Рабочая программа и календарное планирование по окружающему миру 2 класс


МБОУ «Сиверская средняя общеобразовательная школа №3»
«УТВЕРЖДАЮ»:
Директор ________ Воропаева О.А.
Приказ № 91 от « 29 » августа 2014г.
Рабочая программа
по окружающему миру
(учебный предмет)
для базового уровня класс 2.2
(уровень: базовый, профильный)
2014-2015 учебный год
(срок реализации)
Рабочая программа составлена на основе Примерной государственной программы
по окружающему миру для общеобразовательных школ
Сборник рабочих программ «Школа России»
Окружающий мир (автор А.А. Плешаков.– М.: Просвещение, 2011 год)
(указать точное название программы и ее выходные данные)
Разработчик программы:
Михайловская Юлия Васильевна
(Ф.И.О. учителя)
учитель
(занимаемая должность, квалификационная категория)
«РАССМОТРЕНА»:
на заседании ШМО
Протокол № 5 от «25» июня 2014г.
Руководитель __________/Журжалина М.Л.
(подпись, расшифровка) «СОГЛАСОВАНА»:
Зам. директора по УВР _________________/Журжалина М.Л.
(подпись, расшифровка)
«28» августа 2014г.
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта общего образования, на основе Примерной программы начального общего образования Министерства Образования, программы по предмету «Окружающий мир» для 1-4 классов четырёхлетней начальной школы, авторской программы А.А. Плешакова. Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
Рабочая программа и тематический план ориентированы на использование учебника УМК «Школа России» «Окружающий мир» (автор А.А. Плешаков), включённого в Федеральный перечень учебников, рекомендованных МО и Н РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2014/2015 учебный год.
Изучение курса «Окружающий мир» во 2 классе направлено на достижение следующих целей:
— формирование представлений о картине мира и осознание места в нём;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России.
Основными задачами реализации данного курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имеет интегративный характер, соединяет в себя природоведческие, обществоведческие, исторические знания.
В ходе его изучения курса школьники овладеют основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, будут учиться осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
2. Общая характеристика курса
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественнонаучных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в про грамме каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового от ношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родите ли учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
3. Место курса в учебном плане.
Учебным планом и программой предусмотрено 68 часов (из расчета 2 часа в неделю). Годовое календарное планирование выполнено на 68 часов.
Распределение учебного времени по четвертям:
1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть Год
18 15 20 15 68
Формой организации учебного процесса является классно-урочная система. Контроль осуществляется через самостоятельные, проверочные работы, которые планируются согласно разработанному тематическому планированию по отдельным темам и разделам.
4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Окружающий мир»
Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии её форм.
Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
Человечество как многообразие народов, культур, религий.
Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, на роду, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
5. Результаты изучения курса.
Данная программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии при роды, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;7) активное использование речевых средств и средств ин формационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым при знакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»; 
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Планируемые результаты второго года обучения
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации — русского языка*;
представления о связях между изучаемыми объектами и явлениями действительности (в природе и обществе);
представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов  России, выступающей в форме национального  языка, национальной одежды, традиционных занятий и праздничных обычаев;
овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о сезонных изменениях в природе и жизни людей;
понимание и принятие норм и правил школьной жизни, внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к предмету «Окружающий мир»;
познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни;
представление о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их последствий и через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям*;
эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, архитектурных сооружений и других достопримечательностей Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России и разных стран;
этические чувства и нормы на основе представлений о взаимоотношениях  людей в семье, семейных традициях, своей родословной, осознания ценностей дружбы, согласия, взаимопомощи, а также через освоение норм экологической этики;
способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий, в том числе учебных проектов*;
установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе представлений о строении и работе организма человека, режиме дня, правилах личной гигиены, правилах безопасного поведения в быту, на улице, в природном окружении, при контактах с незнакомыми людьми;
бережное отношение к материальным и духовным ценностям через выявление связей между отраслями экономики, построение элементарных производственных цепочек, осмысление вклада труда людей разных профессий в создание материальных и духовых ценностей.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся научится:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;
сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);
выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);
планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;
фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;
соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;
контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.
Познавательные
Обучающийся научится:
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;
находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;
использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;
понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;
анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;
классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);
осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;
моделировать объекты,  явления и связи в окружающем мире (в том числе связи в природе, между отраслями экономики, производственные цепочки).
Коммуникативные
Обучающийся научится:
включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;
формулировать ответы на вопросы;
слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;
высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);
поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;
признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм); 
готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;
составлять небольшие рассказы на заданную тему.
