Методический материал для проведения занятий по актёрскому мастерству

АКТЁРСКОЕ МАСТЕРСТВО

1. Прятки. После того, как прочли текст стихотворения вслух хором, ведущий объявляет, что играем в прятки. А прятаться будут листки со стихотворениями. Ведущий закрывает глаза и считает: «Раз, два, пять, я иду искать, кто листок не спрятал, я не виноват». Прятать листок разрешается на себе, в своих вещах, портфелях, в вещах товарища. Если ведущий открыл глаза, а кто-то не успел спрятать листок, или спрятал плохо, то он отдает ведущему и листок и фант. Для фантов на столе стояла специальная коробка, и когда на следующих занятиях не находилось желающего выполнить какое-то задание, то использовались фанты.
Методический комментарий. Такое задание дает возможность построить дальнейшую работу на наиболее значимом и поэтому запомнившемся большинству детей материале. После пряток дети уже не смогут все время подглядывать в текст и будут использовать лишь то, что осталось у них в памяти после прочтения стихотворения. Очень интересно сравнивать, сколь разные моменты оказываются значимыми для различных по возрасту и уровню групп детей.

2. Сколько букв? После того, как все листки спрятались, ведущий спрашивает, в имени какого персонажа больше всего букв? Кто вспомнил – вскочил на стул. Буквально через несколько секунд полгруппы уже на стульях. Кто вскочил первым, получил «почетное право» написать имя персонажа на доске, а остальные «принимают» или не принимают его ответ. Кто считает, что имя написано правильно, тот хлопает в ладоши. А если кто-то считает, что ответ неверен, то топает ногами. Так что по «качеству» шума можно сразу угадать, правильный ли ответ записал ребенок.
Ведущий продолжает: «А теперь - в каком имени персонажа меньше всего букв?» Дети снова вскочили на стулья, и один из них побежал к доске, чтобы написать имя персонажа, а остальные следили за правильностью его ответа. «А в каком имени было пять букв?» «А четыре?» и т.д., пока на доске не были выписаны имена всех персонажей. «А еще были в стихотворении имена?», «А персонажи без имени?»
Вдруг один из детей сказал, что больше персонажей не было. Тут и другие начали кричать, что имена всех персонажей уже записаны на доске. «Ну, а если всех вспомнили, давайте их рисовать!»
Дома ребята должны были дорисовать понравившийся персонаж, раскрасить его, придумать, во что он одет, какая у него может быть комната. А, может, у него есть любимая игрушка? любимое домашнее животное? В общем, предлагалось нарисовать все, что захочется, про эти персонажи.
Методический комментарий. Конечно, прежде всего, хотелось, чтобы ребята включились в материал стихотворения: начали как-то относится к персонажам, представили их себе, пофантазировали об этих существах. Но, оказалось, что уже в начале работы дети обобщают материал, они выходят за рамки только этого стихотворения. В одной из групп, например, возник спор по поводу того, могут ли быть персонажами неодушевленные предметы. Рисование персонажа – это уже начало работа над образом.

3. Заветная тетрадь. Мы договорились, что у каждого ребенка будет специальная рабочая театральная тетрадь. В них они могли записывать любые свои мысли и соображения по поводу репетиции. Если надо было записать какую-нибудь общую информацию, то тетради переворачивались, и ребята писали с другой стороны. В середине были специальные листочки -альбомы. Там ребята рисовали. Первыми в тетрадях появились имена персонажей и рисунки с их изображением

4. Сундучки. Следующее занятие началось с того, что на стол поставили «сундучки» для каждого персонажа. Сундучками были простые коробки (правда, позже ребята их старательно разукрасили). В сундучок каждого персонажа положили рисунки ребят, которые относились к этому персонажу. Кто хотел – рисовал специально для «сундучка», некоторые вырывали свои рисунки из тетрадей. Сундучки всегда стояли в комнате, и каждый мог положить в сундучок все-все, что связано с этим персонажем.

