Календарно-тематический план по развитию слухового восприятия седьмого класса

Казенное общеобразовательное учреждение Республики Алтай
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат для детей с нарушением слуха»









КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
по развитию слухового восприятия
седьмого класса



составил:
учитель индивидуальных
занятий по ФП и РРС
Бочкарева А.К.













г. Горно-Алтайск




Пояснительная записка

Календарно-тематический план составлен на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида допущенной Министерством образования Российской Федерации в 2005г.
Развитие слухового восприятия на индивидуальных занятиях происходит через обучение обучающихся восприятию на слух устной речи с индивидуальным слуховым аппаратом и без него. Основные способы восприятия – слуховой и слухо-зрительный. Дактильная форма речи используется как вспомогательное средство при незнании обучающимися состава слов. Широко используются таблички с печатным текстом.

































Воспринимать слухо – зрительно речевой материал. Различать
и опознавать на слух речевой материал.
(80 – 100 слов)

Тема: « Учёба»

Сколько месяцев продолжались летние (осенние, зимние) каникулы?
Куда ты ходил (ездил) во время каникул? Что ты делал дома? Скажи, какие книги ты прочитал (а)? В каком классе ты учишься? В какой класс ты перешёл (перешла)?
Какой сейчас год? В каком году ты окончишь школу? Кто преподаёт_____?
Сколько дней осталось до воскресенья ( до субботы, до каникул)? Сколько минут осталось до окончания занятия? Занятие окончено, ты свободен. Как прошёл у тебя сегодняшний (вчерашний) день? Ты готов (а) к уроку? Какой следующий урок?
Задание:
Расскажи, как прошёл у тебя сегодняшний (вчерашний) день?
Дополни предложение: Сколько месяцев продолжались__________
Каникулы?
Словарь:
Летние, осенние, зимние, продолжались, время каникул, окончил,
окончила, сегодняшний, вчерашний, осталось до окончания, свободное
время, занятие, следующий урок, окончания занятия, предмет, педагог.

Тема: «Описание природы »

«Осень»
Примерный текст:
Прошло лето. Ночи стали длиннее, а дни короче. Наступили холодные осенние дни. В поле стало пустынно. Не слышно жужжание пчёл и шмелей. В лесу не поют птички. Желтая листва покрыла землю. Осеннее солнце све - тит мало. Деревья стоят желтые, красные, бурые. Завяли последние, осенние цветы. Можно собрать для поделок цветные листья, шишки. В небе можно услышать курлыканье. Это журавли улетают на юг. Прощайте, крылатые друзья!
Задание:
Скажи, какие приметы осени ты знаешь?
Послушай и повтори: \ С деревьев стали падать жёлтые листья\.
Объясни правила произношения слов: длинные, пустынно, жужжание,
солнце, холодные, юг.
Словарь:
Длиннее, короче, холодные, осенние, пустынно, жужжание пчёл,
шмели, журавли, жёлтые, красные, бурые, последние, деревья, цветы,
поделки, шишки, курлыканье, улетают на юг, крылатые друзья.
«Зима»

Примерный текст:

Пришла зима. Кругом стало светло и бело. Пушистый белый снег сверкает как алмаз. Гладким льдом покрылись реки и озёра. Очень красиво в лесу. Стоит ель в белой мохнатой шубе. Иней украсил ветки берёз. В лесу зимой жизнь не замирает.
Где-то дятел стучит. Белка прыгает с дерево на дерево. Заяц бегает в белой шубе,
а медведь спит в берлоге.
Рады зиме ребята. Играют в снежки, катаются на санках (на лыжах, на коньках)

Задание:
Правильно произнести и проговорить: гладким льдом, ветки берёз,
Объясни значение слова: мохнатой шубе.
Дополни предложение: Пушистый________ ______сверкает как алмаз.
Словарь:
Светло, бело, пушистый, белый, алмаз, гладкий лёд, реки, озёра,
мохнатой шубе, иней, ветки берёз, жизнь, не замирает, дятел, белка,
медведь, заяц, берлога, снежки, коньки, санки, лыжи, прыгает, дерево,
бегает, стучит, спит.

«Весна»

Примерный текст:
Отшумел над горами и долинами северный ветер. Начались апрельские дни. С гор текут быстрые ручьи. На теплом солнечном припёке уже видна нежная весенняя зелень. Раскрылись маленькие синие фиалки. Розовым цветом оделись ядовитые кустики волчьего лыка. А на лиственницах запестрели жёлтые и красные шишечки.
Вот и пришла весна в Горный Алтай.

Задание:
Посмотри в словаре значение слов: волчьего лыка, припёк.
Найди в тексте слова на безударное \О\.
Нарисуй рисунок на тему: «Пришла весна».

Словарь:
Горы, долины, солнечный, отшумел, припёк, фиалки, лиственница,
быстрые ручьи, нежная, весенняя зелень, маленькие фиалки, раскрылись
запестрели, кустики волчьего лыка, ядовитые кустики, жёлтые, красные
шишечки, весна, северный ветер.


Тема: «Искусство. Эрмитаж»

Примерный текст:
Эрмитаж – самый большой музей в нашей стране. Один из самых больших и богатых в мире. Величественные здания высятся в Санкт – Петербурге на берегах Невы. И сами эти здания – замечательные памятники искусства.
В Эрмитаже есть произведения искусства, которым почти сорок тысяч лет. Картинная галерея Эрмитажа славится на весь мир. Собранные здесь сокровища знакомят с творчеством многих десятков стран и народов Востока и Запада.
В числе самых знаменитых коллекций – произведения Леонардо до Винчи, Тициана, Рубенса, Рембрандта и других.