 
Предметные результаты
Обучающийся научится:
находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России;
называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут учащиеся;
различать государственные символы России — флаг, герб, гимн;
приводить примеры народов России;
сравнивать город и село, городской и сельский дома;
различать объекты природы и предметы рукотворного мира;
оценивать отношение людей к окружающему миру;
различать объекты и явления неживой и живой природы;
находить связи в природе, между природой  и человеком;
проводить наблюдения и ставить опыты;
измерять температуру воздуха, воды, тела человека;
определять объекты природы с помощью атласа-определителя;
сравнивать объекты природы, делить их на группы;
ухаживать за комнатными растениями  и животными живого уголка;
находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;
соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки;
различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь;
прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью моделей;
узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение;
различать виды транспорта;
приводить примеры учреждений  культуры и образования;
определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий;
различать внешнее и внутреннее строение тела человека;
правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;
соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;
различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;
соблюдать основные правила противопожарной безопасности;
правильно вести себя при контактах с незнакомцами;
оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников;
приводить примеры семейных традиций;
соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками, правила культурного поведения в школе и  других общественных местах;
различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;
ориентироваться на местности разными  способами;
различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору;
различать водоёмы, узнавать их по описанию;
читать карту и план, правильно показывать на настенной карте;
находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны;
различать физическую и политическую карты, находить и показывать на политической карте мира разные страны.
6. Содержание программы
Содержание тем:
Где мы живем?
Родна страна. Город и село. Природа и рукотворный мир. Наш адрес в мире.
Природа
Неживая и живая природа. Явления природы. Что такое погода. В гости к осени. Звездное небо. Заглянем в кладовые земли. Про воздух и про воду. Какие бывают растения. Какие бывают животные. Невидимые нити. Дикорастущие и культурные растения. Дикие и домашние животные. Комнатные растения. Животные живого уголка. Про кошек и собак. Красная книга.
Жизнь города и села
Что такое экономика. Из чего что сделано. Как построить дом. Какой бывает транспорт. Культура и образование. Все профессии важны. В гости к зиме.
Здоровье и безопасность
Строение тела человека. Если хочешь быть здоров. Берегись автомобиля! Школа пешехода. Домашние опасности. Пожар. На воде и в лесу. Опасные незнакомцы.
Общение
Наша дружная семья. В школе. Правила вежливости. Ты и твои друзья. Мы – зрители и пассажиры.
Путешествия
Посмотри вокруг. Ориентирование на местности. Формы земной поверхности. Водные богатства. В гости к весне. Россия на карте. Путешествие по Москве. Московский Кремль. Город на Неве. Путешествие по Оке. Путешествие по планете. Путешествие по материкам. Страны мира. Впереди лето.
7. Тематическое планирование
Программа «Окружающий мир» Плешакова А.А. для 2 класса состоит из 6 разделов:
Где мы живем – 4 часа.
Природа – 20 часов.
Жизнь города и села – 10 часов.
Здоровье и безопасность – 9 часов.
Общение – 7 часов.
Путешествия – 18 часов.
На основе этого материала разработан тематический план и перечень контрольных мероприятий:
№ Название темы Кол-во часов Экскурсия Проект Тест Практическая работа и опыты Проверка
знаний
1 Где мы живем? 4 1 1
2 Природа 20 1 1 3 5/2 1
3 Жизнь города и села 10 1 2 2 1
4 Здоровье и безопасность 9 2 1 1
5 Общение 7 1 1 1 1
6 Путешествия 18 1 2 2 2 1
Всего 68 3 7 10 9/2 6
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений.
*Описание основных видов деятельности учащихся подробно изложено в календарном планировании.
8. Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения.
Литература:
Плешаков А.А.Окружающий мир. Учебник для 2 класса начальной школы. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2011.
Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2011.
Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д. Окружающий мир: Тесты: 2 класс. – М.: Просвещение, 2011.
Плешаков А.А. Окружающий мир. Поурочные разработки. 2 класс. – М.: Просвещение, 2011.
Плешаков А.А. От земли до неба: Атлас-определитель: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011.
Сборник рабочих программ «Школа России», - М.: Просвещение, 2011.
ТСО:
Компьютер.
Проектор.
Интерактивная доска
Литература
Варли К., Майлз Л. География: Энциклопедия. - М.: Росмен, 2011.
Елкина Н.В., Тарабарина Т.И. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 2011.
Моя первая энциклопедия: «Дикие животные», TIME-LIFE. - Смоленск: Русич, 2011.Нуждина Т.Д. Энциклопедия для малышей: Чудо - всюду. Мир людей. - Ярославль: Академия, К°. Академия Холдинг, 2010.
Нуждина Т.Д. Энциклопедия для малышей: Чудо - всюду. Мир животных и растений. –
Ярославль: Академия развития, Академия К°, Академия Холдинг, 2010.
Сухин И.Г. 800 загадок - 100 кроссвордов. - М.: Новая школа, 2011.
Что такое? Кто такой? В З т. - М.: Педагогика-Пресс, 2010.
Я познаю мир: Дет. энциклопедия: Животные. / Сост. П.Р.Ляхов; Подобщ. ред.О.Г.Хинн. М.: ТКО«АСТ», 2010.
