Рабочая программа по актёрскому мастерству


Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Образовательной Программы МБОУ ДОД «ЦДТ», Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей Программы «Театр и Мы», Учебного плана МБОУ ДОД «ЦДТ».
Программа предусматривает разнообразные формы и методы, которые наиболее эффективно отражают требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся. Это методы стимулирования и мотивации учебно-познавательного процесса.
Программа ориентирована на развитие навыков эстетической оценки произведений театрального искусства, культуры речи и пластики движений. Она позволяет развивать личность ребёнка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма. Сценическая деятельность базируется на единстве коллективного взаимодействия и максимальном творческом проявлении каждого исполнителя.
Направленность программы - художественная
Новизна программы: Данная программа интегрирует педагогические, психологические, социальные и культурные аспекты и содержит театрально – педагогические технологии, направленные на личностное развитие и социокультурную адаптацию учащихся.
Актуальностью является достижение следующих результатов в системе дополнительного образования:
личностные результаты – готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированности мотивации к дополнительному образованию, специальные компетентности, личностные качества;
метапредметные результаты – освоенные учащимися универсальные учебные действия, необходимые учащимся в объединениях дополнительного образования;
предметные результаты - освоение учащимися специальных знаний, получение опыта деятельности в образовательной области «театрального искусства».
Цель образовательной программы: развитие удовлетворения интересов детей в единстве основных видов деятельности: общении, познании, развитии познавательных интересов, оценке, приобретении опыта.
Цель рабочей программы: развитие у детей интереса к специальным знаниям по теории и истории театрального искусства, воспитание умения воспринимать спектакль в контексте концепции драматурга, режиссера и актёра.
В соответствии с целью на первый год обучения ставятся следующие задачи:
- пробудить интерес к театральным играм;
- развить интерес к сценическому искусству;
- изучить исторические сведения о русских театрах;
- ознакомить с устройствами театральной сцены;
- развивать актёрские способности детей через совершенствование речевой культуры и овладение приёмами пластической выразительности с учётом индивидуальных возможностей каждого обучающегося.
Количество часов по программе: 72 часов в год, 1 час 2 раза в неделю.
Программа включает в себя групповое обучение. Возраст воспитанников 5-6 лет.
Программа включает в себя дисциплины: актёрское мастерство, сценическая речь. Изучение дисциплин предполагает теоретический и практический курс обучения.
Содержание программы направленно на мотивацию обучающихся к активной театральной деятельности (показ театральных постановок) в коллективе, в группах. Такая организация деятельности оказывает стимулирующие действие на обучающихся, обеспечивает активность учебного процесса.
Содержание первого года обучения
Раздел 1
Тема 1. Введение.
Теория
Вводное занятие. Что такое театр? Знакомство с детьми. Программное содержание работы и задачи кружка. Режим работы. Общие правила поведения. Необходимое оборудование. Правила ТБ (2 часа).
Практика
Решение основных организационных вопросов
Знакомство детей с понятием «театр», его происхождением.
Раздел 2. Актёрское мастерство
Тема 2. Игры на внимание. (5 часов)
Теория
Рассказать технику выполнения упражнений.
Практика
Показать технику выполнения упражнений.
Тема 3. Театральные игры. (6 часов)
Теория
Ознакомить с упражнениями на развитие фантазии.
Практика
Заучить упражнения.
Тема 4. Воображение - ведущий элемент системы. (5 часов)
Теория
Ознакомить с упражнениями на развитие воображения.
Практика
Показать технику выполнения упражнений.
Тема 5. Перевоплощение (5 часов).
Теория
Изучение персонажа в этюде.
Практика
Показ этюда. Перевоплощение персонажа в действии.
Тема 6. Словесное действие (4 часа).
Теория
Рассказать технику выполнения упражнений.
Практика
Показать и заучить технику выполнения упражнений на словесное действие.
Тема 7. Бессловесные элементы действия (2 часа).
Теория
Рассказать, как выстроить этюд с бессловесным элементом действия.
Практика
Выстроить этюд с бессловесным действием.
Тема 8. Промежуточная аттестация (2 часа).
Теория
Викторина «Путешествие в сказочную страну», кроссворд.
Практика
Выступление для родителей с миниатюрой.
Раздел 3. Сценическая речь
Тема 9. Художественное чтение как вид исполнительского искусства (6 часов).
