Рабочая программа литературного кружка ПРОБЫ ПЕРА


Управление образования Одинцовского района
МБОУ Одинцовская гимназия № 14
«Утверждено» «Согласовано»
Директор __________________ Бурлака А.Н. Зам.директора по УВР _________________ Гришина С.А.
« ____» __________________ 2015 г. « ____» __________________ 2015 г.
ПРОГРАММА
литературного творческого кружка
«Пробы пера»
Автор: учитель русского
языка и литературы
Бобылёва Л.В.
2015 – 2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная авторская программа дополнительного образования разработана с целью реализации внеклассной работы по предмету, дополнения к урокам литературы, не позволяющим в рамках урока заниматься творческой поэтической деятельностью учащихся.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Занятия по программе позволят ученикам, проявившим склонность к поэтическому творчеству, учиться создавать стихотворения на примере образцов великих поэтов России и зарубежья. Школьники познакомятся с теоретическими знаниями стихосложения: стихотворным размером, рифмой, строфой и т.д.
В кружке предусмотрено объединение разных возрастных групп школьников (2- 8 классы), что позволит осуществлять преемственность и реализовать технологию метода обучения в сотрудничестве в небольших гетерогенных группах учащихся.
Программой также предусматривается индивидуальный подход к каждому ребенку, суть которого заключается в том, чтобы идти не от учебного предмета к ученику, а от ученика к учебному предмету, развивать те творческие возможности, которыми располагает ребенок, обучать его с учетом потенциальных возможностей, которые необходимо совершенствовать, обогащать.
В современных условиях гуманитаризации образования, поиска личностно-ориентированных подходов в обучении растет интерес учащихся к поэтическому творчеству, теоретическим знаниям литературоведческих понятий, что ведет к раскрытию внутреннего «Я» ребенка, самопознанию личности.
Продуктом деятельности кружка является Литературный альманах «ПРОБЫ ПЕРА», создание макетов собственных сборников стихов, а также участие школьников в творческих конкурсах разного уровня.
КРУЖКОВАЯ РАБОТА НАПРАВЛЕНА НА ДОСТИЖНИЕ СЛЕДУЮЩИХ Ц Е Л Е Й И РЕШЕНИЯ З А Д А Ч :
ЦЕЛИ:
создание системы творческого развития учащихся через уроки литературы и внеклассную деятельность по предмету.
ЗАДАЧИ:
обучающие:
приобщение учащихся к лучшим образцам лирики отечественных и зарубежных поэтов;
развитие навыков и приемов анализа лирического произведения;
воспитательные:
формирование общественной активности личности, культуры общения и поведения в социуме;
развивающие:
актуализация личностных качеств школьников, помогающих раскрытию их творческих способностей;
формирование у школьников положительной мотивации к обучению.
знакомство с поэтами Одинцовского края.
МЕСТО ДАННОЙ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ:
Согласно учебному плану МБОУ Одинцовская гимназия №14 на кружковую работу отведено 34 часа, что составляет 1 час в неднлю).
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате реализации программы учащиеся должны:
знать:
основные сведения о жизни и творчестве некоторых великих русских поэтов, а также поэтов, чье творчество связано с нашим городом и краем.
уметь:
анализировать поэтические художественные произведения;
создавать самостоятельно стихотворные художественные тексты;
развивать в себе потребность к самопознанию и самосовершенствованию.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 час
Введение. Значение поэзии в русской литературе и культуре.
1 час
Влияние западной поэзии на творчество русских поэтов. Байрон и Пушкин, Лермонтов. Подражательные ранние стихотворения и становление реализма в творчестве великих писателей.
2 часа
Краеведение. Пушкин и Одинцовская земля. Влияние захаровского колорита на тематику его творчества. Осень в поэзии Пушкина. Зима в поэзии Пушкина.
2 часа
Основы стихосложения. Законы создания поэтического произведения.
Стихотворный размер. Понятие о ямбе, хорее, анапесте, гекзаметре, амфибрахии. Понятие о рифме, Рифма мужская и женская, полная, неполная. Рифма парная, перекрестная, кольцевая.
Понятие о строфе. Разновидность строф. Практикум по составлению собственных стихотворений.
4 часа
Средства художественной выразительности. Понятие о тропах и стилистических фигурах. Тропы: эпитет, метафора, олицетворение, гипербола, литота, синекдоха, оксюморон.
Стилистические фигуры: сравнительный оборот, инверсия, риторические вопрос и восклицание. Практикум (работа с тропами в поэтических текстах). Практикум (составление стихотворений с применением троп и стилистических фигур).
4 часа
Жанры лирических произведений: поэма, баллада, ода, басня, послание, эпиграмма, эпитафия, элегия, стансы, песня, сонет, рубаи.
2 часа
Практическая работа по отработке теоретических литературоведческих понятий.
7 часов
Проведение праздников, литературных гостиных.
