Рабочая программа по актёрскому мастерству (2 год обучения)


Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Образовательной Программы МБОУ ДОД «ЦДТ», Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей Программы «Театр и Мы», Учебного плана МБОУ ДОД «ЦДТ».
Программа предусматривает разнообразные формы и методы, которые наиболее эффективно отражают требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся. Это методы стимулирования и мотивации учебно-познавательного процесса.
Программа ориентирована на развитие навыков эстетической оценки произведений театрального искусства, культуры речи и пластики движений. Она позволяет развивать личность ребёнка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма. Сценическая деятельность базируется на единстве коллективного взаимодействия и максимальном творческом проявлении каждого исполнителя.
Направленность программы - художественная
Новизна программы: Данная программа интегрирует педагогические, психологические, социальные и культурные аспекты и содержит театрально – педагогические технологии, направленные на личностное развитие и социокультурную адаптацию учащихся.
Актуальностью является введение достижение следующих результатов в системе дополнительного образования:
личностные результаты – готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированности мотивации к дополнительному образованию, специальные компетентности, личностные качества;
метапредметные результаты – освоенные учащимися универсальные учебные действия, необходимые учащимся в объединениях дополнительного образования;
предметные результаты - освоение учащимися специальных знаний, получение опыта деятельности в образовательной области «театрального искусства».
Цель образовательной программы: развитие у детей интереса к специальным знаниям по теории и истории театрального искусства, воспитание умения воспринимать спектакль в контексте концепции драматурга, режиссера и актёра.
Цель программы второго года обучения является развитие удовлетворения интересов детей в единстве основных видов деятельности: общении, познании, развитии познавательных интересов, оценке, приобретении опыта.
В соответствии с целью на второго года обучения ставятся следующие задачи:
-развивать чуткость к сценическому искусству;
- развивать в ребёнке готовность к творчеству;
- активизировать мыслительный процесс и познавательный интерес.
Количество часов по программе: 72 часа в год, по 1 часу 2 раза в неделю.
Программа включает в себя групповое обучение. Возраст воспитанников 6-7 лет.
Программа основана на возрастных особенностей обучающихся на основе активности, самостоятельности в сочетании с приёмами взаимопроверки, взаимопомощи и взаимообучения.
На занятиях используются как классические для педагогики формы и методы работы, так и посещение театров, музеев, выставок; тематические беседы; просмотр видеофильмов, слайдов, прослушивание музыки; игры и упражнения из театральной педагогики, сюжетно-ролевые игры, конкурсы и викторины, работа с подручным материалом. Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого.
Содержание программы расширяет представления учащихся о художественных стилях и направлениях в искусстве, формирует чувство гармонии. В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:
1. Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в системе с другими.
2. Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельной и творческой сущности ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создания для этого соответствующих условий.
3. Деятельностный подход. Деятельность - основа, средства и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации детей. Это в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.
4. Полусубъектный подход вытекает из того, что сущность человека значительно богаче, разностороннее сложнее, чем его деятельность. Личность рассматривается как система характерных для нее отношений, как носитель взаимоотношений и взаимодействия социальной группы, что требует особого внимания к личностной стороне педагогического воздействия с детьми.
5. Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т. е он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и во-вторых, становление его как творческой личности.

Содержание программы второго года обучения
Раздел 1
Тема 1 Вводное занятие. Программное содержание работы и задачи кружка. Режим работы. Общие правила поведения.
Теория
Знакомство с терминологией театрального искусства. Необходимое оборудование. Правила о ТБ.(2 часа)
Раздел 2 Актёрское мастерство
Тема 2. Актёр и его роли (8 часов).
Теория
Рассказать о ролях в постановке
Практика
Показать роль в действии.
Тема 3. Борьба как условие сценической выразительности.
Теория
Рассказать о сценической выразительности.
Практика
Показать в действии сценическую выразительность.
Тема 4
Исполнительская техника и её роль в работе артиста (6 часов).
Теория
Рассказать об исполнительской технике.
Тема 5 Мизансценирование.
Теория
Дать понятие, что такое мизансцена в постановке.
Практика
Показать, как выстраиваются мизансцены.
