Статья Детская книга — как форми рование духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста


Каменских И.В., руководитель ОСП 2
МАДОУ детский сад № 39
«Детская книга – как формирование духовно - нравственной ценности детей дошкольного возраста»
Привить ребенку вкус к чтению –лучший подарок, который мы можемему сделать. С. Лупан
Введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования ориентирует работу педагога на обеспечение развития личности ребенка в «полном объеме», т.е. педагог создает условия, для развития каждого ребенка учитывая его возрастные и индивидуальные особенности, особенности общения и разнообразие интересов к различным видам деятельности. Для создания условий позитивной социализации, педагог способствует развитию инициативы ребенка, его творческих способностей, все это происходит в рамках сотрудничества. Осуществление педагогической деятельности, способствующее развитию гармоничной личности, происходит на основе реализуемой программы.
В дошкольном возрасте происходит наиболее интенсивное развитие ребенка, происходят уникальные преобразования личности. Дети учатся культуре общения, овладевают речью как средством общения, знакомятся с книжной культурой, детской литературой, учатся воспринимать и понимать на слух различные тексты и жанры литературного чтения. Все это способствует развитию предпосылок ценностно - смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей. Поэтому именно дошкольный возраст - это раскрытие потенциальных способностей ребенка, влекущих за собой успех в учебно-образовательной и творческой деятельности. Важное значение имеет развитие эмоционально-чувственной сферы у ребенка. Именно эмоции позволяют определить душевное состояние ребенка, способствуют социальному и нравственному развитию ребенка, влияют на будущее поведение человека в целом.
Детские эмоции оставляют след на всю жизнь, так как ребенок искренен в своих проявлениях он не умеет скрывать обиду, радость, боль, грусть. Именно в дошкольном возрасте, мы через книгу можем повлиять на понимание многих жизненных ситуаций, показать хорошие и плохие поступки, т.е. способствовать социальному и нравственному развитию ребенка. Книга учит добру, открытости, отзывчивости. Что не маловажно для воспитания полноценной личности, в условиях развития государства. Ведь гражданин России – это высоконравственный, творческий, компетентный, ответственный за настоящее и будущее страны человек Сегодня в мире есть тенденция к уменьшению количества читателей, в особенности среди детей. У современных детей масса других более увлекательных «занятий» где не нужно прилагать усилий, чтобы запомнить буквы, научиться читать. А самым главным условием уменьшения количества читателей является частый просмотр детьми ТВ, длительное времяпровождений возле компьтера. Дети смотрят телевизионные передачи, играют в компьютер без ограничений, лишь бы ребенок был «занят» и не трогал родителей после тяжелого рабочего дня.
Я считаю, что равнодушное отношение к книге у ребенка, не желание читать складывается, потому что взрослые, порой, не в полной мере прививают ребенку понимание, важности чтения и книг. Не все взрослые имеют возможность и желание, каждый вечер читать детям перед сном книжку, а это очень важно! Для развития малыша, это и есть стартовое формирование ценности книг. Лучший пример для ребенка - это взрослый с книгой в руках. Именно взрослые знакомят ребенка с «первой» книгой и продолжают читать ему на протяжении всего дошкольного возраста. Ребенок, постоянно прочитывающий с взрослым книги, придет к пониманию ценности книг, необходимости читать, читать и читать, ему будет интересно, что происходит с героями в той или иной книге, у него появятся любимые книги. Взрослые являются примером для детей!
  Чтение проходит через все этапы развития личности. (младенчество, детство, юность, зрелость, старость), определяет жизненную успешность – т.е. профессиональное становление, интеллектуальное и эмоциональное развитие личности.   Гораздо большее значение, чтение книг, имеет в жизни детей, чем в жизни взрослых. Те книги которые ребенок прочитал в детстве, остаются в его памяти надолго, влияет на дальнейшее развитие ребенка, способствуют формированию миропредставления и миропонимания, учат определенным нормам поведения, помогают преодолеть жизненные трудности.
Знакомство с различными литературными произведениями способствует развитию у ребенка литературно – художественного вкуса, поэтического слуха, эмоциональной отзывчивости, пониманию нравственного смысла изображенных событий, а так же развитию знаний ребенка о писателях и поэтах о существовании различных литературных жанров развитию разговорной и монологической речи, умению самостоятельно находить речевые средства при осуществлении творческого замысла.
Включая чтение в стратегию жизни каждой личности, это означает что человек в любой жизненной и житейской ситуации может найти помощь в книге, библиотеке. Тогда мы получаем полностью успешную личность. Научить детей любить книгу, понимать её, ощущать потребность в ней, долг каждого взрослого (родителя, педагога). Важно понимать, что только систематическое чтение книг взрослым для ребенка приведет к пониманию значимости и важности книг.
Чтобы дети лучше понимали книги, можно познакомить их с возникновением книги, как сложно ее создание, сколько людей, знаний, умений, сил нужно, чтобы взять в руки действительно, интересную, качественно сделанную, полезную книгу. Книги побуждают ум к самостоятельному мышлению, направляют его, делают более тонким, восприимчивым, развивают работоспособность, критическую мысль. Проницательность и умение выражать свои и мысли.
Чтение – это окошко,
через которое дети видят
и познают мир и самих себя.
(В. Сухомлинский)