4 часа
Творческие встречи с поэтами:
Панфилов Д.Г. – поэт, кандидат филологических наук, председатель пушкинского общества
«Захарово»
Наджаров В.В. - поэт, председатель поэтического клуба
Хлынов В.В. – поэт – сказочник, Москва
Посещение заседаний поэтического клуба «Захаровский Парнас»1 час
Проведение читательской конференции «Одинцово, воспетый в поэзии»
6 часов
организация и проведение конкурсов:
- на лучшее тематическое стихотворение - 1 час
- на лучшего чтеца собственного стихотворения – 3 часа
- на лучший макет собственных сборников стихов – 1 час
- на лучшую стенгазету, посвященную творчеству поэта – 1 час
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п.п. Тема занятия
Дата проведения
1 Место и значение поэзии в русской литературе и культуре. сентябрь
2 Влияние западной поэзии на творчество русских поэтов. Байрон и Пушкин, Лермонтов.
Подражательные ранние стихотворения и становление реализма в творчестве великих поэтов. сентябрь
3 Краеведение. Пушкин и Одинцовская земля. Влияние захаровского колорита на тематику его творчества. сентябрь
4 Осень и зима в поэзии Пушкина. сентябрь
5 Основы стихосложения. Законы создания поэтического произведения. Стихотворный размер. Рифма. Разновидность строф октябрь
6 Практикум по составлению собственных стихотворений октябрь
7 Организация и проведение школьного конкурса юных поэтов. Подготовка к районному конкурсу юных поэтов октябрь
8 Средства художественной выразительности. Понятие о тропах и стилистических фигурах. Тропы: эпитет, метафора, олицетворение, гипербола, литота, синекдоха, оксюморон. ноябрь
9 Стилистические фигуры: сравнительный оборот, инверсия, риторические вопрос и восклицание ноябрь
10-11 Практикум (работа с тропами в поэтических текстах, составление стихотворений с применением троп и стилистических фигур). ноябрь
12 Творческая встреча с поэтом, кандидатом филологических наук, председателем пушкинского общества «Захарово» Панфиловым Д.Г. декабрь
13 Жанры лирических произведений: поэма, баллада, ода, басня, декабрь
14
Жанры лирических произведений: послание, эпиграмма, эпитафия, элегия, стансы, песня, сонет, рубаи. декабрь
15-16 Практическая работа по отработке теоретических литературоведческих понятий декабрь
17 Подготовка поэтического праздника «В минуты вдохновенья» январь
18-19 Проведение поэтического праздника «В минуты вдохновенья» январь
20 Практическая работа по отработке теоретических литературоведческих понятий. февраль
21 Творческая встреча с поэтами литературного объединения «Одинцовский Парнас» февраль
22 Конкурс на лучшее тематическое стихотворение февраль
23 Исследовательская работа. Определение стиля поэта, жанровое своеобразие, своеобразие языка (по выбору учащихся) март
24 Занятие в поэтическом клубе «Захаровский Парнас» в Государственном историко – литературном музее-заповеднике А.С.Пушкина (чтение собственных стихотворений, обсуждение выступлений членов поэтического клуба) март
25 Занятие в поэтическом клубе «Захаровский Парнас» в Государственном историко – литературном музее-заповеднике А.С.Пушкина (чтение собственных стихотворений, обсуждение выступлений членов поэтического клуба) март
26 Подготовка и проведение литературной гостиной «Поэтический снегопад» март
27 Конкурс на лучшую стенгазету, посвящённую творчеству поэта (по выбору учащихся) (Работа в группах) апрель
28-29 Практическая работа по отработке теоретических литературоведческих понятий (составление собственных стихотворений, их анализ и обсуждение) апрель
30 Участие в районном конкурсе юных поэтов апрель
31 Читательская конференция «Одинцово, воспетый в поэзии» май
32 Подготовка и проведение конкурса на лучший макет собственных сборников стихотворений май
33 Творческая встреча с поэтом – сказочником Хлыновым В.В. май
34 .Литературная гостиная. Проект. Презентация собственного творчества. май
Список литературы
Литература для педагога:
Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова. – М.: Просвещение, .2009
Вартаньян Э. В. Путешествие в слово: Кн. для внекласс. чтения. – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2013. – 208 с.: ил. – (Мир знаний);
Ладыженская Т. А. Детская риторика в рисунках, стихах, рассказах: Метод. рекомендации: Кн. для учителя. – М: Просвещение, 2009. – 96 с.: ил.;
Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников. – Л., 2010
Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. – М.: Просвещение, 2012.
Холшевников В.Е. Поэтическая антология по истории русского стиха. Мысль, вооружённая рифмами. – Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1987. – 605 с.
Худенко Е.Д. Как научить ребёнка думать и говорить. – Калининград: КИПО, 2009. – 175 с.: ил. – Б. ц.;
Литература для обучающихся:
Волина М. Игры в рифмы. – М.: Просвещение, 2012.
Матвеева Т. В. От звука до текста. – М.: Просвещение, 2011.
Москвин В.П. Теоретические основы стиховедения. – М.: Либроком, 2013.
Русская литература XX века / под общей ред. В.В. Агеносова, в двух частях. М.: Дрофа, 2013.
Скрипов, Г.С. О русском стихосложении / пособие для уч-ся. М. : Просвещение, 2014.
Тодоров Л.В. Русское стихосложение в школьном изучении. – М.: Просвещение, 2009.
Шульговский Н. Занимательное стихосложение. – М.: Издательский Дом Мещерякова, 2013.
Эткинд Е. Разговор о стихах. – М.: Просвещение, 2012