Я познаю мир: Дет. энциклопедия: Растения. / Сост. Л.А.Багрова; Под общ. ред. О.Г.Хинн. - М.:
ТКО «ACT», 2010.
Календарно-тематическое планирование
на 2014-2015 уч. г. (68 часов)
Предмет: окружающий мир
Класс: 2 класс
УМК: Школа России
Окружающий мир: учебник для 2 класса: В 2 ч. /Плешаков А.А. – М.: Просвещение, 2012.
Дата По факту № урока Тема урока и
формы контроля Виды деятельности учащихся ТСО, наглядные пособия Стр.
С начала года По теме 1 полугодие. 33 часа.
1 четверть. 18 часов.
Где мы живем. 4 часа.
02.09 1. 1. Знакомство с учебником.
Родная страна. Понимание учебной задачи урока и стремление её выполнить; рассматривание иллюстрации учебника, извлечение из них нужной информации о стране. Различие государственной символики Российской Федерации; описывание достопримечательности столицы; нахождение на карте Российской Федерации, Москвы – столицы России. Называние народов России, обсуждение, чем различаются народы России и что связывает их в единую семью; работа со взрослыми: нахождение информации о народах своего края; ответы на итоговые вопросы и оценивание своих достижений на уроке. Учебник,
МП 4-7
05.09 2. 2. Город и село. Проект «Родной город (село)» Понимание учебной задачи урока и стремление её выполнить; рассматривание иллюстрации учебника, сравнение города и села. Знания отличия города и села; называние сходства и различия городского и сельского домов. Рассказывание о своём городе, о главной улице, достопримечательностях. В ходе выполнения проекта обучение учащихся: фотографированию наиболее значимые достопримечательностей своего родного города; нахождение в книгах и сети Интернет соответствующих материалов; составление устных рассказов; выступление с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды); оценивание результатов собственного труда и труда товарищей. Учебник,
МП 8-13
09.09 3. 3. Природа и рукотворный мир Понимание учебной задачи урока; приведение примеров объектов природы и предметов рукотворного мира. Работа в парах: различие объектов природы и предметов рукотворного мира. Рассуждение о том, что в окружающем мире зависит от наших поступков; рассказывание о своём отношении к природе, к рукотворному миру, оценивание отношение людей к окружающему миру, ответы на итоговые вопросы и оценивание своих достижений на уроке. Учебник,
МП 14-17
12.09 4. 4. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живем» Выполнение тестовых заданий учебника; выступление с подготовленными сообщениями, иллюстрирование их наглядными материалами; обсуждение выступления учащихся; оценивание своих достижений и достижений других учащихся. Учебник 18-22
Природа. 20 часов.
16.09 5. 1. Неживая и живая природа Понимание учебной задачи урока; называние объектов неживой и живой природы. Работа в парах: различие объектов неживой и живой природы, классификация объектов живой или неживой природы по отличительным признакам. Называние отличия живых существ от предметов неживой природы. Рассказывание, как связаны между собой неживая и живая природа, ответы на вопросы и оценивание своих достижений на уроке. Учебник,
МП 23-27
19.09 6. 2. Явления природы. Практическая работа №1. Описание сезонных изменений в природе. Исследование (на основе наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года. Характеристика признаков времен года. Приведение примеров явлений в живой и неживой природе. Рассказывание по рисунку, какие бывают термометры. Знание правил пользования термометрами. Измерение температуры воздуха, воды с помощью термометра. Измерение медицинским термометром температуры своего тела. Учебник,
термометр 28-31
23.09 7. 3. Что такое погода Понимание учебной задачи урока; знание из чего складывается погода. Наблюдение погоды самостоятельно и в группах и описание ее состояния. Обозначение явлений погоды условными знаками. Приведение примеров погодных явлений, знание, что помогает предсказывать погоду. Ответы на вопросы и оценивание своих достижений на уроке. Учебник,
МП 32-35
26.09 8. 4. В гости к осени. Экскурсия Проведение групповых наблюдений во время экскурсии «Времена года в нашем крае». Наблюдение погоды самостоятельно и в группах и описание ее состояния. 30.09 9. 5. В гости к осени. Описание сезонных изменений в природе. Характеристика признаков времен года. Исследование(на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года. Учебник,
МП 36-39
03.10 10. 6. Звездное небо. Тест Понимание учебной задачи урока и стремление её выполнить; характеристика особенности звезд и планет на примере Солнца и Земли. Работа с готовыми моделями, картой звёздного неба. Различие изученных созвездий. Извлечение(по заданию учителя) необходимой информации из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) и обсуждение полученных сведений. Учебник,
Карта звездного неба 40-43
07.10 11. 7. Заглянем в кладовые Земли. Практическая работа №2. Различие горных пород и минералов, различие составных частей гранита. Наблюдение простейших опытов по изучению свойств полезных ископаемых. Характеристика свойств изученных полезных ископаемых. С помощью атласа-определителя приведение примеров горных пород и минералов. Различие изученных полезных ископаемых. Описание их применение в хозяйстве человека. Ответы на вопросы и оценивание своих достижений на уроке Учебник,
Атлас-определитель,
МП 44-47
10.10 12. 8. Про воздух… Опыт №1 Наблюдение простейших опытов по изучению свойств воздуха. Характеристика свойств воздуха. Наблюдение погоды самостоятельно и в группах и описание ее состояния. Измерение температуры воздуха с помощью термометра. Знание условий, необходимых для жизни растений и животных. Нахождение информации об охране чистоты воздуха; ответы на итоговые вопросы и оценивание своих достижений на уроке. Учебник,
МП 48-51
14.10 13. 9. …И про воду. Опыт №2 Наблюдение простейших опытов по изучению свойств воды.
