Приобщение обучающихся к музыкальному искусству на занятиях фортепиано.


Приобщение обучающихся к музыкальному искусству на занятиях фортепиано.
Гановская Ирина Ивановна
Педагог дополнительного образования
В последнее время все большую актуальность приобретает проблема эстетического воспитания детей как средства формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. Формировать личность и эстетическую культуру, как отмечают многие писатели, педагоги, музыканты, деятели культуры ( Д.Б. Кабалевский, А.С. Макаренко, В.А.Сухомлинский, Л.Н. Толстой и др.) особенно важно в наиболее благоприятное для этого старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.
Эстетическое воспитание стимулирует раннее творческое развитие, гармонизирует растущего человека, помогает развивать психологические функции и личностные качества. Отставание или отсутствие эстетических способностей детей приводит к неполноценному формированию личности, к ее неспособности в дальнейшем находится в гармонии с собой, миром, его культурными и духовными ценностями и, как следствие,- появления чувства неполноценности, неуверенности в себе, не способности к взаимодействию с людьми в обществе, не адаптированию к условиям современной жизни.
Важнейшим предметом эстетического воспитания детей является музыка. Большое значение в общем и эстетическом развитии детей, в расширении их кругозора, в воспитании художественного вкуса имеет обучение игре на музыкальном инструменте, в частности на фортепиано. Индивидуальное обучение игре на фортепиано - активное приобщение детей к искусству, дающее им возможность соприкоснуться с миром прекрасного. Специфика музыки как вида искусства состоит в том, что она воздействует на чувства человека, т.е. не конкретно изображает какие- либо картины или явления, а обобщенно выражает чувства, мысли, идеи. Основу любой музыкальной деятельности составляет эмоционально-содержательная сторона. Музыку невозможно воспринимать , понимать, постигать, исполнять без эмоций. В книге «Психология музыкальных способностей» Б.М. Теплов писал о том, что эмоциональная отзывчивость на музыку - главный показатель музыкальности. Поэтому в первую очередь важно развивать общие музыкальные способности: музыкальный слух, ритмическое чувство, музыкальную память, эмоциональную отзывчивость.
Музыкальный слух – это способность человека, основанная на психических и физиологических свойствах, которая поддается развитию в процессе музыкальной деятельности у людей с минимальными музыкальными способностями. Развитие музыкального слуха осуществляется с первых же занятий на доступном материале; надо внимательно вслушиваться в музыкальную речь, проникать в ее смысл и строение.
Ритмический слух трактуется как умение чувствовать эмоциональную выразительность ритма, чувствовать ровный метр - т.е. пульс произведения.
Музыкальная память - способность узнавать и воспроизводить музыкальный материал. Музыкальная память включает в себя синтез различных видов памяти, таких, как зрительная, логическая, моторная, эмоциональная, слуховая. Необходимое условие музыкальной памяти- достаточное развитие музыкального слуха. Память весьма индивидуальна: у одних больше развита моторная память, у других слуховая, у третьих зрительная и т.д. Но ни один из видов памяти не встречается в чистом виде.
Воображение и фантазия - это проявление образного мышления.
Дети обладают уникальным творческим потенциалом, который особенно ярко и активно проявляется в форме эмоциональной отзывчивости на яркие впечатления жизни и искусства. Ценность творчества, его функции заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе.
Важно постоянно поддерживать мотивацию детей к предмету, учитывая их желания и потребности. Только развивая потребности, интересы, эмоции, чувства, вкусы детей, что в целом можно обозначить как музыкально - эстетическое сознание, можно приобщить их к музыкальной культуре, заложить ее основы.
Одной из главных задач педагога фортепиано является умение « заразить» ребенка желанием овладеть языком музыки. Поэтому задача педагога – не отпугнуть ребенка сложностью обучения, а создать на занятии комфортную атмосферу, тем более что занятия по фортепиано проходят в индивидуальной форме, что создает необходимые условия для всестороннего изучения и воспитания каждого ребенка. Творческие навыки на занятиях фортепиано включают в себя: подбор на слух понравившихся ребенку детских песенок, мелодий, различные творческие задания - досочинить или придумать слова к исполняемой пьеске, и другие виды; игра в ансамбле с педагогом или с другим ребенком. Выступление в ансамбле с педагогом, создает более комфортную обстановку и придает уверенность в публичном выступлении. Игра в ансамбле лучше дисциплинирует ритмику, совершенствует умение читать с листа, помогает выработать технические навыки. А так же доставляет ребенку большее удовольствие и радость. Она начинается еще с донотного периода и сопровождается до конца обучения. У всех детей это любимая форма музицирования. В репертуаре используем произведения разных жанров, стилей и эпох. Регулярно участвуем в отчетных концертах , различных проектах хоровой студии, фестивалях, конкурсах.
В заключении хочу сказать что обучение игре на фортепиано в рамках общее эстетического развития имеет ряд особенностей, они в целом состоят в следующем:
-общее эстетическое воспитание и развитие следует осуществлять в наиболее благоприятном возрасте ( старшем дошкольном и младшем школьном),
- в процессе педагогической работы следует систематически развивать музыкальность, основой которой является музыкальный слух в единстве различных его видов,
- процесс обучения должен носить творческий характер с учетом возрастных особенностей,
- следует осуществлять комплексный подход к обучению игре на фортепиано, постоянного сотрудничества с педагогами других дисциплин и студий.