Интегрированный урок математики и технологии на тему «Свойство противоположных сторон прямоугольника. Конструирование. Изделие «Стол и скамья»

Муниципальное казенное образовательное учреждение
Каргатская средняя общеобразовательная школа №1

Учителя: Суворова Ольга Александровна, Каплина Людмила Николаевна

Предмет: математика и технология.
Тип урока: урок открытия нового знания, урок – практика.
Тема: «Свойство противоположных сторон прямоугольника. Конструирование. Изделие «Стол и скамья»
Класс: 2
Технологии: информационно-коммуникативные, оценивания, проблемного обучения.
Методы: объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый.
Формы: фронтальная, индивидуальная, парная работа учащихся.
Оборудование:
технические средства обучения: компьютер, проектор, экран;
демонстрационный  материал – мультимедийная презентация;
раздаточный материал: конверты с геометрическими фигурами, заготовки стола и скамьи; ножницы, клей;
измерительные инструменты: линейки, треугольники.

Технологическая карта урока

Цель урока: создание условий для ознакомления учащихся со свойством противоположных сторон прямоугольника и применение знаний на практике.
Задачи:
Предметные:
формирование представлений учащихся о свойствах противоположных сторон прямоугольника;
умение конструировать из готовых деталей стол и скамью для лучшего представления о предметах, имеющих прямоугольную форму.
Метапредметные:
понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя;
планировать действия по выполнению задания и соотносить с образцом;
уметь договариваться, приходить к единому мнению при работе в парах.
Личностные:
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
формирование адекватной и позитивной самооценки.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
– Дорогие ребята, сегодня у нас необычный урок. ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], слайд 1) Урок математики и технологии.
- В работе нам помогут глаза, уши, голова, язык, руки.
Глазки ваши не просто смотрят, они видят и всё замечают.
Ушки ваши не просто слушают, они всё слышат и улавливают.
Головка думает, а язычок говорит.
Не допускайте, чтобы язык забегал вперёд ума.
Руки делают все аккуратно.

II.Устный счет
1)
- Что вы видите на слайде? ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], слайд 2) (Фигуры)
- Какой раздел математики изучает фигуры? (Геометрия)
(Геометрия - раздел математики, изучающий пространственные отношения и формы (из "Толкового словаря" С. И. Ожегова).
- Выполнив математическую разминку, вы узнаете, какой фигуре будет посвящен наш урок.
- Подумайте, какая фигура лишняя и почему? (Лишняя фигура – круг, т.к. все остальные – многоугольники).
- Какой многоугольник лишний и почему? (Лишний треугольник, т.к. все остальные -четырехугольники).
- У нас остались одни четырехугольники.
- Какая фигура сейчас будет лишней? (Ромб, т.к. все остальные – прямоугольники).
- Какой четырехугольник мы называем прямоугольником? (У которого все углы прямые).
- Кто догадался, какой геометрической фигуре будет посвящен наш урок? (Прямоугольнику)
3) Арифметический диктант.
На своих листочках найдите и соедините по порядку точки-ответы.


- Уменьши 48 на 40.
- На сколько 7 меньше 20?
- Я загадала число, прибавила к нему 3, у меня получилось 90? Какое число я загадала?
- Найди сумму чисел 20 и 6.
- Ира вырезала 18 треугольников, а Света 10. На сколько больше Ира вырезала, чем Света? (Ответы: 8, 13, 87, 26, 7)
- Сравните свою работу с эталоном. ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], слайд 3)
- Кто доволен своей работой?
- Кто допустил ошибки, исправьте.
- Какая геометрическая фигура получилась? (Прямоугольник, четырехугольник, многоугольник)
III. Актуализация знаний
- Как доказать, что это прямоугольник? (Все 4 угла прямые)
- При помощи какого инструмента мы можем проверить, является ли угол прямым? (Треугольника)
- Возьмите треугольник и проверьте, все ли углы у получившейся фигуры прямые? Если нужна помощь, обратись к соседу. Кому трудно, подсказку увидите на экране ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], слайд 4).
- Вырежьте этот прямоугольник.
Если ножницы ты взял,
Осторожным надо быть.
Острые они такие –
Можно травму получить.
Если вырезал всё ты,
Нужно ножницы закрыть,
Не спеша и аккуратно
Их на место положить.

IV. Изучение нового материала
- Посмотрите внимательно на прямоугольник, вглядитесь, может, вы еще что- то интересное заметите у прямоугольника?
(Дополнительно: - Обратите внимание на стороны прямоугольника) (Стороны, находящиеся друг напротив друга одинаковые по длине).
- А как можно назвать эти стороны, которые находятся напротив друг друга? Они положены друг против друга.
- Эти стороны, находящиеся напротив друг друга, называются противоположными.
(На доске появляется противоположных сторон)
- Теперь вы можете сформулировать тему нашего урока.
- Измерьте стороны прямоугольника, находящиеся друг напротив друга. Сделайте вывод.
- Как доказать, что стороны, находящиеся друг напротив друга одинаковые по длине, если нет линейки? (Проверить сгибанием)
([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], слайд 5).
- Скажите, где мы можем проверить свои выводы? (В учебнике)
- Сравните наш вывод с выводом учебника на странице 32.
- Какова цель сегодняшнего урока? (На доске слова: ЗНАТЬ, УМЕТЬ..)
- Знать свойства противоположных сторон прямоугольника.
- Как вы думаете, важно только знать свойства прямоугольника? (Нет. Нужно уметь применять знания на практике)