Характеристика свойств воды. Измерение температуры воды с помощью термометра. Знание, где используется вода, как и почему она загрязняется. Умение называть свойства воды; рассказывание о роли воды для живой природы; называние очистительных сооружений. Нахождение информации об охране чистоты воды; ответы на итоговые вопросы и оценивание своих достижений на уроке. Учебник,
МП 52-55
17.10 14. 10. Какие бывают растения. Практическая работа №3 Классификация растений по отличительным признакам, сравнение деревьев, кустарников и трав. Знание отличий деревьев, кустарников, трав. Знание отличий лиственных и хвойных деревьев. Называние деревьев, кустарников и трав своего края. Составление устного рассказа о красоте растений, фотографирование красивых растений; нахождение в книгах и сети Интернет соответствующего материала; выступление с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды); оценивание результатов собственного труда и труда товарищей. Учебник,
МП 56-59
21.10 15. 11. Какие бывают животные Тест Классификация животных по отличительным признакам, знание особенности их внешнего вида, питания, размножения. Выделение и сравнение признаков этих групп. Описание внешнего вида, характерные особенности представителей зверей, птиц, рыб, насекомых. Характеристика диких и домашних животных. Знание условия необходимых для жизни животных. Обсуждение в группах и объяснение правил поведения в природе. Учебник,
МП 60-63
24.10 16. 12. Невидимые нити Рассказывание о связях неживой и живой природы. Нахождение связи в природе, между природой и человеком. Извлечение (по заданию учителя) необходимой информации из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о растениях и животных своего региона и обсуждение полученных сведений. Оценивание конкретных примеров поведения в природе. Учебник 64-67
28.10 17. 13. Дикорастущие и культурные растения Деление растений на дикорастущие и культурные (деревья, кустарники, травы), характеристика их особенностей. Приведение примеров дикорастущих и культурных растений своего края. Называние культурных растений (овощных, плодовых, зерновых, декоративных, прядильных). Рассказывание, для чего люди выращивают культурные растения. Оценивание воздействия человека на природу, выполнение правил поведения в природе и участие в её охране. Ответы на вопросы и оценивание своих достижений на уроке.
Учебник,
МП 68-71
31.11 18. 14. Дикие и домашние животные Знание условий необходимых для жизни животных. Объяснение, каких животных называют дикими, а каких – домашними. Приведение примеров диких и домашних животных своего края. Работа в парах: рассматривание иллюстраций учебника, рассказывание по ним, что человек получает от домашних животных. Нахождение в книгах и сети Интернет информации о животных. Рассказывание о значении домашних животных для человека. Ответы на вопросы и оценивание своих достижений на уроке Учебник,
МП 72-75
2 четверть. 15 часов
11.11 19. 15. Комнатные растения. Практическая работа №4 Характеристика условий, необходимых для жизни растений. Рассказывание о роли растений в природе и жизни людей. Сравнение и различие дикорастущих и культурных растений. Знание особенности выращивания комнатных растений. С помощью атласа-определителя узнавание названия комнатных растений своего класса и определение их родины. Выполнение практической работы по уходу за комнатными растениями и их пересадке. Учебник,
Комнатные растения 76-79
14.11 20. 16. Животные живого уголка. Тест Понимание учебной задачи урока; рассказывание, каких животных часто содержат в живых уголках. Определение животных живого уголка, ухаживание за некоторыми из этих животных. С помощью атласа-определителя узнавание названия аквариумных рыбок. Рассказ о своих домашних питомцах. Извлечение необходимой информации из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о животных живого уголка. Учебник,
МП 80-83
18.11 21. 17. Про кошек и собак. Практическая работа №5. Понимание учебной задачи урока; приведение примеров пород кошек и собак. Различие изученных пород. С помощью атласа-определителя называние пород собак. Нахождение в дополнительной литературе и сети Интернет интересных материалов о кошках и собаках; выступление с подготовленным сообщением о какой-нибудь породе собак, опираясь на фотографии (слайды); оценивание результатов собственного труда и труда товарищей. Учебник,
МП 84-87