Теория
Познакомить с особенностями художественного чтения.
Практика
Чтение текста интонационно.
Тема 10. Влияние чтения вслух на повышение общей читательской культуры (3 часа).
Теория
Построение чтения по схеме.
Практика
Чтение сказки по ролям.
Тема 11. Навык правильного дыхания, сознательное управление речеголосовым аппаратом (диапазоны голоса, его подвижность), (24 часа).
Теория
Рассказать технику выполнения упражнений развитие речеголосового аппарата.
Практика
Показать технику выполнения упражнений.

Раздел 4. Постановочная работа
Тема 12. Чтение по ролям. Застольный период (6 часов).
Теория
Рассказать технику чтения по ролям.
Практика
Чтение по ролям. Выстраивание мизансцен, действий в спектакле.
Тема 13. Промежуточная аттестация (2часа).
Теория
Брей – ринг
Практика
Выступление для родителей.
Тема 14. Показ спектаклей (2 часа).
Материально-техническое обеспечение программы.
музыкальный центр;
театральная сцена;
световое оформление;
декорационное оформление сцены;
костюмы.
Информационно – методическое обеспечение
- методика И.С Корогодского;
- методика А.Н Колчеева;
- методика А.Н Бруссер;
Предметные компетенции, УУД
Программа основана на системном подходе, который позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий обучающихся. В результате освоения программы первого года обучения у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия:
Предметные компетенции:
В ходе освоения программы обучающиеся должны:
Знать:
терминологию театрального искусства.
Уметь:
сочинять небольшие рассказы и сказки;
подбирать простейшие рифмы.
владеть артикуляционным аппаратом.
Личностные УУД:
Оценивать жизненные ситуации и поступки героев с точки зрения общечеловеческих норм.
Регулятивные УУД:
Определить цель выполнения заданий на занятии совершенствовать их выполнение под руководством педагога.
Познавательные УУД:
Ориентироваться на сцене: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения тем предусмотренных данной программой.
Коммуникативные УУД:
Участвовать в диалогах, театрализованных играх.
Организация промежуточного контроля по программе
В соответствии с Положением об аттестации обучающихся проводится промежуточный контроль два раза в год (декабрь, май).
Декабрь
Форма: викторина «Путешествие в сказочную страну» (теория)
Показ миниатюры (практика).
Май
Форма: брей – ринг (теория). Выступление на отчётном мероприятии (практика).

Работа с родителями
Тема Цели Форма Дата
Навык правильного дыхания, сознательное управление речеголосовым аппаратом (диапазоны голоса, его подвижность). Закрепить технику выполнения упражнений.
беседа
1.02.2016
Роль чтения вслух в повышении общей читательской культуры. Закрепить технику чтения сказки. беседа 22.01.2016
по 29.01.2016
Чтение по ролям. Застольный период. Повторить роль персонажа в спектакле. беседа 29.04.2016
Литература для педагога

«Театр» в начальной школе). Методическое пособие. М., 2006.
Агапова И.А. Школьный театр. Создание, организация, пьесы для постановок: 5-11 классы. М., 2006.
Айзерман Л.С. Испытание доверием. Записки учителя. М., 1991.
Анализ драматического произведения / Под ред. В.М.Марковича. Л., 1988.
Анализ литературного произведения. Вологда, 2001.
Афанасенко Е.Х., Клюнеева С.А. и др. Детский музыкальный театр. Программы, разработки занятий. Волгоград, «Учитель», 2008.
Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. СПб.,2006..
Вечканова И.Г.Театрализованные игры в реабилитации дошкольников: Учебно-методическое пособие. СПб, 2006.
Вопросы режиссуры детского театра. М., 1998.
Литература для учащихся
Анализ драматического произведения / Под ред. В.М.Марковича/.: - Л., 1988.
Анализ литературного произведения. Вологда, 2001.
Браже Т.Г. Целостное изучение эпического произведения. М., 1964.
Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 2, 3,4 класс. – М., 2004.
Голубков В.В. Мастерство устной речи. М., 1965.
Громцева С.Н., Маранцман В.Г., Мурин Д.Н. Проверочные работы по литературе в У111 - Х классах. М., 1982.
Зепалова Т.С. Уроки литературы и театр. М., 1982.
Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияния на людей: Пер. с англ. – М., 1998.
Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе. М., 2000.
