Рабочая программа литературного кружка: Родное слово.


Согласовано:  ________________ Утверждаю______________
Зам.дир. поУР: Шушпанова Н.А Директор школы: ОхрименкоР.В.
  «       »___________20   г.                       « »______________20 г.

Рабочая программа литературного кружка.
ГКС(к)ОУ «Серафимовичская С(к)ОШИ»
« Родное слово».
Мы тогда лишь вольно дышим,
Когда речь родную слышим.
Речь на русском языке.
(С. Михалков.)
Программа рассчитана на 34 часа, из расчета 1 час в неделю.
Для детей подросткового возраста 10-14 лет.


Программу составила:
учитель русского языка и литературы:
Поддубная Лариса Васильевна.

г. Серафимович
2014-2015 учебный год.
1
 Пояснительная записка.

Программа подразумевает обучение детей примерно одинаковых по возрасту. Она направлена на приобщение учащихся к чтению книг, журналов предусматривает поэтапное овладение техникой выступления на публике, развивает смелость и самостоятельность.
Перед современной общеобразовательной школой  стоит важная задача – научить детей  ориентироваться в массивах информации, используя ее себе во благо, подготовить его к жизни и деятельности в условиях информационного общества. Существенную роль при этом призван сыграть кружок любителей книги, который я назвала «Родное слово».                                    В условиях перехода к информационному обществу в одном ряду с умением писать, читать и считать сегодня стоит и умение самостоятельного поиска необходимой информации, овладения навыками культуры чтения. 
Занятия кружка включают разнообразные виды работ: литературные сообщения, рефераты (по книгам), доклады, развивающие игры и викторины, инсценировки, постановка маленьких пьес. Все эти виды предполагают организацию внеклассного чтения научно-популярной литературы. Большое место занимает подготовка конкурсов чтецов, конференций и олимпиад. Кружок организует также экскурсии и походы по родному краю.
Основная цель программы -  через знакомство с художественными лирическими произведениями разных авторов развивать умение учащихся правильно читать и анализировать стихи; формировать компетентность в области стихосложения; развивать творческий потенциал учащихся.
Задачи:
привить первоначальные навыки работы с книгой, газетой, журналом и научиться ориентироваться в библиотечном пространстве;  
воспитывать у  детей любовь к книге, бережное отношение к книгам, к учебникам;
научить учащихся видеть красоту и «делать добро»;
воспитывать творческую гармонично развитую личность, умеющую общаться, дружить, жить интересной жизнью;
сохранять наследие прошлого и развивать современное поколение;
овладевать  навыком публичного выступления;
воспитывать дисциплину, выносливость, трудолюбие, упорство, умения взаимодействовать друг с другом.
2
Задачи программы:
вызвать у школьника устойчивый интерес к книге;
формировать у учащихся общее представление о театральном искусстве,
формировать эстетическое восприятие окружающей среды,
обогащать внутренний мир учащихся, развивать умение создавать прекрасное,
Актуальность программы:
Желание взять именно литературный кружок, возникло не случайно. Как-то на урок чтения принесла ребятам местную районную газету и, каково было моё удивление в том, что только несколько детей знали, что это газета нашего района и из неё можно черпать ту или иную информацию.
Чтение и анализ лирических произведений имеют огромное значение в становлении личности учащегося, создают благоприятные условия для развития творческого воображения, полёта фантазии, развития правильной, грамотной речи, развивают способность свободно, нестандартно мыслить, проявлять себя в творчестве. Подростковый возраст, один из самых проблемных возрастов детей. Важно не пропустить момент и направить энергию в правильное русло, определить творческие способности учащихся, талантливость, создать условия для самовыражения, дать возможность проявить себя.
В программе  используются следующие педагогические технологии:  культуро-воспитывающее обучение, проблемное, развивающее обучение, игровая, личностно-ориентированная, интеграционная, информационно-компьютерная технологии.