21.11 22. 18. Красная книга Знание истории создания Красной книги России; называние2-3 видов растений и животных, занесённых в Красную книгу. Объяснение, почему они попали в Красную книгу. Составление общего плана рассказа о редком растении или животном. С помощью дополнительной литературы, Интернета нахождение интересного материала о Красной книге, выступление с подготовленным сообщением о любом растении или животном, внесённом в Красную книгу России. Выполнение правил поведения в природе. Ответы на итоговые вопросы и оценивание своих достижений и достижений других учащихся на уроке. Учебник 88-91
25.11 23. 19. Будь природе другом! Проект «Красная книга, или возьмем под защиту» Понимание учебной задачи урока и стремление её выполнить; объяснение экологических знаков. Работа в парах: обсуждение основных причин сокращения численности растений и животных. Анализ влияния современного человека на природу, оценивание примеров зависимости благополучия жизни людей от состояния природы. Моделирование ситуации по сохранению природы и ее защите, выполнение Правил друзей природы. В ходе выполнения проекта обучение учеников : работе в парах и группах; сбору в книгах и сети Интернет соответствующей информации; подготовка рисунков или фотографий; оформление книг; составление устного рассказа; выступление с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды); оценивание результатов собственного труда и труда товарищей Учебник,
МП 92-97
28.11 24. 20. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа» Выполнение тестовых заданий учебника; выступление с подготовленными сообщениями, иллюстрация их наглядными материалами; обсуждение выступления учащихся; оценивание своих достижений и достижений других учащихся Учебник,
МП 98-102
Жизнь города и села. 10 часов
02.12 25. 1. Что такое экономика Понимание учебной задачи урока; знание понятие «экономика»; первоначальные представления об экономике города и села, об отдельных производственных процессах. Называние составных частей экономики и объяснение их взаимосвязи. Работа в парах: рассказ о представленных на фотографиях отраслях экономики, называние профессии людей, которые трудятся в этих отраслях. Объяснение, как взаимосвязаны отрасли экономики. В дополнительной литературе, Интернете нахождение информации о том, какие деньги используются в разных странах. Анализ ситуации использования различных денежных единиц. Учебник,
МП 103-107
05.12 26. 2. Из чего что сделано Знание материалов и объектов труда; составных частей экономики; названия товаров, профессий. Определение материалов, из которых изготовлены товары. Классификация и группировка материалов и товаров, которые из них сделаны.Работа в парах: рассказ по рисункам, как производят товары. Извлечение необходимой информации из учебника и дополнительной литературы и обсуждение полученных сведений. Изображение производственной цепочки с помощью моделей. Учёба уважительному отношению к труду. Учебник,
МП 108-111
09.12 27. 3. Как построить дом. Тест Узнавание различных строительных машин и материалов. Нахождение сходства и различия при строительстве городского и сельского дома. Рассказ она значении строительных машин, определение какие строительные материалы для чего служат. Определение этапов строительства дома. Называние строительных профессий и характеристика деятельности людей учебник 112-115
12.12 28. 4. Какой бывает транспорт Рассказ об истории транспорта, используя информацию из учебных текстов. Приведение примеров различных видов транспорта: наземного, водного, воздушного, подземного; пассажирского, грузового, специального; личного, общественного. Деление на группы средств транспорта. Составление общего плана рассказа об истории различных видов транспорта. Ответы на итоговые вопросы и оценка своих достижений и достижений других учащихся на уроке Учебник,
МП 116-119
16.12 29. 5. Культура и образование Знание понятия «культура», «образование», «культурное учреждение», «образовательное учреждение»; называние профессии в сфере образования и культуры. Обсуждение, какую роль играют учреждения культуры и образования. Ответы на вопросы и оценивание своих достижения Учебник,
МП 120-123
19.12 30. 6. Все профессии важны. Проект «Профессии» Понимание учебной задачи урока; называние составных частей экономики. Определение профессии людей по фотографиям и описаниям. Приведение примеров профессий, связанных с различными отраслями экономики. Объяснение, как взаимосвязан труд людей разных профессий. Подготовка рассказов о профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками. Учебник,
МП 124-129
