Осени» (1ч)
«Дождевые тучки». Аппликация (1ч)
«Грибная полянка» (1ч)
«Следы на снегу». Работа с трафаретом (1ч)
«Осьминожкина сказка» (1ч)
«Бабочки» (1ч)
Работа с бумагой (8ч)
Вводное занятие «Волшебные полоски» (1ч)
«Грибной дождик» (1ч)
«Праздничная рубашка для кота Неумейки» (1ч)
«Снежинки» (1ч)
«Ёлочные шары» (1ч)
«Петушок с цыплятами» (2ч)
«Плетём венок» (1ч)
Работа с природным и другим материалом (6ч)
«Осенняя корзинка». Аппликация с использованием
природного материала (1ч)
«Черепашки». Работа с природным материалом (1ч)
«Лоскутное одеяло». Аппликация из ткани (1ч)
«Эти забавные насекомые». Работа с природным материалом (1ч)
«Милой мамочке букет». Поделка из ватных дисков (1ч)
«Дерево желаний». Аппликация с использованием пуговиц (1ч)
Ожидаемые результаты.
К концу учебного года в 1 классе обучающиеся, воспитанники должны знать:

- названия основных цветов и некоторых оттенков;
- название и назначение следующих средств изобразительной деятельности: простые и цветные карандаши, фломастеры, акварельные и гуашевые краски, восковые мелки, пластилин, цветная бумага и картон;
- название и назначение ручных инструментов и приспособлений: ножницы, кисточка для клея, игла;
- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными средствами и инструментами.

К концу учебного года в 1 классе обучающиеся, воспитанники
должны уметь:

- организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за партой
(столом), правильно держать тетрадь для рисования и карандаш;
- выполняя рисунки, использовать только одну сторону листа бумаги;
- обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки,
проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые
(замкнутые) линии;
- ориентироваться на плоскости листа бумаги;
- различать и называть цвета;
- узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела;
- узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов,
животных, растений, известных детям из ближайшего окружения,
сравнивать их между собой;
- лепить несложные объекты;
- составлять простейшие аппликации из разных материалов.

Оценка планируемых результатов освоения программы
Система оценивания результатов обучения детей проходит через участие
обучающихся, воспитанников в выставках, конкурсах, фестивалях.
Выставки: однодневные, тематические, итоговые.


Литература.
Васина Н.С. Бумажная симфония / Надежда Васина. – М.: Айрис-
пресс, 2009.
Гомозова Ю.Б., Гомозова С.А. Праздник своими руками. – Ярославль:
Академия развития: Академия, К*. Академия Холдинг, 2009.
Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства. – М.: Просвещение,2010.
Грошенков И.А. Занятия изобразительным искусством в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учебное пособие для учителей специальных коррекционных школ и студентов дефектологических ф-тов педвузов. – М.: ООО «Институт общегуманитарных исследований», 2007.
Зеленина Е.Л. Играем, познаем, рисуем. – М.: Просвещение,2011.
Иванченко В. Н. Занятия в системе дополнительного образования
детей. Учебно – методическое пособие для руководителей ОУДОД,
методистов, педагогов – организаторов, специалистов по
дополнительному образованию детей, руководителей образовательных
учреждений, учителей, студентов педагогических учебных заведений,
слушателей ИПК. Ростов н/Д: Из-во “Учитель”, 2007.

Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности. – М.: Просвещение,2011.
Коротеева Е.И. Искусство и ты /под. Ред. Б.М.Неменского. – М.: просвещение, 2003.(серия «Школа России»).
Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике /Сост. М.А.Поваляева. – Ростов н/Д: Феникс, 2010.
Парамонова Л.А. Бумажная пластика. Конструирование: Практическое пособие. – М.: «Истоки», 2013.
Полунина В.Н. Гербарий: Составление композиций и орнамента – М.: ООО «Издательство АСТ», 2009.
Программа под ред. В.В.Воронковой «Программы подготовительного и 1-4 классов коррекционных общеобразовательных учреждений VIIIвида», Москва. «Просвещение», 2012.
Уотт Ф. Я умею рисовать /Пер. с англ. О.Солодовниковой. – М.: ООО «Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2013.
Энциклопедия искусства XX века / Автор-сост. О.Б.Краснова. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003.
Интернет – ресурсы.




15