5.Малые группы. Теперь предстояло разделить ребят на группы. Работа в команде помогает сплотить ребят, преодолеть их разобщенность, они учатся слушать других, спорить и принимать совместные решения. Когда есть команды, легче устроить соревнование, а оно всегда отлично встряхивает ребят, заставляет их собраться, активизироваться. Прежде всего, предстояло выбрать капитанов, а уж те должны были набрать себе команды.
Методический комментарий. Существует масса способов, как выбрать капитана. Можно выбирать, например, так: по хлопку ведущего ребята кладут на стол руки ладонью вниз одну на другую, пирамидкой. Капитанами становятся тот, чья рука оказалась сверху, и тот, чья рука оказалась снизу. Потом капитаны выбирают себе профессию. Например, капитаны - мальчики могут захотеть стать автогонщиками. Остальные разбиваются на пары, и каждый задумывает марку машины. Капитаны договариваются между собой, кто их них будет выбирать ребят первым. Ребята попарно подходят к капитанам и спрашивают: «На какой машине поедешь – на «Форде» или на «Шкоде»? А капитаны поочередно набирают себе «парк машин».
Капитаны – девочки могут быть садовниками, и выбирать, какие цветы вырастут у них в саду.

6.Шапка вопросов. Ну, вот. Дети разделились на команды. В тетрадях у них были записаны имена персонажей. А после того, как мы сделали «сундучки», трудностей с запоминанием персонажей уже ни у кого не возникало.
А какие же события происходили с этими персонажами? Какие оказались наиболее значимыми для них? Какие из них запомнились? Для выяснения этого отлично подошла немного измененная игра «Шапка вопросов».
Игра проходит следующим образом. У ведущего на столе стоят две «шапки» - в одной листки с именами персонажей, в другой – много листков с вопросительными словами: «Что?», «Где?» или «Когда?». Капитаны поочередно тянут по одному листку из каждой шапки – у команды оказывается вопросительное слово и имя персонажа.
Затем ведущий предлагает командам составить как можно большее вопросов с этим вопросительным словом про этот персонаж. Например, если команда вытянула слово «Что?», и имя персонажа Дракончик Пончик, то вопросы могут быть, например, такими: «Что увидел Дракончик Пончик в окне?», «Что было надето на Дракончике Пончике, когда он завтракал?» и т.д.
Методический комментарий. Время работы команд ограничивается. Придуманные вопросы записываются и складываются в большой пакет. Капитан противоположной команды вытягивает вопрос и после короткого совещания, ребята дают свой ответ. Потом каждая команда выбирала «посыльного»: и традиционным способом (считалочкой), и даже эстафетой. «Посыльный» команды выходит и записывает полный ответ на вопрос. Например, на один из приведенных выше вопросов ответ может звучать приблизительно так: «Дракончик Пончик увидел в окне страшную рожу пирата». Другая команда оценивает правильность и точность ответа и «принимает» его или нет.
Обычно ребята очень увлекаются этой игрой и готовы сочинять все новые и новые вопросы. Именно здесь выбирание чего-то своего из текста проявляется очень активно.