23.12 31. 7. В гости к зиме. Экскурсия Наблюдение погоды самостоятельно и в группах и описание ее состояния. 26.12 32. 8. В гости к зиме. Тест Описание зимних явлений в неживой и живой природе. Рассказ о своих наблюдениях в природе родного края. Исследование связи жизнедеятельности растений, животных и времени года. Устанавливание связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе. Формулирование правил безопасного поведения на улице зимой. Учебник,
МП 130-133
30.12 33. 9. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села» Выполнение тестовых заданий учебника; выступление с подготовленными сообщениями, иллюстрация их наглядными материалами; обсуждение выступления учащихся; оценивание своих достижений и достижений других учащихся Учебник 134-138
2 полугодие 35 часов
3 четверть 20 часов
13.01 34. 10. Презентация проектов «Родной город (село)», «Красная книга, или Возьмем под защиту», «Профессии» В ходе выполнения проекта обучение учеников: сбору, записи рассказов, дополнение их фотографиями. Выступление с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды). Оценивание результатов собственного труда и труда товарищей. МП Здоровье и безопасность. 9 часов
16.01 35. 1. Строение тела человека Понимание учебной задачи урока; различие внешнего и внутреннего строения человека. Показ на своём теле части тела. Изучение с помощью рисунка внутреннего строения тела человека. Показ на своём теле, где находятся эти органы. Знание основных систем органов человека, их роль в организме; правила сохранения и укрепления здоровья; понятие «здоровый образ жизни». Оценивание результатов своего труда и труда товарищей. Учебник,
МП 4-7
20.01 36. 2. Если хочешь быть здоров. Тест Объяснение, почему нужно чистить зубы и мыть руки; почему нужно есть много овощей и фруктов; зачем мы спим ночью. Составление режима дня, рассказ о своём режиме дня. Работа в парах: называние продуктов растительного и животного происхождения. Знание правил сохранения и укрепления здоровья, основные правила личной гигиены, правила ухода за зубами. Ответы на итоговые вопросы и оценивание своих достижений и достижений других учащихся на уроке. Учебник 8-11
23.01 37. 3. Берегись автомобиля! Понимание учебной задачи урока; знание правил поведения на дороге, в транспорте; различие основных дорожных знаков, необходимых пешеходу. Умение выполнять правила дорожного движения. Работа в парах: формулирование правил безопасности. Ответы на итоговые вопросы и оценивание своих достижений и достижений других учащихся на уроке. Учебник, МП 12-13
27.01 38. 4. Школа пешехода. Практическая работа № 6 Понимание учебной задачи урока и стремление её выполнить; знание правил поведения на дороге, в транспорте; различие основных дорожных знаков, необходимых пешеходу. Умение выполнять правила дорожного движения. Придумывание и выполнение различных упражнений, помогающих лучше усвоить правила безопасности. Оценивание результатов своего труда и труда товарищей. Учебник 14-17
30.01 39. 5. Домашние опасности Понимание учебной задачи урока; учение предвидеть опасную ситуацию и не допускать её. Объяснение, чем могут быть опасны предметы на фотографиях и рисунках в учебнике. Знание правил обращения с электро- и газооборудованием, колющими и режущими предметами, лекарствами. Умение выполнять правила безопасного поведения дома. Знание телефонов экстренной помощи. Учебник,
МП 18-21
03.02 40. 6. Пожар! Тест Знание основных правил противопожарной безопасности. Учёба вызывать пожарных по телефону. Рассказывание, для чего нужны предметы, изображённые на фотографиях. Объяснение, чем опасен пожар. Знание, что нужно делать в случае возникновения пожара. Знание телефонов экстренной помощи. Учебник,
МП 22-25
06.02 41. 7. На воде и в лесу Знание основных правил безопасного поведения на воде и в лесу. Различие съедобных и несъедобных ягод и грибов. С помощью атласа-определителя узнавание названия жалящих насекомых. Рассказ, как нужно вести себя во время купания в реке, озере или море. Ответы на итоговые вопросы и оценивание своих достижений и достижений других учащихся на уроке. Учебник,
МП 26-29
10.02 42. 8. Опасные незнакомцы Понимание учебной задачи урока; знание правил поведения в социальной среде, как вести себя с неизвестными людьми. Умение выполнять правила безопасного поведения при встрече с незнакомыми людьми. Обсуждение ситуации, в которые попали герои рассказов из учебника. Приведение примеров подобных ситуаций. Соблюдение осторожности при общении с незнакомыми людьми. Ответы на итоговые вопросы и оценивание своих достижений и достижений других учащихся на уроке Учебник,
МП 30-35
13.02 43. 9. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность» Выполнение тестовых заданий учебника; выступление с подготовленными сообщениями, иллюстрирование их наглядными материалами; обсуждение выступления учащихся; оценивание своих достижений и достижений других учащихся Учебник 36-40