Маранцман В.Г. Труд читателя. М., 1986. 11. Методика выразительного чтения / Под общей ред. Т.В.Завадской. М., 1985.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Промежуточная аттестация. Декабрь
Цель: выявить на каком уровне творческие способности учащихся.
Форма контроля: викторина «Путешествие в сказочную страну»
Задание №1
Проводится игра «Грустный или веселый, злой или добрый».
На столе у Петрушки лежат картинки.
1.Петрушка показывает картинки героев и спрашивает, какие они.
2.Дети выбирают маски животных и изображают их.
3.Петрушка называет героя и ребенок должен выбрать нужную маску.
(Айболит, Незнайка, Карабас, Пьеро, Буратино).
Слайд3.
Петрушка:
-Посмотрите на следующий слайд: это мой театр. Как назывались люди, которые носили меня по городам и показывали представления? (Скоморохи).
Слайд 4.
Петрушка:
-А сейчас мы поиграем в веселую игру, как настоящие скоморохи.
Проводится игра «Как  живешь?»
Ход игры:
Петрушка:
-Как живешь?
Дети:
-Вот так! (С настроением показывают большой палец ).
-Как плывешь? (Любым стилем).
-Вот так!
-Как бежишь? (Согнув руки в локтях, притопнуть поочередно ногами).
-Вдаль глядишь! (Руки «козырьком» или «биноклем» к глазам).
-Ждешь обед? (Поза ожидания).
-Вот так!
-Машешь вслед?
-Вот так!
-Утром спишь?
-Вот так! (Руки под щеку).
-А шалишь?
(Дети изображают баловство).
-Вот так!
Петрушка приглашает детей посмотреть следующие слайды.
Дети отгадывают названия: балет, части театра. (До слайдов с кукольными театрами).
Вопросы по слайдам:
Что покажем отвечай-теМы играем в угадайку!
-Где можно купить билет в театр?
Три часа, открылась касса.
Собралась народу масса.
Даже ежик пожилой
Притащился чуть живой.
Проходите, милый ежик,
Вам билет в каком ряду?
Мне поближе, плохо вижу.
Спасибо, я пойду.
-Что делают в гардеробе? (сдают одежду)
- Кто работает в гардеробе? (гардеробщик)
-Что даёт гардеробщик зрителю вместо пальто? (номерок)
-Что ещё можно взять в гардеробе? (бинокль)
-Кто работает в буфете? (буфетчица)
- Когда зрители могут посетить буфет? (в антракте)
- Что можно делать в антракте? (отдохнуть, погулять в фойе)
- Какие места есть в зрительном зале?
Петрушка спрашивает детей, как надо вести себя в театре.
Петрушка балуется.
Петрушка открывает свою тачку и показывает детям куклы кукольного театра.
Задание:
Показать кукол разных театров и назвать их.
Слайд «Гримёры»
Вопросы:
- Кто такие гримёры?
-Что они делают в театре?
Игра «Мы гримеры».
Ведущий предлагает детям нарядить ,выбранных детей Мальвиной и Буратино.
Слайд «Театр звере»
Петрушка предлагает поиграть в театр зверей.
Игра «Покажи животное». 
(Дрессированные собачки прыгают в обруч, медведь ходит по канату, бобры стирают белье и вешают на веревочку).
Игра «Кто быстрее развесит белье».
Петрушка зазывает детей:
-Что вы знаете, ребятки,
Про мои стихи-загадки?
Где отгадка, там конец.
Кто подскажет - молодец!
Загадки:
-Не зовут ее Шавкой и не спит она под лавкой,
А глядит она в окошко и мяукает как …(кошка).
-Верно, верно угадали, будто где ее видали!
-А теперь давайте с вами в лес поедем за грибами.
Посмотрите-ка, ребята, тут лисички, там опята,
Ну а это на полянке – ядовитые …(поганки).
Под музыку появляется Баба Яга.
-У вас сегодня представление всем на удивление!
Я в гости к вам пришла!
Давайте же поиграем.
Игра «Баба Яга».
Цель: умение напрягать и расслаблять то правую, то левую ногу.
Ход игры.
Дети ходят по залу врассыпную, приговаривая потешку и выполняя движения под текст.
Бабка-Ежка, костяная ножка,
С печки упала, ножку сломала!
(Дети идут врассыпную по залу).
А потом и говорит: «У меня нога болит!»
(Дети останавливаются).
Пошла на улицу – раздавила курицу,
Пошла на базар – раздавила самовар!