7.Последовательный ряд. После окончания игры команды записали ответы на вопросы на доске и в свои рабочие тетради. Как результат, на доске и у ребят в тетрадях оказались записанными приблизительно пятнадцать ответов на вопросы. Естественно, записывали лишь ответы на неповторяющиеся вопросы.
Методический комментарий. В принципе, это было перечисление практически всех событий, происходящих в стихотворении. Надо было только разложить их в ряд, в «правильном» порядке. Но для этого хорошо бы убедиться, что ребята знают, что такое «ряд».Например, одна из команд получила задание построиться по алфавиту имен, а вторая – по алфавиту фамилий. Когда все построились, каждый ребенок из первой команды поочередно произносил свое имя. Другая команда в это время следила, не нарушен ли алфавитный порядок. Если они находили ошибку, то начинали топать ногами, и топали до тех пор, пока допустивший ошибку не занимал правильное место. Вслед за этим задание выполняла вторая команда. Так ребята понемногу начали понимать, что такое «ряд».
Но алфавитный ряд - прямой, последовательный, простой.
Следующее задание было посложнее. Каждый брал любую книгу, открывал ее на произвольной странице и запоминал число. А потом оказывалось, что надо построиться вначале по возрастанию, а потом по убыванию чисел. Проверка правильности выполнения задания проводилась так же, как и при алфавитном построении. Выполняя это задание, ребята сталкивались с «разорванным» рядом, ведь числа шли не подряд, с прямым и обратным рядом.
Третье задание было еще сложнее. Ребята сели в круг на стульях. Ведущий, стоя в центре круга, находил глазами партнера и говорил ему фразу, в которой обязательно были цифры (от 1 до 10). Если в предложении говорилось о чем-то созидательном (например, посадил четыре дерева, вымыл пять парт, запустил четыре змея), то это были «плюс-фразы». А если в предложении говорилось о чем то разрушительном (например, сорвал три ромашки, не выучил два стихотворения и т.д.), то это были «минус-фразы». На «минус-фразу» партнер должен был сесть на пол, а на «плюс-фразу» – вскочить на стул, показав на пальцах ту цифру, которая прозвучала во фразе. Если же во фразе не было указания на плюс или на минус, то ребенок оставался сидеть на стуле. Следующим ведущим становился он сам. Он также находил глазами партнера, передавал ему одну из фраз и т.д. В конце концов, часть ребят оказалась сидящей на полу (это была минусовая часть ряда), часть – стоящей на стульях (плюсовая часть ряда), и еще несколько детей сидели на стульях (точка изменения направления ряда, перегиб ряда). Потом ребята построились в порядке возрастания чисел, но только с учетом плюс и минус – «нулевики» - сидящие стали серединой, сидящие на полу выстраивали свой ряд налево от них, стоящие на стульях - направо.
Ведущий предложил ребятам дома придумать, что еще может образовать ряд, а что никак в ряд не выстраивается.

8.Бумажные змеи. Занятие началось с того, что все уселись в круг, порвали чистые листки бумаги на множество полосок. Потом достали тетрадки, в которых были записаны ответы на вопросы, придуманные самими ребятами на прошлом занятии, и записали каждый ответ на вопрос на отдельной полоске. Ребенок складывал все свои полоски в одну кучку и перемешивал их. Потом он вытягивал из своей «кучки» полоски наугад и раскладывал их в том порядке, который ему казался в этот момент обоснованным. Получалась длинная бумажная змея. Ее показывали соседу. Сосед мог переложить полоски, а мог оставить все как есть и передвинуть бумажную змею дальше, следующему, и так далее по кругу. Когда бумажная змея возвращалась обратно к хозяину, тот оценивал, как она изменилась.
Методический комментарий. Лишь в двух случаях из 15 «змея» вернулась обратно такой же, хотя и она, путешествуя от ребенка к ребенку, изменялась в пути. Конечно, каждый ребенок выстраивал «бумажную змею» по своему принципу, но оказалось, что у многих событийные ряды приблизительно одинаковы. Выбор принципа ограничивался лишь одним – уметь его объяснить.
После занятий ребята забрали каждый свою «бумажную змею», чтобы показать ее дома родителям.

9.Самое, самое. Каждый ребенок склеил свою «бумажную змею» - событийный ряд. Но ведь как то надо подвести ребят к понятию «главного», «основного» события, кульминации. Опять помогла игра. На этот раз игра в «Самое, самое».
Ребята сидели в произвольном порядке, но так, чтобы пространство в комнате было максимально занято (для этого использовалось игровое упражнение «заполнить пространство»). У ведущего в руках была волшебная палочка. Он дотрагивался палочкой до одного из ребят, а потом дотрагивался палочкой до какого-нибудь предмета в комнате. Тот, до кого дотронулись, вставал и говорил «самое, самое» об этом предмете.
Если его ответ принимался ведущим, то он отдавал ему волшебную палочку, и волшебником становился следующий. Если ответ не принимался, то волшебник не менялся.


10. Гусеница с ножками. Когда ребята разобрались, что может быть «самое, самое» в отдельном предмете, игру усложнили. Ребята сели в круг, и положили перед собой свои бумажные змеи. Волшебник передавал палочку одному из ребят. Тот читал «кусочек» своей змеи и передавал палочку другому, который говорил, что «самое, самое» он увидел в нем. И так далее. Так как у многих ребят «бумажные змеи» совпадали, то и «самое, самое», что они называли, временами совпадало.
Методический комментарий. Так мы подошли к тому, что ребята самостоятельно выделили из событийного ряда часть эпизодов, которые можно было назвать каким-то «самым, самым» словом. Слова эти мы записывали и прикрепляли к бумажной змее. Получилась уже даже не змея, а гусеница с ножками – два-три события, объединенные одним «самым, самым» словом – «ножкой», которое стало названием эпизода.