Общение. 7 часов
17.02 44. 1. Наша дружная семья Понимание учебной задачи урока; знание понятия «культура общения», «семья», рассказ о своей семье, приведение примеров семейных традиций. Моделирование ситуации общения с людьми разного возраста. Оценивание реальных и игровых ситуаций общения. Знание правил культурного общения и учение их выполнять. Учебник 42-45
20.02 45. 2. Проект «Родословная» В ходе выполнения проекта ученики учатся: сбору информации об истории своей семьи в нескольких поколениях. Узнавание своей родословной и изображение её в виде дерева. Изучение своей родословной, расспрашивая старших, просматривая семейный альбом, семейный архив записывание рассказов. Выступление с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды). Оценивание результатов собственного труда и труда товарищей. Учебник, МП 46-47
24.02 46. 3. В школе Рассуждение о роли школы в нашей жизни. Знание и соблюдение правил культурного поведения в школе, правил вежливости при общении со взрослыми и сверстниками. Оценивание характера взаимоотношений людей в школе. Рассказывание о своём школьном коллективе. Формулирование правил поведения на уроке и на перемене. Ответы на итоговые вопросы и оценивание своих достижений и достижений других учащихся на уроке. Учебник,
МП 48-51
27.02 47. 4. Правила вежливости. Тест Понимание учебной задачи урока; знание понятия «культура общения»; правил вежливости. Умение: выполнять элементарные нормы общения в семье, в школе; выполнение основных правил поведения и элементарных норм общения в общественных местах. Работа в парах: моделирование ситуации общения, разговора по телефону. Объяснение, что такое «культура» поведения». Оценивание реальных и игровых ситуаций общения. Учебник,
МП 52-55
03.03 48. 5. Ты и твои друзья. Практическая работа №7 Понимание учебной задачи урока; знание правил культурного поведения, правил поведения в гостях, привил приёма гостей, учение их выполнять. Работа в парах: обсуждение правил поведения за столом по рисункам в учебнике. Объяснение, что самое ценное в дружбе. Нахождение пословиц и поговорок разных народов о дружбе, друзьях, согласии, взаимопомощи, о добре и справедливости. Оценивание результатов собственного труда и труда товарищей. Учебник,
МП 56-59
06.03 49. 6. Мы – зрители и пассажиры Понимание учебной задачи урока; знание основных правил поведения в общественных местах. Моделирование ситуации общения с людьми в транспорте, театре. Объяснение, зачем нужна культура поведения в общественных местах. Оценивание реальных и игровых ситуаций общения. Учебник,
МП 60-63
10.03 50. 7. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение» Выполнение тестовых заданий учебника; выступление с подготовленными сообщениями, иллюстрация их наглядными материалами; обсуждение выступления учащихся; оценивание своих достижений и достижений других учащихся. Учебник 64-68
Путешествия. 18 часов
13.03 51. 1. Посмотри вокруг Знание понятия «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта»; условные обозначения сторон горизонта. Обозначение сторон горизонта на схеме. Перечисление основных и промежуточных сторон горизонта. Учение ориентироваться на местности с помощью компаса; показ на карте, глобусе материков, океанов, гор, равнин, морей, рек; оценивание своих достижений и достижений других учащихся Учебник,
МП 70-73
17.03 52. 2. Ориентирование на местности Знание правил определения сторон горизонта с помощью компаса; условные обозначения сторон горизонта. Ответы на итоговые вопросы и оценивание своих достижений и достижений других учащихся на уроке Учебник,
МП 74-75
20.03 53. 3. Ориентирование на местности. Практическая работа №8 Освоение приём ориентирования на местности по компасу, солнцу, по местным природным признакам ; показ на карте, глобусе материков, океанов, гор, равнин, морей, рек. Умение пользоваться компасом. Учебник,
компас 76-77
4 четверть 15 часов.
31.03 54. 4. Формы земной поверхности. Тест Понимание учебной задачи урока; различие по карте и показ различных форм земной поверхности. Сравнение по схеме холма и горы. Поиск на физической карте России равнин и гор и определение их названия. Рассказ о красоте гор по фотографиям и своим впечатлениям. Моделирование форм поверхности из песка, глины или пластилина. Оценивание своей работы. Учебник,
карта 78-81
03.04 55. 5. Водные богатства Понимание учебной задачи урока; знание понятия «водоём». Сравнение и различие разных форм водоемов. Работа в парах: рассказ по схеме о частях реки.