Тема 6 Промежуточная аттестация (2 часа)
Теория
Контрольное задание
Практика
Выступление на мероприятии.
Тема 7 Специфика актёрских задач.
Теория
Рассказать что такое актёрская задача.
Практика
Показать, как актёр работает над задачей.
Раздел 3 Сценическая речь
Тема 8 Проблемы исполнения «сказа». Смысловое преломление повествования при введении писателем личности (рассказчика).
Теория
Техника исполнения чтения сказки.
Практика
Чтение по ролям.
Тема 9 Толкование литературного текста учащимися, толкование замысла.
Теория
Рассказать о литературном тексте.
Практика
Показать технику разбора текста.
Тема 10. Упражнения на развитие посыла голоса.
Теория
Рассказать технику выполнения упражнений
Практика
Показать технику выполнения упражнений.
Тема 11 Упражнения на диафрагмальное дыхание
Теория
Рассказать технику выполнения упражнений
Практика
Показать технику выполнения упражнений.
Тема 12. Упражнения на развитие голосоречевого аппарата.
Теория
Рассказать технику выполнения упражнений
Практика
Показать технику выполнения
Практика
Показать технику чтения басни.
Раздел 4 Постановочная работа
Тема 13 Характер персонажа в спектакле.
Теория
Рассказать о характере персонажа.
Практика
Показать характер героя в действии.
Тема 14 Раскрытие образа персонажа спектакля.
Теория
Описание образа и характера персонажа.
Практика
Раскрыть образ персонажа.
Тема 15. Построение мизансцен в спектакле.
Теория
Рассказать о новых мизансценах в спектакле.
Практика
Показать мизансцены в спектакле.
Тема 16 Действие в спектакле.
Теория
Рассказать о действии в спектакле.
Практика
Показать действие в спектакле.
Тема 17 Атмосфера спектакля.
Теория
Дать понятие, что такое атмосфера в спектакле.
Практика
Атмосфера спектакля.
Тема 18 Борьба как условие сценической выразительности.
Теория
Рассказать о конфликте в спектакле.
Практика
Показать сценическую выразительность в спектакле.
Тема 19 Репетиция отдельных мизансцен.
Теория
Работа актёра над ролью
Практика
Действие актёра в спектакле.
Тема 20
Репетиция спектакля.
Теория
Рассказать о новых мизансценах.
Практика
Показать мизансцены в действии.
Тема 21
Промежуточная аттестация
Теория
Контрольное задание
Практика
Показ спектакля на отчётном мероприятии.
Материально-техническое обеспечение программы.
- музыкальный центр;
- театральная сцена;
- световое оформление;
- декорационное оформление сцены:
Информационно – методическое обеспечение
- методика И.С Корогодского;
- методика А.Н Колчеева;
- методика А.Н Бруссер;
Предметные компетенции (результаты)
-ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь по площадке;
- уметь импровизировать на сцене;
- уметь произносить на одном дыхании длинную фразу или стихотворное четверостишие;
- уметь прочитать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения.
Формирование УУД
Личностные УУД
Развитие фантазии и воображения, применение этих качеств, при выполнении работы.
Регулятивные УУД
Использовать в театральной деятельности мизансцены.
Познавательные УУД
Отвечать на простые и сложные вопросы педагога, самим задавать вопросы, находить нужную информацию по основе театральной культуре.
Коммуникативные УУД
Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события.
Организация промежуточного контроля по программе
В соответствии с Положением об аттестации обучающихся проводиться промежуточный контроль два раза в год (декабрь, май).
Декабрь
Форма: Контрольное занятие (карточки с заданием) (теория)
Показ миниатюры (практика).
Май
Форма: брей – ринг (теория). Выступление на отчётном мероприятии (практика).
Работа с родителями
Тема Цели Форма Дата
Упражнения на диафрагмальное дыхание Повторить и закрепить упражнения. беседа
8.02.2016
12.02.2016
Репетиция отдельных мизансцен.
Повторить отдельные сцены мизансцен беседа 25.03.2016
28.03.2016
ПРИЛОЖЕНИЯ
Промежуточная аттестация. Декабрь
Цель: выявить на каком уровне творческие способности учащихся.