Задание:
Какой самый большой музей в нашей стране?
Где находится музей?
Дополни предложение: В числе самых знаменитых коллекций
произведения Леонардо до Винчи__________,_________,___________.
Как ты думаешь, какое значение имеет Эрмитаж для нас
Словарь:
Музей, Эрмитаж, большой, богатый, величественные здания, берега
Невы, сокровища, картинная галерея, собрание коллекций, памятники
искусства, произведения искусства, творчество многих стран, народов
Востока, Запада, знаменитые коллекции, произведения Леонардо до
Винчи, Тициана, Рубенса, Рембрандта, художник, пейзажист.

Тема: «Республика Алтай»

Примерный текст:
Республика Алтай образована в 1991 году. Столица – город Горно – Алтайск. В нашей республике проживает более 200 тысяч человек. Наша Республика Алтай многонациональная. Здесь живут: русские, алтайцы, казахи, немцы, украинцы и другие. В нашей Республике очень красивая природа: гора Белуха высотой 4506 метров, горная и быстрая река Катунь, есть много озёр. Самое глубокое - Телецкое озеро глубиной 325 метров. Недра Республики содержат залежи каменного угля, ртутной, железной руд, цветных металлов.
За красоту природы Горный Алтай называют «Жемчужиной Сибири».

Задание:
Скажи, какая природа В Республика Алтай?
Послушай и повтори: \Как красиво на Алтае!\
Назови главу нашей Республики.
Словарь:
Республика, каменный уголь, красота, город Горно –Алтайск, красивая природа, более 200 тысяч человек, столица, глава, проживает, много озёр многонациональная, гора Белуха, горная и быстрая река Катунь, высота, Телецкое озеро, залежи каменного угля, железная руда, цветные металлы, Жемчужина Сибири, образована, 4506 метров, казахи, алтайцы, русские, украинцы, немцы, глубиной 325 метров.


Тема: «Магазин»

Тебе нужна (у тебя есть, попроси купить) ручка (линейка, записная книжка, тетрадь, батарейка)? Ты ходил (а) магазин? Ты пойдёшь магазин? Я пойду в книжный магазин (универсам, продуктовый, универмаг, Разноторг)? Сколько стоит_______? Что ты купил (а)? Купи________. Далеко ли магазин
( универмаг, Разноторг). Где ближайший магазин (универсам, Разноторг)?
Ближайший магазин за углом ( Подгорный, напротив, недалеко, близко).

Задание:
Послушай и повтори: \Батарейки для аппарата можно купить в киоске.\
Скажи, где находится Разноторг?
Объясни произношение слов: близко, напротив, универмаг.
Словарь:
Магазин, универмаг, Разноторг, выбирать, касса, чек, покупка, купить,
далеко, близко, записная книжка, недалеко, деньги, 10 рублей 50 копеек,
заплатить, выбирать, конфеты, сок, булочки, фрукты.

Тема: «Мои друзья»

У тебя есть друг (подруга, товарищ)? У меня есть (нет) друга (подруги, товарища). С кем из ребят (девочек) вашего класса ты дружишь? Кто твой друг (подруга)7 Когда тебе исполнится 13 (14, 15,) лет? Мне исполнится
. лет осенью, (летом, зимой, весной). Мне уже исполнилось.лет.
У тебя есть паспорт? С кем ты сидишь за партой? Ты получаешь письма от друга (подруги)? Ты поздравила с праздником друга (подругу)?

Задание:
Принеси паспорт ( свидетельство о рождении)
Объясни произношение слов: друг, класс.
Составь рассказ о друге (подруге) и озаглавь.
Словарь:
Друг, дружить, подруга, товарищ, поздравить, исполниться, паспорт
исполнилось, свидетельство о рождении, паспорт.


Тема: Учёба

С изучением литературы:

Какое произведение вы изучаете по литературе? Кто написал произведение? Когда написано произведение? Как ты понимаешь слово
( темница)? Почему стихотворение называется «Узник»? Что произошло с героями..? (Метель)? Когда (где) происходят события?

Задание:
Прочитай выразительно отрывок.
Назови жанр произведения?
Назови известные произведения Гоголя.
Дай, характеристику..(Оксане, Вакуле).
Словарь:
Жанр, произведение, действие (событие) происходит, церковь, Бурмин,
рождество, черевики, Петербург, смотритель, запорожцы, Пацюк,
Шадрино, полковник.


Тема: Здоровье

Как ты себя чувствуешь? Мне не здоровится. Я здоров (а) Я чувствую себя хорошо (плохо). У меня кружится голова. У меня болит горло (ухо). Ты был у врача? Ты ходил к врачу? Когда ты был у врача? Чем ты болел? Я болел гриппом ( ангиной). Какая у тебя температура? Измерь температуру. У меня нормальная (повышенная) температура. Возьми (принеси, попроси) у (от) врача справку о состоянии здоровья. Кто из ребят в классе болен? Как твоё здоровье? Чем ты.. заболела (болела)? Не болей
(выздоравливай). Принимай во время лекарство.

Задание:
Возьми градусник и измерь температуру.
Послушай и повтори: \У меня нормальная температура.\
Скажи, где находится ближайшая аптека?
Объясни произношение слов: йод, чувство, грипп.

Словарь:
Бинт, капли таблетки, лекарство, термометр, нормальная (повышенная)
температура, мне нездоровится, заболеть, больной, кружится голова,
я ничем не болел, выяснить, сообщить о здоровье, ангина, простуда,
грипп, аптека, справка, градусник, купить в аптеке, пить таблетки.