Поиск на физической карте России разных водоемов и определение их названия. Рассказ о водных богатствах страны по фотографиям и своим впечатлениям Учебник,
Карта,
МП 82-85
07.04 56. 6. В госте к весне. Экскурсия Наблюдение погоды и описание ее состояния. Рассказ о весенних явлениях в неживой и живой природе. Исследование связей жизнедеятельности растений, животных и времени года. Узнавание и называние раннецветущие растения, перелётных птиц. Объяснение, как изменяется весной высота солнца над горизонтом и к чему это приводит. Оценивание своей работы. 10.04 57. 7. В гости к весне Учебник,
МП 86-89
14.04 58. 8. Россия на карте. Практическая работа №9 Работа с глобусом и картой: понимание условных знаков, показ территории России, ее государственных границ. Участие в практической работе с картой: определение местонахождения Москвы и других крупнейших городов на карте России. Сравнение изображения нашей страны на глобусе и карте России. Объяснение, что обозначают цвета на карте. Умение показывать объекты на настенной карте. Ответы на итоговые вопросы и оценивание своих достижений и достижения других учащихся на уроке. Учебник,
Глобус,
карта 90-95
17.04 59. 9. Проект «Города России» В ходе выполнения проекта обучение учеников: подготовке фоторассказов о разных городах России. Поиск в книгах и сети Интернет соответствующих материалов; выступление с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды); оценивание результаты собственного труда и труда товарищей. Учебник, МП 96-97
21.04 60. 10. Путешествие по Москве Понимание учебной задачи урока; с помощью учебника выяснение, когда и кем был основан город Москва. Рассказ о столице, о гербе Москвы. Рассматривание плана Москвы. Описание достопримечательностей столицы России. Ответы на итоговые вопросы и оценивание своих достижений и достижений других учащихся на уроке. Учебник,
МП 98-101
24.04 61. 11. Московский Кремль Рассказ о достопримечательностях Москвы. Объяснение, что значит Московский Кремль для каждого жителя России. Поиск в дополнительной литературе и в сети Интернет сведений о достопримечательностях Московского Кремля. Подготовка сообщения по готовому плану. Выступление перед классом, оценивание результатов собственного труда и труда товарищей. Учебник 102-107
28.04 62. 12. Город на Неве Понимание учебной задачи урока; описание достопримечательностей Санкт-Петербурга. Рассматривание фотографий, н поиск в дополнительной литературе и сети Интернет сведений о достопримечательностях Северной столицы. Работа в группах: обсуждение своих впечатлений. Выступление с сообщениями перед классом. Учебник,
МП 108-113
05.05 63. 13. Путешествие по планете. Тест Работа с глобусом и картой: понимание условных знаков, показ на карте мира океанов и материков (континенты). Работа с иллюстрациями и видеокадрами из разных уголков планеты. Нахождение этих мест на карте. Сравнение глобуса и карты мира. Ответы на итоговые вопросы и оценивание своих достижений и достижений других учащихся на уроке. Учебник,
Карта,
глобус 114-117
08.05 64. 14. Путешествие по материкам Работа с глобусом и картой: понимание условных знаков, показ на карте мира материков. Нахождение информации об особенностях каждого материка в учебнике и других источниках. Подготовка сообщения о каждом материке и выступление перед классом. Ответы на итоговые вопросы и оценивание своих достижений и достижений других учащихся на уроке. Учебник,
Глобус,
карта 118-123
12.05 65. 15. Страны мира. Проект «Страны мира» Работа с глобусом и картой: понимание условных знаков, различие физической и политической карты. Нахождение и показ на политической карте мира нашей страны Приведение примеров стран, расположенных на разных материках. Называние достопримечательности 2-3 стран. Оценивание результатов своего труда и труда товарищей. Учебник,
Глобус,
карта 124-129
15.05 66. 16. Впереди лето
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия» Рассказ о сезонных явлениях природы. Приведенне примеров летних явлений в неживой и живой природе. Определение растений и животных с помощью атласа-определителя. Составление рассказа о красоте животных по своим наблюдениям. Оценивание своей работы. Учебник,
МП 130-133
19.05 67. 17. Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира» Выполнение тестовых заданий учебника; выступление с подготовленными сообщениями, иллюстрирование их наглядными материалами; обсуждение выступлений учащихся; оценивание своих достижений и достижений других учащихся. Понимание учебной задачи урока; знание основных терминов и понятий, выступление с подготовленными сообщениями, иллюстрирование их наглядными материалами; обсуждение выступления учащихся; оценивание своих достижений и достижений других учащихся. Делать выводы Учебник МП 134-139
22.05 68. 18. Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира» Лист корректировки учебной программы
№ урока Тема урока Причина корректировки Способ корректировки
Критерии анализа
Диагностическая карта оценки рабочих программ Класс 2.2
Михайловская Юлия Васильевна
Пояснительная записка Русский язык Литературное чтение Математика Окружающий мир Технология
Основа составления рабочей программы + Наличие единого титульного листа + Единая структура программы, соответствие предъявляемым в ОУ к её содержанию и оформлению требованиям + Соответствие рабочей программы обязательному минимуму содержания образования + Автор УМК + Выбор УМК в соответствии с перечнем – каталогом учебных изданий на текущий год + Соответствие УМК реализуемой программе + Целеполагание курса + Обоснованная корректировка базовой авторской программы Нет коррект. Почасовая разбивка программы с указанием количества времени на изучение отдельных разделов, модулей тем + Наличие форм контроля + Наличие требований к обязательному уровню подготовки обучающихся + Наличие листа корректировки программы + Наличие перечня учебно-методического и материально-технического обеспечения для реализации программы + Календарно - тематическое планирование
Соответствие дат проведения урока календарю текущего года + Наличие номера и темы урока + Соблюдение последовательности изучения тем. + Наличие номера и темы контрольных работ + Планирование повторения + Рациональность использования ТСО, наглядных пособий + Эстетика оформления. + Заместитель директора по УВР _________/Журжалина М.Л.