Вышла на лужайку – испугала галку!
(Дети продолжают движение, напрягая сначала левую, а потом правую ногу, прихрамывая).
Дети разбегаются, а Баба Яга их догоняет.
Баба Яга благодарит детей и вручает призы.
Промежуточная аттестация. (Май)
Задание №1
Театральный брей - ринг
1.  Представление команд.
Педагог: Наша Неделя театра подходит к концу. Мы с вами много говорили о театре: о том, какие театры есть в нашем городе, как вести себя в театре, кто работает в театре. Смотрели театральные представления, сами пробовали себя в роли актеров. Сегодня мы проведем с вами театральную викторину «Что мы знаем о театре». В ходе этой викторины вы сможете продемонстрировать все свои знания о театре. В викторине участвуют 2 команды: команда «Сказка» и команда «Маска». Давайте выберем капитанов команд.
(Дети называют, педагог объявляет).
Команды, поприветствуйте друг друга.
2.  Первый конкурс нашей викторины «Разминка». Каждой команде надо ответить на 3 вопроса про театр. Если команда затрудняется ответить на вопрос, другая команда сможет ей помочь. Команда, давшая большее количество правильных ответов, получает очко.
Итак, вопросы для команды «Сказка»:
- Как называются места в театре, где сидят зрители? (зрительный зал).
- Как называется театр, где артисты исполняют свои роли с помощью танца? (Балет).
- Чье имя носит Пермский академический театр оперы и балета? (Петра Ильича Чайковского).
А теперь разминка для команды «Маски»
- Как называется место, где выступают актеры? (сцена)
- Как называется театр, где актеры не разговаривают, а поют? (Опера)
- Как называется объявление о спектакле? (театральная афиша).
Итак, победу в конкурсе «Разминка» одержала команда…
3.  А теперь видеоконкурс «Пермь театральная».
Город Пермь славится своими театрами. Назовите, какие театры изображены на слайдах. Та команда, которая даст наибольшее количество правильных ответов, получит очко.
4.  Следующий конкурс «Театральный кроссворд» (для подготовительной группы).
Наш кроссворд необычный. Все слова в нем начинаются на букву А и объединены одной темой «Театр». Каждой команде надо прочитать вопросы кроссворда, дать правильный ответ и вписать его в клеточки кроссворда по горизонтали. Напоминаю вам правила отгадывания кроссвордов. Прежде чем вписывать слово, вы должны сосчитать, сколько в нем букв и подходит ли это слово по клеточкам. В каждую клеточку вписываем по одной букве. Не должно оставаться пустых клеточек или лишних букв.
- Объявление о спектакле. (Афиша).
- Человек, исполняющий роль на сцене. (Артист).
- Перерыв между действиями спектакля. (Антракт).
Подведем итоги этого конкурса. В конкурсе «Театральный кроссворд» победила команда…
5.  А теперь следующий конкурс «Знатоки сказок». В нем вы сможете продемонстрировать свои знания о сказках.
Вопрос команде «Сказка»: «Назовите слова, которыми обычно начинаются сказки» («В некотором царстве, в некотором государстве», «Жили-были» и т. д.).
Вопрос команде «Маска»: Назовите слова, которыми обычно заканчиваются сказки» («Стали они жить-поживать да добра наживать», «Тут и сказке конец, кто слушал – молодец», «Я там был, мед-пиво пил…» и т. д.)
А сейчас проверим, каких сказочных героев вы знаете. Вам нужно отгадать загадки: назвать сказочного героя или героиню и вспомнить названия сказки.
Загадки для команд (по очереди каждой команде):
Трудно девочке живется,
Хоть в труде она всегда.
Только мачехе неймется,
Не похвалит никогда.
К бабушке с корзинкой
Смело я иду.
И в лесу тропинку
Я всегда найду.
В лес с подружками пошла,
Ягоды, грибы нашла.
От подружек отделилась,
В чаще леса заблудилась.
Испугались, встретив волка,
Страшно он зубами щелкал.
Братьев спас один из них.
Дом построил для троих.
Скрипит зубами, водит носом
И русский дух не переносит
Старуха с костяной ногой
Зовется… (Бабою Ягой).
Сдобный, пышный, круглощекий.
У него румяный бок.
Убегает по дорожке
И зовется… (Колобок)
А теперь отгадайте сказку по видеоиллюстрациям.