Форма: контрольное занятие (карточки с заданием) (теория)
Актер – исполнитель ролей
Амплуа – род ролей
Анонс – предварительное объявление о спектакле
Антракт – перерыв между актами
Бутафория – поддельные предметы, употребляемые в постановках вместо натуральных вещей Внимание (сценическое) – умение смотреть и видеть на сцене
Гастроль – выступление ансамбля вне места постоянного действия Генеральная репетиция – последняя репетиция перед выступлением
Грим – искусство изменять внешность актёра – первое выступление действие – развитие событий
Дикция – произношение, манера выговаривать слова
Жест – движение головой, рукой, телом, сопровождающее речь или заменяющее ее Звукооформитель – работник театра, создающий звуковое оформление спектакля Импровизация – сценическая игра
Интерьер – декорация Карманы сцены – помещение для сборки декораций
Картина – законченная часть акта
Концертмейстер – музыкант, помогающий разучивать партии и аккомпанировать.
Задание №2
Выступление на отчётном мероприятии (практика)
Промежуточная аттестация Май
Цель: выявить на каком уровне творческие способности учащихся.
Форма контроля: контрольный урок (теория)
Костюмер – работник театра, готовящий к спектаклям костюмы
Кулисы – плоская часть одежды сцены
Либретто – словесный текст музыкального произведения Мизансцена – расположение на сцене актёров
Персонаж – действующее лицо пьесы
Подиум – возвышение на сцене Постановка – творческий процесс создания спектакля Премьера – репертуарная новинка
Прогон – проверочный просмотр постановки
Разводка – распределение актёров, занятых в постановке, по различным местам сцены
Задание №2 Выступление на отчётном мероприятии (практика)
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей города Абакана
«Центр детского творчества»
Принята Утверждена
На заседании методического совета Приказом директора
Протокол № ______от «____» _______ МБОУ ДОД «ЦДТ»
№ «______»________
_________Л.Г. МоруденкоРабочая программа по предмету
«Актёрское мастерство, сценическая речь»
для 2 года обучения
группа № 2»
Возраст обучающихся: 6 – 7 лет
Автор: Лазарева Т.В.
Педагог дополнительного образования
Вторая квалификационная категория
Абакан 2015
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей города Абакана
«Центр детского творчества»
Принята Утверждена
На заседании методического совета Приказом директора
Протокол № ______от «____» _______ МБОУ ДОД «ЦДТ»
№ «______»________
_________Л.Г. МоруденкоРабочая программа по предмету
«Актёрское мастерство, сценическая речь»
для 2 года обучения
группа № 3»
Возраст обучающихся: 10 -11 лет
Автор: Лазарева Т.В.
Педагог дополнительного образования
Вторая квалификационная категория
Абакан 2015
Литература для педагога

1. Вопросы режиссуры детского театра. М., 1998.
2. Восприятие учащимися литературного произведения и методика школьного анализа / Под ред.А.М.Докусова. М., 1974. 11. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.
3. Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 2, 3,4 класс. М., 2004. 4. Голубков В.В. Мастерство устной речи. М., 1965.
5. Гринер В.А. Ритм в искусстве актера. М., 1992.
6. Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. М., 2007.
7. Гурков А.Н. Школьный театр.- Ростов н/Д., 2005.
8. Дополнительное образование //Научно-методический журнал, 2001-2009 г.г.
9. Ершова А.П. Уроки театра на уроках в школе. М., 1992.
10. Зепалова Т.С. Уроки литературы и театр. М., 1982.
11. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Т.М.Грабенко. Игры в сказкотерапии. Спб., 2006.
Литература для учащихся
1. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе. М., 2000. 10. Маранцман В.Г. Труд читателя. М., 1986.
2. Методика выразительного чтения / Под общей ред. Т.В.Завадской. М., 1985. 12. Никитина А.Б. «Дети - театр - образование». М., 2008.
3. Озмитель Е.К. О сатире и юморе. Л., 1973.
4. Пеня Т.Г. Космос театра - М., 1995. 15. Поэтика художественного текста на уроках литературы / Под ред. О.Ю.Богдановой. М., 1997.
5. Проблемы анализа художественного произведения в школе / Отв. Ред. О.Ю.Богдан.