Ожидаемый результат:
рост познавательной  и творческой активности у ребят;
увеличение числа учащихся, занимающихся творческой, исследовательской работой, формирование у учащихся эстетического, творческого подхода к оформлению материалов;
развитие наблюдательности, зрительной памяти, воображения,
повышение уровня обученности учащихся и качества знаний в области литературы, письма и чтения.
3
Овладение грамотой, основными формами и правилами их применения. Развитие устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному чтению и письму. Развитие вкуса и способности к словесному творчеству на уровне, соответствующему возрасту и развитию ребёнка.
Понимание литературы как явления мировой и национальной культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций. Осознание детьми значимости чтения для личного развития; а так же первоначальных этических представлений, понятий о добре, зле и нравственности на примере литературных героев; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребностей в систематическом чтении. Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Оценка результативности:
В качестве форм подведения итогов организуются публичные чтения произведений собственного сочинения, выступление на концертах, общешкольных линейках, участие в различных конкурсах.
Учебно-тематический план кружковой работы.
№ Название темы. Кол-во часов Дата Результат
1 Вводное занятие. Знакомство с планом работы. 1 Коллективное обсуждение.
2 Устное народное творчество. 1 3 Социально-бытовые сказки: «Петушок и бобовое зёрнышко». 1 инсценировка сказки
4 Сказки о животных: «Теремок», «Заячьи слёзы». 2 Инсценирование.
5
5 а Волшебные сказки: «Золушка».
Иллюстрирование данной сказки. 1
1 Чтение по ролям
рисунки
6 Потешки. 1 Чтение наизусть
7 Скороговорки. 1 проговаривание
8 Загадки. 1 Составление своих загадок
9 Пословицы и поговорки 2 Заучивание наизусть
10 Тематические стихи к каждому общешкольному празднику.( В течение всего года обучения) общешкольным планом работы
11 Чтение и инсценировка рассказов Л.Н.Толстого для детей. «Лгун», «Косточка». 2 Чтение и инсценировка
12 В Бианки «Аришка-трусишка», «Музыкальная канарейка». 1 Чтение по ролям
13 «Новый год к нам мчится». 1 Чтение стихов, постановка сценки
14 « Рождественские посиделки». История праздника. 1 дискуссия
15 День рождения А.А Серафимовича 1 Чтение прозы
16 «Аукцион знаний». Интеллектуально-творческая игра. 2 Проверка полученных знаний.
17 «Никто не забыт, ничто не забыто». 1 Устный журнал посвящённый Сталинградской битве.
18 Сочинение-рассуждение на тему:
«Спорт и я верный друзья». 2 Иллюстрирование сочинения.
19
Библиотечный час. Знакомство с газетами, журналами, энциклопедиями. 1 Чтение по выбору, коллективное обсуждение прочитанного.
20
«Мы верные сыны Отечества». 2 Чтение стихов о защитниках отечества, изготовление сувениров для пап.
21 Международный женский день 8 марта. 1 Чтение стихов наизусть про мам и бабушек.
22 Сочинение-рассуждение « Моя мама лучшая на свете». 1 Написать сочинение.
23 « Покормите птиц». Акция по развешиванию кормушек. 1 24 Экскурсия в весенний лес. 1 Записать свои впечатления об экскурсии.
25 Подготовка к празднованию 75 годовщины в Великой победе. 1 Заучивание стихов.
26
«…И помнит мир спасённый…». Конкурс стихов оВОВ. 1 Чтение стихов наизусть.
26 « Весна идёт, весне дорогу. Чтение рассказов о весне. 1 Весенние зарисовки
27
Сказки А.С.Пушкина. КВН 1 Чтение и иллюстрирование сказок.
28
Подведение итогов работы .1 Работа по выбору. Планы на следующий год.
Список используемой литературы:
1.Коррекционная педагогика в опорных схемах, тезисах и дефинициях.
Рабочая тетрадь. ВГА повышения квалификации и переподготовки
работников образования. Волгоград 2011г.
2. Коррекционная педагогика под редакцией Кукушкина В.С. ООО
«Феникс» 2010г.
3.Новые школьные КВНы и конкурсы. Лучшие сценарии.
Ростов-на Дону «Феникс» 2005г.