В конкурсе «Знатоки сказок» победила команда…
6.  Следующий конкурс – «Музыкальный». Вам предлагается прослушать музыкальный отрывок и отгадать, песня какого сказочного персонажа прозвучала назвать из какой сказки или мультфильма эта мелодия. Итак, звучит мелодия для команды «Сказка» (и так по очереди каждой команде).
Давайте подведем итоги музыкального конкурса. Команда … зарабатывает… балл.
7.  А теперь конкурс «Театральные профессии» (люди каких профессий работают в театре).
Слушайте внимательно правила проведения этого конкурса: каждая команда с помощью поднятой руки по очереди называет одну театральную профессию. Слушайте друг друга внимательно: повторяться нельзя, повторяющаяся профессия защитываться не будет!
(Если дети затрудняются называть профессии, педагог может подсказывать им наводящими вопросами)
- кто подбирает и шьет театральные костюмы? (костюмер);
- кто гримирует артистов?
- кто пишет сценарии спектаклей?
- кто пишет музыку к спектаклям?
- кто руководит оркестром музыкантов?
- кто делает декорации к спектаклям?
- кто играет роли?
- кто занимается постановкой спектакля?
И т. д.
Давайте подведем итоги. В конкурсе «Театральные профессии» победила команда…
8.  Следующий конкурс «Мы – артисты». Каждой команде предоставляется возможность продемонстрировать свое актерское мастерство, побывать в роли актеров.
Актеры должны уметь демонстрировать разные чувства, эмоции: грусть. радость, удивление, испуг и т. д. О том, какое чувство или какую эмоцию испытывает человек, может сказать выражение его лица или мимика. Мы посмотрим сейчас, как с помощью мимики вы сможете выражать разные эмоции.
Задание для команды «Сказка»: изобразить человека, откусившего лимон.
Задание для команды «Маска»: изобразить с помощью мимики человека, который ест мороженое.
А теперь задания для капитанов команд: произнести одну и ту же фразу по-своему, выразив ту или иную эмоцию.
Задание капитану команды «Сказка»: произнеси предложение «Мы сегодня идем в театр» вопросительно.
А теперь задание капитану команды «Маска»: произнеси эту же фразу «Мы сегодня идем в театр» радостно.
Следующая фраза: «Опять манная каша».
Задание для «Сказки» - произнести эту фразу грустно.
Задание для «Маски» - произнести эту же фразу удивленно.
А теперь представьте на минуту, что вы выступаете на сцене. Вам необходимо с помощью движений, мимики и жестов изобразить какое-либо животное.
На сцену приглашается команда «Маска». Ваша задача – изобразить голодного волка, рычащего по полю.
А теперь в роли артистов предлагается побывать членам команды «Сказка». С помощью мимики, жестов и движений изобразите трусливого зайчика, запутывающего свои следы.
Молодцы! Подведем итоги этого конкурса. За конкурс «Мы артисты» каждая команда получает по одному очку.
9.  А теперь мы с вами побываем в роли зрителей. Наш конкурс называется «Правила поведения в театре, (видео-конкурс). Вам нужно вспомнить, что значит быть воспитанным человеком и как вести себя в театре. Каждая команда должна ответить на три вопроса. На каждый вопрос предлагается три варианта ответа: один правильный и два неправильных. Вы должны выбрать правильный вариант ответа. (Каждая команда отвечает по очереди).
10.  Подведение итогов викторины.
Педагог: Наша викторина подошла к концу. Каждая команда сумела продемонстрировать свои знания о театре. Давайте подведем итоги конкурса.
Команда «Маска» … очков.
Команда «Сказка» …очков.
В нашей викторине «Знатоки театра» побеждает….
Общий танец.
Задание №2
Показ мини - сценки
 
КроссвОРД

Задание №2
Выступление на отчётном мероприятии со спектаклем.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей города Абакана
«Центр детского творчества»
Принята Утверждена
На заседании методического совета Приказом директора
Протокол № 2 от 21.09.2015 МБОУ ДОД «ЦДТ»
№ «12» от 22.09.2015
_________Л.Г. МоруденкоРабочая программа по предмету
«Актёрское мастерство, сценическая речь»
для 1 года обучения
группа № 1»
Возраст обучающихся: 5 – 6 лет
Автор: Лазарева Т.В.
Педагог дополнительного образования
Вторая квалификационная категория
Абакан 2015