V. Применение новых знаний.
1)
- Сейчас я предлагаю вам выполнить  задание, в котором вы сможете применить новые знания.
- Надо достроить треугольник до прямоугольника.
- Поднимите руки, кто считает, что сможет это сделать?
- Объясните, как выполнить задание. (Мы знаем, что противоположные стороны прямоугольника равны, поэтому легко можем достроить фигуру).
- Обязательно ли измерять длины сторон? (Нет) - Выполните построение, достройте треугольник до прямоугольника. - У кого возникли затруднения?
- Почему они возникли?
- Какие знания понадобились вам для выполнения задания?
Физминутка
2)
- На каком уроке могут пригодиться знания, только, что полученные на математике?
- Что можно сделать из прямоугольников, вырезанных из бумаги и картона?
- На протяжении нескольких уроков мы работаем над проектом « Внутреннее убранство крестьянской избы». Сегодня наша работа продолжается.
- Как вы думаете чего не хватает в избе? (мебели)
- Мебель – неотъемлемая часть любого дома.
- А вы когда – нибудь задумывались, какая мебель считалась в доме издревле самой
необходимой? (стол)
- Обеденный стол в избе имел весьма внушительные размеры, всегда был рассчитан на большую семью. Мастера тщательно обрабатывали крышку стола. Делали её из качественной древесины, не имеющей сучка, и добивались идеально гладкой поверхности. Обычно придавали ей прямоугольную форму.
Нельзя было сидеть на столе, стучать по столу, класть на него шапку, снятую с головы, а то в избе заведётся нечесть, злые духи. Эти правила хорошего тона сохранились и в наше время.
- На Руси за обеденным столом вдоль стен обязательно закреплялись лавки. Они были неподвижны. Их мастерил сам хозяин из толстых и широких досок.
У каждого члена семьи было своё место. Хозяин сидел под иконами, а хозяйка с краю, чтобы никому не мешала, подавая на стол.
-А в настоящее время можно встретить мебель из стекла, пластика и даже камня.
([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], слайд 7).
- Может быть, кто – то уже догадался, что мы будем конструировать?
(На доске Изделие «Стол и скамья»).
- Какую учебную задачу поставим?
Задача (Собрать стол и скамью).
- Сегодня вы выступите в роли конструкторов и соберёте стол и скамью в паре.
3). Анализ образцов стола и скамьи
- Рассмотрим образец стола.
- Из какого материала он сделаны стол и скамья??
- Из каких деталей состоит стол? (Столешница, ножки)
- Какую форму имеет крышка стола? (Прямоугольную)
- Как соединяются столешница и ножки? (При помощи полосок бумаги)

- Из каких деталей состоит скамья? (Из сидения и ножек)
- Какую форму имеет сидение скамьи? (Прямоугольную)
- А ножки у скамьи, какую геометрическую фигуру напоминают?
- Треугольник.
- При помощи чего соединили ножки и сидение? (Клея)
- Посмотрите на развёртку стола и скамьи, назовите номер развёртки столешницы (1), ножек стола (2), сидение скамьи (3), ножки скамьи (4). Сколько должно быть деталей ножек скамьи ? (2)

(не забывайте о правилах работы в паре)

- У вас на партах лежит конверт «Заготовки стола и скамьи».
- Аккуратно достали их.
- Разложите на 2 группы .
- Сколько деталей в 1 группе, во 2 группе?
- Договоритесь, кто какое изделие будет собирать.
4) План работы
- Соберём стол и скамью, пользуясь алгоритмом, который находится на парте.
- Найдите свой алгоритм и самостоятельно ознакомьтесь.
- Кто ознакомился, приступает к работе.
- Не забывайте о правилах работы с клеем.
V. Итог. Рефлексия.
- Какую учебную цель ставили перед собой? (Знать и уметь применять знания свойств прямоугольника на практике. Собрать стол и скамью)
- Поставленную цель выполнили?
- Где найдём применение нашему изделию? ( в проекте : « Внутреннее убранство крестьянской избы)

Самооценка.
- А сейчас, оформим столешницу и сидение скамьи.
- У каждого на партах лежат их заготовки . Достали.
- Что это ? (прямоугольники, квадраты) Чем они отличаются? (цветом).
-При оформлении изделий покажите, как вы научились различать противоположные стороны прямоугольника и одновременно оцените свою работу.
Лист самооценки
- Изделие сделано отлично, приклеить на первую пару противоположных сторон зелёные квадраты, на другую пару противоположных сторон зелёные прямоугольники;
- Считаете что изделия сделано хорошо, наклеиваем аналогично прямоугольники и квадраты жёлтого цвета.
-Над изделием надо ещё потрудиться оформляем изделия красными прямоугольниками.
- Обменяйтесь своими изделиями и оцените работу своего соседа . Поставь оценку на изнаночной стороне столешницы и сидении скамьи.

Дома: Нарисовать и вырезать из бумаги семью крестьянина, которую можно поселить в созданной комнате.

Спасибо за работу на уроке!








рабочий стол 002Рисунок 1C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\рабочий стол 002.jpg­ђ Заголовок 2'ђ Заголовок 315