11. Новинки. Среди ребят всегда находятся те, кто и сам постоянно помнит о «сундучках» персонажей, и других подталкивает поглядеть, что нового туда положили. Некоторые сундучки просто ломились от рисунков, стихотворений, и даже подарков. Ребята часто вынимали из сундучков то, что накопилось в них, и обсуждали между собой, понравится ли это персонажу, подойдет ли это ему. В дальнейшей работе мы использовали практически все, что накопилось в этих сундучках.

12. Две цепочки. Заметим, что принцип разделения ребят на команды отлично срабатывал. И в следующем задание, ребята работали по командам. Каждая из двух команд обсуждала свои змеи и слова, которыми в предыдущей игре назвали «самое, самое». Как только команда выбирали из всех «самых» слов общее, «посланник» бежал к доске и записывал его. Для этой команды данное слово становилось названием части происходящего, эпизода.
И вот на доске появились две цепочки названий эпизодов. Теперь каждый из ребят подходит к доске и отмечает, какое название каждого эпизода ему больше нравится. Выбрали те названия, которые отметили большинство ребят. Ведущий записал цепочку этих названий эпизодов на доске, обвел их кружком, а ребята переписали цепочку в свои тетради. После этого ведущий предложил ребятам подумать, что происходит в каждом эпизоде и командам выслать посланников, которые нарисуют знак, изображающий происходящее (например, разговор – посланник рисовал двух человечков, драка – большой кулак, и т.д.) Методический комментарий. Конечно, знаки, показывающие, что происходит в эпизодах, могут совпасть. Если знаки не совпадают, то, видимо, надо, чтобы ребята , как и в предыдущем случае, выбрали общий знак, пришли к общему решению.

13. Горка. Ведущий снова превратился в волшебника и при помощи волшебной палочки, называл с ребятами «самое, самое», но уже во всей цепочке. Это «самое, самое», то, без чего, по мнению ребят, никак нельзя обойтись, и стало главным событием в нашей пьесе. Ведущий начертил из кружков с названием эпизодов нечто, напоминающее больше всего горку – наверху располагался «самый, самый» эпизод, а остальные расположились на склонах горки.
Ребята зарисовали окончательный вариант цепочки событий в своих тетрадях. Методический комментарий. Этот вариант, нарисованный на большом листе, ведущий повесил в комнате для занятий. Около каждого выделенного события, названного ребятами, записали, какие персонажи участвуют в нем. А на большом общем листе ведущий даже прикрепил маленькие фигурки персонажей, вырезанные из бумаги, к тем эпизодам, где они появляются.

14. Раскраска. .Дома ребята покрасили каждый эпизод в свой цвет. И бумажные змейки стали разноцветными и красочными. Цвет, естественно, отражает эмоциональное восприятие ребенком содержания. Поэтому, у одного змейка получилась светлая, веселая, у другого – мрачная, у третьего однотонная и т.д. А еще ребята вместе с родителями дома придумали, какие друзья могут быть у наших персонажей, и какие у них могут быть враги. Рисунки друзей и врагов тоже разложили по сундучкам.

15. Вверх – вниз. Чтобы ребятам стала понятнее взаимосвязь событий в пьесе, восхождение к кульминации, построили из кубиков и стульев некое подобие лестницы и договорились между собой, что каждый шаг по этой лестнице – эпизод. А наверху, там, где образовалась площадка – находилась «кульминация».
Ребята по очереди забирались наверх, проговаривая на каждой ступеньке лестницы название «эпизода». А ведь после того, как забрался наверх – надо еще и спуститься! Некоторые спускались по ступенькам, а другие прыгали. Тем, кто прыгал, приходилось проговаривать названия эпизодов, идущих после кульминации, скороговоркой.
Методический комментарий. К этому времени основной «костяк» пьесы, ее «хребет» был уже придуман ребятами. У каждого была «змейка» событий и каждый представлял себе «самое, самое» в ней. Предстояло нарастить на этот костяк «мясо», добавить вербальный ряд: реплики персонажей, диалоги, монологи. Ведь главной идеей наших занятий было создание литературного произведения в драматургической форме. Пришло время литературных игр.

16. Скажет – не скажет. Литературных игр - великое множество. Очень подробно и хорошо многие из них описаны в вышеназванных книгах А.П.Ершовой и В.М.Букатова. Какие-то игры направлены на развитие чувства языка, другие – на чувство литературного стиля. Ведущему придется, в зависимости от состава и подготовленности своего коллектива, выбирать, какие игры предпочесть.
Так как в наших «сундучках» персонажи были «немыми», то занятия начались с составления словаря персонажа. Ведь каждый персонаж говорит своим языком, у каждого свой речевой запас, любимые выражения, «словечки», жаргонизмы. Каждый говорит в своем ритме, со своими интонациями.
Вот, например, одна из игр, которое помогает набрать «словарь» персонажа. Ребята работали в двух командах. Команда придумывала ситуацию, в которую мог бы попасть персонаж. Причем, ситуации могли быть любыми – фантастическими, сказочными, реальными.
Из «шапки» поочередно капитаны вытягивают имена персонажей. Команды обмениваются ситуациями и обсуждают, что мог бы сказать в подобной ситуации их персонаж. Вслед за этим они придумывают, что НЕ скажет никогда персонаж в такой ситуации.
Например, одна из команд придумала ситуацию, когда кто-то приходит в гости и случайно выливает горячий чай на брюки хозяину. Из шапки вытянули имя персонажа – «девочка Линда». Значит, противоположная команда должна решить, что скажет девочка Линда в такой ситуации и что она никогда НЕ скажет. Другая команда вытянула имя персонажа Котенок Чертенок. Они решали, что скажет и НЕ скажет Котенок в подобной ситуации.
Методический комментарий. Потом эта ситуация как бы переворачивается: теперь уже не персонаж неловок и разливает чай на колени хозяину, а хозяин случайно обливает персонаж горячим чаем. А ведь в гости пришел, красиво одет! И Команды решали, что скажет и НЕ скажет их персонаж в такой перевернутой ситуации.

17.По-разному. А вот еще одна игра, помогающая составить «словарь» персонажа. Ведущий говорит какую-либо фразу, ребята поочередно вытягивают имена персонажей из «шапки» и изменяют фразу, применительно к своему персонажу.
Например, девочка Линда, извиняясь, говорила «Извините меня, пожалуйста, я не хотела», а бесстрашный Котенок у кого-то говорил : «Пардон, я не хотел!», а у кого-то вместо извинений, говорил: «Сам виноват!»

18. И вдруг Ребятам нравилось играть и в игру под названием «И вдруг». Правила были такие. Ведущий читал одну из фраз на своей бумажной змейке, вытягивал из шапки имя персонажа и прибавлял 1 фразу, включающую имя этого персонажа, к своему рассказу. В конце он прибавлял « и вдруг» и передавал кому-нибудь волшебную палочку. Тот должен был вытянуть имя персонажа, повторить предыдущий рассказ ведущего и добавить свою фразу с именем этого персонажа. Заканчивал он словами «и вдруг» и передавал волшебную палочку дальше. Так играли до тех пор, пока ребята могли повторить рассказ.
Любимые «словечки» персонажей, которые понравились ребятам, мы выписывали и клали в сундучки персонажей. Туда же клали и замечания насчет интонации, ритма, скорости речи этого персонажа, например, «говорит быстро», « слегка заикается», « растягивает слова» и т.д.
Методический комментарий. Перечислять игровые задания, которые помогают «разговорить» ребят можно долго. Естественно, то, что говорят ребята на занятиях надо как-то фиксировать. Или они сами записывают свои ответы, или ведущий записывает за ними.
Эти записи в дальнейшем послужат основой для написания диалогов в пьесе.
После обоймы таких игровых заданий можно приступать к окончательному оформлению текста. Обычно дети с удовольствием пишут реплики своих персонажей, некоторые даже сочиняют целиком сценку.


15